наверх
 

Л. Б. Лунц и Т. Н. Протасова. К проблеме создания зеленой архитектуры в промышленном комплексе

Краматорск. Фонтан на территории завода
Краматорск. Фонтан на территории завода
Фото из статьи: Л. Б. Лунц и Т. Н. Протасова. Проблема озеленения промышленного комплекса // Проблемы садово-парковой архитектуры : Сборник статей. — Москва : Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1936.
 
 
 
Статья публикуется по изданию:
Л. Б. Лунц и Т. Н. Протасова. К проблеме создания зеленой архитектуры в промышленном комплексе // Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том II, книга 1 / Под редакцией Ю. К. Милонова ; Всесоюзная Академия архитектуры. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1937. — С. 261—286.
Факсимильный скан издания:
 
 
 

К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ ЗЕЛЕНОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Л. Б. Лунц и Т. Н. Протасова

 

ОСНОВНЫЕ УСТАНОВКИ

 
Значительность задач, стоящих перед промышленной архитектурой, требует использования всех архитектурных возможностей для сочетания в единое гармоническое и художественное целое отдельных архитектурных элементов. Одним из важных компонентов архитектурного ансамбля завода является зеленая архитектура. Зеленые посадки, созданные по единому художественному замыслу, обогащают архитектуру промышленного комплекса, обрамляя отдельные здания, подчеркивая магистрали и являясь архитектурной связью между цехами.
 
Путем включения зелени в заводской ансамбль легче всего сообщить объемность воздушным пространствам, зрительно раздвинуть корпуса и расширить площадку завода. Все эти моменты в то же время чрезвычайно благотворно действуют на нервную систему и создают отдых для глаз.
 
Функциональное значение зелени на заводской площадке огромно: зелень служит живой изгородью, изолирует отдельные здания, особо вредные, шумные, или особо тихие цеха (лаборатории, опытные павильоны и т. д.). Зелень, обрамляя дороги, подчеркивает график движения, направляет потоки людей к заводоуправлению или к цехам, закрывая собою в то же время входы специального назначения. Зелень в сочетании с фонтанами и открытыми водоемами служит естественным фильтром, защищающим производство от пыли извне и с заводских проездов, что особенно необходимо в тех типах производства, где амортизация дорого стоящих агрегатов в большой степени зависит от количества попадающей в них пыли. Кроме того, насаждения на территории промплощадки и особенно по ее границам должны защищать прилегающие районы от вредных выделений производства. Зелень регулирует количество влаги и кислорода в воздухе, не допуская резких изменений состава воздуха завода по сравнению с воздухом жилого поселка.
 
Зеленые посадки являются естественной защитой от шума, ветра, снега, заносов песком; они задерживают и направляют воздушные потоки и служат маскировочным целям. Наконец, применение зелени является наиболее художественным приемом внешнего благоустройства территории. Организация культурного отдыха на территории завода немыслима без известного количества растительности, так как зелень заключает в себе элементы успокоения и радости.
 
В то же время растительность в условиях завода не должна быть слишком яркой и пестрой окраски и разнообразной по виду, иначе она будет рассеивать внимание попавшего на завод. Вообще зелень не должна довлеть в организации пространства заводского ансамбля, но сопутствовать промышленной архитектуре и украшать ее.
 
Необходимые заводу насаждения по объемному признаку, с учетом их функционального значения, могут быть сведены к следующим группам:
  • а) древесные насаждения с высокими, раскидистыми и непроницаемыми кронами, расположенные по периметру площадки и ограждающие завод от внешних влияний;
  • б) древесные насаждения с кронами средней высоты, правильной формы, размеры и направление тени от которых могут быть учтены в процессе проектирования; эта группа служит для изоляции цеха от цеха, обсадки проездов, усиления противопожарной охраны, улавливания пыли, несущейся в верхних слоях воздуха;
  • в) непроницаемый кустарник высотой до уровня глаз человека (1—1,5 м), являющийся основным фильтром нижних слоев заводского воздуха, которые содержат наибольшее количество пыли; кроме того, кустарник является наиболее архитектурным типом живой ограды, необходимой для разделения отдельных элементов заводской территории (площадок, проездов, дорог);
  • г) насаждения партерного типа, имеющие целью покрытие травяным и цветочным ковром всех свободных пылящих поверхностей.
 
Громадное значение имеет правильно подобранный ассортимент насаждений для каждой из перечисленных групп. Значительная пестрота почвенных, климатических и прочих естественных условий в пределах нашего Союза требует специальной разработки вопроса ассортимента в каждом отдельном случае. Имеющиеся по этому вопросу труды не освещают с достаточной полнотой всех районов СССР.
 
Дорожная сеть, по основным трассам которой обычно проходят архитектурные оси, должна быть положена в основу расположения зеленых объемов.
 
Архитектурное значение зелени особенно велико в организации территории и пространства главного входа на завод, где проходят основные массы рабочих и где наиболее широко воспринимается архитектурный облик завода в целом.
 
Так же велико архитектурное значение насаждений при решении мест кратковременного отдыха. Эти участки должны находиться в стороне от производственной зоны, от наиболее вредных цехов и особенно напряженных транспортных магистралей. Места отдыха должны быть ограждены интенсивной зеленью от остальной территории, поэтому здесь могут быть широко использованы все приемы паркового искусства: скульптура, водоемы, разнообразная декоративная флора, живописная обработка партера, беседки, террасы и т. д. Оформление мест отдыха цветами, в отличие от оформления производственной территории завода, должно быть ярким и богатым по форме.
 
Помимо архитектурного и функционального значения в границах территории промплощадки, зеленая архитектура в большой степени способствует созданию архитектурно-планировочного единства территорий промышленности и тяготеющего к ней жилья. Это единство может быть достигнуто путем подбора архитектурно увязанного ассортимента насаждений как на территории вне завода, так и на самой заводской площадке.
 
Большое значение имеют декоративные свойства зелени в деле архитектурной реконструкции старых заводов. Пользуясь зеленью, как пластическим архитектурным материалом, архитектор имеет возможность скрыть и исправить отдельные дефекты в архитектурном облике завода. Эта возможность особенно важна на заводах, где существует пестрота в архитектурном и масштабном решении различных заводских зданий.
 
Но только тогда зелень займет законное и прочное положение на заводской территории, когда проект озеленения будет составляться в соответствии со схемой технологии производства, а также с учетом решения сети подземного хозяйства. Развитие зеленых площадей не должно итти за счет удлинения грузопотоков на производственной территории. Поэтому озеленение между цехами основной производственной группы, связанной железнодорожными путями и непосредственным потоком продукции, должно быть представлено лентами кустарника или газона с цветами. Эта зелень располагается вдоль проезда и тротуаров, не увеличивая разрыва между цехами, определенного по условиям технологии и пожарной безопасности.
 
Высокие деревья при высоте здания свыше 10 м должны отстоять от стен на 10 м (по пожарным нормам); следовательно, посадив между зданиями деревья, а не кустарник, мы непроизводительно увеличили бы разрыв и удлинили пробег продукции, что, конечно, крайне нежелательно.
 
Другим моментом, определяющим решение, является архитектурный облик тех пород насаждений, которые по природным условиям могут применяться в данном случае.
 
В свою очередь, каждый вид производства выдвигает ряд специальных требований к зелени. Эти требования определяются следующими показателями:
  1. Общая технология производства.
  2. Внутризаводский транспорт.
  3. Объемное решение (система застройки).
  4. Освещение корпусов.
  5. Подземное хозяйство.
  6. Габариты транспортных средств и фабрикатов.
  7. Вредные выделения производства.
  8. Степень необходимости изоляции агрегатов от пыли.
 
 

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

 
Подходя к анализу уже осуществленного озеленения наших заводов, необходимо остановиться на значении проблемы озеленения промышленных территорий в Советском союзе по сравнению с Западом и дореволюционной Россией.
 
Владелец завода в дореволюционной России думал только о прибылях. В результате, в царской России не было архитектуры промышленных зданий в том смысле, как мы ее понимаем. Не существовало и зеленой архитектуры, даже в самой примитивной форме. В отдельных случаях владельцы оформляли зеленью и цветами здания заводоуправлений, но и это делалось главным образом из коммерческих соображений. Исключение составляли специальные посадки с промышленной целью, дающие сырье для производства или продукты на рынок. Несколько иначе обстоит дело с озеленением на заводах Запада. Там существует ряд крупных предприятий, где в интересах капиталиста рабочий поставлен в условия, при которых его труд достигает наибольшей интенсивности. При этом не забыта, конечно, и зелень, но все эти мероприятия вызваны отнюдь не заботой о рабочем.
 
Внешняя чистота и благоустроенность прежде всего служат рекламным целям.
 
Принципиально иначе поставлен этот вопрос в СССР. Очевидной пользе зеленых насаждений для человека (рабочего, инженера и т. д.) у нас придается особое значение. Социалистический труд должен быть поставлен в условия, отвечающие всем требованиям удобства, гигиены и эстетики. Эти условия, облегчая труд, тем самым повышают производительность его и приобретают общественно-политическое значение в борьбе за качество продукции и выполнение плана. В результате этого за последние годы широко развернулась борьба за благоустройство фабрично-заводских территорий.
 
Первыми шагами на этом пути является озеленение территории. Десятки заводов и фабрик, чаще всего по инициативе рабочей общественности, сильно изменили свой внешний вид. На заводской площадке, освобожденной от всякого хлама, появились деревья, кустарники, цветы, газоны и фонтаны. Места, которые раньше вызывали отвращение у рабочих, теперь привлекают своим уютом. Особенно важно подчеркнуть, что значительная часть этих работ выполнена в порядке субботников самими рабочими.
 
Это показывает естественную тягу рабочего к тому, чтобы место его труда было привлекательным, т. е. чистым и красивым.
 
Озеленение наших заводов за последнее время стало явлением обычным. Основными функциями зелени на заводской территории в настоящее время являются: общее благоустройство территории, декоративное оформление отдельных участков, оформление уголков культурного отдыха и, наконец, регулирование движения.
 
Собранный и изученный материал позволяет разбить все существующие решения озеленения на несколько групп.
 
К первой группе относится самый примитивный вид озеленения — посадки с целью благоустройства территории. Пример этого — территория шахты «Подземгаз». Она еще не окончательно благоустроена, не организованы четкие проезды и пешеходные дороги, еще нет древесных и кустарниковых посадок, но цветы уже нашли себе место. И сразу, благодаря одной только клумбе, общий вид территории резко изменился к лучшему.
 
 
Рис. 1. Обрамление главной конторы Днепростроя
 
 
В другом примере — Кувшинский металлургический завод — территория завода преобразилась за несколько недель. Молодые посадки, клумбы цветов и пятна газона придали ей опрятный и уютный вид, причем интересно отметить, что зеленые посадки размещены и у самых доменных печей.
 
Харьковский завод «Серп и молот» с особенной тщательностью следит за благоустройством своего двора. Каждый свободный участок заботливо огорожен, на нем посажены цветы, кустарники; несмотря на то, что все это сделано чрезвычайно примитивно, общее впечатление создается благоприятное.
 
 
Рис. 2. Цветы у шахты «Подземгаз»
 
 
Не пожалел труда и средств на благоустройство своей территории краснодарский комбинат «Союзмаргарин». Правда, пятна цветников ни планировочно, ни архитектурно не увязаны с окружающей территорией, но самое их существование представляет собой значительное достижение.
 
Несколько дальше пошла Дмитровская фарфоровая фабрика. Здесь при помощи насаждений пытаются не только благоустроить территорию, но и организовать движение по ней. Работа далеко не закончена; еще не решена вертикальная планировка участка, не весь мусор убран с территории, не продуман вопрос создания многолетних насаждений, которые могли бы заменить излишнее количество цветов. В качестве интересной детали следует отметить использование отходов производства для окаймления бордюром цветочных клумб.
 
Доменный цех завода им. Рыкова в Донбассе тоже приступил к озеленению. Свободный участок двора энергично засаживается цветами.
 
Чувствуется, что это только первые шаги и притом без участия архитектора.
 
 
Рис. 3. Озеленение Харьковского тракторного завода
 
 
Иначе решили этот вопрос на заводе им. Менжинского. Свободная территория по сторонам проезда покрыта газоном с группами цветов. Очевидно, в данном случае насаждения использованы с целью благоустройства заводского двора и никаких архитектурных функций не несут.
 
 
Рис. 4. Озеленение ташкентского текстильного комбината
 
 
Приведенные выше примеры позволяют сделать некоторые обобщения. Обычно вопрос решается так: места случайных свалок на заводском дворе очищаются от стройматериалов или отходов производства, поспешно огораживаются примитивными барьерами и внутри засаживаются цветами и декоративной зеленью. Цель ясна: на цветочные клумбы не станут сваливать лом и мусор. Следовательно, тут зелень несет санитарно-гигиеническую функцию, но и только; ни о более глубоком функциональном использовании ее, ни об архитектурной и даже декоративной ценности озеленения не приходится говорить. И все-таки даже такие начинания представляют собою большую ценность, так как в этом видны творческая активность самих трудящихся, занятых в производстве, и понимание ими значения зелени в деле создания культурного и красивого завода. В то же время самодеятельность рабочих, возглавляемая партийно-общественными организациями, лишний раз доказывает, что на этом участке промышленного строительства архитектуре и вопросу органической связи зелени с архитектурой не уделяется достаточного внимания.
 
 
Рис. 5. Схема озеленения фабрики в Нухе
 
 
Другую группу составляют решения, в которых озеленение имеет функционально-декоративное назначение. Так, например на заводе им. Петровского в Днепропетровске газонами и клумбами не только украшена территория перед заводоуправлением, но и организовано на площади пешеходное движение.
 
 
Рис. 6. Схема озеленения завода «Калибр»
 
 
При помощи таких же приемов организована территория Ярославского автозавода, где древесными насаждениями оформлена одна из внутризаводских магистралей, а цветами и кустарниками окружены места отдыха. Средствами зеленой архитектуры довольно удачно оформлен вход в цех завода «Севкабель».
 
 
Рис. 7. Технический проект озеленения фабрики в Курске
 
 
Однообразие фасада одного из цехов завода им. Менжинского несколько скрашено посадкой высококронных деревьев. На этом же заводе линейная посадка вдоль корпуса направляет и организует основной людской поток.
 
 
Рис. 8. Технический проект озеленения фабрики в Курске. Перспектива
 
 
Следующий вид озеленения — это посадки с целью устройства уголков культурного отдыха для работников завода. Такой уголок, например, организован почти у самого доменного цеха Кувшинского металлургического завода. Сделано это очень примитивно, но самый факт создания такого уголка заслуживает внимания. В другом примере уголок отдыха создан в заводском дворе кожевенного завода им. Радищева. Свободный участок здесь больше, чем в предыдущем примере, и это позволило более полно осуществить задачу. Размеры садика дают возможность посидеть среди зелени в обеденный перерыв, до работы или после нее.
 
 
Рис. 9. Схема озеленения фабрики в Смоленске
 
 
Рис. 10. Схема озеленения фабрики в Саранске
 
 
В приведенных примерах посадки произведены по инициативе и руками самих рабочих, что подчеркивает их необходимость. С другой стороны, очевидно, что архитектор-организатор территории завода (генплана) этой необходимости не учитывал, так как участки малы по площади и случайны по расположению среди заводских корпусов.
 
Значительное количество примеров показывает наличие архитектурно задуманных решений озеленения заводских территорий, но в этой группе решений следует отметить случайность размещения элементов архитектуры малых форм и зеленой архитектуры. Разве не случайно размещение фонтана у доменного цеха днепропетровского завода металлургического оборудования? Фонтан поставлен слишком близко к зданию цеха, да и вообще сомнительна архитектурная целесообразность установки у цехов фонтана такой сложной формы: этот фонтан годится для сквера, партера, но никак не для заводского двора у доменной печи.
 
 
Рис. 11. Схема озеленения комбината в Орше
 
 
В Краматорске на небольшом участке между путями доменного цеха разбит цветник с фонтаном. Здесь лучше подошел бы простой гладкий газон, а цветник, да еще с таким массивным фонтаном, требует и большей площади и другого места.
 
 
Рис. 12. Технический проект озеленения комбината в Орше
 
 
В этой же группе примеров обращает на себя внимание однообразие объемов и бедность самих решений, где архитектурное начало чувствуется лишь в организации плана. Применением дорого стоящих скульптур, ваз и фонтанов эта бедность решений еще более подчеркивается.
 
 
Рис. 13. Технический проект озеленения комбината в Херсоне
 
 
Завод им. Менжинского, как видно, не пожалел затрат на озеленение своей территории; но как бедно выглядит громадная пустая ваза для цветов на грубом постаменте, окруженная низким кустарником; как ненужно, вне всякой связи с фасадом цеха и со скульптурами, размещены ели на однообразном фоне газона! Еще более неприятное впечатление создается от небольшого участка, засаженного чахлым кустарником, с двумя большими скульптурами на нем. И, наконец, совсем уже непригляден уголок заводского двора, где скучное однообразие прямоугольников газона никак не оживляет общей картины. Даже самое парадное пятно завода, несмотря на богатство центрального ядра, производит впечатление скуки и однообразия.
 
 
Рис. 14. Схема озеленения комбината в Бежецке
 
 
Так же неудачно решено озеленение двора фабрики «Красное знамя». Однообразие зеленых объемов здесь подчеркивается грубыми штахетами ограждений.
 
В сквере перед новокотельным цехом луганского паровозостроительного завода была полная возможность использовать и кустарник и деревья в гораздо большем количестве, чем это сделано.
 
Игнорирование архитектурных свойств насаждений является основным недостатком попыток архитектурного решения зелени на заводских территориях. Некоторое исключение представляет собою аллея на заводе в Таганроге, где в решении заложен поступательный ритм, подчеркивающий движение от ворот в глубь завода. Кроме того, в данном случае чувствуется органическая связь архитектуры малых форм (ограда) с зелеными объемами. Организация площадки на территории луганского завода показывает несоответствие архитектурного решения этой площадки с архитектурой соседних заводских корпусов. Диаметр площадки, устроенной на возвышении, в сочетании с громоздкой формой ее центра, понижает в зрительном восприятии значимость заводского корпуса, а самая площадка в силу этого кажется зажатой и не имеющей подходов.
 
 
Рис. 15. Схема озеленения шелководной фабрики в Самарканде
 
 
Анализ озеленения заводских территорий позволяет сделать следующие основные выводы:
  • а) зелень не используется во всем многообразии своих свойств;
  • б) чрезвычайно бедно решено озеленение в отношении архитектоники и красок;
  • в) отсутствует органическая связь между озеленением и заводской архитектурой;
  • г) размещение зеленых пятен на промплощадке случайно, так как в решении генеральных планов заводов не предусмотрена необходимость озеленения территории.
 
 

АНАЛИЗ ПРОЕКТНОГО МАТЕРИАЛА

 
Анализу проектов озеленения заводских территорий необходимо предпослать несколько общих положений.
 
Генеральные планы некоторых заводов, выстроенных в первую пятилетку, еще не решались как единое архитектурное целое, как пространство, организованное всеми средствами архитектурного выражения. Отсутствие комплексного решения завода приводит к тому, что отдельные компоненты архитектурного ансамбля выражены слабо, бедно и неубедительно. Именно так обстоит дело с зеленой архитектурой на заводской площадке.
 
Когда генеральный план от технолога или архитектора, преследующего цель только организации заводского процесса, попадает к проектировщику-озеленителю, роль последнего сводится именно к «озеленению», т. е. к заполнению зеленью площади, оставшейся свободной от сети дорог, застройки зданиями и мест специального назначения.
 
 
Рис. 16. Озеленение семипалатинского комбината (план партерной части)
 
 
Кроме отсутствия на генеральном плане места для развития зеленой архитектуры, зачастую отсутствует и проект завода в целом, так как отдельные его элементы проектируются различными организациями. Об озеленении же начинают думать тогда, когда завод уже построен или, в лучшем случае, строится, и, значит, проектирование в основном закончено. Даже при наличии единого архитектурного проекта, автор зеленой архитектуры в творческом процессе совершенно не связан с автором основного проекта, и, следовательно, ему либо приходится повторять работу первого автора по изучению всех технологических процессов и существа производства, что чрезвычайно осложняет его работу, либо итти по линии наименьшего сопротивления и «озеленять» свободные участки. Отсюда робость решения, незаконченность, неубедительность, а иногда и полное отсутствие элементов архитектуры в проектах озеленения заводов. Озеленитель чувствует себя в родной стихии только при решении площадок отдыха и парадных мест, которые могут быть решены самостоятельно.
 
Все же следует отметить (в качестве положительного явления) факт возникновения проектной работы по озеленению промышленных территорий. Необходимость ее стала всем очевидной, и остается только направить ее по правильному пути. В настоящее время проектирование зеленой архитектуры находится еще в стадии первоначального развития. Поэтому в рассматриваемом ниже материале наибольший удельный вес имеет группа схематических решений, являющихся первой стадией работы (проектные задания). Следующую, меньшую группу, составляют проекты законченные, но неосуществленные, и, наконец, последнюю, наименьшую группу, представляют проекты, перенесенные в натуру.
 
 

СХЕМАТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

 
1. Схема озеленения территории шелковой фабрики в Нухе — выполнена арх. Р. М. Зильберман в 1934 году (рис. 5).
 
Наиболее удачно здесь использована зелень в решении площадок культурного отдыха и парадной части завода у входа. Проектировщик в данном случае использовал опыт проектирования парков, создавая сложную сетку дорожек и причудливые узоры из цветов. Но эти интересно решенные уголки расположены на генеральном плане случайно, там, где оказалось место.
 
 
Рис. 17. Озеленение семипалатинского комбината (перспектива партерной части)
 
 
В данной схеме отсутствует единая архитектурная композиция. Нет единого перспективного вида магистралей. Плохо подчеркнуты проезды вообще, например деревья запроектированы по одну сторону магистралей с неопределенными перерывами.
 
Зеленая архитектура не решена как однородный архитектурный материал, составляющий с архитектурой завода одно целое. Зелень робко заполняет собою все свободные места, углубления зданий, отступ от дороги и участок, не полностью освоенный цехом, на нем расположенным.
 
Но и в таком несколько вынужденном расположении зелени видно, насколько ее декоративные и архитектурные свойства помогают проектировщику исправить недостатки генерального плана. Ясно, что здания 7, 8 и 10 выстроены раньше, чем составлен был генеральный план; эти здания как бы падают на главный корпус. Что можно здесь сделать средствами зеленой архитектуры?
 
Зеленые массы, расположенные в правильных геометрических формах, с пешеходными дорожками и площадкой для тенниса, выравнивают в плане промплощадки участки с неудачно поставленными габаритами сооружений и этим несколько уравновешивают и исправляют весь генплан. В данной схеме зелень недостаточно использована ни как защита от преобладающих юго-восточных ветров, несущих пыль с заводской улицы, ни как защитная зона между производством и жильем. В то же время следует отметить, что здания главной конторы, столовой и пожарного депо окружены достаточно интенсивной посадкой.
 
 
Рис. 18. Озеленение комбината в Тбилиси (Тифлис). Генплан
 
 
2. Схема озеленения территории Смоленского Льнокомбината — выполнена арх. Р. М. Зильберман в 1935 году.
 
Часть завода между проходной и главным корпусом решена как аллея к реке Днепру. Эта декоративная магистраль, украшенная вазами и скульптурами, решена несколько изолированно, без композиционной увязки с главным входом на завод. Заводская территория, так же как и в предыдущем примере, лишена композиционной организации, т. е. под газоны и случайные группы деревьев использованы отдельные свободные участки. В качестве недостатка решения следует отметить, что склады льна-сырца окружены газонами не со всех сторон, причем между складской и производственной частью завода совсем нет газонов. В условиях этого участка завода газон недостаточен, так как пыль, выделяемая в большом количестве сырьем и не задерживаемая ничем, будет садиться на всю территорию завода. Так называемые «пыльные волчки», особо нуждающиеся в изоляции зеленой оградой от остальных зданий, расположены на замощенной площади, в то время как это здание нужно было бы обсадить деревьями и кустарником. Вообще на площадке очень немного древесных и кустарниковых насаждений, что в условиях данного, чрезвычайно пыльного, производства является недостатком решения.
 
 
Рис. 19. Озеленение комбината в Тбилиси (Тифлис). Перспектива отдельных участков
 
 
3. Схема озеленения Саранского пенькоджутового комбината — выполнена в 1934 году арх. М. П. Коржевым.
 
В отличие от предыдущих схем, в данном решении зелень использована как защита от господствующих юго-западных ветров, а с подветренной стороны склады окружены двумя рядами деревьев, что способствует защите окружающей территории от пыли производства. Зеленая архитектура в рассматриваемом примере недостаточно однородна, различна по композиции и не выражает единства архитектурного ансамбля, а наоборот, дробит территорию, замыкая в себе отдельные ее части.
 
Даже парадная часть завода, т. е. магистраль от главной проходной к заводу, невыразительна, и без экспликации зданий трудно отличить эту основную дорогу к заводу от второстепенных проездов и проходов.
 
Достоинством схемы является интересное решение уголков отдыха и комплекса физкультурных площадок.
 
 
Рис. 20. Озеленение комбината в Тбилиси (Тифлис). Перспектива партера
 
 
4. Схема озеленения Оршанского Льнокомбината — выполнена в 1934 году арх. М. П. Соколовым.
 
Зеленая архитектура дополняет ансамбль завода и связывает отдельные его здания. Удачно решено озеленение входа на завод. Так, в парадной части завода (у входа) расположены декоративные группы деревьев, газонов, цветов; на складской же зоне и хозяйственном дворе цветов нет, — там группы деревьев и газон. Тоже деревья, но уже не декоративными группами, а сдвоенным рядом, отделяют завод от окружающих территорий. Там, где нужно широкой и сплошной зеленой стекой отделить склады от заводского двора или складскую зону и двор от парадной части завода, применены сплошные посадки деревьев с густолиственной непроницаемой кроной, дополненные кустарником.
 
Посадки удачно расположены в архитектурном отношении и в отношении смелого использования зелени в качестве защиты от внешнего воздействия. Недостатком схемы является нечеткое решение подхода к столовой. Кроме того, значительные свободные площади не освоены зеленой архитектурой, несмотря на то, что на территории завода должно быть как можно меньше пылящих поверхностей.
 
5. Схема озеленения территории Челябинского Электрометаллургического комбината — выполнена в 1933 году арх. М. И. Прохоровой.
 
Эта схема иллюстрирует законченность зеленой архитектуры на площадках, свободных от непосредственного влияния производственного процесса. Несмотря на случайность расположения на территории, площадки эти становятся привлекательными местами отдыха. Недостатком решения является малый размер площадок и то, что они плохо изолированы от окружающей территории, будучи расположены на одной из основных магистралей завода. Это обстоятельство потребует создания дополнительных мест отдыха рабочих.
 
Объемное решение зелени в уголке отдыха около корпуса удачно сочетается с архитектурными массами заводских корпусов. Остается пожалеть, что этот достаточно полноценный эскизный проект не получил дальнейшего развития, ввиду коренных изменений в решении самой производственной площадки.
 
 
Рис. 21. Озеленение комбината в Тбилиси (Тифлис). Профили
 
 
6. Схема озеленения территории Меланжевого комбината в г. Тбилиси — выполнена в 1935 году арх. А. С. Спасовым.
 
Коренным отличием рассматриваемой схемы от всех предыдущих является попытка комплексно решать не только промплощадку, но и окружающие ее территории как местного значения (жилой поселок комбината, примыкающий к промплощадке с севера), так и общегородского значения (набережная реки Куры вдоль восточной границы комбината, где проходит городская транзитная магистраль).
 
Говоря о функциональной стороне схемы, следует отметить правильность создания мощной зеленой зоны между комбинатом и поселком. Так же верно намечено использовать под насаждения каждый свободный участок вокруг ТЭЦ, что несколько снизит вредность соседства этого сооружения для работающих на комбинате. В то же время налицо несколько излишнее увлечение автора формами партерной зелени, особенно в центральной части комбината. Учитывая жаркий климат Тбилиси, хотелось бы иметь больше тени именно в центральной и, следовательно, наиболее красивой части площадки.
 
Переходя к анализу архитектурного решения, следует отметить целостность решения зеленого ансамбля жилого поселка, набережной и промплощадки. Эта целостность выразилась в наличии единой композиционной оси, берущей начало у общественного сооружения в поселке и замыкающейся вертикалью башни, венчающей здание прядильного корпуса. Единство композиционного решения сказалось и в органической увязке планировочного решения набережной и заводского пятна.
 
К числу недостатков схемы следует, пожалуй, отнести несколько излишне богатое решение центрального партера. Он запроектирован в повышенном уровне с замощением свободной площади плитками и с организацией громадного водоема и цветников. Высокая стоимость осуществления такого предложения вызывает опасения за его реальность.
 
 

ЗАКОНЧЕННЫЕ ПРОЕКТЫ

 
1. Проект озеленения территории завода «Калибр» — выполнен в 1934 году проф. Е. В. Шервинским.
 
Проект озеленения рассматриваемого завода отличается несомненным мастерством выполнения работы, но в то же время в проекте не чувствуется органической связи зеленой архитектуры с архитектурой заводских зданий. Как и в других решениях, зелени отведены здесь все свободные места на территории завода, и озеленение недостаточно четко организовано как в функциональном, так и в архитектурном смысле.
 
Площадки отдыха запроектированы как часть парка, причем их архитектурное решение не соответствует по основным приемам конструктивному решению заводских корпусов. Свободное парковое решение этих участков не совсем соответствует расположению их в середине заводской территории между главными и подсобными цехами.
 
Отсутствие единства композиции приводит к неверным декоративным приемам. Так, например центральная магистраль, проходящая через беседку в ротонду, казалось бы самая парадная и значительная дорога на заводе, архитектурно завершена недостаточно выразительно, замыкаясь пейзажной группой посадок. Совершенно ясно, что автор озеленения решал его оторванно от решения архитектуры заводских корпусов. В то же время очевидно, что и автор генплана не учитывал необходимости озеленения территории завода.
 
2. Проект Сочинского мясокомбината — выполнен в 1934 году в мастерской проф. И. С. Николаева.
 
Данный проект не является специальным проектом озеленения. Решался архитектурный ансамбль завода, а зелень вкомпонована в планировку и организацию пространства как необходимое дополнение к архитектуре завода. Зеленая архитектура здесь еще бедна, она лишь кое-где подчеркивает ту или иную магистраль, архитектурно заканчивает территорию завода, оформляет собою площадь перед главным корпусом. О полном функциональном использовании насаждений не приходится и говорить, зеленые насаждения являются здесь лишь дополнением к архитектурному экстерьеру. Зелень использована только с архитектурно-декоративной стороны и то неполно, но то, что есть, органически связано с архитектурой здания. Нет случайно нарезанных площадок газона, нет попыток устроить на заводе часть парка. Архитектор здесь явно не задавался проектом озеленения, но в решении промплощадки оказалось невозможным обойти зелень, и он компонует ее, как и другие архитектурные элементы, в комплексном решении.
 
Настоящий проект открывает перспективу пути, по которому должна развиваться архитектура зелени на заводе. Имея такие четкие указания, автор-озеленитель легко может довести решение до необходимой полноценности во всех отношениях.
 
3. Проект озеленения территории Ташкентского Текстильного комбината — выполнен под руководством Л. Б. Лунц, арх. Р. М. Зильберман и Н. М. Хмельницкой в 1935 году.
 
Проект озеленения территории ташкентского текстильного гиганта характерен тем, что одновременно одним и тем же авторским коллективом решалось не только озеленение собственно промплощадки, но и озеленение соцгорода, территории ТЭЦ и даже планировка парка культуры и отдыха. Все перечисленные проекты выполнялись одновременно и в полной увязке с проектами вертикальной планировки и ирригации. В результате получено комплексное решение, доведенное до стадии технического проекта.
 
Основным, общим для всех элементов комбината, принципом является стремление создать максимальное количество зелени с западной и южной сторон для защиты от палящих лучей солнца. Вторым принципом является стремление увязать архитектуру зелени с архитектурой окружающих зданий. Третье принципиальное положение — это включение значительного числа водоемов в зеленые массивы, и, наконец, последнее, общее положение — ориентация, при подборе пород насаждений, на реальные местные возможности с включением в ассортимент их большого количества фруктовых насаждений.
 
Изучение плана промплощадки, профилей и перспективы убеждает, что в данном случае зеленая архитектура решена удовлетворительно.
 
4. Проект озеленения территории Шпагато-веревочной фабрики в Курске — выполнен арх. М. Я. Шевелевым в 1935 году.
 
Планировочным недостатком проекта является отсутствие четкого отграничения складской зоны от производственной. Как основные, так и второстепенные магистрали решены одинаково линейной обсадкой, что несомненно обезличивает зеленую архитектуру.
 
Значительно внимательнее и интереснее решена площадь перед главным комплексом сооружений завода. Здесь зелень, не доминируя, в то же время подчеркивает и дополняет архитектуру заводских зданий.
 
5. Проект озеленения территории завода имени Менжинского — выполнен московским Трестом зеленого строительства в 1934 году.
 
Завод, к которому относится настоящая схема, строился не сразу, зеленая архитектура генеральным планом не предусмотрена. Налицо бедное, скупое озеленение, преследующее цель придать только некоторое благообразие заводской территории.
 
Настоящая схема осуществлена, и дефекты, очевидные еще в первоначальном проектном материале, особенно ярко чувствуются в натуре. Качество выполнения проекта показывает, что автор отнесся к нему небрежно и что работа выполнена неумело, о чем можно судить по неграмотности построения перспективы. Это тем более досадно, что речь идет об одном из новейших заводов, построенных по последнему слову техники, где отношение администрации и рабочей общественности дает возможность создания подлинной зеленой архитектуры.
 
* * *
 
Выводы, сделанные по материалам осуществленного озеленения, подтверждаются анализом проектного материала. Кроме того, приведенные схемы дают возможность сделать ряд дополнительных выводов, которые, вместе с уже сформулированными выше, сводятся к следующему:
  1. Единая архитектурная композиция зелени отсутствует как в плане, так и в объемном решении (раздробленность, потеря масштаба, отсутствие пространственных перспектив).
  2. Приемы садово-парковой архитектуры применяются вне связи с архитектурой завода.
  3. Недостаточно используются богатые объемные и цветовые свойства зелени.
  4. Игнорируются архитектурные свойства водоемов, фонтанов и скульптур.
  5. Отсутствует органическая связь между зеленой архитектурой и архитектурой малых форм.
  6. Недостаточно используются декоративные свойства зелени.
  7. Неполно используется зелень в функциональном отношении (защитные свойства, фильтрация воздуха и т. д.).
 
Изложенные моменты отрицательного порядка вытекают главным образом из того, что проекты озеленения делаются оторванно от основного проектирования завода, в то время как архитектурную компоновку зелени с промышленной архитектурой может дать только автор-проектировщик заводского ансамбля или другой архитектор, работающий над зеленой архитектурой в теснейшей связи с проектированием завода и решающий ее постепенно и одновременно с созданием проекта завода.
 
В заключение необходимо отметить, что настоящая работа является первой попыткой систематизации и анализа накопленного опыта.
 

2 августа 2023, 18:47 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий