наверх
 

Мастера Строгановской школы: Александр Николаевич Бурганов

Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
 
 
Последние десятилетия Строгановской школы скульптуры связаны с именем выдающегося скульптора Александра Николаевича Бурганова. Школа преодолела прикладное направление архитектурной скульптуры и в настоящее время работает почти во всех жанрах и видах искусства скульптуры, давая фундаментальную базу своим студентам не только в области фигуративного искусства, но и в области свободной пластики и абстрактного искусства. Основой методик и программ стало изучение внутренних закономерностей построения скульптурной формы и художественных образов независимо от стилистического направления.
 
Александр Николаевич Бурганов (1935 г. р.) — советский и российский скульптор, Лауреат Государственной премии СССР, народный художник России, действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор. Среди основных работ скульптора — монумент в честь 400-летия города Орла (1966); «Воспоминание старого рабочего» (1968); декоративный рельеф-эмблема Центрального Дома кино в Москве (1969); монумент «Дружба народов» в честь 400-летия добровольного присоединения Удмуртии к России (1972); «Победа» (1978, Москва, ЦДХ); «Война и мир» (Германия, 1980); «Ю. Гагарин — первый человек в космосе» (1985, выставка «ЭКСПО-86», Канада); портреты-барельефы русских художников на станции «Третьяковская» Московского метрополитена: И. Репина, В. Сурикова, К. Брюллова, С. Коненкова, А. Иванова, И. Шишкина и др. (1986); композиция «Война и мир» (девять фигур, 1987); памятник Софье Перовской (1987, Калуга); памятник М. Ю. Лермонтову (1994, Москва); памятник И. А. Бунину в Воронеже (1995); фонтан «Принцесса Турандот» (1997) и памятник А. С. Пушкину и Н. Н. Гончаровой на Арбате (1999).
 
Ниже мы публикуем главу об А. Н. Бурганове из издания Мастера Строгановской школы : 1945—2015 : Том 1 (2015) и фотографии монумента «Дружба народов» в честь 400-летия добровольного присоединения Удмуртии к России 1970-х годов из архивов Евгения Федоровича Шумилова и портала TEHNE.
 
 
 

Бурганов Александр Николаевич // Мастера Строгановской школы : 1945—2015 ; 190 лет МГХПА им. С. Г. Строганова : 1825—2015 : Том первый / Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова. — Москва, 2015. — С. 264—269.

 

Бурганов Александр Николаевич

р. 1935

 
Лауреат Государственной премии СССР, народный художник России, действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор.
 
А. Н. Бурганов родился 20 марта 1935 г. в Баку (Азербайджан). С основами своей будущей профессии А. Н. Бурганов впервые познакомился на уроках А. И. Казарцевой в детской художественной студии в Баку. В 1959 г. он поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) на отделение скульптуры, где его руководителем стал Г. И. Мотовилов. Диапазон творчества А. Н. Бурганова широк — от скульптурного портрета до многофигурных станковых композиций, памятников и монументов. Однако все его творчество, независимо от темы каждой отдельной работы, может восприниматься как некое целое, выражающееся в стремлении изобразить внутренний мир человека, его восторги, желания и страхи. Если вожди «сурового стиля» 1960-х гг. использовали новое чувство свободы для того, чтобы позволить себе открыть глаза на суровую правду окружающей жизни, то А. Н. Бурганов использовал этот импульс, чтобы отвернуться от реальности. Она исчезла для него. Он закрыл глаза и погрузился в таинственный мир зазеркалья. Перед ним раскрылась огромная вселенная со своими солнцами и лунами, со своими страстями, желаниями и опасностями. А. Н. Бурганов становится лидером нового направления, которое сам он формулирует как «новый романтизм». В 1987 г. в Москве в Центральном доме художника состоялась большая персональная программная выставка «Сновидение внутри нас. Магический кристалл». В 1993 г. в Германии прошла его персональная выставка, которая называлась «Магический реализм». Он был одним из инициаторов, объединивших вокруг себя группу художников, которая выступила в 1994 г. в Третьяковской галерее с программной выставкой «Сон раскрывает природу вещей».
 
Особое место в творчестве художника занимает создание музея «Дом Бурганова», который является попыткой объединения искусства с архитектурой в некое целое, способное реализовать атмосферу его творческих исканий. Музей необычен по своей концепции. Скульптуры и картины свободно располагаются в пространстве, взаимодействуя друг с другом, создавая ощущение скрытой, но явно существующей жизни. Полированная бронза, золото, цветной мрамор, драгоценные породы дерева, ржавое железо, скомканная бумага, стальные прутья проволоки — вот тот материал, который составляет тела его скульптур. Чаще всего они пронизаны воздухом и светом и одновременно тревогой и опасностью, которая всегда стоит за спиной. Его изображения не подчиняются никаким законам реальной анатомии и привычного визуального восприятия. Они меняют форму и находятся в постоянном превращении из одного состояния в другое. Не случайно многие из его произведений называются «Метаморфоза». Творческие работы А. Н. Бурганова отмечены высокими наградами: Государственной премией СССР; Государственной премией МНР и золотой медалью им. Е. В. Вучетича, орденом преподобного Сергия Радонежского Русской Православной Церкви, орденом Дружбы (2002).
 
 
Белая птица. Оформление главного входа в Московский государственный музей «Дом Бурганова». 2013. Пластик, металл
Белая птица. Оформление главного входа в Московский государственный музей «Дом Бурганова». 2013. Пластик, металл
 
 
Среди основных работ скульптора — монумент в честь 400-летия города Орла (1966); «Воспоминание старого рабочего» (1968); декоративный рельеф-эмблема Центрального Дома кино в Москве (1969); монумент «Дружба народов» в честь 400-летия добровольного присоединения Удмуртии к России (1972); «Победа» (1978, Москва, ЦДХ); «Война и мир» (Германия, 1980); «Ю. Гагарин — первый человек в космосе» (1985, выставка «ЭКСПО-86», Канада); портреты-барельефы русских художников на станции «Третьяковская» Московского метрополитена: И. Репина, В. Сурикова, К. Брюллова, С. Коненкова, А. Иванова, И. Шишкина и др. (1986); композиция «Война и мир» (девять фигур, 1987); памятник Софье Перовской (1987, Калуга); портрет Ивана Цветаева для Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1992); мемориальные памятники советским воинам, погибшим на территории Бельгии во время Второй мировой войны (1990—1992); памятник М. Ю. Лермонтову (1994, Москва); памятник И. А. Бунину в Воронеже (1995); фонтан «Принцесса Турандот» (1997) и памятник А. С. Пушкину и Н. Н. Гончаровой на Арбате (1999). А. Н. Бурганов принимал участие в воссоздании северного фасада храма Христа Спасителя. В сентябре 2000 г. перед входом в Университет им. Дж. Вашингтона в Вашингтоне (США) состоялось торжественное открытие памятника А. С. Пушкину работы А. Н. Бурганова в качестве дара правительства Москвы американской столице. Среди недавних работ скульптора — галерея «Люди-Легенды», бюсты великим деятелям мировой культуры: А. Тарковскому, И. Бродскому, Р. Нуриеву, И. Бунину, Г. Фогелеру (2002—2005); «Золотой лев» (ГИМ, 2002); скульптуры ансамбля Украинского бульвара в Москве: «Аллегория воздуха», «Аллегория воды», «Леся Украинка», фонтан «Юность», декоративная скульптура «Дружба»; памятник Е. Ф. Гнесиной (2005, Москва), мемориальная доска С. Рихтеру (2005, Москва), декоративные барельефы на здании библиотеки и памятник А. П. Боголюбову (2005, Москва), парковый ансамбль «Экология» в сквере на Сивцевом Вражке (2005, Москва). С 1960 г. по настоящее время А. Н. Бурганов участвовал почти в 150 московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках (среди них более 25 персональных).
 
 
Муза. Рельеф на фасаде Дворца культуры металлургов. Ижевск. 1973. Кованая медь
Муза. Рельеф на фасаде Дворца культуры металлургов. Ижевск. 1973. Кованая медь
 
 
Творческая концепция А. Н. Бурганова стирает грани между различными видами искусства. Он с одинаковым воодушевлением работает в области скульптуры, графики, живописи, театра и кино. Совершенно особой частью его деятельности является литература, где в более свободной форме концентрируются и раскрываются движущие стимулы его творчества. «Фантастическая автобиография», написанная им в 1985 г. и опубликованная первым изданием в Германии, является его программным манифестом. Среди его литературных работ — «Художественный опыт нового романтизма» (1997), «Новый романтизм» (1999).
 
 
Монумент «Дружба народов». Ижевск. 1972. Нержавеющая сталь, кованая медь, позолота
Монумент «Дружба народов». Ижевск. 1972. Нержавеющая сталь, кованая медь, позолота
 
 
Письмо. 1991. Мрамор Портрет дочери. 1987. Мрамор, бронза
Письмо. 1991. Мрамор Портрет дочери. 1987. Мрамор, бронза
 
 
Рождение Пегаса. 1987. Бронза
Рождение Пегаса. 1987. Бронза
 
 
Фонтан «Принцесса Турандот». Москва, Арбат. 2000. Бронза, позолота Памятник А. С. Пушкину. США, Вашингтон. 2000. Бронза
Фонтан «Принцесса Турандот». Москва, Арбат. 2000. Бронза, позолота Памятник А. С. Пушкину. США, Вашингтон. 2000. Бронза
 
 
Пьета. 2000. Бронза
Пьета. 2000. Бронза
 


 

 

Архивные фотографии монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России

 
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива Евгения Федоровича Шумилова
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива Евгения Федоровича Шумилова
 
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива Евгения Федоровича Шумилова
Фотография строительства монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива Евгения Федоровича Шумилова
 
 
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива Евгения Федоровича Шумилова
Фотография строительства монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива Евгения Федоровича Шумилова
 
 
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
 
 
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
 
 
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
 
 
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
 
 
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
 
 
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
 
 
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
 
 
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
 
 
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
Фотография монумента «Дружба народов» в честь 400-летия вхождения Удмуртии в состав России из архива TEHNE
 
 

3 марта 2022, 9:35 1 комментарий

Комментарии

Великолепный, величественный монумент. Сразу понятно, что это было СОБЫТИЕ. Главное, людям нравится место, раз приходят. Создатель - скульптор большой души, патриот России, сразу видно. Чувствуется раздольность. Спасибо.

Добавить комментарий