|
Н. Л. Крашенинникова. От СИАМа до «Бригады X»
Lijnbaan, Rotterdam, Netherlands. Architects: Jacob Berend Bakema (1914–1981), Johannes Hendrik van den Broek (1898—1978). Image Date: 1953. Postcard. Source: RIBA
ОТ СИАМа ДО «БРИГАДЫ X»(И. X. ВАН ДЕН БРУК И Я. Б. БАКЕМА)
1956 г. был важной вехой в ходе развития современной зарубежной архитектуры. В этом году одни из наиболее деятельных учредителей СИАМа¹ Ле Корбюзье и К. ван Эестерен отказались участвовать в десятом конгрессе в Дубровнике и обратились с призывом к архитекторам старшего поколения распустить СИАМ и передать поиски новой архитектуры следующему поколению архитекторов — тем, кто родился в разгаре войн и революций, тем, кто способен (по мнению Ле Корбюзье и ван Эестерена) глубоко чувствовать актуальные проблемы дня.
____________
¹ СИАМ — международные конгрессы современных архитекторов. Эта организация была основана в 1928 г. в Ля Сарраз (Швейцария) по инициативе передовых архитекторов. Среди организаторов одно из видных мест занимал Ле Корбюзье. Целью СИАМа было освободить архитектуру и градостроительство от академизма и связать их с социальным и экономическим состоянием современного общества. Это было выражено в манифесте, подписанном участниками первого конгресса. В 1933 г. на IV конгрессе в Афинах в документе, названном «Афинская Хартия», были сформулированы основные неразрешенные проблемы современного города, поставленные СИАМом: жилище, отдых, работа и транспорт. Эти вопросы были тематикой всех последующих конгрессов и внесли много нового в практику современного градостроительства.
Из голландских архитектурно-художественных группировок в организации СИАМа приняли участие члены группы Де Стиль, группы Де Опбау, существовавшей в Роттердаме с 1922 г., и группы «Восьми» в Амстердаме, организованной в 1927 г. Брук и Бакема были впоследствии активными участниками СИАМа.
В своих письмах они указывали, что основатели СИАМа за прошедшие 28 лет, став корифеями архитектуры, вместо того чтобы идти вперед, повторяли себя, отшлифовывая свой архитектурный почерк и придерживаясь ими же созданных канонов; что конгрессы потеряли свое значение, как место международных встреч прогрессивных архитекторов, на которых в принципиальных дискуссиях решались самые животрепещущие проблемы архитектуры. Ле Корбюзье почувствовал, что миссия СИАМа завершена. Еще в 1952 г. он писал Гроппиусу: «Мне кажется, что плод нашей работы — конгрессы СИАМа — сейчас уже созрел. Созрев плоды падают. Созревшие плоды — это мы. Счастливая зрелость! Как правило, плоды съедают, особенно если они хороши»².
____________
² L’Architecture d’Aujourd’hui, 1965 г., № 51 (из письма к Гроппиусу от 14 мая 1952 г.).
Предложение Ле Корбюзье и ван Эестерена о самороспуске СИАМа было принято во внимание конгрессом в Дубровнике. Здесь же, на конгрессе, избрали рабочую группу, которой было поручено решить, целесообразно ли объединение радикально настроенных архитекторов мира. При положительном решении группе было предложено определить структуру будущего объединения.
Письма Ле Корбюзье и ван Эестерена — это результаты естественно назревшего в СИАМе конфликта. Уже на IX конгрессе в Экс-ан-Провансе (1953 г.) зазвучали в проектах и высказываниях молодежи ноты протеста. Их выступления были настолько убедительными, что при подготовке к X конгрессу их единогласно выбрали в организационную группу, названную «Бригадой X». В процессе подготовительных работ этой группой были проанализированы параграфы Афинской Хартии (IV конгресс, 1933 г.), уже пережившие себя и превратившиеся из откровения в догму.
Главные положения, выдвинутые «Бригадой X» касались: содержания новой архитектуры, отношения к средствам сообщения как к основе структуры города, к использованию возможностей, предоставляемых техникой для создания нового вида окружения. Ставились проблемы новой эстетики, отвечающей принципам индустриальных методов строительства и создания архитектуры, которая оптимизирует психологическое состояние людей и в наивысшей мере отвечает требованиям комфорта.
Торговый центр Леенбаан в Роттердаме. 1953 г.
Эти положения легли в основу всей дальнейшей работы «Бригады X». Организационным центром «Бригады X» стал Бакема, который с тех пор находится в авангарде современных зарубежных архитекторов.
Бакеме к тому времени было 42 года. Уже около восьми лет совместно с Бруком он возглавлял проектную контору «Брук и Бакема».
Леенбаан в Роттердаме. План квартала
1 — жилые дома; 2 — промышленность; 3 — учреждения; 4 — магазины, склады; 5 — парки; 6 — ратуша; 7 — детские сады и школы; 8 — почта; 9 — стоянка для автомашин; 10 — гостиница; 11 — рестораны; 12 — театры; 13 — биржа; 14 — этажность зданий
Иоханесс Хендрикус ван ден Брук (род. в 1898 г. в Роттердаме) и Якоб Беренд Бакема (род. в 1914 г. в Гронингене) голландские архитекторы, творческие судьбы которых так тесно связаны между собой, что почти невозможно оценить работы каждого в отдельности. Несмотря на значительную разницу лет, их творческое содружество оказалось настолько плодотворным, что можно говорить об определенном направлении современной архитектуры Голландии, возглавляемом ими.
Деятельность Брука и Бакемы по линии группы Де Опбау¹ тесно связана с работой СИАМа, на конгрессы которого они последовательно представляли проекты: района Пендрехт в Роттердаме, 1948 г.; города Нагеле в северо-восточном польдере Зёйдерзее, 1951 г.; варианты района Александерпольдера в Роттердаме, 1953 и 1956 гг. вплоть до проекта агломерации Норд-Кеннемерленда, показанного в Оттерло в 1959 г.
____________
¹ Объединение прогрессивных голландских архитекторов-функционалистов (местные группировки СИАМа).
Иллюстрации Я. Бакемы к статье «Когда наши здания протянут друг другу руки». 1965 г. (принцип развития города по схеме растущего дерева)
Бакема в 1941 г. окончил Академию художеств в Амстердаме, где прошли первые годы его творческой деятельности. Здесь он, работая под руководством К. ван Эестерена, близко соприкоснулся с идеями группы Де Стиль¹. Проект общественного центра в Роттердаме, выполненный Бакемой, свидетельствует о влиянии на автора исканий группы Де Стиль.
____________
¹ Голландская группа Де Стиль (1917—1933 гг.) — творческое объединение художников, архитекторов, скульпторов, поэтов, музыкантов, и деятелей кино — имела наравне с советскими конструктивистами, французским Эспри-Нуво и немецким Баухаузом большое влияние на развитие культуры межвоенного периода и в частности на формирование современной архитектуры. Зарождение группы относится к 1912 г. Основоположники группы: Пит Мондриан, Тео ван Дусбург, Я. И. П. Ауд, Г. Ритфелд, К. ван Эестерен и др.
Теоретические положения этой группы, обогащенные идеями СИАМа, и легли в основу творческих концепций Бакемы, на которого не менее сильное влияние, чем Эестерен, имел другой голландский архитектор — функционалист В. ван Тейн.
По окончании второй мировой войны Бакема обосновывается в Роттердаме, где и начинается его совместная работа с Бруком. С тех пор они неизменно работают вместе и их мастерская сохраняет традиции новаторства, которыми в свое время славилась мастерская Бринкмана и Флугта. Наряду с практической работой Брук и Бакема активно выступают на страницах периодической печати, ведут педагогическую и общественно-профессиональную работу.
В конце 40-х — начале 50-х годов в центре внимания голландской архитектурной общественности были работы по реконструкции Роттердама. В то время после вынужденного бездействия в годы оккупации голландские архитекторы стремились каждую постройку использовать как эксперимент для проверки и подтверждения своих теоретических положений.
Первой крупной совместной работой Брука и Бакемы была планировка и застройка Леенбаана — торгового центра города. Леенбаан, осуществленный в 1949—1953 гг. (соавтор архитектор Ф. Я. ван Гоол), получил всемирную известность. Архитекторы создали здесь интересную композицию из однотипных торговых ячеек, сдаваемых в аренду владельцам магазинов, как бы модернизировав старинную традицию торговых рядов. Однако в отличие от старой традиции объединять ряды лавок с одинаковым товаром, каждый ряд в Леенбаане состоит из магазинов различного назначения. Архитекторам стоило большого труда убедить консервативно настроенных заказчиков, что разукрупнение магазинов и объединение их в торговые ряды, состоящие из одинаково оформленных помещений, уже одной «модностью» оформления и новизной организации торговли привлечет покупателей.
Леенбаан в Роттердаме. Фрагмент улицы
Композиция Леенбаана строится на сочетании двух пересекающихся под прямым углом пешеходных улиц, по обеим сторонам которых тянутся двухэтажные корпуса магазинов со сплошной лентой витрин. Стандартные секции разделены поперечными несущими стенами. Темный и светлый бетон сборных элементов корпусов создает нейтральный, но выразительный фон для ярких реклам. Для рационального использования высоты сооружений архитекторы пошли на перебивку этажей — высоких торговых и низких служебных помещений: на два этажа торговых помещений приходится три этажа административно-конторских. Первые выходят на основную пешеходную улицу, а вторые на служебные проезды, предназначенные для подвоза товаров. Для защиты пешеходов от дождя и солнца устроены галереи с широкими железобетонными навесами.
Кое-где такие галереи перекинуты через улицы. Хорошо замощенная прогулочная улица с красивым партерным озеленением и удобными скамьями для отдыха, с устроенными на открытом воздухе кафе, украшенная скульптурами и эффектными киосками-витринами привлекает публику и покупателей.
В ансамбле Леенбаана интересна попытка Брука и Бакемы осуществить один из своих основных градостроительных принципов — разноэтажность застройки. Они добиваются этого и в других проектах, считая, что такой прием весьма важен для правильного восприятия пространства. В статье «Когда наши здания снова протянут друг другу руки»¹ Бакема предлагает проектировать улицы так, чтобы на первом плане в непосредственной близости к пешеходу были расположены малоэтажные здания и лишь за ними многоэтажные. «Как люди — взрослые и дети протягивают друг другу руки, так и здания высокие через низкие создают композиционное равновесие и не подавляют человека и пространственно легко воспринимаются», — пишет Бакема в этой статье. Он считает, что такая постановка многоэтажных домов, повышая плотность застройки, необходимую в современном городе, позволит одновременно избежать тесных узких улиц-коридоров и дворов-колодцев.
____________
¹ «Architecture», № 89, 1965.
Высотный дом в Норд-Кеннемерленде. 1957—1959 гг. Разрез, схема перепада этажей, план ячейки
Узкая пешеходная улица Леенбаана, соразмерная двух-трехэтажной высоте магазинов, воспринимается пешеходом как широкая еще и потому, что многоэтажные жилые дома отделены от нее не только невысокими зданиями магазинов, но и служебными улицами. Такая система застройки позволяет расширить пространственные перспективы. Человек получает возможность увидеть просторы неба, зеленые массивы, ощутить пространство.
По мысли авторов, Леенбаан должен был также по-новому организовать быт прилегающего жилого квартала, сконцентрировав в себе магазины, кинотеатры, рестораны и другие обслуживающие учреждения, выведенные из жилых домов. При этом жилой квартал изолировался от шума и суеты, а торговый центр становился местом отдыха и развлечений, что послужило бы дополнительной рекламой магазинам. Однако на практике высокая земельная рента вынудила застройщиков разместить магазины во многих жилых домах, выстроенных рядом с Леенбааном, чем был нарушен первоначальный замысел архитекторов. Все же идея торгового центра, состоящего из ряда малоэтажных торговых секций, объединенного с центром отдыха и развлечений, оказалась жизненной для современного города и нашла применение также и в других городах Нидерландов.
Деятельность Бакемы с самого начала его совместной работы с Бруком была связана с принципами функционализма и с развитием идей СИАМа от Афинской Хартии до X конгресса в Дубровнике. Однако в своих исканиях они идут дальше функционального ригоризма СИАМа. Вместе с Бруком они ищут более живую, гибкую архитектуру, а в последнее время и более глубокое внутреннее содержание, сущность архитектуры, ее ядро, стержень. Проектируя Пендрехт, они предлагали лишь набор требуемых в данном квартале жилых и общественных зданий массового назначения, группируя их вокруг озелененной площадки центра, а в Нагеле и в Александерпольдере они ставят более сложную задачу — выявить в данном поселке его специфическую сущность, то, что они называли ядром населенного места.
Группа Де Опбау. Нагеле. Северо-восточный польдер Зейдерзее. План
1 — школы; 2 — торговый центр; 3 — жилые дома; 4 — церкви; 5 — кладбище; 6 — окружная дорога
Бакема говорит: «В средневековых городах Голландии было ясно ощущение ядра, потому что тогда жизнь, т. е. работа, быт, культура и религия имели уже давно выработанные взаимоотношения».¹ И вот эти-то взаимоотношения, характерные для современной голландской действительности, Бакема и ищет в поселке сегодняшнего дня. Санитарные нормы требуют удаления объектов тяжелой промышленности от жилья. Поэтому промышленные предприятия выводят за город. Брук же и Бакема в своих проектах вводят промышленность в городскую застройку, конечно, если это не вредное производство. Они располагают промышленные объекты вокруг центра обширной озелененной площади в в непосредственной близости от средних и начальных школ, «чтобы дети приучались видеть и уважать труд отцов, который ожидает их в будущем».
____________
¹ J. Joedicke. Das werk van den Broek und Bakema. Sttutgart, 1963.
Район Александерпольдера в Роттердаме. 1951 г. Вариант генерального плана
В первых своих градостроительных проектах (вплоть до 1956 г.) Брук и Бакема придерживались прямоугольной системы планировки, приверженность к которой Бакема объясняет так: «когда я думаю о нашей стране, где по всей территории раскинута сеть каналов, пересекающихся под прямым углом, я склонен подчеркнуть эту геометричность и расположить здания так, чтобы прямоугольная система работала еще интенсивнее». Опыт Нагеле удачен применением прямоугольной планировки; сеть улиц и простая лаконичная форма жилых и общественных зданий органично вписываются в окружающий ландшафт.
Реконструкция Скопье. Проект, представленный на международный конкурс. 1965 г.
Однако Бакема далеко не всегда считает оправданной прямоугольную систему планировки. «Иногда меня берут сомнения, — говорит он в той же статье, — и мне кажется что это слишком легкое решение и мне хочется понять, следует ли его применять». Поэтому в дальнейших своих работах Брук и Бакема отступают от прямоугольной системы и переходят к системе линейной планировки.
На этой основе разработан проект районной планировки агломерации Норд-Кеннемерленд, расположенный в юго-западной части провинции Северной Голландии на морском побережье. В агломерацию входят центр провинции г. Алькмаар и еще 10 близлежащих населенных пунктов с общим населением в 100 тыс. человек, которое к 1995 г. должно возрасти до 300 тыс. человек. Авторы предложили линейную планировку населенных пунктов с цепью одинаковых микрорайонов, расположенных по обе стороны осевой магистрали. Такая планировка гарантирует возможность постепенного безболезненного роста агломерации и значительное повышение этажности жилых зданий, что сохраняет существующую площадь застройки территории при возможности уплотнения населения в три раза.
Брук и Бакема считают, что система линейной планировки как бы повторяет схему растущего дерева, вдоль ствола которого идут питающие его жизненные соки.
Центром каждого населенного пункта служит зеленая зона, на которой расположены общественные здания. Детские учреждения и предприятия легкой промышленности размещены вдоль главной дороги, с обеих сторон центра.
В проекте агломерации Норд-Кеннемерленда 1957—1959 гг. получает также развитие излюбленный авторами прием разноэтажности застройки, с повышением этажности на окраине кварталов. Этот прием был разработан с учетом опыта планировки Александерпольдера в Роттердаме. В Норд-Кеннемерленде установлено также процентное соотношение застройки домами различного типа: башенные до 30%, секционные 60%, малоэтажные односемейные дома 10%. Многие из проектов интересны профессиональным мастерством и тщательностью проработки. Экономичны и удачны по планировке квартиры башенных домов, с внутренним коридором и перебивкой этажей, способствующей сквозному проветриванию и максимальной изолированности комнат. Вся застройка основана на принципе типизации и стандартизации строительства.
Центр радиовещания в Хильверсуме
Несмотря на пассивную оппозицию населения, Брук и Бакема упорно вводят в практику голландского строительства многоэтажные дома. Они аргументируют это не только экономичностью строительства и эксплуатации, но главным образом необходимостью придать объемно-пространственную выразительность голландскому пейзажу. По идее Бакемы «башенный дом является двояким выражением пространства, — как объединение многих жилых квартир и как центральное ядро квартала, видимый ориентир окрестности». Одноэтажные производственные корпуса композиционно включаются в микрорайон, с тем чтобы по контрасту высот можно было ощутить, что «в район включен и мир работы».
Собственный дом И. ван ден Брука в Роттердаме.
Фасад со стороны сада. 1953 г.
Застраивая квартал и район жилыми зданиями разной высоты, Брук и Бакема преследуют цель при массовом строительстве предоставить населению возможность выбирать себе жилище по вкусу. «В малоэтажных односемейных домах можно жить в полном контакте с природой, — пишут авторы, — в многоэтажных домах наслаждаться видом дальних горизонтов, а дома в три-шесть этажей удовлетворят тех, кто не предъявляет к жилищу особых требований».
Проект Норд-Кеннемерленда авторы представили на обсуждение съезда в Оттерло — практически последнего съезда СИАМа, своеобразного смотра работ «Бригады X» и ее организационной оперативности. В задачи совещания входили: анализ работ архитекторов за трехлетний период после роспуска СИАМа и определение, если окажется возможным, путей дальнейшего развития современной архитектуры, а также решение вопроса о необходимости создания новой международной организации архитекторов.
Этот съезд, несмотря на тщательный отбор приглашенных не пришел к единому решению. Ввиду принципиальных разногласий участников не удалось создать новую организацию, которая бы продолжала деятельность распавшегося СИАМа. Бывшие национальные группировки, а также отдельные архитекторы решили в индивидуальном порядке продолжать свою экспериментальную работу. При этом многие из них по общественно-профессиональной линии включились в работу Международного Союза архитекторов МСА (UIА), как это сделал Брук, в то время как Бакема остался во главе оппозиции.
На этом съезде на свободных началах без председателя и регламента было проведено обсуждение представленных работ, в каждой из которых ставилась архитектурная проблема.
Проект Брука и Бакемы отвечал этим требованиям только в градостроительном отношении. В проекте рассматривались вопросы районной планировки в специфически локальных условиях Нидерландов. В отношении же эстетических воззрений авторов он ярко отображал их стремление придерживаться простых геометрических форм, характерных для 20—30-х годов; от этих приемов Брук и Бакема стали отходить значительно позднее (в проектах ратуши в Марле и аудиторного корпуса в Дельфте).
В сооружениях Брука и Бакемы (в соответствии с принципами СИАМа) форма всегда органично связана с конструкциями и строительными материалами, применение которых в свою очередь тесно связано с чисто утилитарным назначением здания и требованиями функционального или технологического процесса. Во всем: в планировке зданий, в их пространственно-объемной композиции, конструкциях и материале видно стремление авторов выразить назначение сооружения и его органическую связь с человеком, для которого оно построено, т. е. выразить, как они говорят, взаимоотношения «людей и вещей».
Брук и Бакема участвуют в ряде международных конкурсов на проекты реконструкции городов. Для этих проектов характерен большой размах, даже некоторая гигантомания, увлечение неограниченными возможностями современной техники. Они участвовали в конкурсах на реконструкцию центра Западного Берлина, Франкфурта-на-Майне, центра Тель-Авива, Скопье и многих других городов. Вокруг центра Западного Берлина, сохраняемого как историческая ценность, они предлагают строить многоэтажные «дома-стены», поставленные по кольцу с разрывом для пропуска транспорта и с развязкой движения в различных уровнях. Отдельные центры: правительственный, два торговых и культурный расположены в высотных зданиях, образующих как бы второе кольцо за первым кольцом домов-стен.
Высшее техническое училище Дельфтского университета. Лаборатория ядерной энергии. 1959—1962 гг.
В проекте для Франкфурта-на-Майне (1962 г.) к реконструкции намечены четыре района в северо-западной части города, ранее разделенные зелеными зонами. Эти районы по тому же принципу, что и в проекте для Западного Берлина, сливаются в один укрупненный район на 40 тыс. жителей. На перекрестке двух проходящих через центр автомагистралей выделяется овальный участок (260×400 м), окруженный «лепестками» магистральных дорог, спускающихся к дорогам местного значения. Над этим участком возвышается многоэтажное здание (административно-культурный центр). Периметр овала окаймлен двумя сегментами многоэтажного «дома-стены», еще определеннее, чем в Западном Берлине, выявляющим идею «ядра».
Те же тенденции прослеживаются и в проекте реконструкции Тель-Авива.
В этих проектах идея выявления центрального ядра города вылилась в предложение создать как бы крепостные комплексы с циклопическими постройками, отражающие взаимоотношение «людей и вещей» в капиталистическом городе.
Значительный интерес для понимания градостроительной концепции Бакемы и Брука представляет проект, поданный ими на международный конкурс по реконструкции Скопье (1966 г.) в Югославии. Первая премия была присуждена Кендзо Танге. Однако из всех представленных проектов предложение Брука и Бакемы оказалось наиболее рациональным и их идеи были в большой мере использованы «Македон-проектом» при разработке окончательного варианта.
Высшее техническое училище Дельфтского университета. Главный аудиторный корпус. Разрезы, план
Гигантомания, которая проявилась в некоторых их конкурсных проектах, сказалась и в еще не осуществленном проекте расширения Амстердама, где предполагается развить город в северо-восточном направлении, на четырех островах залива, создав там новый район Пампус, рассчитанный на 350 тыс. человек.
Основная композиционная ось, вдоль которой предлагается разместить жилые районы, представляет собою транспортную магистраль, состоящую из линии монорельсовой железной дороги, скоростного автомобильного шоссе с восемью линиями движения (наземный уровень), шестиполосной автомобильной дороги и верхней полосы движения для пешеходов, где будут устроены станции монорельсовой железной дороги.
Вдоль транспортной магистрали в разных уровнях размещены зоны общественно-коммунальных учреждений. Перпендикулярно к осевой магистрали, по обе ее стороны (на уровне земли), расположены повторяющиеся по планировочной схеме жилые комплексы на 10 тыс. жителей каждый. Они также имеют линейно-планировочную композицию. Удаленность зданий в комплексе от зоны общественного обслуживания не превышает 200 м (5 мин ходьбы). Между жилыми комплексами расположены зеленые зоны.
Брук и Бакема считают, что в жилищном строительстве нужно максимально учитывать индивидуальные вкусы и потребности будущих жильцов.
Бакема пишет: «Сейчас архитекторы пытаются своими проектами исправить недостатки образа жизни людей. Но это возможно лишь при тесном контакте архитектора с будущими жителями данного района для учета их индивидуальных потребностей и невозможно при анонимном заказчике, когда архитектор не знает запросов тех, для кого он проектирует».
В теоретических воззрениях Бакемы сказывается влияние условий капиталистического общества с его частнособственнической идеологией. Обосновывая важность работы на конкретного заказчика, он пишет: «...порог — это основное право гражданина, у которого есть собственный дом. Это основное право самого смысла жизни в пространстве, которое является отражением личного понимания своего взаимоотношения с общим пространством. Это то, чего нет в постройке для анонимного заказчика, что в ней остается без внимания».
Высшее техническое училище Дельфтского университета. Общие виды
Брук и Бакема строят много частных особняков, где эта идея «порога» играет доминирующую роль. Среди спроектированных ими индивидуальных жилых домов четкостью концепции выделяется личный особняк Брука. Это двухэтажный дом, выходящий одним фасадом на дорогу, а другим в сад. Уличный фасад глухой. Для большей изоляции перед входом в виде щита поставлена легкая ограждающая стенка как символ идеи «порога». Зато фасад, выходящий в сад с ажурным, без подступенков маршем лестницы на второй этаж, сплошь остеклен и открыт на природу. Интересна планировка дома: четкое разделение открытых (с переливающимся пространством) общих помещений для дневного пребывания и для приемов гостей, от замкнутых, иного масштаба помещений личного пользования.
В последние годы Бакема много пишет о так называемой тотальной архитектуре, которая должна удовлетворять «все потребности всех людей». В поисках такой архитектуры Брук и Бакема обращаются к проектированию зданий самого различного назначения.
Бакема считает, что современная архитектура настолько сложное явление, что в создании проекта сооружения или планировки города с самого начала работы над ним должно принимать участие большое количество специалистов. С первых шагов разработки проекта они обсуждают малейшие его детали. При этом архитектор, участвуя в этих обсуждениях должен искать образное выражение основного содержания создаваемого проекта.
Среди наиболее значительных сооружений, построенных по проектам Брука и Бакемы за последние годы, можно отметить центр радиовещания в Хильверсуме, ратушу в Марле и комплекс университетского городка в Дельфте. В этих произведениях виден отход от строгих приемов функционализма и стремление к более свободным формам с использованием возможностей современных конструкций.
Ратуша в Марле (1958—1962 гг.) задумана авторами как комплекс, который бы «организационно и пластически выразил... лицо нового Марля». Административные корпуса ратуши, ее служебные помещения и общий зал заседаний даны как отдельные здания, отвечающие каждое своему назначению. Они построены с широким использованием современных конструкций, определяющих их внешний облик: коробчатые плиты верхних перекрытий административных корпусов ратуши, к которым подвешены все нижележащие этажи, выявляют прямолинейные формы, обычные для архитектурного почерка обоих архитекторов, в то время как складчатые тонкостенные оболочки безопорного перекрытия зала заседаний уже свидетельствуют о переходе Брука и Бакемы к иным формам.
Среди созданных с участием Брука и Бакемы отдельных построек Высшей технической школы Дельфтского университета (1959—1965 гг.) наибольший интерес представляет аудиторный корпус, где складчатые тонкостенные железобетонные оболочки дали возможность создать зал на 1500 чел. Снаружи, однако, это здание с глухими стенами и могучими пилонами производит впечатление тяжеловесного сооружения.
Среди архитекторов Бакема считает творцом только того «кто ищет в современной актуальной жизни силы, события и условия, на которых можно основывать свои проекты»... «Следует восстановить градостроительство и архитектуру, как язык человеческого общения, — пишет он, ...дома и города создаются не столько для того, чтобы в них жили, сколько для того, чтобы они влияли на способ жизни тех, кто в них живет».
Бакема считает, что существующее в сегодняшнем западном мире социальное положение архитектора ограничивает его возможности: «программа строительства разрабатывается без его участия», в то время как архитектор «по характеру» своей профессии чувствует ответственность за общество»¹.
____________
¹ Совещание в Доорне в 1941 г.
Бакема считает, что... «у входа в архитектурную школу любого города следует поставить большую модель, показывающую студентам и преподавателям возможное направление в развитии города, чтобы они отвечали за эту модель, которую должны знать все жители города. Это наложило бы ответственность на архитектурную школу, ответственность за пространственную концепцию города²»... Кроме того, по его мнению, «следует, чтобы прикладная технология, химия, медицина, физика, юридическая наука и другие исследования доходили до проблемы городской застройки. Они как раз и являются теми университетскими проблемами, которые должны входить в курс архитектурной школы»³.
____________
² Совещание в Доорне в 1941 г.
³ Югославский журнал «Architectura», № 89, 1965.
Литературные выступления архитектора Брука менее полемичны. Выступая от лица Союза архитекторов Нидерландов на VIII конгрессе UIA в Париже летом 1965 г., он очень четко формулировал свои взгляды на то, что такое архитектура и кто такой архитектор: «Миссия архитектора, — говорит Брук, — заключается в том, чтобы обеспечить человеческое общество и отдельных его членов функциональными зданиями, отвечающими их потребностям, и фундаментальными сооружениями, символически выражающими их идеи».
Стремясь поднять авторитет архитектора, Брук подчеркивает, что «он обязан быть в курсе всего нового... присутствовать при всех и всесторонних обсуждениях своего проекта и эксперты-специалисты обязаны считаться с его советами, которые он дает в широком понимании «тотальности творчества».
Брук и Бакема — руководители большого творческого коллектива. Они живо реагируют на насущные запросы жизни. Практики, теоретики, педагоги и общественные деятели, они играют значительную роль в развитии голландской архитектуры.
21 мая 2023, 20:51
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий