|
О Всесоюзном конкурсе на лучшую мебель. 1958-1959
Секционные шкафы, обеденный стол и стулья в общей комнате.
Специальное архитектурно-конструкторское бюро АПУ Мосгорисполкома совместно с фабрикой № 1 Московского (городского) совнархоза.
О ВСЕСОЮЗНОМ КОНКУРСЕ НА ЛУЧШУЮ МЕБЕЛЬНОВЫЕ РЕШЕНИЯН. ЛУППОВ
По всей стране идет грандиозное строительство жилых домов с квартирами, рассчитанными на одну семью. А для современного жилища нужна и современная мебель.
Поэтому вслед за конкурсами на проекты жилых домов Государственный Комитет Совета Министров СССР по делам строительства в июне 1958 года объявил Всесоюзный конкурс на лучшие образцы мебели для типовых квартир односемейного заселения.
Задачей конкурса явилось создание новых образцов удобной массовой мебели, отвечающей возросшим требованиям к благоустройству жилища и современному уровню техники, а также отличающейся высокими художественными качествами.
Программа конкурса ставила задачу создания экономичной и высококачественной мебели на основе использования передовой технологии производства и применения наиболее рациональных конструкций из дерева, металла и пластических масс. Каждый набор должен был иметь единый архитектурно-художественный замысел. Необходимо было обеспечить максимальные удобства квартир, применяя дополняющую друг друга передвижную и встроенную мебель, а также стационарное кухонное оборудование.
Обеденный стол и стулья в общей комнате.
Таллинская мебельная фабрика «Стандарт» совнархоза Эстонской ССР.
В конкурсе приняли участие специализированные мебельные конструкторские бюро, предприятия мебельной промышленности, научно-исследовательские институты и высшие художественно-промышленные училища, которые представили 66 наборов передвижной мебели, 24 кухни и 14 комплектов оборудования встроенных шкафов.
Для размещения образцов были предоставлены сорок квартир одно, двух- и трехкомнатного типа в жилых домах в Москве, в районе Новых Черемушек, а также новое здание магазина в том же районе.
Предметом конкурса являлась только мебель, тем не менее все меблированные квартиры получили остальное необходимое оборудование и убранство.
Детский комбинированный шкаф.
Проектно-конструкторское бюро Облдревмебельпрома, Ленинград.
Выставку осмотрело большое число делегатов XXI съезда КПСС, гости из многих демократических стран, архитекторы, художники, инженеры-конструкторы и технологи, рабочие и служащие крупнейших предприятий Москвы, жители 11-го квартала Новых Черемушек, специальные группы работников мебельной промышленности разных городов Советского Союза и многие другие.
После подробного изучения материалов выставки, ознакомления с заключениями экспертов и отзывами посетителей совет жюри конкурса решил, что, несмотря на общее высокое качество многих мебельных наборов и отдельных предметов, ни один из наборов, представленных на конкурс, не может быть принят к производству без поправок. В связи с этим первая премия за передвижную мебель, первые и вторые премии за кухонную мебель и оборудование встроенных шкафов не присуждались. За счет перечисленных премий были созданы дополнительные поощрительные премии, что привело к значительному увеличению общего количества поощрений.
После подробного обсуждения совет жюри конкурса присудил вторые премии по передвижной мебели Таллинской мебельной фабрике «Стандарт» совнархоза Эстонской ССР (экспонаты в квартире № 66) и Центральному мебельному конструкторскому бюро Главстандартдома Госстроя СССР (экспонаты в квартире № 65).
Третьими премиями отмечены передвижная мебель, представленная Специальным архитектурно-конструкторским бюро АПУ Мосгорисполкома совместно с фабрикой № 1 Московского городского совнархоза (экспонат в квартире № 62) и мебель Центрального научно-исследовательского института фанеры и мебели Госплана РСФСР (экспонаты в квартире № 74).
Пятнадцать наборов получили поощрительные премии, девятнадцать рекомендовано промышленности для освоения и массового выпуска. Из числа непремированных наборов было отмечено большое количество отдельных предметов и несколько технических предложений. Выданы премии также за лучшие образцы кухонной мебели и оборудование встроенных шкафов.
Секретер и кресло.
Специальное конструкторское бюро Ленинградского совнархоза.
Каковы же итоги этого интереснейшего соревнования и выставки?
Прежде всего выставка мебели еще раз наглядно подтвердила высокий уровень объемно-планировочных решений и благоустройства современных типовых квартир односемейного заселения с высотой помещений 2,5—2,7 метра.
Было продемонстрировано многообразие художественных решений и приемов конструирования и комплектования мебельных изделий.
Уголок отдыха в однокомнатной квартире.
Специальное конструкторское бюро Ленинградского совнархоза и институт Ленпроект.
В наборах шкафов самого различного назначения широко используются секционные предметы, пристенные шкафы из унифицированных элементов и стеллажная мебель на деревянных или металлических стойках. Разборность этих изделий и большое количество в наборе одинаковых деталей делают их удобными в перевозке и весьма технологичными в изготовлении. Эти же конструктивные особенности позволяют разнообразить меблировку комнат.
Широко использована комбинированная, трансформирующаяся и складная мебель. Многие наборы имеют раздвижные или раскладные диваны, убирающиеся в шкафы кровати, часто используются откидные или складывающиеся обеденные столы, почти все наборы имеют письменные шкафы-секретеры. Очень интересна и разнообразна мебель для детей дошкольного возраста, представленная в каждом наборе.
Секционные шкафы из древесно-стружечных плит.
Специальное конструкторское бюро Ленинградского совнархоза и институт Ленпроект.
Некоторые из участников конкурса применили гнуто-клеенные детали из шпона в таких предметах, как стулья, кресла, ящики шкафов, детская мебель, а в одном из наборов этим способом изготовлены почти все предметы. Во многих наборах древесностружечные плиты являются основным конструктивным материалом.
Синтетические материалы применены довольно широко. Многие диваны, кресла, стулья и кровати имеют сиденья, спинки и матрацы из пластичного поропласта. Широко использован цветной жесткий слоистый пластик на бумажной основе, главным образом для покрытия рабочих поверхностей столов, а также мягкие пластмассовые пленки разнообразной фактуры и цвета. Значительно реже применяются пластмассовые профили прямого прессования для облицовки кромок у крышек столов, полок и других элементов мебели.
Металлические каркасы из стальных тонкостенных и газовых труб с успехом использованы в нескольких наборах. Трубы из легких алюминиевых сплавов встречаются реже.
Но что же представляет собой мебель, отмеченная наиболее высокими премиями? Каковы ее художественные достоинства?
Набор, представленный Таллинской мебельной фабрикой «Стандарт», размещен в трех комнатах. Корпусная мебель — секционная, некоторые предметы, в том числе стулья — гнутоклеенные.
С первых же минут пребывания в квартире, оборудованной эстонскими художниками, посетителя охватывает атмосфера спокойствия и уюта. Это достигается органичностью общего замысла интерьера, а также намеренным повторением одного и того же архитектурного мотива в мебели.
Так, наиболее крупные предметы — двухъярусные секционные шкафы самого различного назначения — одинаковы во всех трех комнатах и отличаются друг от друга только своим внутренним устройством. Даже различная по материалу облицовка — в общей комнате светлый ясень со спокойным рисунком текстуры, а в спальне береза — имеет почти одинаковую по окраске матовую отделку, а невысокие шкафы для постельного белья имеют ту же конструкцию, что и нижние секции шкафов большого размера. При этом нигде нет цветных вставок (дверок и ящиков) или блестящих полированных частей. Обивочные ткани в спальнях и частично в общей комнате, хотя и различной окраски, но «мягки» по цвету, а также по фактуре и не имеют рисунка. И только там, где организовано место для отдыха в общей комнате, сделан сильный акцент. Темно-красный диван, красная крышка журнального столика и яркая двухцветная обивка мягкого кресла выделяют этот уголок, делая его композиционным центром не только комнаты, но и всей квартиры.
Простота декоративных средств и одновременно их большая художественная выразительность, свойственная всем предметам набора, выгодно отличают эту квартиру от других. Хорошо найдено пропорциональное отношение предметов мебели к размерам комнат и, главное, к человеку. Здесь все гармонично, все для человека.
Это удалось не всем участникам конкурса. В некоторых квартирах мебель пестрая или очень темная по расцветке, с большим количеством полированных поверхностей, вычурная по форме, иногда с плохими пропорциями, «живет» сама по себе. Квартира уже занята мебелью, присутствие человека там кажется не обязательным.
Рабочий уголок в спальной комнате.
Проектно-экспериментальное бюро Управления бумдревпрома совнархоза Литовской ССР
Другой набор мебели из получивших наиболее высокую премию создан коллективом Центрального мебельного конструкторского бюро Главстандартдома при Госстрое СССР. Мебель размещена в двухкомнатной квартире, состоящей из общей комнаты и спальни. Все корпусные предметы набора разборные, состоят из унифицированных деталей и очень просты в изготовлении.
В отличие от таллинской мебели, решенной в спокойном «лирическом» плане, архитектурно-художественная композиция этого набора построена на контрастном сопоставлении разных по формам предметов. При входе в квартиру в поле зрения попадает прежде всего очень острый по рисунку, смотрящийся на просвет стеллаж на черных металлических стойках высотой от пола до потолка. Он отгораживает диван, журнальный стол и кресло в отдельную группу предметов и является основной «вертикалью» интерьера. Противоположная стена комнаты закрыта трехчастным разборным шкафом с ярко выраженными горизонтальными членениями, которые усилены сплошной полосой белого пластика по нижнему ярусу секций. Вся мягкая мебель и стулья в отличие от различных по цвету эстонских диванов и кресел, обита одинаковой синей тканью со спокойным мелким геометрическим рисунком. Но зато крышка секретера, размещенного в одной из секций шкафа, облицована пластиком ярко-красного цвета. С этим пятном ничто не может спорить, по яркости — оно самое сильное в комнате и буквально «держит» весь интерьер.
Применение локального яркого цвета встречается и в других квартирах, но нигде это не сделано так смело и с таким большим художественным тактом.
Таким образом, основная черта композиционного приема оборудования квартиры ЦМКБ — это сопоставление предметов, различных по своему рисунку и цвету, что придает своеобразную динамичность всему интерьеру.
Уголок отдыха в общей комнате.
Центральный научно-исследовательский институт фанеры и мебели Госплана РСФСР.
Может быть задан вопрос — какое же из этих двух решений лучше? Хороши оба. Они не исключают друг друга, а лишь подтверждают возможность применения самых разнообразных способов компоновки мебели при одних и тех же размерах помещений, при одной и той же технологии изготовления мебели.
Набор мебели, представленный Специальным архитектурно-конструкторским бюро Мосгорисполкома совместно с мебельной фабрикой № 1 Московского (городского) совнархоза (отмечен третьей премией), расположен в трехкомнатной квартире. Он состоит из секционных шкафов и пристенных стеллажей на металлических стойках. Но секционная мебель и стеллажи размещены в различных комнатах, поэтому острота впечатления сглаживается — в этом заключается существенное отличие этого решения от предыдущего.
В общей комнате основными предметами по своей художественной выразительности являются двухъярусные шкафы на металлических ножках, облицованные темным деревом и светлым слоистым пластиком, размещенные вдоль одной из стен. С противоположной стороны расположен ряд низких секций этих шкафов. Такой прием уже встречался в квартире Таллинской фабрики «Стандарт», но здесь он звучит иначе, еще раз подтверждая, что весьма технологичные предметы из унифицированных элементов могут быть по-разному художественно осмыслены.
Второй особенностью набора САКБ является использование металла — стальных труб — для каркасов стульев, стола, ножек секционных предметов и стоек стеллажей.
Металл уже давно завоевал себе прочное место в мебели для кафе, столовых и других общественных зданий. Но применение этого выгодного и дешевого материала в бытовой мебели до сих пор вызывало большие споры и возражения. Теперь можно твердо сказать — применять металл в бытовой мебели не только можно, но и нужно; все дело в хорошем художественном решении и наличии необходимых конструкций.
Письменный стол.
Конструкторское бюро совнархоза Латвийской ССР.
Одинаковую премию с предыдущим набором получила мебель, представленная Центральным научно-исследовательским институтом фанеры и мебели Госплана РСФСР. Мебель почти полностью изготовлена из гнутоклеенных деталей.
Применение шпона в криволинейных конструктивных элементах мебели не только экономит древесину, но и позволяет получить мебельные предметы новой формы.
Своеобразная пластичность материала и вытекающая отсюда возможность создания удобных и красивых форм — ценное качество этой технологии изготовления мебели. В указанном наборе многие предметы и отдельные детали сделаны хорошо, но весь набор в целом неудачно скомпонован. Наглядный показ больших возможностей нового технического и художественного направления — главное достоинство этого набора.
Среди остальных премированных наборов необходимо особо выделить мебель института Ленпроект, изготовленную Специальным конструкторским бюро Ленинградского совнархоза.
Очень многие участники конкурса применили в качестве конструктивных элементов древесностружечные плиты. Этот экономичный материал давно завоевал признание архитекторов, художников и технологов. Но использование древесностружечных плит в «открытом виде», защищенных только прозрачной пленкой, до сих пор встречалось редко. Ленинградские архитекторы показали, что характерный рисунок плиты дает прекрасный художественный эффект, особенно в сочетании с элементами, облицованными строганой фанерой или цветным пластиком.
Учитывая также невысокую стоимость изделий такого типа, их следует рекомендовать к массовому выпуску в самое ближайшее время.
В остальных наборах мебели, отмеченных премиями, имеется также много интересного, но с точки зрения композиции расстановки мебели, ее комплектования и художественной характеристики они во многом варьируют уже рассмотренные.
К недостаткам, которые выявил конкурс, следует отнести неумение некоторых авторов владеть цветом: одни наборы очень пестры, другие — скучны. Некоторые организации все еще неэкономно и недостаточно обоснованно применяют облицовочную фанеру дефицитных пород дерева типа ореха, украинского тополя. Встречается даже импортное красное дерево. В качестве досадного явления следует упомянуть и то, что некоторые предметы, имея современные конструкции, некрасивы по своему внешнему виду, а ряд наборов не имеет единого художественного замысла.
Но, несмотря на отдельные неудачи, итоги Всесоюзного конкурса знаменуют собой крупнейший принципиальный сдвиг в работе советских архитекторов, художников и конструкторов в сторону создания новой мебели, стоящей на уровне современных утилитарных, художественных и технических требований.
Рабочий уголок в спальной комнате.
Таллинская мебельная фабрика «Стандарт» совнархоза Эстонской ССР
Ближайшей задачей промышленности является быстрое освоение новых моделей с целью массового выпуска.
Для всех, кто работает в области декоративного искусства, конкурс открывает перспективы для дальнейшей плодотворной деятельности.
Уголок отдыха в общей комнате.
Таллинская мебельная фабрика «Стандарт» совнархоза Эстонской ССР.
Выставка новой мебели с полным убранством интерьеров наглядно показала, что полноценный интерьер может быть создан лишь при комплексном проектировании и подборе всех предметов его оборудования и убранства. Меблировка квартиры — это не просто целесообразное размещение удобных предметов, а решение композиционной задачи большой художественной сложности. Лучшие из премированных наборов наглядно убеждают, что и в бытовой мебели существует большая художественная форма.
Стеллажная мебель в общей комнате.
Центральный научно-исследовательский институт фанеры и мебели Госплана РСФСР.
Новая массовая мебель — это продукт современной индустрии. Рождение нового, советского стиля интерьера неотделимо от прогресса в науке и технике. И при этом роль архитектора и художника не уменьшается, а возрастает. Они обязаны объединить в одно гармоничное целое искусство, технику и экономику.
Часть интерьера общей комнаты.
Центральное мебельное конструкторское бюро Главстандартдома при Госстрое СССР.
Секционные шкафы, обеденный стол и стулья в общей комнате.
Специальное архитектурно-конструкторское бюро АПУ Мосгорисполкома совместно с фабрикой № 1 Московского (городского) совнархоза.
МЕБЕЛЬ В КВАРТИРАХ НОВОГО ТИПАЛ. КАМЕНСКИЙ
Примечательной чертой Всесоюзного конкурса, на лучшие образцы мебели явилась поставленная перед конкурсантами задача — разработать образцы мебели, непосредственно предназначенные для оборудования типовых квартир. В результате лучшие наборы мебели, представленные на конкурс, оказались органической частью современной квартиры, вписались в ее интерьер и тем самым явили черты нового стиля советского интерьера, на которых мы и хотим остановиться.
Прежде всего нужно выделить совершенно новые принципы расстановки мебели и в связи с этим своеобразную организацию пространства в квартире.
В квартире старого типа в общих комнатах-столовых мы привыкли видеть расстановку мебели, которую условно можно назвать «центрической» — обеденный стол занимал геометрический центр комнаты, прочие изделия — буфет или сервант, диван, книжный шкаф, стулья и другие размещались вокруг этого центра, вдоль стен. Такая расстановка обусловливалась планировкой квартиры старого типа с изолированными комнатами, длинными простенками и т. д.
Совершенно иначе размещается мебель в квартире нового типа. Эту расстановку можно назвать «зональной». Характерной ее чертой является членение пространства комнаты на функционально различные зоны — зона отдыха, обеденная, рабочая. Наиболее ярко этот принцип расстановки мебели проявляется в общих комнатах двух- и трехкомнатных квартир.
Зональная расстановка мебели отнюдь не является чисто формальным новшеством или признаком моды. Наоборот, она есть логическое следствие как планировочных особенностей, так и практики использования новой квартиры.
Примеры зональной расстановки мебели дают два наиболее интересных комплекта мебели из числа представленных на конкурс — комплекты Центрального мебельного конструкторского бюро Главстандартдома при Госстрое СССР и мебельной фабрики «Стандарт» совнархоза Эстонской ССР.
Рассмотрим первый пример — общая комната двухкомнатной квартиры (ЦМКБ). Комната оборудована мебелью для обеда и отдыха семьи, сна одного человека, а также для хранения посуды, книг и пр. Многообразие функций комнаты привело к членению ее на две зоны — зону отдыха и обеденную. Своеобразный прием зональной расстановки мебели позволил разделить 18-метровую комнату без нарушения общей целостности ее архитектурного объема. Роль «перегородки» в этой комнате играет поставленная торцом к стене легкая по форме, высокая (до потолка) этажерка стеллажного типа, смонтированная на тумбе для постельных принадлежностей. Вплотную к тумбе ставится диван-кушетка, занимающий полностью простенок до окна. Кресло для отдыха, журнальный столик около дивана завершают оборудование зоны отдыха, образованной в самой проветриваемой и светлой части комнаты. К дальней от окна стене комнаты приставлен обеденный раздвижной стол со стульями. Над столом — простая угловая полочка, украшающая обеденную зону комнаты. Большой простенок в комнате занят комбинированным шкафом оригинальной формы.
Несколько иначе расчленено пространство общей комнаты в комплекте мебели фабрики «Стандарт». Здесь роль перегородки отведена низким секциям, поставленным посредине комнаты торцом друг к другу и образующим длинный шкаф. Общая длина их больше, чем у этажерки в предыдущем примере, поэтому со стороны уголка отдыха вдоль этих секций устанавливается диван-кровать. Прочие изделия размещены приблизительно так же, как и в комплекте ЦМКБ.
Интересно отметить, что два рассматриваемых нами примера при принципиальном сходстве пространственного решения интерьера общей комнаты представляют различные по архитектуре и конструкции варианты этого решения. В первом случае пространство комнаты делится узким, высоким и стационарным изделием, во втором случае — низким длинным передвижным.
Оба варианта имеют свой смысл. Так, неглубоко «врезающаяся» в комнату этажерка оставляет незанятым центр комнаты, что позволяет свободно использовать его в праздничные дни, не прибегая к серьезным перестановкам мебели. В этом варианте оправдана стеллажная конструкция, фиксирующая размещение изделия.
Во втором варианте длинный низкий секционный шкаф не оставляет свободной площади в центре комнаты, но в случае необходимости секции могут быть легко передвинуты в другое положение, что освободит середину комнаты, хотя на время и нарушит ее пространственное членение. Бесспорно, что право на жизнь имеют оба варианта.
На одно обстоятельство нужно обратить внимание в разговоре о зональном членении общей комнаты. Два основных изделия определяют характер этой комнаты и функцию каждой из ее зон. Эти изделия — стол обеденный и диван-кровать. Какое из них должно стоять у окна, какое — в глубине комнаты? Предыдущие выставки интерьера, как правило, показывали в глубине комнаты спальное место (альков), а у окна — обеденный стол. Разобранные нами примеры убедительно показывают возможность правильного размещения зон в комнате, при котором отдых и сон перенесены к свету, к воздуху, а обеденный стол поставлен в глубине комнаты.
Рассмотренные примеры отнюдь не исчерпывают всех возможных вариантов зональной расстановки мебели, но являются наиболее характерными для современного интерьера.
Вернемся к описанию старой квартиры. Вокруг стола стоят: буфет (или сервант), книжный шкаф (или этажерка), стол для радио или телевизора, комод — предметы, бесспорно нужные и сегодня. Что же нового появилось в составе и характере основных изделий мебели?
Внимательный анализ практики использования мебели, а также новая планировка квартир и потребность в экономии площади, занимаемой мебелью, выявили необходимость создания компактных групп мебели, включающих в себя элементы старых шкафов различного назначения. Различные по конструкции и формам, эти группы мебели включают в себя отделения для посуды, книг, белья и т. д., компонуемые в одно целое. Применение таких комбинированных шкафов при правильном определении их габаритов позволяет эффективно использовать имеющиеся в комнате простенки при экономии площади пола.
Совершенно новое звучание вносит применение комбинированных шкафов и в архитектурное решение интерьера. Вместо расставленных в разных местах отдельных изделий комната получает сосредоточенные в одном целостном объеме хранилища предметов домашнего обихода. Это разгружает остальную часть комнаты и предоставляет большую свободу в расстановке прочих предметов мебели. Согласованность размеров комбинированной мебели и величин простенков в комнате позволяет органично «вписать» мебель в комнату. При этом расстановка мебели носит уже не случайный, а продуманный характер, создается необходимое архитектурное единство помещения и элементов его оборудования.
Среди различных конструктивных типов комбинированной мебели заметное место занимает мебель стеллажного типа, образуемая стойками каркаса и различными шкафчиками и полками, навешиваемыми на каркас. Конструктивная простота, возможность использовать всю высоту помещения являются существенными преимуществами этого типа мебели.
Однако необходимо сделать оговорку относительно применения стеллажей в квартире. Мебель стеллажного типа существенно отличается по внешнему виду от прочей мебели, так как имеет подчеркнуто утилитарный характер, обнаженные конструкции, сухой рисунок. Поэтому с художественной точки зрения представляется неудачным многократное повторение стеллажных групп в квартире. Стеллажный тип конструкции можно считать наиболее подходящим при решении кухонного оборудования. Своеобразие интерьера современной кухни, «кухни-лаборатории», оснащенной специальным техническим оборудованием (газовые плиты, электроприборы и г. п.), будет гармонировать со стеллажной мебелью, создавая единство художественного и функционального начала.
Естественно, что появление новых конструкций мебели повлекло за собой новые формы мебели, новые художественные приемы. В этой области также происходит ломка привычных представлений о внешнем виде мебели. Уходят в прошлое такие средства декоративного оформления мебели, как резные и точеные элементы, массивные цоколи и карнизы. Упростился силуэт изделий и форма отдельных элементов. Но означает ли это обеднение вида мебели? Безусловно, нет. На смену старым декоративным приемам приходят новые, обогащающие художественную выразительность мебели.
Современную мебель отличает широкое применение цвета в изделиях.
Простейшим приемом является комбинированная по тонам отделка древесины, то есть сочетание в одном изделии натуральной и подкрашенной поверхности дерева. Этот прием позволяет подчеркнуть особенности архитектурного и конструктивного решения изделия, вводит разнообразие, оживление в те предметы (например, комбинированные шкафы), которые в силу своих размеров и простоты формы казались бы скучными, неинтересными при однотонной отделке.
Дальнейшим развитием этого приема явилось применение синтетических материалов для облицовки элементов мебели. Новые материалы позволили ввести в отделку мебели, условно говоря, «искусственные» цвета (белый, красный, голубой), то есть цвета, органически не присущие дереву, как основному пока еще материалу в мебели. Применение этих цветов намного расширяет возможности проектировщика интерьера, позволяет, в частности, более полноценно разрешить проблему цветового единства таких разнохарактерных элементов оборудования и украшения интерьера, как мебель, ткани, осветительная арматура.
Так, в уже упоминавшемся комплекте мебели ЦМКБ в спальне применен красный цвет для стенки ящика письменного стола. В сочетании с настольной лампой красного цвета и красными цветами на легкой драпировке окна создается ансамбль уголка комнаты. Применение в этом же комплекте белого цвета при облицовке нижнего яруса большого комбинированного шкафа придало ему зрительную легкость и изящество.
Кстати, остановимся попутно на традиционно спорном вопросе — нужна или не нужна светлая мебель? Выставка показала, сколь велика роль светлого тона мебели в современной квартире, особенно если квартира мало освещается солнцем.
Цвет в мягкой мебели зависит главным образом от обивочных материалов, среди которых ведущее место все еще принадлежит тканям из натурального волокна. В этой области мы можем отметить явление, в известной степени противоположное отмеченному выше. Если в корпусной мебели декоративная роль цвета усиливается, то в мягкой мебели и обивочных тканях, наоборот, ведутся поиски смягченного, более лаконичного решения.
Наступил период естественной реакции на пышные узорчатые композиции тканей недавних лет, вступивших в явное противоречие с общей тенденцией к спокойствию, уравновешенности художественного облика интерьера. Происходит своеобразное сближение декоративной выразительности корпусной мебели (шкафов) и мягкой мебели, приводящее к более гармоничному взаимодействию отдельных элементов оформления интерьера, к их стилевому единству.
Лучшие образцы тканей, использованных для отделки мебели на выставке, отличает большая простота рисунка, преобладание стилизованных или геометрических орнаментов. В то же время широко использованы цветные гладкие ткани. Во многих случаях использован прием комбинированной обивки изделий тканями двух цветов, до этого нами практически не применявшийся.
С этой точки зрения особый интерес представляет новый вид ткани — двухслойная двухсторонняя ткань, недавно разработанная московской фабрикой «Красные текстильщики». Такая ткань дает хороший декоративный эффект при использовании в одном изделии двух ее сторон — один рисунок «работает» сразу двумя вариантами расцветки.
Интересные примеры использования цветных тканей показали проектировщики Эстонии, применившие, в частности, новый для нашей практики прием обивки одинаковых изделий в комнате тканями одного рисунка, но разных цветов.
Для современного интерьера жилища, с его тенденцией к максимальной экономии места, характерно применение так называемой трансформирующейся мебели. К этому виду мебели относятся две группы изделий: изделия круглосуточного использования, меняющие свою функцию в зависимости от времени суток (кресло-кровать, диван-кровать, письменные столы-туалеты), и изделия одного определенного назначения, убирающиеся или складывающиеся после того, как надобность в них миновала (откидные кровати, складные столы).
Многообразие различных решений трансформирующейся мебели является одной из характерных особенностей стилевого решения современного интерьера. Однако анализ комплектов мебели, показанных на выставке, выявил некоторые отрицательные качества трансформирующейся мебели, становящиеся заметными при неумеренном включении ее в интерьер. В частности, нам кажется ошибкой применение в квартире только откидных кроватей и диванов-кроватей, как это сделано, например, в весьма интересном в целом комплекте мебели, разработанном Специальным архитектурно-конструкторским бюро Архитектурно-планировочного управления Мосгорисполкома. Вряд ли правильна ориентация на такой «вагонный» уклад жизни. Квартира человека должна иметь место отдыха, решаемое просто, удобно и обязательно уютно. Думается, что трансформирующиеся спальные места могут быть только в общей комнате, универсальной по своему назначению. Спальня же должна остаться спальней.
Отрадно, что архитекторы и художники получили возможность в масштабе Всесоюзного конкурса проверить свои представления об интерьере современного жилища, о мебели и ее месте в квартире. Можно пожелать, чтобы подобные творческие соревнования и взаимный обмен опытом стали традицией в нашей практике и, что очень важно, коснулись бы также других областей прикладного и декоративного искусства.
28 октября 2024, 12:26
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий