наверх
 

Премированные проекты конкурса на фасад гостиницы «Метрополь». 1899

Гостиница Метрополь, Москва, 1905
Гостиница Метрополь, Москва, 1905 г. Из издания: Московские виды : На память от Метрополя. — Москва, [не ранее 1905]
 
 
Гостиница «Метрополь» — гостиница в центре Москвы, расположенная по адресу: Театральный проезд, д. 2. Строилась в 1899—1905 годах; инициатором строительства был Савва Мамонтов; по его заказу Вильям Валькот разработал первоначальный проект. Здание «Метрополя» играет исключительно важную роль в формировании облика Театральной площади и площади Революции. Гостиница является самым крупным общественным зданием эпохи модерна и признаётся одним из самых значительных московских историко-архитектурных памятников этого стиля.
 
На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница с банями купца Челышева, построенная по проекту Осипа Бове. В 1890-х годах промышленник и меценат Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи: он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр, который предусматривал бы современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С. И. Мамонтова. Конкурс на лучший проект комплекса, проводившийся в 1899 году, выиграла Строительная контора Северного Домостроительного общества (авторский коллектив: архитекторы Л. Н. Кекушев, С. С. Шуцман, Н. Л. Шевяков и В. В. Воейков), однако Савва Мамонтов отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота, занявшему четвёртое место.
 
Строительство началось без промедлений; проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но её радикальная перестройка и объединение общими фасадами с новыми корпусами. Реализовать свой замысел Мамонтову было не суждено: в том же году его арестовали по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Савву Мамонтова, однако предприниматель был разорён; его имущество (в том числе и начавшаяся стройка «Метрополя») ушло на погашение долгов.
 
Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов гостиничного комплекса; в проект Валькота были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся под театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан. Руководство строительством гостиницы на первом этапе осуществлял архитектор В. В. Воейков. В 1901 году в гостинице случился сильный пожар, уничтоживший интерьеры; почти завершённое здание серьёзно пострадало. Проект восстановления гостиницы с частичной перепланировкой был разработан архитектором С. П. Галензовским, работами руководил архитектор П. П. Висневский.
 
Наконец, в 1905 году состоялось торжественное открытие «Метрополя». Для своего времени он представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и отделке гостиничный комплекс на 400 номеров, из которых, в соответствии с духом эпохи модерна, не было двух одинаковых. В гостиничных номерах предусматривались холодильники (наполняемые льдом), телефоны и горячая вода, что для начала XX века являлось диковинкой. В 1906 году под названием «Театр „Модерн“» при гостинице открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр.
 
Ниже мы публикуем все премированные и рекомендованные к приобретению проекты гостиницы «Метрополь» конкурса 1899 года.
 
Проекты публикуются по двум изданиям:
  • Конкурс на фасад гостиницы „Метрополь“: премированные проекты. — Москва : Издание В. С. Бернер, 1899. - [2] с., [16] л. ил. — (Архитектурные мотивы). [pdf, яндексдиск; 21,1 МБ]
  • Конкурсные проекты фасада гостиницы «Метрополь» в Москве // приложение к архитектурному и художественно-техническому журналу «Зодчий» за 1899 год. [все выпуски журнала]
 
 
 

Конкурс на фасад гостиницы „Метрополь“: премированные проекты. — Москва : Издание В. С. Бернер, 1899

 
Конкурс на фасад гостиницы „Метрополь“: премированные проекты. — Москва : Издание В. С. Бернер, 1899  Конкурс на фасад гостиницы „Метрополь“: премированные проекты. — Москва : Издание В. С. Бернер, 1899
 
 

Объявление о конкурсе и программа его

 
С.-Петербургское Общество Страхований объявило конкурс на составление проекта фасадов для перестройки первоклассной гостиницы в г. Москве, на углу Театральной площади и Театрального проезда, в местоположении, считающемся одним из лучших в Москве. Существующее в настоящее время здание гостиницы имеет разные фасады и неодинаковое количество этажей. В одной части своей, выходящей на Театральную площадь, здание в три этажа (считая и антресольный с полуциркульными окнами); в другой ее угольной части — таковых же четыре этажа; вся сторона, выходящая на Театральный проезд, в 4 этажа.
 
Конкурс задается на следующих условиях:
  • 1) Все строение должно иметь по фасадам пять обыкновенных этажей, считая в том числе существующий антресольный старого здания, и один шестой „мансардный“ этаж.
  • 2) Улица и площадь, к которым примыкает владение, имеют уклон, при чем, считая за нуль низшую точку владения по Театральной площади (у Полицейской казармы), отметки двух других углов владения будут: на перекрестке 0,22 саж., и в угловой точке по Театральному проезду 0,92 саж.
  • 3) При проектировании должно пользоваться осями существующих пролетов, намеченных на планах, при чем положение некоторых осей (по планам №№ I—XXX, включительно) необходимо сохранить; положение же остальных осей может быть изменяемо.
  • 4) Ширина и форма пролетов может быть также изменяема.
  • 5) В указанных поэтажно в планах предполагаемых назначений помещений можно изменять расположение переборок; положение же капитальных стен необходимо сохранить.
  • 6) При проектировании должно пользоваться существующими высотами, кроме верхнего этажа, который должен быть повышен до пяти с половиной аршин. Мансардный этаж должен иметь 4½ арш. высоты; стены его предполагаются деревянными, но окна должны иметь каменную обделку.
  • 7) Парадные входы: в гостиницу и ресторан имеют высоту большую, в которую должна войти и высота антресольного этажа.
  • 8) В первом этаже помещены по обеим улицам магазины; в остальных, начиная с антресольного, — нумера гостиницы.
  • 9) В бель-этаже, со стороны площади, возможно помещение одного сплошного балкона, длиною во весь фасад.
  • 10) На фасаде со стороны Театральной площади должны быть следующие надписи: а) Дом С.-Петербургского Общества Страхований, b) Гостиница „Метрополь“.
  • 11) Выбор стиля предоставляется составителю проекта; но излишнее богатство и вычурность в обработке фасадов нежелательны.
  • 12) Материалами могут служить: песчаник, штукатурка, скульптурные работы в ограниченном количестве, мозаика и майолика.
  • 13) Проект должен состоять из следующих частей: а) фасада на Театральную площадь, б) фасада на Театральный проезд и в) детали углового выступа со стороны Театральной площади. При фасадах должны быть планы фасадных стен с показанием старых и новых осей пролетов.
  • 14) Проекты фасадов должны быть исполнены в масштабе: 0,01 сажени на сажень, а деталь выступа — в масштабе: 0,01 сажени на аршин.
  • 15) Проект должен быть исполнен так: один фасад и деталь акварелью, а другой — или в чертах, или тушеванный в один или два тона.
  • 16) Проекты должны быть представлены в папках, а не свертках, и помечены девизом. Имя и адрес автора должны быть приложены в запечатанном пакете с тем же девизом.
  • 17) Срок представления проекта — 15-е апреля 1899 года. Иногородние представляют почтовую квитанцию, свидетельствующую, что проект отослан не позже 15-го апреля 1899 года, о чем в этот же день Общество должно быть уведомлено телеграммой. После 22-го апреля иногородние проекты принимаемы не будут. Проекты подаются в Москве в Правление Северного Домостроительного Общества, Театральная площадь, дом С.-Петербургского Общества Страхований, в С.-Петербурге — в Правление С.-Петербургского Общества Страхований, Невский проспект, дом № 5.
  • 18) В конкурсе могут участвовать как русские, так и иностранные архитекторы.
  • 19) Премий назначаются пять: 1-я — 2000 руб., 2-я — 1600 руб., 3-я — 1200 руб., 4-я 800 руб. и 5-я 400 руб.
  • 20) Получение премий не обусловливает права на производство постройки.
  • 21) Все премированные проекты поступают в собственность С.-Петербургского Общества Страхований. Кроме того, Обществу предоставляется право приобрести один или несколько непремированных проектов за цену 5-й премии каждый, при чем приложенные пакеты будут вскрыты, а имена авторов будут, объявлены во всеобщее сведение.
  • 22) Непремированные и неприобретенные проекты должны быть взяты авторами не позже 1-го августа 1899 года; невзятые в этот срок проекты поступают в собственность С.-Петербургского Общества Страхований.
  • 23) До и после присуждения премий С.-Петербургское Общество Страхований устраивает выставку означенных проектов в С.-Петербурге и Москве.
  • 24) С.-Петербургское Общество Страхований оставляет за собою право воспроизведения премированных и приобретенных проектов в русских и иностранных журналах.
  • 25) Комиссию судей составляют архитекторы — проф.: Э. И. Жибер, Г. И. Котов, H. В. Султанов, В. А. Шретер и проф. живописи В. Д. Поленов, которым, и предоставляются решающие голоса; кроме того, с правом совещательного голоса будут допущены представители С.-Петербург. Общества Страхований и Северного Домостроительного Общества.
  • 26) Во всем прочем настоящий конкурс подчиняется правилам, утвержденным ИМПЕРАТОРСКИМ С.-Петербургским Обществом Архитекторов в 1895 году.
  • 27) За программой конкурса и справками обращаться: в С.-Петербурге — в Правление С.-Петербургского Общества Страхований, Невский проспект, дом № 5; в Москве — в Правление Северного Домостроительного Общества, Театральная площадь, дом С.-Петербургского Общества Страхований.
 
Председатель Правления Н. Нечаев.
 
 

Копия протокола Жюри

 
На конкурс фасадов „для первоклассной гостиницы в г. Москве“ было представлено двадцать проектов. Рассмотрев их подробно, комиссия судей постановила выдать премии пяти лучшим из них, — проекты эти отличаются следующими достоинствами и недостатками:
 
1) Проект под девизом „Ρ+Σρ“ выделяется своими спокойными, хорошо расположенными массами и прекрасно выдержанным характером гостиницы. Обработка в деталях отличается новизною направления, хотя и без излишеств свойственных этому последнему. Магазинные пролеты хороши по своей форме и целесообразны по размерам. Главные входы на обоих фасадах оттенены в должной мере и имеют прекрасные пропорции. Замена мансард на выступах каменным этажом и устройство на них же более высоких крыш вносит живописный элемент в общее впечатление. Не взирая на все эти большие достоинства, в проекте можно указать на два небольшие и притом легко поправимые при исполнении недостатка: слишком крупное деление рустом в средней части и скучноватые пилястры выступов. Сработан проект очень бойко.
 
2) Проект под девизом „На суд Ваш отдаю“ очень удачен по распределению общих масс и по передаче характера гостиницы. К сожалению размеры главного входа и магазинных окон маловаты, детали несколько грубы, а канделябры очень велики. Желательно бы также уменьшить количество шпилей по верху фасада. Тем не менее, проект сработан с большим вкусом и обнаруживает полное уменье автора распоряжаться современными архитектурными формами.
 
3) Проект под девизом „Masqué“ отличается некоторыми красивыми, спокойными и хорошо понятными архитектурными формами, что особенно заметно на детали. Стиль его хотя и не отличается чистотою, но представляет собою довольно гармоничную смесь форм итальянского и французского ренессанса в современной переработке. Наиболее удачно обработанными следует считать второй и третий этажи, хотя расположение крупных рустов над легкими филенками простенков несколько режет глаз. Аттик выступа и все три куполка имеют беспокойный характер, а входы в гостиницу и ресторан немного малы и для фасадов и для своего назначения. Сработан проект очень умелой рукой.
 
4) Проект со знаком „женская головка“ в английско-декадентском вкусе сработан очень талантливо и поражает живописностью и свежестью приемов, но автор вдается в крайности и мотивы для украшения фасадов не везде архитектурны. Три этажа совершенно голых стен очень скучны; пятый этаж, покрытый сплошь изразцами напротив чересчур богат, на бумаге проект очень привлекателен, но он вряд ли сохранит эти качества при исполнении в натуре, когда архитектурная необоснованность некоторых его частей выступит еще ярче.
 
5) Проект под девизом „Plurium unus“ имеет фасад в стиле Людовика XV и отличается скучноватым характером, вследствии повторения одних и тех же форм и на выступах и во впадинах. Стиль выдержан довольно строго, хотя нельзя не заметить, что он гораздо более идет к небольшим особнякам, чем к большим зданиям доходно-жилого характера. Кроме того размеры магазинных окон желательно бы сделать гораздо большие. Довольно серьезными недочетами проекта являются также — во 1-х, размещение главных входных дверей на оси простенков верхних этажей и во 2-х, три пилястры с раскреповками, совершенно неархитектурно расположенные над средним ходом с площади. Исполнение проекта довольно вялое и рука недостаточно уверенная, что особенно заметно при избранном автором стиле, требующем бойкости и мастерства.
 
На основании этих данных Комиссия присудила 1-ю премию — 2000 руб. проекту под девизом „Ρ+Σρ“ вторую — 1600 руб. — проекту под девизом „На суд Ваш отдаю“; третью — 1200 руб. — проекту под девизом „Masqué“; четвертую — 800 руб. — проекту со знаком „женская головка“; и пятую — 400 руб. — проекту под девизом „Plurium unus“.
 
Независимо от того комиссия постановила рекомендовать для приобретения, согласно § 21-го задания, проекты со знаками „Два треугольника“ и „Два концентрических круга“. Первый из них имеет очень хорошие формы как в частностях так и в общем и спроектирован в стиле „Ренессанс“, сильно клонящемся к Барокку. Характер здания вполне отвечает его назначению. Нельзя не отметить однако некоторой монотонности вследствие отсутствия более выдающихся масс в главных местах, напр. над средним входом. Несмотря на свои относительные достоинства проект этот не мог быть премирован, вследствие неисполнения § 15-го задания. Что же касается до второго, то он представляет собою очень интересную работу отличающуюся большою живописностью и довольно оригинальной, хотя и не везде ровной, обработкой деталей. Фасады его являются как бы рядом особняков средневекового характера; прием этот хотя и очень живописен, но в целом мало пригоден для фасада большой гостиницы, вследствие чего проект этот и не мог быть премирован.
 
Г. Котов. В. Шретер. Н. Султанов. Э. Жибер.
1899 года, Мая 31 дня
 
 
 
По вскрытии конвертов оказались авторами:
  • 1) девиза „Ρ+Σρ“ — Строительная контора Северного Домостроительного общества в лице архитекторов: Л. Н. Кекушева, С. С. Шуцман, Н. Л. Шевякова и В. В. Воейкова.
  • 2) „На суд Ваш отдаю“ — H. Т. Стуколкин.
  • 3) „Masqué“ — П. А. Заруцкий.
  • 4) „Женская головка“ — В. Валькот.
  • 5) „Plurium unus“ — Ученики Императорской Академии Художеств Г. А. Косяков, П. Л. Подбереский и Э. Л. Андреолетти.
  • „Два треугольника“ — П. Э. Гиппиус.
  • „Два концентрических круга“ — И. В. Падлевский.
 
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 1-я премия. Проект архитекторов Л. Н. Кекушева, С. С. Шуцман, Н. Л. Шевякова и В. В. Воейкова. Фасад по Театральной площади
1-я премия. Проект архитекторов Л. Н. Кекушева, С. С. Шуцман, Н. Л. Шевякова и В. В. Воейкова. Фасад по Театральной площади
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 1-я премия. Проект архитекторов Л. Н. Кекушева, С. С. Шуцман, Н. Л. Шевякова и В. В. Воейкова. Фасад по Театральному проезду
1-я премия. Проект архитекторов Л. Н. Кекушева, С. С. Шуцман, Н. Л. Шевякова и В. В. Воейкова. Фасад по Театральному проезду
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 1-я премия. Проект архитекторов Л. Н. Кекушева, С. С. Шуцман, Н. Л. Шевякова и В. В. Воейкова. Деталь выступа
1-я премия. Проект архитекторов Л. Н. Кекушева, С. С. Шуцман, Н. Л. Шевякова и В. В. Воейкова. Деталь выступа
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 2-я премия. Проект архитектора H. Т. Стуколкина
2-я премия. Проект архитектора H. Т. Стуколкина
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 2-я премия. Проект архитектора H. Т. Стуколкина
2-я премия. Проект архитектора H. Т. Стуколкина
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 3-я премия. Проект архитектора П. А. Заруцкого
3-я премия. Проект архитектора П. А. Заруцкого
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 3-я премия. Проект архитектора П. А. Заруцкого. Детальный фасад углового выступа
3-я премия. Проект архитектора П. А. Заруцкого. Детальный фасад углового выступа
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). Проект рекомендованный жюри для приобретения. Проект архитектора И. В. Падлевского
Проект рекомендован жюри для приобретения. Проект архитектора И. В. Падлевского
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). Проект рекомендованный жюри для приобретения. Проект архитектора И. В. Падлевского
Проект рекомендован жюри для приобретения. Проект архитектора И. В. Падлевского
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 4-я премия. Проект архитектора Вильяма Валькота. Фасад по Театральному проезду
4-я премия. Проект архитектора Вильяма Валькота. Фасад по Театральному проезду
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 4-я премия. Проект архитектора Вильяма Валькота. Фасад по Театральной площади
4-я премия. Проект архитектора Вильяма Валькота. Фасад по Театральной площади
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 4-я премия. Проект архитектора Вильяма Валькота. Деталь
4-я премия. Проект архитектора Вильяма Валькота. Деталь
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 5-я премия. Проект архитекторов Г. А. Косякова, П. Л. Подбереского и Э. Л. Андреолетти
5-я премия. Проект архитекторов Г. А. Косякова, П. Л. Подбереского и Э. Л. Андреолетти
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 5-я премия. Проект архитекторов Г. А. Косякова, П. Л. Подбереского и Э. Л. Андреолетти
5-я премия. Проект архитекторов Г. А. Косякова, П. Л. Подбереского и Э. Л. Андреолетти
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). Проект рекомендованный жюри для приобретения. Проект архитектора П. Э. Гиппиус. Фасад по Театральному проезду
Проект рекомендован жюри для приобретения. Проект архитектора П. Э. Гиппиус. Фасад по Театральному проезду
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). Проект рекомендованный жюри для приобретения. Проект архитектора П. Э. Гиппиус. Деталь
Проект рекомендован жюри для приобретения. Проект архитектора П. Э. Гиппиус. Деталь
 

 

 

Конкурсные проекты фасада гостиницы «Метрополь» в Москве, опубликованные в приложении к архитектурному и художественно-техническому журналу «Зодчий» за 1899 год

 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 1-я премия. Проект строительной конторы Северного Домостроительного общества в лице архитекторов: Л. Н. Кекушева, С. С. Шуцман, Н. Л. Шевякова и В. В. Воейкова
1-я премия. Проект строительной конторы Северного Домостроительного общества в лице архитекторов: Л. Н. Кекушева, С. С. Шуцман, Н. Л. Шевякова и В. В. Воейкова
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 1-я премия. Проект строительной конторы Северного Домостроительного общества в лице архитекторов: Л. Н. Кекушева, С. С. Шуцман, Н. Л. Шевякова и В. В. Воейкова
1-я премия. Проект строительной конторы Северного Домостроительного общества в лице архитекторов: Л. Н. Кекушева, С. С. Шуцман, Н. Л. Шевякова и В. В. Воейкова. Деталь фасада
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 2-я премия. Проект архитектора H. Т. Стуколкина
2-я премия. Проект архитектора H. Т. Стуколкина
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 3-я премия. Проект архитектора П. А. Заруцкого
3-я премия. Проект архитектора П. А. Заруцкого
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 3-я премия. Проект архитектора П. А. Заруцкого
3-я премия. Проект архитектора П. А. Заруцкого. Деталь фасада
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 4-я премия. Проект архитектора Вильяма Валькота
4-я премия. Проект архитектора Вильяма Валькота
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 4-я премия. Проект архитектора Вильяма Валькота
4-я премия. Проект архитектора Вильяма Валькота
 
 
 

14 января 2019, 17:43 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий