|
Советские ребята в творчестве художника А. Ф. Пахомова. 1938
С. М. Киров среди авиамоделистов. Акварель. 1936.
Алексей Фёдорович Пахомов (19 сентября [2 октября] 1900, дер. Варламово, Вологодская губерния — 14 апреля 1973, Ленинград) — советский, российский художник-живописец, график, педагог. Народный художник СССР (1971). Лауреат Государственной премии СССР (1973 — посмертно) и Сталинской премии второй степени (1946).
С ранних лет проявил способности к рисованию. Был направлен в Начальное училище в Кадников, а в 1915 году — в Петроград, в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица). В училище попал в мастерскую Н. А. Тырсы, а после службы в армии перешёл в мастерскую В. В. Лебедева. Работал учителем рисования в школе Кадникова (1918). В 1920—1925 годах учился во ВХУТЕМАСе в Петрограде. Его учителями были А. И. Савинов, С. В. Чехонин, В. И. Шухаев.
В конце 1920-х гг. начал работу в книжной графике, у своего учителя В. В. Лебедева, ставшего художественным редактором издательства «Детская литература» и привлекшего в него ряд талантливых молодых живописцев. Как мастер В. Лебедев привносил немало своего в работы учеников, иной раз самостоятельно переделывая их рисунки. В 1936 году с распространением офсетной печати А. Пахомову удалось уговорить В. Лебедева попробовать изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» С. М. Маршака с иллюстрациями А. Пахомова. После этого он стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере. В это время он также сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Ёж». За время работы с В. Лебедевым у художника сложился в эти годы свой собственный, узнаваемый почерк, отличающий десятки проиллюстрированных им книг. Занимал одно из ведущих мест среди художников детской книжной графики Ленинграда 1920—1940-х годов.
Наталья Мельникова. «Алексей Федорович Пахомов. К 100-летию со дня рождения»:
«С 1925 года начинается постоянная работа Пахомова в детской книге, к сотрудничеству над которой одновременно с ним приступили писатели В. В. Маяковский, С. Я. Маршак, А. Л. Барто, Е. Л. Шварц, художники В. М. Конашевич, К. И. Рудаков, В. М. Ермолаева. Детская тема в творчестве Пахомова появилась не случайно: делая наброски с натуры, он часто изображал ребят, улавливал в своих рисунках пластически интересные позы и движения.
В середине 1920-х годов художник совершил несколько поездок в пионерские лагеря, в том числе в „Артек“. Специфика детской книги, ее понятность для ума и доступность для глаза ребенка предъявила свои требования к художнику. Воспитание нового человека сообразно появившимся понятиям и идеям обусловило новый подход к созданию книги. Первый опыт общения с детьми проявился в иллюстрациях к произведениям Маршака, Шварца, Р. Киплинга в конце 1920-х годов. Стиль творчества Пахомова в них имеет много общего с авангардом, появившимся в искусстве этого времени. Художник работает силуэтно, пятном, почти заливкой, иконописно обозначая свет на лицах персонажей. Почти всегда он использует нейтральный фон. Излюбленными цветами мастера становятся красный, желтый, коричневый.
Подход к иллюстрированию детских книг этого времени не только у Пахомова, но и у многих других художников был, по существу, новаторским. Картинки в книжках и журналах 1920-х годов отличались от экзальтированных и утонченных образов, созданных мастерами начала ХХ века. Они стали динамичными, яркими и контрастными. В то же время сохранился комплексный подход к иллюстрированию книги, свойственный художникам начала века: одновременно продумывались и оформлялись и обложка, и заставки, и шрифт. Картинки „жили“ в тексте, а не сопровождали его.
Смелым сюжетным и цветовым решением выделяются произведения Пахомова 1930-х годов. Полуобнаженные женщины, загорелые подростки на пляже противостоят подчеркнуто правильным юношам и девушкам на картинах художников соцреализма».
А. Пахомов. Записки художника (Детская литература. — 1967. — № 4):
«Мне не раз доводилось слышать лестное для меня признание, что я впервые в изобразительном искусстве показал тип советского ребенка и подростка. В создании этого типа немалую роль сыграла моя любовь к пластике человеческого тела в античном искусстве и в искусстве Возрождения. В ребенке и подростке я видел прообраз человека будущего и преемственные черты идеала человеческой красоты, созданные античностью. Мне нравится в детях их постоянная живость и бодрость, их увлеченность тем или иным делом».
Ниже мы полностью, включая все иллюстрации, публикуем альбом рисунков «Советские ребята в творчестве художника А. Ф. Пахомова» (1938). Рисунки в альбоме предваряются вступительной статьей художника, искусствоведа Николая Эрнестовича Радлова.
Советские ребята в творчестве художника А. Ф. Пахомова : [Альбом рисунков] / Статья Н. Э. Радлова. — [Ленинград] : Государственное издательство изобразительных искусств, 1938. — 37 с., 8 вкл. л. ил.Статья Н. Э. Радлова
Человек — основная тема изобразительного искусства. Эта общеизвестная истина давно требует уточнения. Взрослый человек является этой центральной темой. На всем протяжении истории искусства художник уделял ребенку чрезвычайно мало внимания.
Мы знаем художников самых разнообразных специальностей: художников, всю жизнь свою посвятивших изображению моря, или военных сцен, или домашних животных; специалистов, которые умели передавать не только все разнообразие и богатство пластических форм лошадей, но даже индивидуальную портретную характеристику знаменитых скакунов.
И, как ни странно, мы не можем назвать ни одного крупного художника, который избрал бы своей специальностью изображение ребенка, художника, который сумел бы увидеть и полюбить неисчерпаемое идейное содержание детского мира и его замечательное пластическое своеобразие.
Правда, ребенок фигурирует на многих картинах и старых и современных мастеров. Бесчисленны изображения играющих ангелочков («путти») в религиозной живописи Возрождения. Галлереи заполнены картинами, изображающими младенца Христа. Но, естественно, эти сюжеты требовали создания отвлеченного идеализированного типа ребенка, лишенного каких-либо индивидуальных черт.
Художники-реалисты XIX века иногда переносили в детский мир решение волновавших их социальных проблем, но более многочисленны сценки из детской жизни, написанные так называемыми жанристами с большей или меньшей наблюдательностью и почти всегда с некоторым снисхождением к «несерьезности» избранного художником жанра.
Конечно, можно было бы назвать отдельные прекрасные изображения ребенка и в портретной живописи и в скульптуре, но эти исключения только подтверждают высказанное нами положение: ни старое, ни современное западноевропейское искусство не сумело увидеть в ребенке тему, достойную заполнить творчество художника.
Здесь не место объяснять причины этого явления, связанного и с общими бытовыми отношениями, и с педагогическими взглядами, и, главным образом, с ролью искусства в буржуазном обществе.
Пролетарская революция дала нам новый быт и новую культуру. Коренным образом изменилась и роль художника и его отношение к миру. Новыми, неведомыми раньше темами зацвела творческая жизнь художника. Мир раздвинулся, он стал прекраснее, многограннее, ярче. Но развитие искусства отстает от жизни. Перестройка психики художника затруднена традициями, формальной зависимостью от прошлого, а частично и косностью. Только последние годы мы можем говорить о победах на изобразительном фронте, о значительных и бесспорных достижениях.
С большой радостью хочется отметить каждое несомненное завоевание, назвать каждого художника, овладевшего новыми средствами выражения, каждый факт приобщения искусства к новой тематике. Именно с этой точки зрения требуют к себе особенного внимания собранные в настоящем альбоме рисунки А. Пахомова.
Алексей Федорович Пахомов родился в 1900 году в Вологодской губернии. Революция застигла его учеником художественной школы Штиглица, по окончании которой, в 1922 году, он поступил в Академию художеств. Годы его учения совпали с годами ломки нашей художественной школы. Пахомов испытал на себе все противоречия, которыми характеризовались тогдашние педагогические эксперименты. Последовательно он перепробовал и академический метод Шухаева, и конструктивистские опыты Лебедева, школу Тырсы и углубленную учебу Савинова, не избежав и модных в свое время пресловутых контррельефов. Этот педагогический сумбур должен был повести к разочарованию, к художественному нигилизму. Нужна была крепкая хватка, здоровый темперамент и трезвое дарование, чтобы не потерять себя в этот мучительный период шатания. Но Пахомов сумел собрать по крохам то, что давал ему разрозненный опыт учения: знание анатомической формы, преподанное ему Шухаевым, понимание рисунка, как построения формы на плоскости, вынесенное им из мастерской Савинова. Он дополняет свои знания самостоятельным изучением натуры и художественного наследия. Музеи и книги дали ему недостающую культуру.
С 1925 г. начинается его работа в Детском отделе ГИЗа. Он работает как художник для детей, но ему сразу же становится ясным, что детский мир надо завоевывать изнутри. Нельзя приспособлять свое миропонимание к воображаемой психике ребенка; надо проникнуть в эту психику, изучить жизнь ребенка, его увлечения и надежды, его проблемы, его волнения.
И этот мир для художника оказался откровением: не только душевный мир, но и мир форм.
Пластическая выразительность движения и мимики ребенка обусловлена не только его психикой; тело ребенка, его пропорции, гибкость и подвижность членов, вся анатомическая структура — замечательный материал для рисовальщика, материал благодарный, но предъявляющий к художнику очень высокие требования. Потому что все перечисленные качества модели раскрываются тогда, когда ребенок не стеснен критическим, анализирующим взглядом постороннего наблюдателя, когда он не позирует. Поэтому-то только художнику, в совершенстве владеющему своим мастерством, доступен этот неисчерпаемый мир своеобразных форм.
Большая заслуга Пахомова не только в том, что он первый оценил всю значительность этой новой для искусства темы. Он сумел и подойти к этой теме с той серьезностью, которую она требует. Без слащавого любования, без снисходительности высшего существа — как равный к равному, как старший товарищ, внимательный и любящий, — он погружается в жизнь детей, живет с ними в их лагерях, делит их радости и их заботы, наблюдает их за учением и во время отдыха, за работой и за игрой. И внезапно рушится веками установившийся в искусстве шаблонный образ миловидного существа, канонических пропорций, лишенного индивидуальности и характера, живущего вне времени и пространства, лишь как объект внимания взрослого человека. Возникают бесчисленные, непохожие друг на друга индивидуальности, маленькие люди, носящие черты определенной национальности и среды, имеющие каждый свой характер, свою неповторимую внешность, свою психику. Но есть черты, объединяющие эту пеструю и шумливую ватагу: веселые и деловитые ребята — дети советской страны, будущие полноправные граждане — они и сейчас сознательные существа, а не только воплощение чужих забот или чужого любования.
Для выражения этой темы Пахомов нашел свой язык. Его искусство подлинно оригинально, потому что найденная им форма является естественным и простейшим решением поставленной им задачи, а не привнесена, как заранее заготовленный прием. Его рисунок лаконичен и прост; он наблюдает и фиксирует существенное в характере и в движении, опуская все ненужные детали. Обобщая форму, он выражает ее с предельной четкостью, ничего не оставляя недоговоренным.
Было бы преждевременным подводить какие-либо итоги работе Пахомова. Тема избранная им, неисчерпаема; бесконечны и возможности дальнейшего роста молодого художника. И на примерах, собранных в настоящем альбоме за несколько лет работы, мы можем проследить этот рост. Рисунки 1926—1931 гг. еще носят на себе следы некоторого стремления к декоративной стилизации, отпечаток некоторого предвзятого отношения к форме. Рисунки последних лет лишены этих недостатков: они демонстрируют большую зрелость, более высокое мастерство художника.
Но каковы бы ни были дальнейшие достижения А. Ф. Пахомова, следует остановиться и на этом первом этапе его творческого пути. Детская серия Пахомова займет свое место в развитии советского искусства. Выросшая на нашем мироощущении, вылившаяся в своеобразную и органическую форму, она останется художественным памятником нашего времени и нашей страны.
Н. Радлов
[РИСУНКИ]
Моряки. Пограничники
РИСУНКИ ДЛЯ КНИГИ «6-й СКОРОХОДОВСКИЙ». Карандаш. 1931.
Ученик 84 ФЗС Федя Шилов на цеховой летучке фабрики «Скороход».
Участницы второго Областного слета колхозных ребят Рура Тревогина и Маруся Симурина у себя в школе за проверкой всхожести семян.
Малышева — председатель учкома 84 ФЗС.
Ученики 84 ФЗС за проработкой школьных задании.
В слесарной мастерской 84 ФЗС. Пионеры Барацкий и Левашевич. Рисунок для книги «6-ой Скороходовский». Карандаш. 1931.
VI ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СЛЕТ АВИАМОДЕЛИСТОВ. Рисунки для журнала «Еж». Карандаш. 1935.
Ася Григорьева из Кронштадта.
Коля Петров из Областной авиамодельной лаборатории.
Сережа Оловянников, воспитанник N воинской части.
VI. ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СЛЕТ АВИАМОДЕЛИСТОВ. Карандаш. 1935.
Гриша Смирнов из Вырицы.
Валя Герасимов из Лужского детского аэроклуба. Рисунок для журнала «Еж».
НА ДЕТСКОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ В АРТЕКЕ.
В автомобиле. Карандаш. 1933.
В слесарной мастерской. Карандаш. 1932.
Пионеры усаживают на трактор говорящую куклу «Мистера Фукса» и запускают воздушный змей. Карандаш. 1933.
УЧАСТНИКИ 2-ГО ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СЛЕТА КОЛХОЗНЫХ РЕБЯТ
Нина Владимирова (Чудовский район) надевает галстук вступающему в отряд. Рисунок для журнала «Еж». Перо. 1931.
Володя Позолотников (Тоснинский район) за ликвидацией неграмотности старших. Рисунок для журнала «Еж». Перо. 1931.
В ЛЕНИНГРАДСКОМ ОБЛАСТНОМ ПИОНЕРЛАГЕРЕ ИМ. т. СОЛОВЬЕВА. Карандаш. 1932.
Пионерка из Ленинграда.
Пионерка из области.
Пионер-вожатая.
Вожатая октябрят.
Раймонд Орас, ученик 68 ФЗД, декламатор, поэт и драматург. Рисунок для журнала «Еж». Карандаш. 1933.
Ученик 68 ФЗД па улице Стачек Петя Броневский в крольчатнике школы. Рисунок для журнала «Еж». Литогр. карандаш. 1933.
Вова Сигаев, вожатый отряда, говорит речь на линейке в пионергородке Смольнинского района. Рисунок для журнала «Еж». Карандаш. 1932.
В АРТЕКЕ. Карандаш. 1933.
Наташа Зорина из Вологды на физкультурной зарядке.
Джюбатай из Алма-Аты на физкультзарядке.
Сима Бурмистрова с Горьковского автозавода принимает солнечные ванны.
Майя в живом уголке Детской технической станции в Артеке. Карандаш. 1933.
На шашечном турнире в пионерлагере фабрики им. т. Воскова на Вырице. Карандаш. 1935.
V ОЛИМПИАДА ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г. ЛЕНИНГРАДА. Рисунки для журнала «Еж». Тушь. 1933.
Женя Большаков.
Моисей Гершович.
Саша Ульман, Леонид Граевский, Алексей Мартынов.
Лида Тихомирова.
КОЛХОЗНЫЕ РЕБЯТА НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТАХ.
На огороде с лопатой. Карандаш. 1932.
На огороде с тачкой. Карандаш. 1932.
На покосе. Карандаш. 1930.
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 58,1 МБ) (скан РГБ)
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 97,4 МБ) (скан Электронекрасовки)
12 марта 2022, 17:10
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий