наверх
 
Удмуртская Республика


В. С. Бойтлер. Архитектурная реконструкция Сталинградского тракторного завода. 1936

«Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том I, книга 2» (Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936)  Арх. В. С. Бойтлер АРХИТЕКТУРНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ СТАЛИНГРАДСКОГО ТРАКТОРНОГО ЗАВОДА
 
 
Статья архитектора Вениамина Самойловича Бойтлера «Архитектурная реконструкция Сталинградского тракторного завода» из сборника «Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том I, книга 2» (Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936).
 
Вениамин Самойлович Бойтлер (1896—1976) — советский киномонтажёр, архитектор, инженер-строитель. Брат сценариста Михаила Бойтлера, актёра Аркадия Бойтлера, певицы Анны Бойтлер и балерины Инны Чернецкой (Бойтлер). В начале 1920-х гг. в Москве работал в области перемонтажа зарубежных кинокартин для требований советской цензуры, зарекомендовав себя как выдающийся мастер этого дела. Одновременно с этой работой окончил Московское высшее техническое училище как архитектор (1929). В студенческие годы входил в творческий кружок авангардного направления «Радуга в мозгах». Затем работал в кабинете архитектуры промышленных сооружений при Всесоюзной Академии архитектуры под руководством И. С. Николаева. В середине 1930-х гг. был одним из авторов проекта архитектурной реконструкции завода «Серп и Молот» и Сталинградского тракторного завода.
 
 
 
 

Арх. В. С. Бойтлер

АРХИТЕКТУРНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ СТАЛИНГРАДСКОГО ТРАКТОРНОГО ЗАВОДА

 
Кабинет промышленной архитектуры Всесоюзной академии архитектуры в январе 1935 г. выдвинул тему: «Архитектурная реконструкция существующих заводов и фабрик». Автором настоящей статьи был собран и представлен на научную сессию Академии материал по этому вопросу, представлявший результаты исследований и обобщение опыта реконструкции отдельных крупных предприятий (Краматорского завода, Запорожстали, Челябинского тракторного, завода им. Сталина в Москве и др.). Был учтен отрицательный опыт оформления заводов кустарными методами, которые зачастую сводили реконструкцию лишь к «цветочкам» и газонам.
 
Реальной базой для воплощения и проверки возникавших архитектурных идей был Сталинградский тракторный завод им. Ф. Дзержинского, по предложению которого Академия архитектуры приняла на себя архитектурную реконструкцию завода. Для этой цели была составлена синтетическая бригада, куда, помимо сотрудников кабинета промышленной архитектуры Академии (проф. И. С. Николаев — руководитель бригады и арх. В. С. Бойтлер — бригадир), вошли: художники (проф. Л. А. Бруни и проф. В. П. Киселев), скульптор (С. Д. Меркуров) и работники архитектурной мастерской при Архитектурном институте (А. М. Алхазов, Я. Т. Кравчук, М. В. Сергеев, Е. И. Евдокимова, Т. Н. Протасова, Я. Н. Айрбабамян). Бригада пробыла на заводе три месяца, с апреля по июнь, и закончила первую стадию работы большого плана реконструкции, который намечен к осуществлению полностью в течение двух лет.
 
Благодаря необычайно быстрым темпам и большому размаху строительных работ, а также непосредственному участию проектировщиков в строительстве, почти все запроектированное за это время удалось осуществить.
 
Бригадой были выдвинуты следующие проблемы: реконструкция генерального плана завода, подступов к заводу; наружная и внутренняя архитектура цехов; озеленение территории, благоустройство заводской площадки и цехов; внешняя и внутренняя покраска цехов, монументальная живопись; малые архитектурные формы, украшения и декорации временного характера, предназначенные к юбилейным датам и праздникам.
 
Из всего этого комплекса в первой стадии работ удалось разработать вопросы подступов к заводу, частично генерального плана площадки, покраски внешней и внутренней, скульптуры и малых форм (вазы, фонтаны, ограда, скамейки и т. д.) и украшений временного характера.
 
 
Рис. 1. Свалка на территории Сталинградского тракторного завода
Рис. 1. Свалка на территории Сталинградского тракторного завода
 
 
Рис. 2. Площадь перед заводом до реконструкции
Рис. 2. Площадь перед заводом до реконструкции
 
 
Рис. 3. Проект предзаводской площади
Рис. 3. Проект предзаводской площади
 
 
Рис. 4. Площадь им. Ф. Дзержинского. Северная часть площади. Площадь вся заасфальтирована. Момент открытия памятника Ф. Дзержинскому
Рис. 4. Площадь им. Ф. Дзержинского. Северная часть площади. Площадь вся заасфальтирована.
Момент открытия памятника Ф. Дзержинскому
 
 
Сталинградский тракторный завод, построенный в 1930 г., растянулся вдоль берега Волги, что определило и размещение завода.
 
Площадка завода в форме эллипса с длинной осью больше 2 км и короткой около 700 м расположена по своей длинной оси с севера на юг, параллельно берегу Волги, на расстоянии 400 м от реки. С восточной стороны расположен «нижний поселок», примыкающий к самому берегу Волги, с западной — «верхний поселок». Вдоль западной стороны завода посажан большой массив зелени — бульвар, отделяющий завод от верхнего поселка.
 
 
Рис. 5. Площадь им. Ф. Дзержинского. Партер с фонтанами и временной трибуной для оркестра
Рис. 5. Площадь им. Ф. Дзержинского. Партер с фонтанами и временной трибуной для оркестра
 
 
Со стороны действующих ветров, дующих с северо-востока и северо-запада, зеленые зоны отсутствуют, что ставит завод в неблагоприятные условия, принимая во внимание интенсивные ветры в Сталинграде и большую пыль. Здания размещены на площадке завода вдоль главной магистрали, имеющей в ширину 40 м, которая идет с запада на восток, пересекая заводскую территорию по своей короткой оси. Перпендикулярно к ней расположены более узкие длинные магистрали. Вдоль главной магистрали размещены: по левой стороне (если смотреть на Волгу) — инструментальный цех, механо-сборочный № 1, литейный № 1, а за ним, севернее, — ремонтно-механический, электроремонтный, кузнечный, ТЭЦ. По правую сторону магистрали — механо-сборочный № 2, магазин, литейный № 2, склад моделей, а за ними, южнее, модельный, ремонтно-строительный, ремонтно-монтажный и склады.
 
Кроме этих основных крупных цехов, имеется еще ряд второстепенных. В будущем намечены к постройке большой сдаточный цех, брикетный цех, масляная станция, шихтовые дворы с подвижными кранами и другие подсобные цеха.
 
 
Рис. 6. Площадь им. Ф. Дзержинского. Южная часть площади со входом на бульвар
Рис. 6. Площадь им. Ф. Дзержинского. Южная часть площади со входом на бульвар
 
 
Основные цеха очень крупных размеров: механо-сборочный — больше 500 м в длину, шириной около 100; литейный — около 400 м в длину и больше 100 в ширину. Цеха одноэтажные, широко расставлены друг от друга. Планировка завода в целом производит впечатление простора и большого размаха.
 
Таким образом, основное решение генплана с большим количеством построенных уже зданий является предрешенным, главные композиционные оси — главная поперечная магистраль и второстепенные продольные — диктуют в дальнейшем тот же принцип решения при расширении завода. Однако отсутствие четко организованного заводского хозяйства, наличие неспланированных участков земли, свалка всякого мусора и отходов производства настоятельно требовали решения генплана завода с точно распланированным складским хозяйством, правильно расположенными дорожными путями, с распределением основных массивов зелени, расположением защитных зеленых зон, площадок отдыха, с разбивкой отдельных производственных площадок и со сносом огромного числа мелких временных построек, заполнявших территорию, наряду с крупнейшими цехами, в виде своего рода «деревень», разбросанных по всей периферии завода.
 
За исключением главной части магистрали и некоторых поперечных, огромная часть территории представляла собой открытую поверхность земли, без дорог и насаждений, превращавшуюся в дождливое время года и ранней весной в болото; кое-где скудно выступала зелень, еще более подчеркивая отсутствие благоустройства на площадке завода.
 
 
Рис. 7. Пьедестал под статую памятника Ф. Дзержинскому
Рис. 7. Пьедестал под статую памятника Ф. Дзержинскому
 
 
Бригадой была разработана схема генерального плана, которая выявила общую идею планировки и главным образом наметила основные работы первой очереди.
 
Такими объектами явились:
  1. Площадь перед заводом, решающая подступ к заводу со стороны верхнего поселка.
  2. Оформление главной магистрали завода.
  3. Внешняя и внутренняя покраска цехов.
 
Выбор этих объектов диктовался стремлением сконцентрировать все архитектурно-художественные средства выражения на основных ударных точках.
 
 
Рис. 8. Памятник Ф. Дзержинскому
Рис. 8. Памятник Ф. Дзержинскому
 
 
Рис. 9. Трибуна памятника Ф. Дзержинскому
Рис. 9. Трибуна памятника Ф. Дзержинскому
 
 
При строительстве завода, повидимому, архитектурные задачи не ставились. Корпуса представляют собой «коробки», лишенные архитектурной ценности. Унылый вид цехов резко диссонировал с окружающей природой близлежащей Волги.
 
Грандиозные по своей мощности цеха, с прекрасно слаженным оборудованием, представляли собой в большинстве случаев мрачные, серого тона, коробки, с закопченными окнами, не пропускавшими больше 10% света. Санитарные устройства находились в плохом состоянии. Некоторые цеха поражали своей запущенностью, как например литейный цех № 1.
 
 
Рис. 10. Фонтан в партере на площади им. Ф. Дзержинского На вершине фонтанной колонки спрятаны четыре фары, освещающие снизу струи воды в вечернее время
Рис. 10. Фонтан в партере на площади им. Ф. Дзержинского
На вершине фонтанной колонки спрятаны четыре фары, освещающие снизу струи воды в вечернее время
 
 
Следует отметить, что внутренняя архитектура — интерьер цеха — на заводе значительно лучше, чем наружная. Но и эти качества, не будучи архитектурно организованными, теряли свою ценность и пропадали на общем фоне обычного мрачного индустриального пейзажа промышленного предприятия.
 
Основной задачей бригады было превратить завод в благоустроенный, радующий глаз, создающий для работающего на нем радостное, бодрое настроение в труде.
 
 
 

ПОДСТУПЫ К ЗАВОДУ

 

Предзаводская площадь

 
Площадь перед заводом, по которой весною с трудом можно было из-за грязи передвигаться, открывала вид на проходную контору, через которую ежедневно проходило около 15 тыс. рабочих. Однако неискушенному глазу, впервые обозревающему завод, найти главный вход было довольно трудно, настолько он был невзрачен и незаметен.
 
 
Рис. 11. Средняя часть фонтана-бассейна в партере на площади им. Ф. Дзержинского
Рис. 11. Средняя часть фонтана-бассейна в партере на площади им. Ф. Дзержинского
 
 
В Сталинграде местными проектными организациями были сделаны попытки решения площади перед заводом как основного транспортного узла, поселка, с трамвайным кольцом и основным центром автогужевого транспорта. На площадь выходят три основных улицы поселка, откуда стекаются на завод рабочие с поселка, с железной дороги, с трамваев. Основным принципиальным решениям бригада противопоставила следующие положения: 1) площадь обслуживает людской поток, 2) транспортный узел переносится на другое место, 3) площадь обслуживает рабочих завода в праздничные дни и является местом демонстраций и народных гуляний. Это обусловило композицию площади, ее размеры и ориентировку.
 
Предполагая в дальнейшем организацию центральной площади поселка в другом месте, где будут выстроены крупные общественные здания (горсовет и др.), эта площадь трактовалась исключительно как заводская. Решено было ограничить ее компактными размерами, с тем чтобы остальную часть застроить в будущем. Композиционные оси площади были выбраны следующие: одна — на продолжении оси бульваров, окаймлявших площадь с северной и южной стороны, другая же, перпендикулярная к ней, являлась продолжением оси главной магистрали завода и выходила далее на главную улицу поселка. Таким образом, с главной магистралью завода площадь должна составлять как бы одно целое. По этой основной оси площадь должна была быть предоставлена широкому людскому потоку, три раза в день заполняющему эту площадь многотысячными толпами. На площади решено было поставить памятник Ф. Э. Дзержинскому. Место для памятника было выбрано на северной стороне площади, чуть сбоку пересечения трех осей ближайших улиц.
 
 
Рис. 12. Временный постамент на площадке бульвара
Рис. 12. Временный постамент на площадке бульвара
 
 
Таким образам, памятник, пропуская основной поток мимо себя, виден со всех сторон поселка завода, являясь основной композиционной точкой площади. Высота памятника вместе со скульптурой — около 10 м. Против памятника на южной стороне площади расположен партер с двумя фонтанами и площадкой. Южную часть площади ограничивает специальный участок бульвара, отведенный для места ожидания трамваев. На этой площадке, находящейся на метр выше поверхности площади, расположена доска почета и истории завода. Сзади этого участка намечен трамвайный павильон. Главная площадь имеет возле заводоуправления небольшую площадку, ограниченную с южной стороны подпорной стенкой, замыкающей железнодорожный тупик. При данной композиции главной площади автогужевой транспорт осуществляется по проездам между памятником и сзади него расположенным бульваром и между партером и прилегающим к нему бульваром. Центр площади от транспорта свободен. Таким образом, на площади располагается четыре архитектурных элемента, которые должны создать единый архитектурный ансамбль: проходные ворота, памятник, партер и доска почета.
 
 
Рис. 13. Ваза
Рис. 13. Ваза
 
 
Основной доминантой всей композиции является архитектура проходных ворот. Архитектурный облик по проекту мыслился в виде ряда сильных вертикалей-столбов, мимо которых проходит вся рабочая масса. Вход должен быть открытый для глаза, чтобы с площади можно было видеть всю заводскую магистраль. Следующие два элемента — памятник и доска почета и истории завода, из которых доминирующим является памятник — должны служить двумя точками, закрепляющими продольную ось площади. Промежуточный элемент — партер — мыслился как плоскостная композиция, содействующая выявлению основного движения по площади с главной улицы к проходным воротам.
 
 
Рис. 14. Подпорная стенка
Рис. 14. Подпорная стенка
 
 
Строительство площади в основном было закончено к 17 июня 1935 г., ко дню празднования пятилетия завода.
 
 

Вход со стороны нижнего поселка

 
Предзаводская площадь решает вопрос о подступах к заводу со стороны верхнего поселка.
 
 
Рис. 15. Украшение площади им. Ф. Дзержинского ко дню празднования пятилетия завода
Рис. 15. Украшение площади им. Ф. Дзержинского ко дню празднования пятилетия завода
 
 
Рис. 16. Украшение площади им. Ф. Дзержинского ко дню празднования пятилетия завода
Рис. 16. Украшение площади им. Ф. Дзержинского ко дню празднования пятилетия завода
 
 
 
Нижний поселок, в котором стоят более 30 трех- и четырехэтажных домов, находится в наиболее живописной местности, примыкая к берегу Волги. Из этого поселка на завод ведут ворота № 2. Однако невзрачный вид ворот, незастроенный проезд к берегу, который превращен в свалочное место, ярко иллюстрируют, как завод повернулся «спиной» к Волге, совершенно не используя богатств природы. В ближайшее время будет приступлено к реконструкции всего берега вдоль завода, и подступ к заводу со стороны нижнего поселка будет так же организован, как и со стороны верхнего поселка.
 
 
Рис. 17. Юбилейный знак над воротами СТЗ
Рис. 17. Юбилейный знак над воротами СТЗ
 
 
Проблема подступа к заводу, частично разрешенная работой бригады, требует еще многого для окончательного своего завершения. Ряд помещений должен быть вынесен с завода на площадь, например типография, поликлиника, бюро найма, почта. Детские ясли, далеко отстоящие от завода, должны быть также расположены недалеко от входа на завод. Первоочередной необходимостью является постройка специального зала ожидания. Ежедневно у ворот, в особенности в утреннюю смену, собирается около 1500 человек, которые в течение получаса или больше дожидаются гудка. При опросе большого числа ожидающих, «зачем они так рано приезжают», многие объясняют это опасениями проспать, «подводят часто и трамваи» и т. п. Если летом еще можно ждать на бульварах, то зимой, при резко континентальном климате, с морозами, доходящими до 40°, такое ожидание становится нетерпимым. Все перечисленные помещения должны быть размещены в новых зданиях, которыми следует застроить западную часть предзаводской площадки и тем самым окончательно завершить архитектурный облик площади им. Ф. Э. Дзержинского¹.
____________
¹ В настоящее время на площади запроектирован большой зимний бассейн для купанья.
 
 
Рис. 18. Временная деревянная ограда
Рис. 18. Временная деревянная ограда
 
 
 

АРХИТЕКТУРА ЭЛЕМЕНТОВ ПЛОЩАДИ

 

Памятник Ф. Э. Дзержинскому

 
Памятник представляет собой постамент высотой около 6 м, на котором стоит статуя высотой в 4 м.
 
Постамент состоит из двух частей: пьедестала под статую и трибуны, к которой с разных сторон ведут широкие ступени. Ширина основания постамента, включая ступени, равна 25 м. Общий габарит памятника вписывается в полуокружность, описанную из центра, находящегося у основания пьедестала. Пьедестал под статую сделан несколько суживающимся кверху. Это прием полностью оправдал себя. Это сужение на 10 см при высоте в 4 м зрительно не воспринималось, как сужение, но вместе с тем придавало стройность всему памятнику.
 
 
Рис. 19. Площадь им. Ф. Дзержинского в день празднования пятилетия завода
Рис. 19. Площадь им. Ф. Дзержинского в день празднования пятилетия завода
 
 
Рис. 20. Внутризаводская площадь до реконструкции
Рис. 20. Внутризаводская площадь до реконструкции
 
 
Рис. 21. Внутризаводская площадь после реконструкции
Рис. 21. Внутризаводская площадь после реконструкции
 
 
Рис. 22. Внутризаводская площадь после реконструкции. Возле лестницы будут сооружены постамент и фонтаны
Рис. 22. Внутризаводская площадь после реконструкции. Возле лестницы будут сооружены постамент и фонтаны
 
 
Приподнятая трибуна, своим масштабом подчеркивая высоту пьедестала, выдается несколько вперед, покоясь на одинарном кронштейне.
 
Облицовка пьедестала и трибуны — из очень красивого полированного черного лабрадора (жигулевского). Облицовка сделана из плит толщиной в 5 см, прикрепленных к кирпичной кладке. Впечатление стройности подчеркивает разбивка плит на самом пьедестале, с возрастающими размерами их по высоте. Гусек кронштейна сделан из одного камня. Основные профили для трибуны взяты в виде прямой полочки.
 
 
Рис. 23. Партер возле заводоуправления
Рис. 23. Партер возле заводоуправления
 
 
У основания пьедестала сделана подрезка глубиной в 3 см, отделяющая его от площадки трибуны. Ступени, ведущие на трибуну, с двух сторон также выложены лабрадором.
 
Нижняя стенка площадки облицована грубо отделанным, неполированным лабрадором. Статуя временно поставлена из гипса, патинированного под бронзу. В ближайшее время будет поставлена вместо него бронзовая статуя работы скульптора С. Д. Меркурова. Четкий и сильный поворот фигуры создает впечатление движения. Памятник в целом по своему масштабу, по сравнению с окружающей его архитектурой и шириной площади, найден в правильных пропорциях; он достаточно выделяется на площади среди окружающих домов и по высоте гармонирует как с проходными воротами, так и с доской почета (проходные ворота и доска почета сделаны пока только в проекте и будут осуществлены в ближайшем будущем).
 
 
Рис. 24. Проект озеленения главной магистрали-перспективы
Рис. 24. Проект озеленения главной магистрали-перспективы
 
 
Рис. 25. Вид главной магистрали до реконструкции
Рис. 25. Вид главной магистрали до реконструкции
 
 
Рис. 26. Главная магистраль после реконструкции
Рис. 26. Главная магистраль после реконструкции
 
 

Партер

 
Партер окружен бортовым камнем, выходящим на 10 см выше плоскости асфальта, вдоль которого на партере расположена лента цветов. Фонтаны представляют собой плоские восьмиугольные чаши диаметром в 9 м, внутри которых располагаются неглубокие бассейны восьмиугольной формы. Вода, бьющая из фонтана и падающая на плоскую чашу, сливается через сухарики в бассейн. Снаружи плоской чаши сделан цветник в виде пологого откоса.
 
 
Рис. 27. Проект озеленения главной магистрали. План внутризаводской площади и первой половины магистрали
Рис. 27. Проект озеленения главной магистрали. План внутризаводской площади и первой половины магистрали
 
 
Рис. 28. Проект озеленения главной магистрали. План второй половины магистрали
Рис. 28. Проект озеленения главной магистрали. План второй половины магистрали
 
 
У основания разбрызгивателя воды помещены 4 фары, скрытые от глаз зрителя, освещающие струю воды и создающие вечером эффектное впечатление светящихся струй. Рисунок падающей воды дан был проектировщиками и осуществлен местными изобретателями-мастерами.
 
 

Площадка бульвара

 
На площади, окаймляя бульвар, раньше проходила трамвайная линия. Трамвайная линия была отнесена на 50 м назад, оставляя свободный вход на бульвар, который осуществлен в виде приподнятой над площадью площадки с лестницами, спускающимися по обе стороны. По краям подпорной стенки временно поставлены два постамента, на которых в дальнейшем будет помещена скульптурная группа. Вместо нее к празднику была сооружена широкая плоская деревянная ваза, под которой во время празднования, по своей инициативе, живописно разместились группы маленьких детей, наблюдавших празднество. Это навело проектировщиков на мысль разместить на постаменте скульптурную группу из детских фигур, что вполне гармонирует с обликом Ф. Э. Дзержинского, горячо любившего детей. Вместе с тем это соответствовало бы той любовной заботе о детях, которую проявляет заводская общественность. Таким образом, и эта скульптурная группа отразит образ социалистического завода во всем разнообразии его сущности.
 
 
Рис. 29. Зелень возле литейного цеха
Рис. 29. Зелень возле литейного цеха
 
 
У входа на бульвар установлена доска почета и истории, сзади которой находится площадка ожидания трамваев, соединенная ступенькой с трамвайным павильоном. Площадка окаймлена зеленой стеной, так же как и границы бульвара вдоль наружного контура подпорной стенки (см. рис. 3). В середине подпорной стенки временно были поставлены вазы.
 
На рис. 6 показана временная установка для выставки; в дальнейшем здесь будет стоять доска почета и истории. Вазы — бетонные, с мраморной крошкой, диаметром 75 см.
 
Фасады зданий, примыкающих к проходной конторе, естественно, пришлось реконструировать. В дальнейшем такой же реконструкции подвергнется и крупное здание заводоуправления. Большая плоскость торцовой стены заводоуправления, на которую ориентирована ось проезда между партером и бульваром, будет использована для стенной росписи методом сграффито. Бульвары, окаймляющие площадь с двух сторон, будут иметь художественно выполненные ограды. В основном ограда сделана из литых чугунных столбов со средней решеткой, выполненной слесарным способом.
 
Возле площадки заводоуправления поставлена подпорная стенка у конца железнодорожного тупика. Стенка представляет собой ряд каннелюр, заключенных в рамку, вдоль которой внутри будет проведено электрическое освещение. С края стенки на постаменте будет стоять ваза. Форма подпорной стенки сделана несимметричная, вследствие композиционных требований этой площадки.
 
 
Рис. 30. Магазин № 1
Рис. 30. Магазин № 1
 
 
 

ДЕКОРАТИВНЫЕ УКРАШЕНИЯ ПЛОЩАДИ

 
Поскольку празднества на заводе происходят регулярно несколько раз в год, проблема временных украшений должна также входить в план архитектурного оформления заводов, не должна носить случайного характера, должна быть увязана с архитектурным ансамблем в целом.
 
Материал, собранный в кабинете Академии, может служить образцом того, как такого рода временные украшения, используемые часто на длительный промежуток времени, полностью игнорируют интересы архитектуры и сами по себе часто являются результатом весьма низкокачественной работы, между тем как эти украшения являются также одним из факторов, формообразующих облик завода.
 
Художественно-живописные работы к празднованию пятилетия завода выполнялись художниками строф. Л. Бруни и проф. В. Киселевым с группой студентов полиграфического института.
 
Настоящая работа в Сталинграде показала, как важна такая синтетическая работа для решения крупных проблем живописи и скульптуры на заводе. Вопросы покраски цехов и оборудования, стенная роспись внутри и снаружи, скульптура, отдельные малые формы — все это становятся существенным элементом архитектуры заводов и фабрик.
 
 
Рис. 31. Литейный цех № 2 до покраски
Рис. 31. Литейный цех № 2 до покраски
 
 
Центром художественного оформления Сталинградского тракторного завода избирается площадь Дзержинского. Главная тема оформления — кадры, люди, строители завода. Вторая тема — производство и продукции завода.
 
На торцовой стенке заводоуправления, где в будущем намечена роспись, был помещен грандиозный портрет Ленина и Сталина. Высота этого портрета — в 4 этажа. Рядом с ним портреты членов Политбюро. Полукольцом, окружающим памятник, поставлены 35 портретов ударников во главе с т. Варейкисом.
 
В отступление от обычных правил были применены для украшения многокрасочные материи. Различного цвета паруса, украшающие портреты ударников, создавали яркий живописный фон. Так же ярко выглядели огромные фантастические растения из разноцветной материи, освещенной изнутри электрическим светом.
 
Все эти декоративные украшения, стоявшие рядом с фасадами зданий, по пропорциям отвечали членениям фасада.
 
Гигантские матерчатые листья, ряды флагов, прикрепленных по продольной своей стороне, красиво развевались под дуновением ветров.
 
На светящейся эстакаде, нисходящей с крыши фасада проходной конторы, были установлены макеты тракторов, показывающие рост выработки завода с 1930 по 1935 г.
 
Над воротами был помещен светящийся юбилейный знак, крытый разноцветной материей. Лампочки, спрятанные в складках материи, давали движущиеся переливы света.
 
 
Рис. 32. Литейный цех № 2 после покраски
Рис. 32. Литейный цех № 2 после покраски
 
 
В середине партера была сооружена трибуна с арками, на которой размещался оркестр. Рисунки на панели трибуны и расцветка ее, флаги и фонарики создавали впечатление веселого карнавального мотива. Временно были установлены на бульваре и на партере деревянные ограды с зигзагообразной решеткой, выкрашенной суриком.
 
Все художественное оформление в целом создавало яркий фон для праздника, который вечером превратился в грандиозный карнавал.
 
Вокруг партера, освещаемого большим количеством прожекторов, были устроены танцы на протяжении всего периметра партера. На всех площадках памятника разместились старожилы завода со своими семьями, наблюдавшие картину карнавала. 17 июня 1935 г. на новой архитектурно оформленной площади был подлинный народный праздник. Проблема использования площади жителями крайне интересовала проектировщиков, которые были вполне удовлетворены, когда через несколько дней после празднования увидели вокруг партера густую толпу молодежи, организовавшей свой вечерний отдых около фонтанов и плотным кольцом заполнившей пространство площади вокруг партера.
 
 
Рис. 33. Литейный цех № 2 после покраски
Рис. 33. Литейный цех № 2 после покраски
 
 
 

ОЗЕЛЕНЕНИЕ

 
Обычно с наступлением весны каждый цех какого-либо завода лихорадочно озеленяет примыкающую к нему площадь, используя для этого любой незастроенный участок, любой уголок. Такие отдельные островки зелени совершенно пропадают на общем фоне заводской территории и никакой ценности ни с художественной ни с санитарной точек зрения не представляют. Принцип концентрации средств выразительности в отношении зелени в условиях заводской обстановки особенно важен. Зелени должна быть предоставлена большая площадь, архитектурно выполняющая самодовлеющую роль. Основываясь на этом принципе, решено было основной массив зелени разместить на главной магистрали, имеющей ширину 40 м и длину 640 м, на площадке возле литейного цеха — около 3500 м², на площадке возле кузнечного цеха, с еще большей площадью, и на внутризаводской площади, являющейся началом главной магистрали. При этом принцип озеленения — выбор вида зелени, высотность и т. д. — решался в тесной зависимости от назначения этих мест.
 
Предзаводская площадь, являющаяся как бы переходом от главной площади им. Дзержинского к главной магистрали завода и на которую выходят заводоуправление и лаборатория, носит несколько официальный характер.
 
С этой открытой площади, находящейся на самой высокой точке территории, видна вся магистраль и большая часть завода. Здесь зелень перед заводоуправлением и лабораторией решена в виде партера с цветником.
 
Зелень главной магистрали, покрывающей две полосы шириной 11 м каждая, в основном состоит из высоких тополей и клена, дающих четкий метрический ряд главной магистрали на фоне кустарников, куртин и клумб, разместившихся рядом с различными площадками отдыха.
 
Площадка возле литейного цеха № 2, находящаяся в глубине заводской территории и предназначенная для обслуживания 5 тыс. рабочих этого крупнейшего цеха, решена в виде сада с сиренью и фруктовыми деревьями. Площадь перед кузнечным цехом, окруженная несколькими крупными цехами (ТЭЦ, литейный цех № 1, заготовительный), носит характер сквера с зеленью с высокоствольной и широкой кроной. Осенью предполагается пересадка таких деревьев из заволжских берегов.
 
 
Рис. 34. Литейный цех № 2 до покраски
Рис. 34. Литейный цех № 2 до покраски
 
 
Все дороги, открытые складские места и производственные площадки возле цехов должны быть замощены или покрыты асфальтом.
 
Но на заводе есть еще большие участки земли, как например места для будущего расширения цехов, места между железнодорожными путями и т. д., представляющие пыльные поверхности и в условиях Сталинграда превращающиеся в бич. Вся эта поверхность должна покрыться газоном.
 
Вокруг завода на генплане запроектирована широкая зеленая полоса в виде ограждающей зоны со стороны действующих ветров.
 
В апреле и мае 1935 г. проведены работы по озеленению партера на главной площади им. Дзержинского, двух партеров на внутризаводской площади, главной магистрали и частично — площадки у литейного цеха № 2.
 
 
 

ВНУТРИЗАВОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ

 
Как это видно из рис. 20, на площади была оставлена небольшая полоса проезжей части; вся остальная площадь была покрыта травой и жалкого вида кустарником. За счет снесения этих газонов площадь была значительно расширена и вся заасфальтирована.
 
 
Рис. 35. Литейный цех № 1 до покраски
Рис. 35. Литейный цех № 1 до покраски
 
 
Площадь получилась размером 40×75 м. По бокам ее разместились два зеленых откоса, отделяющие два партера возле заводоуправления и лаборатории. Партеры находятся на 1,5 м выше уровня площади.
 
У конца площади, перед самой магистралью, запроектированы два фонтана с двумя постаментами по краям, завершающими композицию всей площади и эффектно выделяющимися на фоне открытой перспективы завода. Эти постаменты по своей архитектуре также увязаны с архитектурой главных проходных ворот. Самый характер цветочного оформления партера также соответствует принципу монументальности, положенному в основу архитектуры двух площадей. Партер был разбит на ряд ромбов, покрытых ковровыми цветами различной окраски тонов и по своему периметру обведенных краевой полоской кирпичного щебня.
 
Зелень здесь не дробилась на мелкие части, сохранила четкость начертаний, цельность и вместе с тем красочность.
 
 
Рис. 36. Литейный цех № 1 после покраски
Рис. 36. Литейный цех № 1 после покраски
 
 
 

ГЛАВНАЯ МАГИСТРАЛЬ

 
Главная магистраль завода, продолжающая внутризаводскую площадь, протяжением 640 м, имеет ширину 40 м. В середине магистрали была проложена асфальтовая дорога шириной 12 м. Вдоль зданий тянулись тротуары 3-метровой ширины. По бокам магистрали запроектированы были широкие озелененные полосы, по 11 м каждая. Вдоль этих зеленых полос разбиты отдельные замкнутые площадки для отдыха с фонтанами и вазами. В течение апреля и мая 1935 т. удалось озеленить главную магистраль. Малые архитектурные формы — фонари, фонтаны, вазы и т. д. — намечены к выполнению в ближайшее время. Озеленение магистрали, покраска цехов и расширение внутризаводской площади совершенно преобразило лицо завода. На рис. 25 и 26 дано сравнение магистрали до и после реконструкции.
 
Большинство площадок было разбито на теневой (вдоль северных фасадов) стороне. Площадки размещались также сообразно распределению входов в цеха. На солнечной стороне вдоль южных фасадов разбивались клумбы, куртины и газоны.
 
На участке, вдоль которого отсутствовали здания, и который пересекали несколько железнодорожных путей, рисунок зелени менялся (см. рис. 28). При посадке деревьев были учтены масштабы зданий, а также характер фасада. Так, например надо считать удачным сопоставление высоких тополей с гладкой, большой протяженности стеной литейного цеха № 1.
 
 
Рис. 37. Инструментальный цех после покраски
Рис. 37. Инструментальный цех после покраски
 
 
Магистраль на всем своем протяжении имеет равномерный уклон от главных ворот к воротам № 2. При входе магистраль обозревается сверху, имея высокий горизонт; это требовало цельного решения всей магистрали с начала до конца. В начале, в средине и конце магистрали намечены по проекту отдельные архитектурные знаки в виде столбов и фонарей, членящих магистраль на ряд отрезков. Не все площадки по магистрали, показанные на проекте, сделанном в Москве, оказались соответствующими своему назначению. Детальное наблюдение за бытом рабочих на заводе, за графиком движения при сменах и за обеденными перерывами в разное время выявило жизненность только отдельных площадок, в связи с чем на месте были произведены некоторые коррективы.
 
Главная магистраль является основной композиционной осью завода, на которой осуществляется межцеховой транспорт, куда выходят фасады основных крупных цехов завода и по которой во время смен в течение более получаса густой толпой дефилируют рабочие. Это обязало проектировщиков создать из магистрали средствами максимальной выразительности основной архитектурный центр завода. Самой большой и трудной проблемой при оформлении этой магистрали явилось создание единого архитектурного ансамбля всех зданий, выходящих на главную магистраль, разнородных по стилю, материалам и времени застройки, в большинстве своем лишенных архитектуры в подлинном смысле этого слова. Некоторые цеха являлись исключением; так, механо-сборочный № 1, выстроенный целиком из привезенных из Америки конструкций, с длинной полосой окон, с металлическими переплетами, представлял все же некоторый архитектурный интерес. Только решительные меры архитектурной реконструкции фасада казались наиболее надежным средством создания единого ансамбля. В ближайшем будущем к подобной работе будет приступлено. Однако вследствие производственных условий пришлось временно искать других путей, и теперь можно с уверенностью сказать, что если эта задача полностью еще не разрешена, то во всяком случае намеченные пути ведут к цели. Этот путь — цветовое оформление цехов.
 
 
 

ПОКРАСКА ЦЕХОВ

 

Внешняя покраска

 
Задача, которую поставила бригада перед собой, заключалась в том, чтобы, во-первых, создать единый архитектурный ансамбль, во-вторых, подчеркнуть простор, свойственный планировке этого завода, в-третьих, органически слить завод с окружающей его природой. В основу раскраски были положены мягкие тона: светлосерый, светлоголубой, светлокоричневый. Сочетание этих цветов и подчеркивание яркой расцветкой (синей, красной, оранжевой) прямых линий на фасаде и внутри цехов — карнизов, подкрановых балок, колонн — создают радостный фон всему облику завода. В покраске боковых фасадов больших цехов принят принцип постепенного перехода цвета одного в другой, в целях уничтожения однообразия и монотонности фасада. Расцветка фасадов одной стороны магистрали подобрана в одной гамме и создавала цельность живописного замысла. Различные архитектурно организованные фасады, благодаря единой идее цветового оформления, создавали единство зрительного восприятия.
 
Для различных зданий применялись отдельные приемы, имеющие целью ослабить впечатление от свойственных этому цеху недостатков. В низких зданиях подчеркивалась высотность, в длинных делались членения по длине. Неорганизованная поверхность фасадов благодаря окраске приобретала некоторую закономерность.
 
Эффект от окраски оказался чрезвычайно разительным, как это видно, например, при сопоставлении фасада магазина № 1 до и после покраски.
 
В магазине № 1 окрашенная в светлоголубой цвет верхняя часть фасада четко отделялась от нижней более интенсивной голубой окраской, что создало равновесие частей фасада, несмотря на несимметричное решение оконных проемов. Вместе с тем подчеркивалась высотность здания. Переплеты были покрашены белилами чуть голубоватого оттенка. Раскраска литейного цеха № 2 дали ему совершенно новый облик.
 
Различные материалы (кирпич, бетон, железо, шифер) раскрашивались сообразно характеру материала. Цоколь был покрашен в более темный цвет, простенки — в желтый, шифер остался серым, карниз (металлический) вдоль фасада фонарей — белый, продольный карниз — красный. Лестницы (пожарные) выделялись ярко-красной окраской. Боковой фасад литейного цеха № 2 был снизу окрашен, как и главный фасад; торцы фонарей выкрашены были в красный цвет табачного оттенка и окаймляющий их карниз — в белый. Аппаратура, поставленная вдоль цеха, — бункера — были выкрашены в светлоголубой, металлический каркас под ними — суриком. Эта аппаратура особенно красиво выделялась ритмом своих ярких пятен на фоне спокойной и мягкой окраски цеха.
 
Принцип покраски металлических частей заключался в том, чтобы подчеркнуть материал металла. Так, металл окрашивался в серые тона, голубой, синеватый (трубы, листы, металлические станы и т. д.) и лишь некоторые части (лестницы, каркас, карниз) — в красный.
 
Литейный цех № 1 представлял значительную трудность при покраске, так как нужно было сочетать общую гамму всей магистрали и расцветку низа и верха фасада с цветом зелени, ярко выделяющейся на фоне стены. Табачная окраска нижней части фасада и желтый верх создали правильное соотношение всех этих условий. Карниз покрашен в красный цвет.
 
Большой эффект дала также покраска ТЭЦ и склада моделей: первого — в светлорозовый, второго — в светлоголубой тона.
 
Следует обратить внимание, при сличении всех предыдущих рисунков, на антураж цехов до благоустройства площадки. Почти возле каждого цеха — свалочные места. Фасад инструментального цеха, который имел наружные пилястры, был расчленен покраской метрически по всей своей длине. Перемычка над окнами и подоконниками светложелтого цвета на четырех пролетах перемежались с более интенсивным тоном следующих четырех пролетов; пилястры, оставались белыми на всем своем протяжении, создавая устойчивость всему оформлению фасада. Карниз — красный, трубы — серые, лестницы — красные.
 
Окраска бокового фасада механо-сборочного цеха № 1, протяженностью более 500 м, была осуществлена по методу постепенного перехода одного тона в другой («скользящая окраска»). Этот метод для отдельных одноэтажных зданий с длинными фасадами полностью себя оправдал. Однообразие фасада нарушилось. Первоначальные опасения проектировщиков, что переливающаяся цветовая гамма нарушит впечатление целостности поверхности стены, не оправдались, так как выкрашенные в белый цвет переплеты окон прочно укрепляли зрительно эту поверхность.
 
В качестве недостатка следует, однако, указать на то, что эти переходы из одного тона в другой не были увязаны с архитектурным членением фасада. Места переходов носили случайный характер. Большое значение в окраске фасада имеют правильно подобранные тона для входных дверей и ворот. Окрашенные в тот же самый цвет, но более интенсивный, чем окружающая поверхность стены, двери подчеркивали тона стены, и наоборот, в некоторых местах тон, контрастирующий с покраской стены, но дополнительный к нему, создавал общее гармоничное впечатление. Этот первый опыт покраски цехов, поставленный нами в порядке эксперимента, в основном дал правильное решение проблемы окраски цехов машиностроительного комбината. Не во всех еще своих частях он полностью разрешен, однако некоторые принципы можно считать вполне закономерными, т. е. отказ от мрачно-серых тонов обычного фона фабричных корпусов, во-вторых, полихромная окраска, в-третьих, «скользящая» покраска, в-четвертых, яркое подчеркивание отдельных металлических частей. Краски предполагалось вначале применять на казеиновой основе, которая, по мнению специалистов, дает пятилетнюю гарантию сохранения. Однако за отсутствием лучших материалов покраска осуществлялась на известковой основе, которая иногда придавала некоторым цветам сухость. Стоит отметить, что разнообразие тонов на фасадах не создавало пестрой гаммы вследствие мягкости и притушенности тонов раскраски.
 
 

Внутренняя покраска

 
По такому же принципу был составлен проект внутренней покраски механо-сборочного цеха № 2. Покраске подлежали станки, трубопроводы, стены, пол, окна и конструкция верхнего перекрытия. Подкрановые балки пронизывали своим оранжевым цветом весь цех. Кран, выкрашенный в более интенсивный красный цвет, составлял вместе с подкрановыми путями единое динамическое целое. Колонны, выкрашенные в светлые тона, пересекали подкрановые балки. Фермы, которые по проекту предполагалось сделать зашитыми, представляли собой отражающие поверхности, окрашенные в светлозеленый цвет, немного выделяясь на фоне светлого потолка. Основным тоном покраски аппаратуры и аггрегатов послужили кофейный и песочный цвета; ограждающие решетки красились в ярко-оранжевый цвет.
 
Принцип покраски станков обусловливался также и производственными соображениями. Так, например в механо-сборочном цехе № 1 ряд станков, обрабатывающий одну определенную деталь, красился в один цвет, другой ряд, обрабатывающий другую деталь, — в другой. Металлические фермы красились в белый цвет. Основной принцип покраски внутреннего оборудовании цеха заключался в первую очередь в том, что видимое пространство, загроможденное сложным рисунком конструкций, машин, труб и т. д., надо было привести в какой-то зрительный порядок; надо было зрительно расчленить отдельные виды аппаратуры и создать четкую перспективу заполнения цеха сложным оборудованием. Это приносило также пользу и с точки зрения производственной; так, например покраска труб различного назначения в разные цвета вызывалась также требованиями технологического процесса. Нумерация колонн в цеху содействовала удобству диспетчеризации. Яркая покраска отдельных мест (решеток-ограждений, пожарных кранов и т. д.) помогала технике безопасности. Проделанная работа по окраске воочию показала, какую большую роль она играет в условиях фабрично-заводской обстановки. Облик завода резко изменился. Было бы ошибочным, однако, переоценивать значение покраски. Для создания подлинного единства ансамбля основным методом реконструкции является реконструкция самого цеха, т. е. реконструкция фасада, снесение излишних пристроек-наростов к основному зданию, постройка новых зданий, переделка входов в цеха, надстройка этажей. К этому будет приступлено в следующей стадии работ.
 
 

Монументальная живопись

 
На Сталинградском тракторном было решено в первую очередь использовать под монументальную живопись стену литейного цеха № 1, выходящую на главную магистраль, и торец заводоуправления, выходящий на главную площадь им. Ф. Э. Дзержинского. Художники бригады предполагают выполнить роспись методом сграффито. Этот метод росписи для наружных стен достаточно испытан, в производстве быстро выполним, прост по своему технологическому процессу и прочен в эксплоатации.
 
Особо был поставлен перед администрацией завода и общественностью вопрос о росписи стен внутри цехов. Некоторые утверждали, что роспись может отвлечь внимание рабочего и понизить интенсивность его труда. Монументальная живопись по своему характеру не строится на таком материале, который способен производить впечатление сильного зрительного удара, выводящего из состояния равновесия зрителя, особенно, если этот зритель изо дня в день, из года в год эту картину наблюдает со своего рабочего места. Будучи включенной в обычный антураж интерьера цеха, фреска наилучшим способом выполняет свою цель монументальной пропаганды и, кроме того, создает высокий художественный облик интерьеру цеха, который по существу своему сохраняет всегда свой строгий производственный характер. Предполагается в дальнейшем на гладкой внутренней торцовой стене механо-сборочного цеха № 2 осуществить фреску на тему «труд и оборона».
 
* * *
 
Сталинградский тракторный завод, который явился инициатором всего этого большого плана архитектурной реконструкции, в лице администрации и общественности, сумел создать все условия для полноценной творческой работы архитекторов (до сих пор, как правило, архитекторов и художников с опаской пускали на завод). Особенно следует отметить тот необычайный размах и темп строительства, который дал возможность в короткий срок осуществить почти все то, что было запроектировано бригадой. Стиль налаженной на заводе работы был передан строителям и проектировщикам. Для архитектора чрезвычайно ценным было то, что можно было экспериментировать не на бумаге, а на готовых образцах, благодаря наличию прекрасно оборудованных мастерских (деревообделочных, литейных, бетонных и т. д.). Малые архитектурные формы (вазы, фонтаны, ограды, скамейки и т. д.) в большом количестве должны были заполнить территорию завода. Создать эти нужные формы значительно помогал контакт между проектировщиками и мастерами.
 
Постоянное пребывание бригады на заводе способствовало успеху строительства по намеченным проектам. Каждый член бригады, помимо своей проектной работы, принимал участие в производстве работ, осуществлял технический надзор, следил за качеством работы, был «на лесах».
 
Общественные организации сумели поднять на принципиальную высоту вопросы переустройства завода и вопросы архитектуры. Обсуждение проекта в цехах, соревнование и ударничество создали ту благоприятную атмосферу, при которой архитектурно-художественные задачи смогли быть выполнены при полной поддержке всего рабочего коллектива.
 

6 августа 2018, 21:14 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Алюмдизайн СПб
СОЦГОРОД
Архитектурное бюро «РК Проект»
АО «Прикампромпроект»
Джут