|
Ю. Арндт. Заметки архитектора художника. 1958
ЗАМЕТКИ АРХИТЕКТОРА ХУДОЖНИКА*Ю. АРНДТ
* Редакция приглашает читателей высказаться по затронутым в статье вопросам.
«Новые тенденции советской архитектуры сокращают поле деятельности художников прикладного искусства» — такие сетования мне, как архитектору, приходится выслушивать нередко. На первый взгляд это может показаться даже правильным: объем лепных работ сократился, стало меньше заказов на резьбу, а флорентийской мозаики и витражей почти нет.
Архитекторы Ю. Арндт, Л. Инбер, Е. Перченков, 3. Соминский, М. Чирков.
Столовая типового санатория на 400 мест.
Проект. Деталь.
Что же произошло? Результат ли это экономии средств? Вернется ли «золотое время» лепных завитков и орнаментальных фризов? Или художники действительно стали перед фактом неприменимости своего труда и таланта?
Современные тенденции в советской архитектуре наметились после постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Этот исторический документ отметил отставание нашей архитектуры и связанных с ней видов декоративного искусства и потребовал строгой экономии государственных средств.
При строительстве новых зданий допускалось много всяческих излишеств. Среди них ненужные лепные фризы, деревянные резные панели и т. п. составляли, между прочим, лишь небольшой процент от излишеств конструктивных. Поэтому центр тяжести борьбы с этим явлением с самого начала был направлен на планировочные и конструктивные излишества типа башен и колоннад, а не на художественную отделку интерьера.
Однако, когда функциональной и конструктивной стороне советской архитектуры было придано должное направление, стало ясно, что многие распространенные ранее формы декоративного оформления стали неприменимы, а новые, порожденные индустриальными методами строительства, художниками еще не освоены. Мы, например, привыкли украшать лепниной потолки. Но лепнина в ряде случаев была «рубашкой», прикрывавшей пороки производства: неумение сделать хорошие, гладкие поверхности потолка и стен, добиваться их точного примыкания. Теперь, с переходом на более высокие формы индустриального строительства и с ростом номенклатуры отделочных материалов, лепнина становится излишней, хотя это и не значит, что она вообще стала неприменимой. К тому же излишняя высота помещений уменьшилась, а висевшая ранее электроарматура в общественных зданиях имеет тенденцию прятаться в толщу перекрытия. Это заставляет в ряде случаев переносить декоративный центр интерьера с потолка на стены или даже на пол, хотя это тоже не означает, что потолок перестает быть объектом художника. Но как решать декоративную плоскость пола, какие из новых декоративных материалов применять и в каких случаях, это знают пока еще немногие художники.
Введение больших плоскостей, новые планировочные решения, новые санитарные и эксплуатационные требования (особенно к общественным зданиям) не ограничивают, а расширяют возможности художника, хотя и изменяют характер его деятельности.
Определить, каким должен быть современный интерьер, невозможно, но хотелось бы остановиться на отдельных вопросах, с которыми приходится сталкиваться при проектировании интерьеров общественных зданий.
Важнейшим из них является эмоциональный тонус, создаваемый решением интерьера.
Долгое время у нас имел место тип официального парадного интерьера, отличающегося казенной помпезностью. Мне кажется, что от этого пора окончательно отказаться. Нужно уделять большое внимание созданию ощущения теплоты, некоторой интимности, лишенной, разумеется, намека на мещанство. Придя в клуб, санаторий, ресторан, театр, человек должен чувствовать себя легко и свободно. Конечно, в некоторых случаях уместна и приподнятая торжественность. Но это зависит от назначения интерьера, однако общая тенденция, как мне кажется, должна идти в сторону сближения обстановки общественной и частной жизни. Это сближение присуще социалистическому обществу, где нет резкой грани между общественным и личным. Но это значит, что необходимо теплоту быта сделать характерной и для общественных зданий, сохранив при этом их специфику.
Возьмем, например, колонны в каркасных зданиях. Многие современные здания имеют железобетонный каркас. Горизонтальные и вертикальные части каркаса составляют единую конструктивную систему, работающую совсем иначе, чем части стоечно-балочной системы, то есть системы ордеров. Уже поэтому колонна должна решаться отлично от ордера. Кроме того, введение каркаса делает лишними несущие стены, во многом определявшие ранее пространственную структуру внутренних помещений. Появилась возможность создания так называемого «перетекающего пространства». Интерьер общественной части гостиницы, например, может уже не складываться как сумма отделенных друг от друга вестибюля, коридоров, гостиных, а представлять единое пространство, расчлененное, где это нужно, высокими или низкими цветочницами, гардеробной, мебелью, стеклянной перегородкой или другими объемно-пространственными элементами в соответствии с функциональным назначением здания.
Декоративное решение колонны в каркасных зданиях, как нам кажется, противоположно классическому ордеру. Классическая колонна с базой, капителью и балкой, которая на нее опирается, членит пространство на отдельные участки. Она делается из того же материала (камень), что стены, пол, а часто и перекрытия. Современный интерьер, как мы говорили, стремится к объединению внутреннего пространства. Поэтому колонну иногда целесообразнее делать в фактуре, отличной от потолка, а иногда и пола, без энтазиса и декоративных капителей и баз. В отличие от классической колонны, которая обычно не покрывается росписью, современная колонна в интерьере может быть не только офактурена, но и расписана, что придаст ей еще большую легкость.
Мне представляется, что если в интерьере с большими гладкими плоскостями роль лепнины падает, то роль живописи, наоборот, может возрасти. В прошлом, помещая фреску между пилястрами, некоторые художники старались «разрушить» стену, создав иллюзорное пространство; сейчас же, по-видимому, придется искать решений, подчеркивающих плоскость стены, хотя это и не может являться догмой. Да этим не грех обратиться к традициям классического искусства, например, древнерусской фреске. Ее художественные приемы следует перенести с живописи по сырой штукатурке на живопись по новым стеновым материалам, в том числе по материалам на базе бакелитов и других пластических масс. Роспись в современном интерьере может и должна сочетаться с использованием в нем различных фактур, например, естественного камня, кирпича или дерева, что мы делаем пока еще крайне редко, несмотря на безграничные возможности этого приема.
Я не случайно, хотя и столь бегло упомянул о русской фреске. Задача моих заметок ограниченная и чисто практическая — обмен личным опытом, но нельзя все же пройти мимо того, что в последнее время появляются нигилистические попытки, если не полного отрицания классического наследия, то во всяком случае смазывания его значения. Появилась и другая тенденция — видеть нигилизм во всех отклонениях от привычного.
Вряд ли нужно еще и еще раз повторять, что не может быть искусства «не помнящего родства». Без внимательного изучения классики нельзя двигаться вперед. В то же время черпать из сокровищницы классического наследия вовсе не означает брать только то, что лежит сверху. Использовать следует то, что уместно и полезно, а не то, что привычно. Нужно не повторять отдельные формы, а претворять классические художественные принципы в соответствии со стоящими перед художником задачами.
«Активный» пол, плоскостную стенопись, безордерную опору знали и псковские зодчие, и Дионисий, и мастера итальянского проторенессанса, и многие другие великие художники, чей опыт мы, к сожалению, часто упускаем из поля зрения. Новые условия жизни, по-видимому, требуют и нового осмысления классических традиций, более широкого и более творческого, чем это подчас было до сих пор.
Декоративные пятна в современном интерьере лучше всего располагать на простых гладких поверхностях, где особенно эффектно выглядит наложенная на стену вентиляционная решетка, полка с народной керамикой, декоративный тематический рельеф или накладные силуэтные фигуры из материала, отличного от стены.
Очень мало внимания уделяют наши художники цветам, цветочницам и их размещению в общественном интерьере, хотя зелень — одно из активнейших художественных средств. Зелень может расти не только на подоконниках, но и в глубине интерьера и должна служить для организации пространства. Легкие, но достаточно большие плоские цветочницы из дерева или металла могут заменить собой перегородки, отделяющие, например, буфет от обеденного зала, коридоры от холлов и гостиных, фойе от выставочных комнат и т. д., то есть пространства, в которых перегородки по акустическим соображениям не обязательны.
Современная архитектура ведет борьбу за свет и воздух. Переплет окна освобождается от горбылей и раскладок, а рама поднимается до уровня потолка, чтобы наиболее полно осветить помещение. Поэтому не только подоконникам, но даже и драпировочным карнизам не остается места. К тому же в общественных помещениях начинают применяться, правда, еще робко, подвесные, легкие и изящные дюралевые жалюзи, экономичные в употреблении, а задача художников сделать их столь же красивыми и многообразными, как декоративные ткани.
Среди новых объектов, попадающих в поле зрения художника, следует назвать лифт и лестницу.
Шахты лифтов в общественных зданиях перестают быть глухими и темными, они остекляются со стороны улицы и интерьера, через них проходит свет и поэтому здесь уместны все виды витражей из цветного стекла, стеклоблоков или фактурного стекла, выпускаемого нашей промышленностью.
Лестницы перестают замыкаться стенами лестничной клетки. Открытая, легкая, свободно стоящая лестница — важнейший элемент декора. Рисунок изящного ограждения, применение игры фактур и орнаментация покрытий лестничных маршей — все это задачи художников-декораторов. В решении лестниц особую роль играет их освещение и озеленение, а значит, опять витражи и цветочницы.
Интерьер — это органический комплекс планировки, утилитарных и декоративных элементов, то есть отделки (оборудования), мебели, встроенной и переносной. Гардеробы, наружные тамбуры, магазинные прилавки и витрины, а также все виды столов, стульев, кресел, решеток, вентиляции и отопления, ламп, торшеров, плафонов — все это объекты работы художника.
Перечислить возможные пути и формы работы художников в современном интерьере общественных зданий невозможно, они так же многообразны, как пути искусства вообще.
Они требуют нового, гораздо более внимательного отношения к фактуре и сочетанию различных фактур и материалов, более лаконичных и острых цветовых отношений, а главное, такого же свободного владения алюминием, пластмассой, стеклом и другими новыми материалами, каким художники-прикладники отличаются в отношении гипса, бронзы или камня. Последнее вовсе не благое пожелание, а вопрос творческого метода.
Лишь свободное владение материалом дает возможность художнику декоративного искусства не связывать им свои творческие замыслы, в фокусе которых всегда должен стоять советский человек.
Опыт показывает, что художники и архитекторы, не владеющие материалом так же органично, как поэт рифмой, поневоле незаметно для себя склоняются к неуместному преклонению перед художественными качествами материала. Материал начинает «довлеть», превращаться из средства в цель, что как раз и лежит в основе формалистической эстетики различных толков, подчиняющей творчество выявлению эстетических свойств, якобы присущих материалу и «освобождаемых» художником.
Советское декоративное искусство подчинено иным гуманистическим идеям, оно целиком поставлено на службу человеку, оно тесно и неразрывно связано с архитектурой. Чем быстрее и активнее будет развиваться архитектура, тем более широкие перспективы будут раскрываться перед декоративным искусством.
Архитектор Ю. Арндт.
Пример разделения пространства фойе и буфета с помощью низких цветочниц.
Проект. Деталь.
19 февраля 2024, 21:45
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий