наверх
 

Ж. С. Розенбаум. Развитие рационалистических традиций функционализма (Бернар 3ерфюс)

Unesco Building, Paris. Architects: Breuer, Marcel (1902-1981), Nervi, Pier Luigi (1891-1979), Zehrfuss, Bernard (1911-1996). Image Date: 1952
Unesco Building, Paris. Architects: Breuer, Marcel (1902-1981), Nervi, Pier Luigi (1891-1979), Zehrfuss, Bernard (1911-1996). Image Date: 1952
 
 
 

Ж. С. Розенбаум. Развитие рационалистических традиций функционализма (Бернар 3ерфюс) // Архитектура Запада : Книга 1. Мастера и течения. — Москва : Стройиздат, 1972. — С. 8—23.

 
 

РАЗВИТИЕ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИИ ФУНКЦИОНАЛИЗМА (БЕРНАР ЗЕРФЮС)

 
  «Главная опасность в архитектуре — желание индивидуализироваться. Стремление, свойственное многим современным архитекторам быть оригинальными любой ценой; отсюда тенденции к своеобразному маньеризму и барочности, которые я категорически отвергаю».
  (Б. Зерфюс)
 
 
Для архитектуры Франции послевоенного времени характерно большое разнообразие творческих направлений.
 
Общая тенденция развития архитектурного творчества этих лет характеризуется поисками рационалистических решений; самое широкое применение получили индустриальные методы возведения зданий. Именно в эти годы во Франции развивалось крупнопанельное домостроение (фирмы «Камю», «Куанье» и др.). Быстро восстанавливающаяся индустрия позволяла широко внедрять новые материалы в строительство (сталь, алюминий, стекло, пластмассы). Все это влияло на конструктивную структуру и внешний облик создаваемых зданий и сооружений.
 
Работы по реконструкции ряда городов, разрушенных в войну 1939—1945 годов (Гавра, Руана, Нанта, Тулона, Марселя, Кале), представляют значительный интерес с точки зрения решения градостроительных задач, освоения новых индустриальных методов строительства и поисков архитектурно-художественной выразительности сооружений.
 
Немалое влияние на творчество французских архитекторов оказывали выдающиеся мастера старшего поколения зодчих, активно участвовавших в восстановительных и реконструктивных работах. Это всемирно известные архитекторы Ле Корбюзье, Огюст Перре, Малле-Стевенс, Андре Люрса, Эжен Бодуэн и др.
 
В эти же годы сформировалась плеяда более молодых архитекторов, в произведениях которых получили преломление и дальнейшее развитие творческие искания мастеров старшего поколения.
 
Творчество архитекторов Франции послевоенного двадцатилетия весьма продуктивно, многогранно и интересно. Но нельзя не отметить, что это творчество не отличалось единством направленности. В проектах и сооружениях, созданных за эти годы, можно проследить разнообразные тенденции — от стилизаторского реставраторства до формалистических и подчас надуманных композиций. Но все же наиболее распространенным и характерным для Франции этих лет явилось творчество архитекторов, ставших на путь развития функциональной и рационалистической архитектуры. Среди мастеров этого поколения можно назвать имена Жоржа Кандилиса, Жана Дюбюиссона, Пьера Ваго, Гильома Жиле, Жана Гинзберга, Раймонда Лопеза, Жана Пруве, Жана Викарио, Поля Эрбе, Жана Файетона и многих других. Одним из наиболее последовательных представителей этого направления в современной архитектуре Франции является Зерфюс.
 
 
Дом-башня в Париже. 1965 г. Общий вид.
Дом-башня в Париже. 1965 г. Общий вид.
 
 
Бернар Анри Зерфюс представляет то поколение архитекторов, деятельность которых развернулась во всем своем своеобразии в 50-х — начале 60-х годов. В ряду передовых мастеров Франции, внесших большой вклад в развитие архитектуры двадцатого столетия, ему заслуженно принадлежит одно из значительных мест.
 
Зерфюс родился в 1911 г. в Анжере. В 1939 г. он успешно завершает специальное образование в Национальной школе изящных искусств (Ecole des Beaux Arts), где он проходил стажировку в мастерских Эммануэля Понтремоли и Поля Эрбе. За дипломный проект Зерфюс получил высшую награду — Римскую премию. Затем — война, участие в боях в рядах Свободных сил Франции, проектная деятельность в Тунисе и Алжире и, начиная с 1951 г., Бернар Зерфюс связывает свою творческую деятельность с работами по реконструкции и застройке Парижа.
 
О творческом кредо мастера можно судить по его статьям: «Мне близки те произведения, в которых наиболее последовательно выражены важнейшие, на мой взгляд, качества архитектуры,— пишет Б. Зерфюс в 1960 г., — точное исполнение программы, органичное размещение на территории и выбор правильного решения».
 
В другой статье, опубликованной в 1963 г., он писал: «Во Франции, где государственные власти, тоскуя по классическим формам, поддерживают тенденцию возврата к архитектуре прошлого, развивается вычурное направление, которое можно было бы назвать «новым барокко».
 
Соответствует ли подобная направленность реальным потребностям нашей эпохи? Есть основания полагать, что эти иногда безудержные и манерные формы представляют собой архитектуру отчаяния; разочарования жизнью в расшатанном обществе. Все это заставляет порой некоторых архитекторов бросаться в крайности.
 
...Подлинный архитектор должен систематически совершенствовать свое творчество, следуя твердо избранному им направлению, а не растрачивать свое время на постоянные и ежедневные выдумки новых рецептов.
 
В некоторых новых сооружениях мы встречаем ложные, чисто декоративные элементы и конструкции. Современные архитектурные формы не имеют ничего общего с этим, и если пойти по пути утраты правдивости архитектурной формы, то мы рискуем создать ужасную какофонию».
 
Содержание этих высказываний Б. Зерфюса находится в полном соответствии с его практической деятельностью. Во всех проектных работах и выстроенных сооружениях Зерфюс неизменно выступает как создатель строгих, функционально оправданных архитектурных форм, органически вытекающих из планировочной и конструктивной основы задуманных им сооружений.
 
Творчество Бернара Зерфюса интересно тем, что оно весьма разносторонне: это жилые многосекционные дома и индивидуальные коттеджи, конторские здания и крупные уникальные сооружения, мемориальные ансамбли, градостроительные комплексы, промышленные здания и генеральные планы городов.
 
В каждом из создаваемых сооружений он стремится по-новому организовать внутреннее пространство, использовать достижения современной строительной техники и по возможности создать интересное запоминающееся объемно-пространственное решение. Характерным примером построенного по проекту Б. Зерфюса большого промышленного комплекса может служить автозавод фирмы «Рено» в Флене (1950 г.).
 
Автозавод «Рено» — предприятие, рассчитанное на выпуск 1 тыс. автомашин в день, с количеством рабочих 12 тыс. человек. Весь комплекс решен как единый промышленный узел, включающий группу подсобных предприятий и развитую жилую зону. Этот современный комплекс компактно размещен на свободной территории во вновь осваиваемом экономическом районе, который определен проектом национальной районной планировки. Расположение производственных цехов с ориентацией на восток-запад обеспечивает их оптимальную освещенность. Компактный план дает возможность разделить потоки поступающего сырья, конвейерных линий, движения рабочих и готовой продукции. Удачно размещены гардероб и шесть корпусов рабочих столовых, соединенных с основными цехами.
 
 
Автозавод фирмы «Рено» во Флене. 1950 г. Фасад сборочного цеха
Автозавод фирмы «Рено» во Флене. 1950 г. Фасад сборочного цеха
 
 
Рабочие каждого из цехов имеют возможность быстро попадать в столовые, расположенные в непосредственной близости, причем цехи со столовыми связаны на уровне второго этажа специальными остекленными переходами, объединяющими все основные сооружения промышленного комплекса. Расположение гардеробов и столовых на уровне второго этажа, на столбах, освобождает территорию предприятия для наземных производственных коммуникаций и, кроме того, обеспечивает беспрепятственную и быструю связь между производственными и бытовыми помещениями. Промышленный комплекс заводов Рено во Флене представляет собой воплощение прогрессивной идеи Ле Корбюзье о создании «зеленых промышленных предприятий».
 
Протяженные цехи главных конвейерных линий (длиной 500 м каждый) сооружены из сборных конструкций с единой сеткой железобетонных опор (20×8 м). Шеды в виде тонких оболочек выполнены на месте в подвижной опалубке.
 
Жилая зона этого промышленного комплекса застроена небольшими одноквартирными либо двух- и трехэтажными домами.
 
Зерфюс всегда вдумчиво относится к цвету. Во многих своих сооружениях он выступает в содружестве с видными художниками-колористами, используя цвет как активное средство архитектурного решения общей композиции сооружений и их антуража. Также и в промышленном комплексе автозавода цвет используется как один из элементов своеобразно трактуемой архитектурной композиции. Яркие локальные цвета умело применены в окраске зданий всех типов. В жилых домах в общую цветовую композицию включены навесы над окнами, стеклянные ограждения балконов и основные конструктивные элементы несущего каркаса зданий. В общем полихромном решении сочетаются активные локальные цвета — синий, желтый, красный с ахроматическими — белым, черным, серым. Интересно, что в качестве активного цветового элемента общей композиции использовано зеленое окружение — газоны, деревья, кустарники и массовые посадки цветов. С учетом общей цветовой гаммы решалась окраска мебели и внутреннего оборудования. Соавтором Б. Зерфюса по цветовому решению всего комплекса, включая жилую зону, был известный художник-колорист Дель Марле.
 
 
Жилой комплекс в Нанси. 1963
 
Жилой комплекс в Нанси. 1963
Жилой комплекс в Нанси. 1963 г. Фрагмент. Общий вид
 
 
Основной фактурой фасадов и интерьеров производственных корпусов, а также интерьеров Дома приемов, где размещены репрезентативные помещения дирекции, является широко распространенная в современной архитектуре необработанная поверхность бетона (Béton brut), с отчетливо отпечатавшимися следами деревянной опалубки. Контрастное сочетание этой грубой поверхности бетона с четкими линиями металлических переплетов и ярко окрашенными элементами фасада и интерьера придает зданиям особое своеобразие.
 
В области проектирования жилых домов творческий диапазон Зерфюса весьма богат. Многоэтажные дома-башни в районах Пантен и Клиши су Буа в Париже (1960—1961 гг.) оригинальны по планировочному решению. Гибкая планировка квартир обеспечивает их компактность и экономичность. Необычен и интересен построенный в Париже башенный дом, состоящий из двух объемов разного назначения: башня-жилье и башня — административное здание (1965 г.). Архитектор сумел удачно объединить в единый объем эти два разнородных корпуса.
 
Многоэтажные многосекционные дома в городах Алжире (1956 г.) и Нанси (1963 г.) имеют особенности, продиктованные локальными условиями. В жарком и солнечном Алжире — это небольшие окна, солнцезащитные козырьки над световыми проемами и глубокие затененные лоджии. Квартиры дома в Нанси, наоборот, раскрыты на природу: вся стена огромного протяженного дома — витраж с излюбленными во Франции окнами-дверями, занимающими все пространство стены от пола до потолка. В отделке этих двух домов использование цвета также выступает в качестве излюбленного приема Зерфюса.
 
Значительный интерес представляют работы Зерфюса в области возведения жилых домов из типовых элементов заводского изготовления. При строительстве экспериментальных домов у моста Севр в Париже (1955 г.) был использован необычный прием формования фасадных панелей в инвентарной опалубке, размещаемой на плитах междуэтажных перекрытий. Металлическую форму устанавливали на перекрытие в непосредственной близости от фасадной линии дома. Затем по окончании формования панели специальными домкратами ее поднимали в вертикальное положение и закрепляли на месте без последующей передвижки.
 
Такой оригинальный способ изготовления панелей исключил необходимость применения мощных подъемных кранов.
 
В доме, построенном в Сент-Этьене (1956 г.), использованы алюминиевые панели с вмонтированными в них металлическими переплетами.
 
Эти примеры не исчерпывают работ Зерфюса над архитектурой жилого дома. Он проектирует также большие ансамбли из жилых домов и административных зданий (Берси, Клиши су Буа и др.), где интересно решается пространственная композиция с применением различных типов зданий.
 
Зачастую Зерфюс выступает в качестве автора в творческом содружестве с инженерами-конструкторами, архитекторами-пейзажистами и художниками. В течение двадцати лет его постоянными помощниками по созданию многочисленных проектов были архитекторы Марсель Фор (руководитель проектного бюро) и Жорж Авон, а также талантливые проектировщики Р. Васлин, Д. Гюибе, Р. Мутон и Н. Камиллери.
 
Зерфюс участвовал в строительстве многих сооружений и комплексов общественного и административного назначения. К их числу относятся ипподром, ряд административных зданий, французское кладбище в Тунисе (1943—1948 гг.), Дом ЮНЕСКО и Выставочный дворец CNIT в Париже (1955—1958 гг.), резиденция иранского шаха в Тегеране (1964 г.) и др.
 
Особое место среди этих построек занимают два сооружения, возведенные в Париже, которые могут быть отнесены к наиболее известным произведениям архитектуры нашего времени, — это Дом ЮНЕСКО и Выставочный дворец CNIT.
 
Дом ЮНЕСКО (1953—1957 гг.) — штаб-квартира этой международной организации — коллективное произведение архитекторов Бернара Зерфюса, Марселя Брейера (США), инженера-конструктора Пьера Луиджи Нерви (Италия) и художников разных стран. Это сооружение должно было символизировать интернациональный характер международной организации, поэтому проектирование и строительство его проходило под руководством Международного консультативного совета, в состав которого входили известные мастера современной архитектуры — Ле Корбюзье (Франция), Вальтер Гропиус, Ээро Сааринен (США), Лусиу Коста (Бразилия), Свен Маркелиус (Швеция), Эрнесто Роджерс (Италия).
 
По замыслу его создателей, здание, где разместился центр международной организации ООН по вопросам просвещения, науки и культуры, должно было стать образцом современной архитектуры. Можно утверждать, что авторы с честью справились с этой задачей, создав в центре Парижа сооружение, в котором удачно соединились мастерство конструктора, архитекторов и представителей садово-паркового искусства.
 
 
Комплекс Дома ЮНЕСКО. Париж. 1953—1957 гг. Генеральный план первой очереди застройки.
Комплекс Дома ЮНЕСКО. Париж. 1953—1957 гг. Генеральный план первой очереди застройки.
 
 
Особую сложность для авторского коллектива представляло ситуационное расположение этого здания, занимающего одну из сторон полукруглой площади, обращенной на ансамбль Военной школы (École Militaire) — крупный исторический комплекс, возведенный по проекту Ж. А. Габриэля в 1751 г. Приходилось учитывать и то обстоятельство, что одна из сторон полукруглой площади была застроена группой маловыразительных административных зданий 30-х годов.
 
Повторив изогнутой линией одного из фасадов абрис полукружия площади, авторы пошли по пути создания совершенно иного архитектурного облика вновь возводимого сооружения. Таким образом, проблема завершения архитектурного ансамбля исторически сложившейся площади решалась по принципу контрастного противопоставления новаторского здания историческому комплексу, решенному в формах французского классицизма XVIII в. В создании художественного облика комплекса ЮНЕСКО приняли участие крупные современные художники и скульпторы: П. Пикассо (Франция), Р. Матта (Чили), К. Аппель (Голландия), А. Колдер (США), Г. Мур (Англия) и др.
 
 
Комплекс Дома ЮНЕСКО. 1953—1964 гг. Генеральный план
Комплекс Дома ЮНЕСКО. 1953—1964 гг. Генеральный план
 
 
В архитектуре комплекса получили воплощение конструктивные и эстетические принципы, провозглашенные пионерами «новой архитектуры». Здесь умело использованы конструктивные и пластические свойства железобетона. Так, например, корпус Секретариата, имеющий в плане форму трилистника, в основе имеет легкую конструкцию в виде этажерки из монолитного железобетона. Его протяженные фасады — это система раздвижных остекленных витрин в алюминиевых переплетах, обеспечивающих хорошую освещенность многочисленных рабочих помещений. Фасады, обращенные на юго-восток и юго-запад, защищены рядами вертикальных травертиновых ребер, лентами горизонтальных солнцезащитных бетонных решеток и навесными экранами из специального дымчатого стекла.
 
 
Дом ЮНЕСКО. Фрагмент комплекса.
Дом ЮНЕСКО. Фрагмент комплекса.
 
 
Наиболее интересной частью комплекса ЮНЕСКО является корпус, в котором размещены залы пленарных заседаний. Его своеобразный объем определен складчатой железобетонной конструкцией, разработанной П. Л. Нерви. Решая архитектуру интерьера, авторы оставили в чистом виде эту необработанную железобетонную конструкцию, которая приобретает здесь высокую степень художественной выразительности благодаря контрастному сочетанию предельно простого оформления зала с мощной пластикой складчатой структуры его объема.
 
 
Дом ЮНЕСКО. Световые дворики подземной части
Дом ЮНЕСКО. Световые дворики подземной части
 
 
Конструктивное решение корпуса залов пленарных заседаний представляет интерес как пример рационального использования конструктивных и художественно-пластических свойств железобетона. Складчатая скорлупа образует перекрытие объема и его торцовые несущие стены. Внутри корпуса по конструктивным соображениям кровля изогнута и оперта на ряд железобетонных опор, образуя таким образом единство опорной и пролетной структур. Своеобразны также в конструктивном отношении свободно стоящие боковые стены, не соединенные с несущей оболочкой основного перекрытия.
 
 
Дом ЮНЕСКО. Интерьер подземного конференц-зала IX
Дом ЮНЕСКО. Интерьер подземного конференц-зала IX
 
 
Органическое единство функции, плана и рациональных конструкций создает высокие художественные достоинства и подлинную скульптурность этого сооружения. Выразительная пластика фасадов создается строгим ритмом функционально необходимых элементов — солнцезащитных ребер и решеток. На фоне спокойного метра изогнутых остекленных фасадов проектируются сильно выступающие выразительные железобетонные козырьки входов.
 
 
Дом ЮНЕСКО. Перекрытие конференц-залов    Дом ЮНЕСКО. Перекрытие конференц-залов
Дом ЮНЕСКО. Перекрытие конференц-залов IX (слева) и X (справа)
 
 
Немало выдумки и вкуса проявили авторы в благоустройстве сложного и затесненного участка, отведенного под застройку. Примером такого благоустройства может служить живописный «Сад мира», выполненный по проекту архитектора-пейзажиста Исаму Ногуки (США).
 
Ансамбль Дома ЮНЕСКО получил всеобщее признание и занял почетное место в ряду лучших произведений, созданных в Западной Европе в 50-е годы.
 
Но на этом история его строительства не завершилась. Вскоре выявилось, что имеющиеся помещения не в состоянии вместить всех сотрудников разрастающейся международной организации. Появилась также необходимость в дополнительных залах для заседаний. Основная трудность заключалась в том, что вблизи существующих зданий нет свободных участков для нового строительства. Тогда Б. Зерфюс предложил добавить недостающие помещения на существующем участке, разместив их под землей. Совместно с архитектором М. Фором он выполнил проект, который и был реализован в 1963—1964 гг.
 
По предложению авторов под землей дополнительно разместили два зала заседаний: площадью 20×20 м на 275 мест (зал IX) и 20×23 м на 350 мест (зал X).
 
Для решения этой сложной и необычной задачи на территории комплекса были созданы шесть дворов размером 25×15 м каждый, заглубленных на высоту двух этажей и выполняющих роль световых колодцев. По их периметру размещены рабочие комнаты и два зала заседаний. Все рабочие помещения построены в едином модуле 1,25 м и имеют связь с основным зданием.
 
В этой новой части комплекса ЮНЕСКО наиболее интересны два зала заседаний. Художественный эффект достигнут здесь выразительностью рисунка и структуры конструкций перекрытий. Круглый потолок зала IX состоит из двадцати железобетонных балок, сходящихся в центральном звездообразном замке, выполненном на месте одновременно с плитой потолка из монолитного бетона. Потолок зала X решен в виде полукруга, состоящего из вееровидной системы железобетонных балок монолитной конструкции, опирающихся на несущий ригель высотой 1 м и шириной 4 м. При окончательной отделке железобетонная конструкция перекрытий лишь частично была скрыта деревянной обшивкой из досок ясеня в зале IX и вяза в зале X. Стены также отделаны деревянной обшивкой и частично звукопоглощающими плитками. Простые по рисунку небольшие подвесные светильники, изогнутые в плане деревянные столы, мягкие кресла, обитые цветной тканью, и ковры, покрывающие полы, дополняют внутреннее убранство. Оба зала освещаются широкими, обращенными к световым дворам окнами, перед которыми снаружи установлены вертикальные ребра из цветного закаленного стекла, расположенные под разными углами, соответственно углу падения солнечных лучей.
 
Художник-пейзажист Бурль Маркс (Бразилия) создал живописные композиции в каждом из шести дворов, виртуозно используя разность уровней и формы фигурных газонов, сочетание зелени, групп ярких цветов, дорожек, мощенных гладкими каменными плитами и насыпных куртин из крупной морской гальки разных расцветок. Зеленый ковер газона покрывает также верхнее покрытие подземной части здания, а по верхнему контуру световых дворов высажен низкий стриженый кустарник.
 
Таким образом, остроумное и экономное использование небольшого участка путем расположения значительной части помещений под землей не ухудшило, а во многом обогатило архитектурный облик этого интересного сооружения.
 
 
Национальный центр промышленности и техники (CNIT). Париж. 1955—1958
 
Национальный центр промышленности и техники (CNIT). Париж. 1955—1958
Национальный центр промышленности и техники (CNIT). Париж. 1955—1958 гг. Общий вид и разрез
 
 
Второе крупное произведение этого периода (1955—1958 г.) — Национальный центр промышленности и техники в Париже (CNIT)¹ (авторы проекта Б. Зерфюс, Р. Камело, Ж. Ж. де Майи). Это огромный выставочный зал, основу конструкции которого составляет треугольный в плане железобетонный свод с размерами сторон 218 м. Свод, перекрывающий площадь 30 тыс. м², опирается на три опоры. Говоря об этом сооружении, нельзя не привести некоторых цифр: каждая из трех опор воспринимает нагрузку по 500 т, протяженность архивольта каждой арки свода 238 м, объем бетона в своде 900 тыс. м³. Конструкция свода подобна конструкции крыла самолета: свод состоит из двух монолитных железобетонных оболочек, соединенных между собой поперечными мембранами. Четыре внутренних перекрытия собраны из треугольных панелей заводского изготовления, весом по 3 т каждая, с последующим замоноличиванием на месте. Перекрытия опираются на крупноразмерные сборные колонны. Все сборные элементы для этого здания были изготовлены на инвентарном заводе, созданном специально для данной стройки.
____________
¹ Centre National des Industries et des thechniques.
 
 
Национальный центр промышленности и техники   Национальный центр промышленности и техники
Национальный центр промышленности и техники. Генеральный план и фрагмент интерьера
 
 
В этом сооружении нет каких-либо дополнительных декоративных элементов внутреннего оформления интерьера. Его архитектура определена самой конструкцией огромного вспарушенного свода, контрастирующего с ажурным геометрическим рисунком витражей трех фасадов. В междуэтажных перекрытиях отчетливо видна структура сборных железобетонных элементов, причем и в этом здании все конструкции оставлены без последующей отделки или даже покраски после снятия опалубки. Четкие линии стыков между сборными элементами перекрытий образуют своеобразный декоративный узор, выявляющий истинную работу конструкций.
 
Следует подчеркнуть, что в этом здании самостоятельно работают две конструкции: гигантский монолитный свод, покоящийся на трех опорах, и состоящая из сборных железобетонных элементов внутренняя конструкция экспозиционных залов, смонтированных из могучих деталей, обеспечивающих возможность показа тяжелого промышленного оборудования на всех этажах.
 
(CNIT) — уникальное сооружение, не имевшее ко времени его возведения равных по общим размерам и оригинальности решения.
 
Проектирование и возведение этого здания ознаменовало начало создания большого градостроительного ансамбля, которому суждено сыграть важную роль в формировании облика Парижа, Этот ансамбль расположен на продолжении главного парижского диаметра Восток—Запад, частями которого являются проспект Нейи, Елисейские поля, улица Риволи.
 
Проект нового ансамбля, получившего название «Комплекс Дефанс» (район площади Обороны), предусматривает застройку территории площадью 800 га, на которой разместятся многоэтажные административные и жилые дома, деловой и торговый центр, спортивные, научные и зрелищные учреждения. Комплекс Дефанс явится сложным узлом, обеспечивающим развязку транспортных потоков в шести уровнях. Под главной эспланадой, отводимой для пешеходов, будут проложены в разных уровнях трассы линий метро, скоростных и общегородских автодорог.
 
 
Комплекс Дефанс. Париж. Проект
Комплекс Дефанс. Париж. Проект
 
 
Крупнейшим сооружением, венчающим объемную композицию комплекса, будет 60-этажное административное здание, состоящее из четырех разновысотных башен, соединенных между собой пятью горизонтальными платформами. В средней части платформ размещены лестницы и шахты скоростных лифтов.
 
В этом здании разместится группа помещений культурно-бытового назначения.
 
 
Высотное административное здание в комплексе Дефанс. Фото с макета
Высотное административное здание в комплексе Дефанс.
Фото с макета
 
 
Проект этого необычного по форме и смелого по замыслу сооружения выполнен Бернаром Зерфюсом. Большим авторским коллективом, работающим над проектом и застройкой района Дефанс, руководит архитектор-советник Поль Эрбе, основные авторы — Бернар Зерфюс, Робер Камело и Жан Жак де Майи.
 
Закономерным продолжением и развитием архитектурной и градостроительной концепции, разработанной в связи с проектированием и застройкой района Дефанс, явился выполненный в 1964—1965 гг. Зерфюсом проект нового жилого комплекса Берси в восточной части Парижа. Автор создал проект кардинальной реконструкции одного из районов старого Парижа, живописно расположенного на берегу Сены вблизи исторического парка Монсо.
 
 
Жилой комплекс Берси. Париж. Проект. 1964—1965 гг. Фото с макета
Жилой комплекс Берси. Париж. Проект. 1964—1965 гг. Фото с макета
 
 
Работая над проектом застройки района Берси, Зерфюс стремился, как он говорит, создать «образ нового парижского района XX века». В этом многосложном комплексе получили развитие идеи и градостроительные новшества, использованные при проектировании района Дефанс. Здесь осуществлена полная развязка транспортных потоков и применена разновысотная композиция из жилых и общественных зданий. Архитектор предлагает устроить обширные зеленые площади и эспланады, расположенные на разных уровнях, решая их по принципу висячих садов. В проекте предусмотрены развитая сеть зданий общественно-бытового обслуживания, новые типы школ, детских учреждений, молодежные клубы, торговые центры, складские помещения и жилые дома на 4 тыс. квартир.
 
Основной высотной доминантой служит небоскреб — административное здание, повторяющее прием четырех башен, использованный Зерфюсом в проекте для комплекса Дефанс. Высота башен здесь 180 м. Лифтовые шахты и лестницы выполняют в этом здании роль «вертикальных улиц»; четыре горизонтальные платформы соединяют эти башни на разных высотах.
 
Отдельные части башен могут быть изолированы друг от друга. Таким образом, автор создал проект своеобразного квартала, расположенного по вертикали. Это новое предложение, не имеющее аналогий в прошлом.
 
Ряд высотных зданий этого ансамбля запроектирован ступенчатой формы, что придает ему своеобразный облик.
 
Одновременно со строительством описанных комплексов и сооружений Зерфюс строит университетский городок в Гавре (1963 г.), административное здание на улице Кардине и посольство Дании в Париже (1963—1965 гг.), конторское здание в Рюель Мальмезоне (1963 г.) и небольшой туристский отель в Альпах в местечке Межев (1965 г.), выполняет интересный проект совмещенного трансформируемого зала и стадиона для Франкфурта-на-Майне (1965 г.).
 
В проектировании больших и малых построек Зерфюс выступает как архитектор рационалистического направления, умело использующий возможности современных строительных материалов. Он постоянно ищет новые типы индустриальных конструкций. В здании посольства Дании в Париже Зерфюс применяет сборные крестообразные элементы каркаса, обеспечивающие быстрый монтаж здания; фасад административного здания на ул. Кардине выполнен из легких ажурных навесных алюминиевых панелей с междуоконными вставками из цветного закаленного стекла; кровли огромных лабораторных корпусов института в Гавре выполнены из полупрозрачных коробчатых колпаков из армированного стекла. Весьма необычно задуман зрелищно-спортивный комплекс для Франкфурта-на-Майне, где трансформируемый зал для массовых собраний удачно соединен с трибунами стадиона, перекрытыми общей двухконсольной кровлей из пустотелых коробчатых железобетонных элементов. Зал спроектирован таким образом, что при соответствующей его трансформации зрители могут наблюдать водно-спортивные соревнования, происходящие на канале, на берегу которого расположено это здание. Стилобат здания, обращенный в сторону канала, представляет собой железобетонные трибуны.
 
 
Административное здание в Рюель Мальмезон. 1964 г. Фрагменты фасада    Административное здание в Рюель Мальмезон. 1964 г. Фрагменты фасада
Административное здание в Рюель Мальмезон. 1964 г. Фрагменты фасада
 
 
В своей проектно-строительной деятельности Зерфюс исходит из того, что при проектировании крупных общественных комплексов и отдельных уникальных зданий целесообразно искать для них оригинальные конструктивные решения, создавая специальную технологию возведения подобных сооружений. Только в этом случае, считает он, решение образных задач послужит одновременно и условием развития конструкций.
 
 
Трансформируемый зал для Франкфурта-на-Майне. 1965 г. Фото с макета
Трансформируемый зал для Франкфурта-на-Майне. 1965 г. Фото с макета
 
 
Стремясь к решению больших градостроительных задач, Б. Зерфюс отчетливо сознает причины, сковывающие творческие возможности западных урбанистов.
 
«Современное градостроительство находится в состоянии революционного обновления как во Франции, так и в других странах, — пишет Б. Зерфюс, — но ему недостает правильного руководства, умелого планирования и законодательства, обеспечивающего реализацию проектов. Мы должны признать, что эти три условия получили свое органическое воплощение в социалистических странах и что наша капиталистическая система не нашла путей для согласования общественных и частных интересов».
 
Наряду с активной проектно-строительной деятельностью Бернар Зерфюс ведет разностороннюю государственную и общественную работу в области архитектуры. Зерфюс — главный архитектор Управления гражданских зданий и национальных дворцов и член Объединения французских архитекторов (Cercle d’etudes architecturales), в состав которого входят многие видные архитекторы страны. В 1953 г. совместно с А. Блоком и Ф. Леже он создает группировку прогрессивных художников и архитекторов Espace (Пространство), он также бессменный член редколлегии журнала «L’Architecture d’aujour’dhui».
 
Анализируя творческий путь архитектора за последние годы, можно утверждать, что создание большого градостроительного ансамбля Дефанс и проект застройки района Берси в Париже открывают новую страницу в истории западноевропейского градостроительства. В этих проектах делается попытка воплотить на практике градостроительные идеи, заложенные в «Афинской хартии»: по-новому организовать селитебную территорию, создать благоприятные условия для проживания населения, его культурного и бытового обслуживания и решить полную развязку транспортных узлов.
 
Бернар Зерфюс — убежденный рационалист и новатор. Он накопил большой практический опыт и сегодня можно утверждать, что он вступает в наиболее интересную пору своего творчества.
 



 

 
Текст статьи публикуется по изданию:
 
 

30 сентября 2022, 12:26 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий