наверх
 

В. В. Белоусов. К вопросу об использовании девизов в архитектурных конкурсах

Изображения: DALL·E 3. Prompt: architecture competition unique identification code, logo design, minimal background, black and white graphics, art nouveau line art  Изображения: DALL·E 3. Prompt: architecture competition unique identification code, logo design, minimal background, black and white graphics, art nouveau line art
Изображения: DALL·E 3. Prompt: architecture competition unique identification code, logo design, minimal background, black and white graphics, art nouveau line art
 
 
 

К вопросу об использовании девизов в архитектурных конкурсах

В. В. Белоусов, управляющий КБ TEHNE, шеф-редактор TEHNE.com

 
 
 
В число ведущих принципов проведения архитектурных конкурсов входят: анонимность, прозрачность процедуры и равные условия для всех.
 
Под анонимностью здесь понимается то, что все проекты должны подаваться на конкурс и оцениваться жюри анонимно. Авторы конкурсных работ должны оставаться неизвестными до момента принятия окончательного решения жюри и подписания итогового протокола. В XIX веке требования анонимности простирались и дальше — нельзя было объявлять имена участников, не вошедших в число призеров, если только они сами этого не разрешили. Даже призеры могли попросить не указывать публично свое авторство. «К числу необходимых условий конкурса следует причислить общепринятое правило сохранения в тайне имен авторов, не достигших успеха, или не желающих оглашения своего имени»1.
____________
1 Арнольд М. К вопросу о конкурсах // Зодчий : Журнал издаваемый С.-Петербургским обществом архитекторов. — 1872. — № 5, май, с. 68.
 
Автора или авторский коллектив можно было узнать только после того, как жюри определяло победителя, когда вскрывались «девизные конверты», содержащие информацию об авторстве. До этого в ходе всего конкурса проект был представлен под анонимной маской, псевдонимом — девизом. «...для наибольшего обеспечения исключительно-серьезного, делового отношения к проектам, без всякой примеси каких бы то ни было симпатий и антипатий к личностям и корпорациям техников-конкурентов, служит девиз, т. е. маска, скрывающая автора до произнесения окончательного суждения о самом сочинении»2.
_____________
2 Р. К. По поводу статьи г. М. А. «Конкурсные проекты женской исправительной тюрьмы в Петербурге» // Зодчий. — № 1. Январь. — 1873. — С. 9.
 
На двухэтапном конкурсе анонимность должна обеспечиваться на обоих этапах, говорится в рекомендациях Международного союза архитекторов3. В этом случае «девизные конверты» должно вскрывать независимое от жюри лицо, например, нотариус, который передает победителям 1-го этапа приглашение на участие во 2-м и ведет последующую переписку; девизные конверты снова запечатываются до подведения итогов 2-го этапа конкурса.
____________
3 «In order to maintain anonymity, a person of confidence not connected with the jury, for instance a notary, should open the envelopes containing the identity of the authors of the designs retained for the second stage and be in charge of communicating an invitation to participate in the second phase. The envelopes are then sealed until the end of the second stage. Any communication with the authors of the projects chosen to participate at the second stage will be done through the notary, who will keep the authors’ identity secret. It is not recommended to make the names of those competitors selected to proceed to the second stage public.» (UIA competition guide for design competitions in architecture and related fields).
 
На многих современных российских конкурсах за последние 15 лет анонимность не соблюдается ни на первом, ни на втором этапе. На 1-м этапе обычно проводится квалификационный отбор по портфолио; ни о какой анонимности применительно к портфолио, естественно, говорить нельзя, в любом портфолио сверху крупно указано название бюро, а затем хронологически перечисляются основные его проекты. На 2-м этапе отобранные компании-финалисты публично защищают свои проекты, а на конкурсных планшетах стоят авторские плашки4.
____________
4 Приведем только один пример. В марте—июне 2021 года проходил двухэтапный открытый архитектурный конкурс на разработку архитектурно-строительной концепции пространственного развития территории Предмостной площади Красноярска. В условиях конкурса слова «анонимность» и «девиз» даже не упоминаются. Авторство всех проектов открыто демонстрировалось всем членам жюри на обоих этапах конкурса. Условия конкурса нами опубликованы здесь. Официальный сайт конкурса: ppkonkurs.ru (архивная копия).
 
Отсутствие анонимности автоматически ведет к неравенству участия, и, даже если процедура прозрачна, то пользы от этого нет никакой, кристально ясно лишь видно, что это уже вовсе не общепринятый формат архитектурного конкурса. Все конкурсы, не соблюдающие условие анонимности участия, грубо нарушают требования Международного союза архитекторов (UIA), ЮНЕСКО и Совета архитекторов Европы (ACE).
 
 
Rule 5. Anonymity
Anonymity must be observed until the jury has reached its opinion or decision.
 
Правило 5. Анонимность
Анонимность должна соблюдаться до тех пор, пока жюри не вынесет своего мнения или решения.
Рекомендации по проведению архитектурных конкурсов Совета архитекторов Европы (2016)
 
 
4.5 Anonymity of entries
All entries must be submitted and evaluated anonymously. Authors shall remain anonymous until the evaluation process has been completed and the jury has ranked the entries, awarded the prizes and signed the jury report. Anonymous entries facilitate objective evaluation. Anonymity also protects the client and the jury members from possible accusations of favouritism or personal motives.
 
4.5 Анонимность конкурсных работ
Все конкурсные работы должны быть отправлены и оценены анонимно. Авторы сохраняют анонимность до тех пор, пока не будет завершен процесс оценки, пока жюри не определит победителей, не присудит призы и не подпишет итоговый протокол. Анонимность конкурсных работ облегчает объективную оценку. Анонимность также защищает заказчика и членов жюри от возможных обвинений в фаворитизме или в преследовании личных интересов.
Руководство Международного союза архитекторов для проведения конкурсов в архитектуре и смежных областях, интерпретирующее и применяющее «Стандартные правила международных конкурсов в области архитектуры и градостроительства» ЮНЕСКО (2020).
 
 
Анонимность обеспечивается девизом — уникальным идентификатором, который, с одной стороны, позволяет различать проекты между собой, а с другой, позволяет однозначно установить авторство после определения жюри победителей, когда вскрываются девизные конверты и устанавливается соответствие между девизом и автором.
 
Девиз на современных конкурсах (не только в России, но и по всему миру) выглядит так — 823460, или так — 0000033, или, к примеру, так — 5555555555566.
 
Когда человек впервые сталкивается со словом «девиз» применительно к архитектурному конкурсу, он, как правило, удивляется. Почему данный набор цифр называется девизом? Услышав слово «девиз», мы сразу приготовляемся увидеть какое-то изречение. Например девиз Романовых, изображенный на их гербе, — «С нами Бог».
 
Словарное значение термина «девиз» — гербовая фигура или изречение на гербе. В полном соответствии с данным значением слова в архитектурных конкурсах XIX и XX веков девизом конкурсного проекта могло быть всё что угодно: слово, фраза, даже изображение.
 
Например, на конкурс проектов женской исправительной тюрьмы в Санкт-Петербурге поступило три проекта под следующими девизами: «Коль подробно знать хотите, так записку всю прочтите», «Чем богат, тем и рад» и «Милосердие и строгость».
 
Конкурсный проект районного душевого здания в Петрограде (1920) архитектора И. Г. Лангбарда снабжен девизом «Идите купаться». Конкурсный проект крематория в Петрограде (1919) архитекторов Н. А. Троцкого и Д. П. Бурышкина имеет девиз «Феникс». Другой конкурсный проект крематория архитектора И. А. Фомина имеет девиз «К небу».
 
А вот примеры девизов в виде изображений.
 
 
Проект здания Центрального Телеграфа под девизом знака масти „Пик“.
Проект здания Центрального Телеграфа под девизом знака масти „Пик“ на конкурсе проектов Центрального телеграфа в Москве (1926). Девиз указан в правом верхнем углу. Изображение из статьи: Б. Вендеров. „Центральный телеграф в Москве“, выставка конкурсных проектов // Строительство Москвы. — 1926. — № 2
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). 4-я премия. Проект архитектора Вильяма Валькота. Деталь
Архитектор В. Валькот представил на конкурс фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве (1899) проект, девизом которого было изображение женской головки (слева вверху). Изображение из альбома: Конкурс на фасад гостиницы „Метрополь“: премированные проекты. — Москва : Издание В. С. Бернер, 1899
 
 
Конкурс на фасад гостиницы «Метрополь» (1899). Проект рекомендованный жюри для приобретения. Проект архитектора П. Э. Гиппиус. Фасад по Театральному проезду
Проект архитектора П. Э. Гиппиуса на этот же конкурс имеет девиз в виде изображения двух треугольников, один из которых вписан в другой (справа вверху). Изображение из альбома: Конкурс на фасад гостиницы „Метрополь“: премированные проекты. — Москва : Издание В. С. Бернер, 1899
 
 
Таким образом, еще совсем недавно девиз на архитектурном конкурсе был настоящим девизом.
 
Когда произошла замена девиза на безликий набор цифр? По всей видимости во 2-й половине 20-го века. Наверное, это было связано с упрощением и формализацией конкурсных процедур. Единообразные числовые девизы упрощают обработку проектов.
 
В настоящее время от прежнего девиза на конкурсах остались только термин и функция. Да и термин уже встречается все реже. Слово «шифр» все чаще заменяет «девиз»:
  • «Все конкурсные материалы предоставляются на Конкурс под шифром, выраженным пятизначным числом», — сказано в положении конкурса на фор-эскизный проект площади 1000-летия в городе Саранске (2010)5.
  • «В Заявке на участие в конкурсе участник конкурса проставляет индивидуальный шифр участника конкурса, формируемый им по своему усмотрению из шести арабских цифр, выбранных в произвольном порядке», — указано в положении конкурса по созданию единого облика объектов логистической инфраструктуры Республики Северная Осетия — Алания (2021)6.
_____________
 
 
В английском языке ранее на конкурсах использовался термин motto, который имел абсолютно идентичные значение и функцию, но более не встречается. Его полностью заменил термин code (также используется в сочетаниях secret code, identification code, unique identification code).
 
 

23 августа 2022, 0:09 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий