|
Главный символ Ижевска: быть или не быть?
Северный фасад главного корпуса ИОЗ. Акварель С. Е. Дудина. 1815. (АВИМАИВС, ф. 27, оп. “СОЗ”, д. 140, л. 49).
Главный корпус Ижевского оружейного завода — промышленное здание XIX века, центральное здание комплекса Ижевского оружейного завода, являющееся памятником градостроительства и архитектуры федерального (общероссийского) значения. Здание не эксплуатируется с 1997 года, когда оттуда окончательно вывели все производственные цеха. Вне активного общественного использования объекты культурного наследия прошлых эпох стремительно ветшают и разрушаются. Общее состояние здания считается аварийным с 2005 года. Южный фасад оседает и разрушается, в кладке прорастают деревья. По стенам идут трещины, чему способствует деформирующийся фундамент. Имеются повреждения кровли, а в некоторых местах она отсутствует вообще. 3 июля 2018 г. загорелась башня главного корпуса; в результате пожара обрушился её «шпиль» (колонна) (возможная причина возгорания: неосторожное обращение с огнем неустановленных лиц). До настоящего времени не принято решения о том, что именно будет располагаться в комплексе зданий. Существуют предложения о размещении в Главном корпусе завода историко-культурного центра, музея-заповедника, Суворовского училища, развлекательного молодежного центра и др.
Евгений Федорович Шумилов в статье «Главный символ Ижевска: быть или не быть? В чём на самом деле уникальность памятника архитектуры» разбирает составляющие уникальности Главного корпуса — настоящие и вымышленные, и предлагает в первую очередь сосредоточиться на реставрации комплекса зданий, отложив на будущее реновацию — изменение функционального назначения объекта. Редакция портала Технэ, в свою очередь, предлагает решить вопрос реновации Главного корпуса Ижевского оружейного завода в ходе открытого общероссийского архитектурного конкурса.
Текст статьи размещается с разрешения автора по публикации в газете «Удмуртская правда» от 1 августа 2019 года, № 29, с. 19. Статья дополнена иллюстрациями.
Подробнее об истории и архитектуре Главного корпуса Ижевского оружейного завода см. на странице объекта в разделе «Объекты культурного наследия».
Главный символ Ижевска: быть или не быть?В чём на самом деле уникальность памятника архитектурыI. Есть ли «заводы адмиралтейского типа»?
Уже более пяти лет журналисты, экскурсоводы и краеведы-любители, а вслед за ними и наивно доверчивая «Википедия»¹, тиражируют ложный и даже вредный для дела вывод.
____________
¹ В статье «Главный корпус оружейного завода (Ижевск)». — Прим. Tehne.
Уникальность многострадального Главного корпуса оружейного завода, оказывается, в том, что он принадлежит к «адмиралтейскому типу заводских зданий». Их, мол, всего-то четыре. Кроме главных символов Санкт-Петербурга и Ижевска, это ещё корпуса Воткинского и Ижорского заводов. Но история русской архитектуры умалчивает о таковом типе зданий. Да, были конкретные предприятия Адмиралтейского ведомства. Были и десятки объектов разного назначения, отдалённо напоминающих Адмиралтейство: усадьбы, дворцы, фабрики, общественные здания... У них характерная для классицизма симметричная, трёхчастная композиция фасада с высотным акцентированием центра башенкой или бельведером. В чём же уникальность?
Прежде всего, Андреян Дмитриевич Захаров строил Адмиралтейство отнюдь не для производственных целей. Сравнивать же можно только сравнимое, одного класса. Например, заводы с заводами.
Адмиралтейство. Гравюра на карте С.-Петербурга 1844 года (Plan von St Petersburg Sanktpeterburga 1844 / Joseph Meyer. — Hildburghausen ; Paris ; Philadelphia : Verlag des Bibliographischen Instituts, 1844). Источник: princeton.edu
Упомянутый завод на Ижоре относился к Адмиралтейскому ведомству. В наше время особой архитектурной ценности он уже не имеет. В качестве «главного корпуса» там выступает не производственное здание, а всего лишь невзрачная двухэтажная заводская контора (1804 г.) с небольшой башенкой и пристройками по бокам для гауптвахты и школы.
Воткинское здание (1832 г.) намного интереснее. Оно с архитектурно-строительными новациями и особой символикой. Кстати, его автор Василий Никифорович Петенкин, как удалось выявить мне, во время возведения Адмиралтейства некоторое время служил при Андреяне Дмитриевиче Захарове.
Колпино. Здание заводоуправления Ижорского завода. 2009. Источник: commons.wikimedia.org
Главный корпус Воткинского железоделательного завода. Фото начала XX в. Из фондов МУК «Музей истории и культуры г. Воткинска»
II. Два великих символа: Главное Адмиралтейство и Главный оружейный корпус
А в чём же уникальность нашего главного памятника и связывает ли его что-нибудь с Адмиралтейством? Понять это можно только через тщательное сопоставление событий начала XIX века. В городе на Неве тогда счастливо сошлись три выдающиеся творческие личности: Андреян Захаров, Андрей Дерябин и Семён Дудин.
Август 1804 г. Семён Дудин выполнил в Риме по заданию Захарова, у которого он был прежде не только учеником, но и помощником, проекты «оружейного завода с арсеналом» и «памятника отличившимся на войне героям». Вдохновлялся он как античными руинами, так и опубликованным той весной проектом оружейного завода в городе Шо великого зодчего К. Н. Леду. Альбом этих проектов Наполеон с намёком подарил Александру I. Начиналась тонкая политическая игра, в которую вместе с монархами оказались втянуты и архитекторы.
Июль 1805 г. Андреян Захаров стал главным архитектором «Министерства морских сил и управления флотом» («Главного Адмиралтейства»). Основной его задачей стало возведение нового, административного здания Адмиралтейства на месте старого, заложенного ещё в 1704 году по чертежам самого Петра I. Верфи отсюда уже начали выводить.
Ноябрь 1805 г. Крупнейший в России специалист по горнозаводскому делу Андрей Фёдорович Дерябин представил правительству технический проект оружейного завода, предполагающегося где-то в Прикамье. Составляя проект, Дерябин переосмыслил впечатления от посещения английских, немецких и французских заводов в 1794—1799 годах.
Январь 1807 г. Дудин досрочно вернулся из Италии, как считалось, для участия в возведении Казанского собора. Но несколько месяцев 32-летний архитектор оставался без работы и с немалыми долгами. Именно Захаров даст ему денежное поручительство.
Март 1807 г. Дерябин сделал окончательный выбор в пользу Ижевска и начал вербовать туда специалистов. Президент Академии художеств Александр Сергеевич Строганов, прислушавшись к мнению Захарова, официально рекомендовал Дерябину Дудина в качестве главного архитектора. Все надеялись, что его итальянские проекты позволят быстрее спроектировать новый завод. Он должен стать самым совершенным и мощным.
Ноябрь 1807 г. Проект готов. Начался снос деревянных корпусов железоделательного завода и подготовка фундаментов под Главный корпус.
Осень 1815 г. Центральная, четырёхэтажная часть корпуса уже выстроена и увенчана дозорной башней-часозвонницей. В её декоре воплотился прежний дудинский «памятник отличившимся на войне героям». Так в России появился фактически один из первых памятников Отечественной войне 1812 года. Кстати, это ещё и единственное в истории мировой архитектуры здание, которое завершает триумфальная колонна. Говорить про «шпиль» неграмотно, как и именовать весь Главный корпус «Башней».
Ноябрь 1844 г. Высокая комиссия во главе с генерал-лейтенантом Иваном Александровичем Нератовым приняла второй, западный флигель Главного корпуса. Таким образом, его завершили через 19 лет после смерти Дудина (Адмиралтейство — через 12 лет после смерти Захарова).
Соответственно, именно по состоянию на 1844 год должна вестись реставрация нашего памятника федерального значения. Это важнейший принцип любой настоящей реставрации, а ключевое требование её в нашем случае таково: должны быть восстановлены характерные для классицизма абсолютная симметрия фасада и полный силуэт здания со всем его декором триумфального характера.
Столичное, приморское Главное Адмиралтейство (Адмиралтейства были ещё и в Казани, и в Астрахани...) воспринималось как символ военно-морской мощи Российской империи, а спрятанный в её глуши ижевский Главный корпус симметрично стал символом мощи отечественного сухопутного военно-промышленного комплекса. Это надо помнить, а не гордиться никчёмным, ненаучным «адмиралтейским типом».
Особое, эстетическое значение в архитектуре могут приобретать размеры объекта.
Здесь такая предыстория. Практически все вододействующие заводы России располагали свои производства вдоль водоводов, перпендикулярно плотине. Но Дерябин и Дудин изначально задумали самое мощное производство. Поэтому корпус поставлен вдоль откоса плотины, чтобы сразу как можно больше «рабочей воды» падало в черпаки заводских колёс. Запасы нашего пруда позволят вращать до 60 таких колёс. Отсюда и столь уникальные размеры корпуса, не только царившего над Зарекой, но и замыкавшего перспективу нагорной Троицкой улицы. Подобный эффект есть на Невском проспекте.
У нас оказалось самое крупное и первое многоэтажное здание во всей промышленной архитектуре России. Более того, и на Западе ничего подобного не было. «Оружейный город Шо» осуществился лишь частично, но и остаток его — под охраной ЮНЕСКО.
А у нас... Макушка башни обгорела 3 июля 2018 года, что, в общем-то, мелочь. Но весь «послепожарный» год общественность активно делила площади пустовавшего четверть века здания, не вникая в главную проблему важнейшего символа удмуртской столицы.
III. Уникальность или серость, реставрация или реновация?
Мы должны чётко понимать, что нам нужно: реновация (по-русски это всего лишь «обновление, ремонт») или реставрация (по-русски «восстановление»)?
Первое в виде исключения допустимо для неуникальных, массовидных, невзрачных исторических зданий. Именно такой проект «комплексной реновации» сделан для пресловутого «завода адмиралтейского типа» в Ижоре (Колпино). К конторе с башенкой там пристроят суперсовременный цех. Подобное было и у нас с историческим домом Килина (на Советской, рядом с бывшей «Дружбой»).
С уникальным Главным корпусом столь вольная реновация недопустима. Утверждаю, он не имеет аналогов в мировой промышленной архитектуре по имперской мощи, отточенной классической красоте и градостроительной значимости. В этом случае необходима исключительно реставрация. Причём научно обоснованная, с восстановлением историко-архитектурного и градостроительного значения и одновременным обеспечением сохранности.
Главному корпусу быть на века!
Евгений ШУМИЛОВ, искусствовед, историк, профессор УдГУ
15 августа 2019, 21:39
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий