|
Главный корпус Ижевского оружейного завода, Ижевск, Удмуртская Республика
Северный фасад главного корпуса ИОЗ. Акварель С. Е. Дудина. 1815. (АВИМАИВС, ф. 27, оп. “СОЗ”, д. 140, л. 49).
Е. Ф. Шумилов: «Это основной графический источник для анализа первоначального облика здания. Здесь представлен „идеальный“ вид ансамбля — без тела плотины, заслоняющего большую часть корпуса, и с изображением западной, ещё не выстроенной его части. Данный акварелированный чертёж архитектора был отгравирован художником музея Московского университета А. А. Флоровым и в 1817 г. разошёлся по России в сотнях экземпляров журнала „Вестник Европы“. Лист подписан инспектором ИОЗ (с 1810 по 1828 г.) полковником Е. Е. Греном и штатским начальником ИОЗ (с 1813 по 1818 г.) надворным советником С. С. Малаевым. Уже поэтому встречающаяся иногда датировка данного листа 1810 годом является неточной».
Главный корпус Ижевского оружейного завода — промышленное здание XIX века, центральное здание комплекса Ижевского оружейного завода, находящееся по адресу: Ижевск, проезд Дерябина, 3.
Указом Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 здание главного корпуса оружейного завода признано памятником градостроительства и архитектуры федерального (общероссийского) значения.
Регистрационный номер объекта культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: 181410166860006.
Автор проекта Ижевского оружейного завода: архитектор Семён Емельянович Дудин (1775—1825).
На данной странице опубликован историко-архитектурный анализ объекта культурного наследия, выполненный Евгением Фёдоровичем Шумиловым в 2006 году, и его же анализ уникальных особенностей Главного корпуса (2020). Источники иллюстраций: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (С.-Петербург); ЦГА УР; Агентство по государственной охране объектов культурного наследия УР; Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени М. Т. Калашникова; РГБ; личные архивы Е. Ф. Шумилова и М. В. Курочкина.
Уникальные особенности Главного корпуса Ижевского оружейного заводаЕ. Ф. Шумилов, доктор исторических наук, кандидат искусствоведения
Историческое значение и уникальность архитектурного решения этого объекта культурного наследия федерального уровня, ставшего ярчайшим символом города оружейников, определяют, по моей оценке, четыре ключевые особенности. Их совокупность существенно повышает уже публиковавшиеся оценки данного объекта, выводя его на мировой уровень.
I
В мировой истории архитектуры классицизма —
— это крупнейшее по своим размерам производственное здание
Соответственно своим размерам Главный корпус оружейного завода всегда имел в ансамбле города-завода и имеет до сих пор огромное градостроительное значение, а в прошлом он ещё и долго концентрировал у себя почти все производственные потоки.
Следует заметить, что отнюдь не производственным, а административным по своей главной функции зданием следует считать ещё более крупное и не менее значимое в градостроительном отношении Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. А. Д. Захаров спроектировал его по трёхчастной композиционной схеме с традиционным башенным акцентированием центра главного фасада. Его ученик и помощник С. Е. Дудин, оказавшийся в 1807 году, ещё до завершения Адмиралтейства, основоположником уральского классицизма, не подражал учителю. Ижевец лишь применил аналогичную схему, общую для всего классицизма, но насытил её новым содержанием.
II
В промышленной архитектуре России —
— это первое многоэтажное производственное (машиностроительное) здание и, как следствие, единственное — с организацией технологического цикла по вертикали
Данное решение было предложено А. Ф. Дерябиным в 1808 году только для центральной, четырёхэтажной части корпуса, а практически осуществлено там было С. Е. Дудиным и его коллегами к 1816 году. Но впоследствии вертикальная последовательность цикла нарушится в силу очередного изменения технологии оружейного производства
III
В городах-заводах Урала —
— это единственный за всю историю региона вододействующий корпус, выстроенный не перпендикулярно плотине, а параллельно ей, у сухого откоса
Именно такое размещение главного корпуса определило не встречающуюся более нигде в промышленной архитектуре России идеальную симметрию генерального плана всего заводского комплекса. Данное размещение окажется также наиболее эффективным в гидротехническом, градостроительном, технологическом и логистическом отношениях.
IV
В архитектуре России —
— это единственный производственный корпус, отразивший своей архитектурной композицией и декором пафос победы в Отечественной войне 1812 года
Победный пафос выражался как через мощь ритмов ордерной композиции северного фасада Главного корпуса оружейного завода, так и через размещение воинских символов над аттиками его флигелей, а также гениев славы на часовом аттике центральной части корпуса и трофеев под триумфальной колонной, несущей имперского орла.
Абсолютно уникальным за всю историю мировой архитектуры стал и сам по себе приём увенчания здания не куполом, ротондой или шпилем, а отдельно стоящей колонной.
Главный корпус Ижевского оружейного заводаИсторико-архитектурный анализ памятника истории и культурыЕ. Ф. Шумилов, доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, профессор УдГУ
1. Краткая хроника: проектирование, строительство, реконструкция корпуса
I. Проектирование и начало строительства
1803—1804
1807
1808
1809
1810
1811
1812
1814
1815
1816
1817
Журнал «Вестник Европы», № 15—16, 1817 г. Генеральный план Ижевского железоделательного и оружейного заводов
Журнал «Вестник Европы», № 15—16, 1817 г. Генеральный план Ижевского железоделательного и оружейного заводов
Журнал «Вестник Европы», № 15—16, 1817 г. Фасад Ижевского оружейного завода со стороны плотины
1820
1821
1822
1824
1825
1831
II. Пожар корпуса, его достройка и первая реконструкция
1834
Поперечный разрез центральной части главного корпуса. Обмерный чертеж 1834 года, показывающий «допожарный» облик здания
Продольный разрез центральной части главного корпуса. Обмерный чертеж 1834 года, показывающий «допожарный» облик здания
1836
1837
1838
1839
1841
1843
1844
III. Реконструкции второй половины XIX — начала XX в.
1856
1865
1867
1870
1872
1873
Начало 1880-х гг.
1887
1888
1889
1890
1895
1898
1899
1900
1901
1902—1903
1907
1912
IV. Реконструкции в XX—XXI вв.
1918
1919
1924
1929—1930
1935
1936
1943
Конец 1940-х гг.
Начало 1950-х гг.
1960
1967
1975
1979
1984
1985
1991
1995—1996
1996
1999
2005
2018. [Дополнение к хронологии Е. Ф. Шумилова. — Tehne]
2. Историко-архитектурный анализ
Данный объект наряду с ижевским Арсеналом и воткинским домом-музеем П. И. Чайковского является важнейшим памятником истории и культуры УР федерального значения.
Главный корпус ИОЗ (корпус № 1 ОАО «Ижевский машиностроительный завод») сложное в стилистическом отношении, «многослойное» в хронологическом плане, многозначительное по символике произведение зодчества, связанное прежде всего с творчеством С. Е. Дудина, но вобравшее в себя труд и ряда других архитекторов.
Башня корпуса всегда воспринималась как негласный герб города-завода. Корпус — памятник не только «высокой» истории, но и повседневного труда поколений оружейников, а также станкостроителей и мотоциклостроителей советского периода.
В восьми больших сводчатых залах, примыкавших к башенному стволу, трудилось от зари до зари, а в войны и круглосуточно, несколько тысяч искусных оружейников. Под этими сводами сходились все нити сложнейшим образом организованного технологического потока — гордости ижевцев. Здесь концентрировался на конечной стадии кропотливый труд металлургов, инструментальщиков, сборщиков, ложейников...
В корпусе воплощены идеи А. Ф. Дерябина. По его замыслу на Иже поднялось первое в русской архитектуре многоэтажное промышленное здание и была воплощена новаторская идея организации технологического цикла по вертикали — от самых грубых операций внизу до наиболее тонких вверху. Проект, наметивший схему технологии, Дерябин создал за семь лет до основания завода — летом 1800 г., после своей поездки в 1798—1799 гг. в Англию «для обозрения заводских работ» (фактически «промышленного шпионажа»). Ещё не конкретно для Ижевска, будучи в 1804 году на стажировке в Италии, и С. Е. Дудин набрасывал эскизный проект оружейного завода. Детальные же проектные чертежи делались им с марта 1807 года с коррективами в ходе строительства и с участием «архитектурных механикусов» — его коллег и помощников.
А. Ф. Дерябин летом 1807 г. прилагал много усилий к «приисканию каменщиков и каменосечцов», входя в договора с посредником — купцом Кнауфом. Столь крупное строительство в камне требовало особых мастеров, которых здесь никогда не было в таком количестве.
Весной 1808 года на подсохшем лугу посреди полуразрушенных кричных фабрик ижевцы начали грандиозную стройку. Такой размах её был ещё неведом на Урале. Не было опыта и возведения четырёхэтажного производственного корпуса, заполненного десятками вибрирующих водяных колёс и расположенного к тому же фактически на болоте. В 1809 году пришлось разбирать значительную часть фундаментов и уже поднявшиеся стены. Через два года Ермолай Грен обязал строителей устроить контрфорсы, подпирающие корпус с юга.
В 1836 году командир завода генерал И. А. Нератов объяснял столичным инспекторам особенность эксплуатации четырёхэтажного корпуса: «Столь огромное строение, ежеминутно потрясаемое тяжёлым действием крупных молотов и прочих машин, требует надлежащего присмотра».
«Присмотра», судя по всему, недоставало. В конце концов в 1991 году было отмечено начало катастрофических изменений корпуса: прогрессирующее из-за многолетнего переувлажнения разрушение кирпичной кладки стен первого этажа. Более того, в глубине стен зондаж выявил кое-где влажные глинистые массы. Похоже, что для забутовки по недосмотру С. Е. Дудина или из-за особенностей технологии использовали кирпич-сырец. Роковое значение имело и волевое решение первого военного руководителя завода В. Я. Шейдемана устроить водоотводный канал вплотную к южной линии фундамента, глубиной до самого низа его. Струи воды просачивались там, размывая грунт. Естественно, стена просела, а корпус по оси башни накренился к югу более чем на метр. Сыграл свою роль, очевидно, и мост, надавивший с севера в конце 1830-х годов. К 1996 году фундаменты удалось несколько усилить по технологии итальянской фирмы «Доменико Грилли».
В дудинские времена главный корпус строили почти безостановочно, с огромным напряжением. К 1815 году удалось завершить основной объём корпуса башней. Западный флигель достроили в 1843 году с корректировкой дудинских фасадов и соответственной, для симметрии, реконструкцией в 1844 году восточного флигеля. Корпус оказался весьма затратен по реальной стоимости строительных работ. По смете 1817 года весь заводской комплекс требовал 1 300 000 рублей. К 1843 году только на главный корпус было затрачено 673 133 рубля, без стоимости оборудования.
Запечатлённая на чертежах и гравюрах величавая красота корпуса и всего ансамбля изначально могла наводить на сравнения с ансамблями имперского Санкт-Петербурга. Но завод действовал, и нужды модернизации приводили к искажению пропорций и корректировке прекрасных замыслов. Например, на третий этаж, под башню, с 1838 года стал вести массивный мост, «сбивший» прежний ритм пропорций; а в 1886 году ради увеличения производственных площадей арендаторы надстроили на ещё один этаж одноэтажные переходы к флигелям. Однако это было сделано тактично, соблюдая характерный для классицизма ритмический строй. Но зато в годы первой советской пятилетки оба перехода оказались разрушены до основанья, а затем построены трёхэтажные корпуса, никак не вписывающееся в гармоничную дудинскую композицию.
Этот шедевр — новаторское произведение, но также и образец творческого преломления и сплава местных, уральских традиций с достижениями русского классицизма в его наиболее зрелых, столичных формах. Сразу заметно, например, родство общего строя и отдельных форм ижевского памятника и Адмиралтейства. Это создание учителя Дудина строилось в те же годы и тоже служило производству. Отсюда сходство в решениях образа города. Как Невский проспект замкнула башня Адмиралтейства, так и Троицкую улицу (которую тоже порой именовали Александро-Невским проспектом) завершила дудинская башня. Это создало впечатление единства трудовой и жилой зон. Стройный силуэт башни проступает вдали подобно фантастическому кораблю, приставшему под Горой. В этом очарование традиционно любимой горожанами улицы Советской.
Адмиралтейство немыслимо без водных пространств впереди. Так и оружейная фабрика неотделима от огромного зеркала пруда, пропорционально увязана с ним. Это главный, водный фасад завода, радующий глаз ступенчатым, башенным силуэтом.
Известно, что до революции иным приезжим корпус с башней напоминал церковь. Действительно, в принципе это всего лишь колокольня завода. Однако изначально башня имела боевое и дозорное значение. Ещё во времена пугачёвщины каждый уральский завод был крепостью. Во времена Дерябина положение на Иже было менее опасно, но традицию соблюли, хотя боевое значение башни прочно забыли. Лишь позже, в гражданскую войну, на её вышке располагались дозорные и корректировщики огня.
Многоярусная, круглая башня, выросшая над землёй на 50 метров — самая живописная и динамичная часть здания. Она стала своеобразным триумфальным памятником, всегда любовно украшаемым. К столетию Отечественной войны 1812 года здесь установили иллюминированные вензеля Александра I, а перед ноябрьскими праздниками 1936 года для иллюминации башни использовали 2000 электроламп, соорудив из них сложную декоративную композицию.
Железоделательный завод был «огневого действия», и новый, оружейный, без открытого огня в кузницах и иных мастерских обойтись не мог. Потому пожары происходили чуть ли не каждое десятилетие. Большой пожар, бушевавший на заводе в 1816 году, явился только «репетицией» самого страшного пожара 1834 года.
Огонь вспыхнул в двенадцатом часу ночи 14 марта неизвестно от каких причин. Караульщики стали бить в набатный колокол, висевший внутри башни. Тяга в башенном стволе оказалась столь велика, что уже через час пламя охватило весь четырёхэтажный корпус. «Ни действия полиции с пожарными инструментами, ни стёкшийся в величайшем множестве народ не в состоянии были остановить быстрых порывов огня и таким образом весь корпус во внутренней отделке с крышею сделался жертвою пламени».
Журналы следственной комиссии зафиксировали печальный итог: «Полы с потолками и балками во всех четырёх этажах сгорели, железная крыша с деревянными стропилами уничтожена, оконные переплёты с дверями и закладными рамами сгорели, железные полосы под смычками окон от жару выгнулись...» Общий убыток казне исчислили в 91 635 рублей.
Вернее всего, как склонялись думать столичные следователи, огонь рванулся вверх от раскалённой «трубы паятельного горна в приборной фабрике, проведённой между деревянным потолком и полом». Выводы заключались в том, что надо чаще звать трубочистов, смонтировать железные стропила, выстроить брандмауэры и завести водоподъёмные машины. Предписали также отлить десять чугунных печей вместо десяти кирпичных голландского типа, а для облегчения входа в корпус сделать с плотины мост на третий этаж. Мост должен был служить и контрфорсом. Это ознаменовало начало радикальных изменений архитектурного облика здания.
Творение С. Е. Дудина после пожара неминуемо получало корректировку. Суровая заводская реальность вошла в противоречие с изысканной, «дворцовой» архитектурой. Более того, один из следователей — камергер Н. В. Всеволожский покусился на саму композиционную идею зодчего и определённый им масштаб. Тем же летом Всеволожский составил планы и сметы на перестройку четырёхэтажного корпуса в двухэтажный «с постройкою над оным соразмерной величины башни с приличным орнаментом». Другой инспектор И. М. Бакунин поначалу поддержал эту идею, хотя именно он назвал корпус, даже в обгоревшем виде, величественным. «Лучше здания в сём роде почти желать нельзя», — писал полковник в отчёте.
То, что главный шедевр зодчества Удмуртии всё же сохранил свои пропорции, силуэт и массу, заслуга Николая І. 15 августа 1834 года он, «рассмотрев сии проекты, изволил отдать предпочтение тому, по которому предполагается возвести погоревшее здание в прежнем виде с добавлением нового флигеля» (западного, ещё не достроенного тогда). На восстановление корпуса власти отпустили 161 005 рублей. Зато в советский период в архитектуре уникального корпуса произошли непоправимые изменения, много хуже пожара.
Подъём национального духа, военную мощь России и героику Отечественной войны 1812 года прежде всего воплотил торжественный дудинский корпус. Это своеобразный завод-памятник русскому оружию, как театром-памятником был театр Советской Армии, спланированный в виде пятиконечной звезды. Заводской архитектор использовал редчайший композиционный приём. Башню увенчала не шпиль, купол, маковка или ротонда, а дорическая колонна. Парящая в небе одинокая колонна влилась в общий композиционный строй, продолжая ритм нижней шеренги полуколонн. По форме и декору это типичная триумфальная колонна, характерная для послевоенного зодчества России.
«Московской цеховой управы мастер Алексей Канцырев со ученики» вырезал арматуру для колонны объёмно, как настоящие скульптуры, из отборного дуба в конце 1815 года. Пожар 1834 года всё уничтожил. «При наблюдении за поделкою арматур из железа» был поставлен заводской художник П. С. Трубенков. Он в основном сохранил дудинскую композицию, превратив её однако в плоские рельефы.
Орёл сохранил свою объёмность. Он должен был осенять весь «город Ижа». Лучшие мастеровые бережно отлили и тщательно прочеканили этот символ державы. Размах крыльев орла составил около двух метров.
Раскрасил и вызолотил заводского орла осенью 1836 года (ещё на земле) казанский мещанин-иконописец А. И. Самотохин. Он получил 25 книжек листового червонного золота для трёх корон над орлом, двух щитов в его груди, скипетра и державы. Посреди заострённого кверху щита, обращённого к плотине, А. И. Самотохин написал маслом святого Георгия Победоносца, поражающего дракона. На том щите, что смотрел на завод, в знак уважения к правящему монарху, разместили его вензель — литеру «Н». Орёл был особого «николаевского» типа — с опущенными крыльями.
Он был поднят на колонну в конце сентября 1836 года и сразу же подполковник Э. Б. Елфимов, ответственный за восстановление всего корпуса, обеспокоился: «Нужным считаю установить и самые арматуры, к поделке коих в заводе ныне приступлено. По величине оных и сложности требуется усилить и число рабочих, дабы до зимней поры установить». Отливали, прочеканивали и собирали арматуры восемь мастеровых, удостоенных за это на будущий год, при визите наследника престола, особых премий: Федос Андреев (судя по наибольшей премии в 50 рублей, главный мастер), Аленбек Иванов, Алексей да Николай Федосовы, а также подмастерья Степан Богатырёв, Самойло Матвеев, Аника Мусалимов и Тихон Яковлев.
Триумфальное «кольцо» арматуры, увенчавшее башню, составлено из четырёх совершенно одинаковых по рисунку железных секций. Ритмическую основу составили четыре щита с вензелями Александра I из золочёной меди и четыре короны над ними. Короны сбили в первые советские годы, одновременно с орлом, а в начале 1950-х годов вообще все украшения были заменены гофрированной железной полосой. Между щитами зодчий расположил восемь древнеримских боевых доспехов с шлемами, восемь склонённых знамён, восемь штандартов с орлами, по восемь барабанов, старинных пушек и ещё нечто перекрещенное, напоминающее мушкетоны или боевые трубы. Символический смысл всего этого уже мало понятен. Ижевским же оружейникам эпохи Николая I термин «арматура» был очевиден поскольку почти все те предметы они видели «живьём».
Многоцветием и позолотой обогатил арматуру А. И. Самотохин, а для большего эффекта было решено вызолотить ещё и шар диаметром 16 вершков (71 см), на котором сидел орёл. Взялся за это за сто рублей отставной чиновник 14-го класса Христиан Шиотц. Потребовал он «18 голландских червонцев, немного ртути, купоросного масла, крепкой водки, винного камня, чёрного купороса, селитры». Казанский же иконописец за раскраску приличными красками, покрытие лаком и позолоту арматуры получил 380 рублей и за живопись на орле сотню.
К октябрю 1837 года весь архитектурно-скульптурно-живописный ансамбль был полностью закончен. Он долго поражал всех сиянием золота, блеском радостных красок и необычностью композиции. Нечто близкое можно было увидеть тогда только в Санкт-Петербурге на здании Генерального штаба, Сената и на других объектах государственной важности. Среди ижевцев даже сложилась традиция ходить по вечерам в царские дни и иные праздники на откос — смотреть орла.
Дополняя ансамбль, на парапете под башней были выполнены также лепные гении славы с победными гирляндами и венками. Над аттиками флигелей размещались арматуры поменьше, но тоже с рыцарскими латами, шпагами и щитами.
«Завод-памятник» имел прообразы в творчестве С. Е. Дудина. В 1804 году в Италии он работал над «памятником отличившимся на войне героям». Архитектор вернулся на родину в дни первых военных столкновений. Отсюда возвышенный, героический и даже мемориальный характер архитектуры ижевского корпуса. Вслед за его башней триумфальные столпы появлялись и в других городах: колонна Победы в Риге (1817 год), Александровская колонна в Петербурге (1834 год). Их мотивы могут быть эталоном при реставрационных работах.
Башня служила и часозвоней. Главные часы города-завода во второй раз создавали механик Фридрих Плате и мастер Христиан Шиотц. Отковку и отделку деталей они доверили Дмитрию Мерзлякову и другим мастеровым. Всё завершилось к февралю 1839 года. Главный механизм состоял из трёх барабанов, к которым на тросах крепились гири общим весом 48 пудов. Музыкальный вал имел несколько тысяч шпеньков, цеплявшихся за рычаги. Струны от них тянулись к молоточкам, отбивавшим мелодию на колоколах.
Первые, «допожарные» часы обошлись заводу вместе с колоколами в 1588 рублей 59 с половиной копеек. Создавал часы всё тот же X. Шиотц — «без всякой платы, при помощи приданных ему заводских ремесленников». Новые часы потребовали затрат в 1934 рубля 30 с четвертью копеек. Правление отмечало: «Как иностранный мастер Шиотц, будучи в преклонных летах, устроил заводу означенные часы, уже вторые, и обои без всякой от казны платы, а из одного лишь усердия, которые по существу своему составляют для завода предмет самый необходимый... Часы сии Шиотц пустил в ход, который по наблюдениям оказался весьма верным».
Колокола — работа елабужских бронзолитейщиков. На них рельефные изображения Иисуса Христа, Богоматери, святого Николая, а также витиеватые по шрифту молитвенные обращения к ним. Вес десяти сохранившихся колоколов от 16 фунтов до семи пудов. В 1920-е годы был уничтожен главный, набатный, колокол (100 пудов?), что висел внутри башни.
Колокола вызванивали мелодию «Боже, царя храни», позже — «Коль славен наш Господь в Сионе». Это первые на территории Удмуртии куранты. На Урале они появились ровно за столетие до Ижевска, будучи вывезены Акинфием Демидовым из Англии.
Впервые обновил башенные часы казанский мещанин Гади Лейзерович Вичук, нанятый оружейным заводом в 1887 году. В годы гражданской войны, да и позже, часы чаще стояли. В 1943 году на курантах были реставрированы шестерни. Чуть раньше появился электромотор.
3. Источники
Авторские проектные чертежи С. Е. Дудина по главному корпусу ИОЗ находятся только в одном хранилище — архиве Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (АВИМАИВС) в Санкт-Петербурге. Старинные обмерные чертежи и чертежи, связанные с реконструкциями, находятся там же, а также в Центральном гос. архиве УР (ЦГА УР) в Ижевске и Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге.
Большинство этих графических материалов опубликовано Е. Ф. Шумиловым в статьях и книгах, касающихся истории ИОЗ и содержащих также искусствоведческий анализ ансамбля его корпусов:
Гравюры А. А. Флорова по мотивам проектных чертежей С. Е. Дудина (но без указания его авторства) были опубликованы двумя авторами:
Первая полноценная искусствоведческая (архитектуроведческая) оценка шедевра С. Е. Дудина (правда, без единой иллюстрации, даже без натурной фотографии) была сделана уральским исследователем:
Различные планы и фасады Ижевского оружейного завода XIX века
Генеральный план завода, утвержденный А. Ф. Дерябиным для направления Александру I. 1808
Главный фасад Ижевского оружейного завода и план оружейных фабрик
Фасад 4-этажного корпуса Ижевского оружейного завода. 1835 г. (?)
Генеральный план Ижевского оружейного завода. 1810
План Ижевского оружейного завода. 1810 г. (?)
План Ижевского оружейного завода
Генеральный план Ижевского оружейного и железоделательного заводов. 1820 г.
Генеральный план Ижевского оружейного и железоделательного заводов. 1820 г.
Фото цехов Ижевского оружейного завода из фондов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (С.-Петербург). Конец XIX — начало XX вв.
Исторические фотографии Ижевского оружейного завода. Конец XIX — начало XX вв.
Дополнительные материалы
Ижевский оружейный завод. Ларевый прорез. 1810 г.
Ижевский оружейный завод. Малые штампы. 1810-е гг.
Ижевский оружейный завод. Водяное колесо. 1810-е гг.
Ижевский оружейный завод. Шустовальная машина Сабакина. 1810-е гг.
Другие публикации на портале TEHNE об ИОЗ
21 октября 2018, 17:03
0 комментариев
|
|