|
Конференция к 155-летию со дня рождения архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина
Собор Михаила Архангела в Ижевске, построенный по проекту И. А. Чарушина в 1897—1907 гг. Разрушен в 1937 году. Работы по восстановлению собора завершены в 2007 году. Фото: А. В. Дёмышев
Удмуртское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России» (УРООО СА России) приглашает к участию в научно-практической конференции, посвященной 155-летию со дня рождения вятского губернского инженера и архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина.
Темы для обсуждения
Для участия на конференции необходимо до 10 апреля 2017 года представить в оргкомитет:
Тематику докладов, предложения, идеи и вопросы отправлять на адрес оргкомитета конференции.
Проект пристройки к женской гимназии в Ижевском заводе Сарапульского уезда. 1912 г. Фасад. ГАКО. Ф. 583. Оп. 535. Ед. хр. 317.
В 1911 г. по проекту Я. П. Максимовича в соавторстве с И. А. Чарушиным был возведен южный двухэтажный полукаменный корпус гимназии. Несколько позже, в 1912—1915 гг., возводится и северный кирпичный двухэтажный корпус по совместному проекту архитекторов И. К. Плотникова и И. А. Чарушина.
Контакты оргкомитета конференции
Зырин Б. В. Архитектор-художник И. А. Чарушин // Энциклопедия земли Вятской : Том 5. Архитектура. — Киров, 1996.
Иван Аполлонович Чарушин родился 24 февраля 1862 года в городе Орлове Вятской губернии. Закончив в Петербурге архитектурный факультет Академии Художеств, он на конкурсной основе выполнил академический проект для получения степени архитектора-художника первого класса. В Вятской губернии начал работать губернским архитектором с 1894 года. Еще в юношеском возрасте, познакомившись с архитектурой Вятки, он в какой-то степени проникся ею. Там, в Академии Художеств, он систематизировал свои юношеские впечатления, сопоставляя архитектуру провинциальной Вятки с архитектурой столичных и других российских городов. Вернувшись на родину, он уже имел представление о том, что тут придется делать, что совершенствовать и что сохранять. Выполнял заказы Епархиального ведомства, купеческой верхушки и губернского земства. Ярким примером этого явились осуществленные им проекты реконструкции и расширения здания Вятской женской гимназии, строительство в городе Ижевске Михайло-Архангельского собора и множества других зданий.
Чарушин был вполне подготовлен к своей служебной деятельности академическими учебными программами. Он получил конкретную зарядку для укрепления своим архитектурным творчеством монархической государственности. Но следуя общественным идеалам своих старших братьев, он активно включился в выполнение земской программы роста народного благосостояния. Такая двойственность творческого подхода была характерна для дореволюционного периода его деятельности. В начальный период преобладает первая тенденция (к ней мы относим и сооружение памятника Александру Третьему в сквере собора (1896 год), и прямое участие в подготовке и праздновании трехсотлетия династии Романовых, проектирование юбилейной Федоровской церкви (1913—1915 гг.). В это же время Чарушин проектирует много земских школ по всей губернии, перестраивает и возводит новые православные приходские церкви. И. А. Чарушин после революции легко вступил в новую жизнь. Одним из первых прежних губернских чиновников включился он сначала в восстановление, потом в новое строительство зданий различного назначения, теперь уже для народа. Такой резкий переход не стал профессиональной неожиданностью. Чарушин никогда не был приверженцем ни одного какого-либо направления в строительстве, ни одного архитектурного стиля. Еще до революции он легко переходил от стилизаторства и эклектики к любому стилю вплоть до проб в стиле «модерн». Все это у него органически совмещалось и сосуществовало. Творчество Чарушина нельзя разбить на периоды, в которых он отдавал бы предпочтение одному стилю или одному только направлению строительства.
С 1 февраля 1918 года начинается служба И. А Чарушина Советской власти — сначала в строительном отделе при Вятском губисполкоме, в губернском подотделе Комитета государственных сооружений, а после его упразднения — с 1922 по 1930 год — в Вятском кожевенном тресте по восстановлению и реконструкции кожевенных заводов губернии (фото 185). По его проектам выстроены заводской корпус, силовая подстанция и многоквартирный дом для рабочих кожевенного комбината в Вахрушах, реконструирован шубный завод, выстроен производственный корпус и контора первого кожзавода в Вятке, построены клуб и кинотеатр в поселке комбината им. Коминтерна. Тогда же по его проекту был благоустроен сад «Аполло», в котором выстроены летний театр, эстрада и летний ресторан. По отзывам современников, тогда сад «Аполло» стал лучшим в городе.
В тридцатых годах Чарушин возглавляет проектный сектор треста «Вяткомстрой», группу архитекторов в проектной конторе горсовета (с 1938 года — в конторе «Облпроект»). В 1934 году по его проекту в саду им. Степана Халтурина спешно, всего за три месяца выстроен летний деревянный театр (черт. 187), зал которого на 1200 мест имел великолепную акустику (разобрали его в 1962 году). Безусловной удачей архитектора был конкурсный проект Центральной гостиницы для города Кирова, выполненный в 1935 году. Построенная в 1937 году, она стала одним из самых значительных сооружений И. Л. Чарушина за все годы его длительной архитектурной деятельности.
В 1935 году И. А. Чарушин во главе бригады проектировщиков выполняет конкурсный проект Дома Советов для города Кирова. Проект получил вторую премию, к производству не был принят. Можно утверждать, что этот проект был очень серьезной работой архитектора, имевший ряд несомненных достоинств.
Тогда же архитектор проектирует гостиницу в Воткинске, в Халтурине (Орлове) — Дом культуры¹, в Кирове надстраивает третий этаж над своим же зданием государственного банка, выполняет проект реконструкции помещений бывшего Народного дома, занятых тогда кинотеатром «Октябрь», приспосабливая их для театра юного зрителя².
____________
¹ Строительство Дома культуры было закончено после войны с некоторыми изменениями, внесенными в проект архитектором Г. М. Лихачевым, тогда главным областным архитектором.
² Впоследствии эти помещения подвергались перестройкам еще два раза — в 1960-х и в 1987-м г.
На протяжении многих лет Иван Аполлонович вел большую преподавательскую работу в школе десятников и в мелиоративном техникуме, где он читал курс «Строительное искусство»; тогда же написал учебник по курсу «Части зданий». Его статьи на злободневные для строительства темы появлялись в «Вятской правде», его лучшие проекты публиковались на страницах «Строительной газеты» и «Правды». Он первый из кировских архитекторов в сентябре 1936 года стал членом Союза архитекторов СССР и участвовал в первом съезде архитекторов страны. 11 сентября 1944 года на заседании президиума Кировской организации Союза архитекторов СССР восьмидесятидвухлетний архитектор сделал сообщение о начатой им большой литературной работе по истории архитектуры и строительства.
29 июля 1945 года Ивана Аполлоновича Чарушина не стало.
Похоронен он на Лобановском кладбище города Кирова.
17 декабря 2016, 20:10
6 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий