наверх
 
Удмуртская Республика


«Сердце города»: итоги конкурса концепций развития исторической части Калининграда

Объявление результатов конкурса. 1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия) — номер 067
Объявление результатов конкурса. 1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия) — номер 067. Источник: tuwangste.ru
 
16—17 сентября 2014 года состоялась закрытая итоговая рабочая сессия жюри открытого Международного архитектурно-градостроительного конкурса на разработку концепции развития территорий исторического центра города Калининграда (Королевская гора и ее окружение), организованного НП «Градостроительное Бюро „Сердце города“» по поручению Правительства Калининградской области и при содействии администрации муниципального образования «Городской округ „Город Калининград“». 17 сентября в Калининградской художественной галерее прошла пресс-конференция с объявлением результатов заключительного тура.
 
Цель конкурса — дать обоснованное урбанистическое, градостроительное и объемно-пространственное решение для территорий бывшей Королевской горы и ее ареалов (территория площадью 56 га в границах Набережной р. Новая Преголя, ул. Зарайская, ул. Шевченко, ул. Клиническая, ул. Пролетарская, ул. Сергеева, ул. Университетская, ул. Житомирская, ул. В. Гюго). В конкурсе были предусмотрены две премии по 1 млн рублей за третье место, премия в 2 млн рублей за второе место и 3 млн рублей победителю.
 

Победители конкурса

Как отметил глава Калининграда Александр Ярошук, проект, занявший первое место, не идеален, но «идея неплохая, самое главное, что есть над чем работать и из лучших проектов сделать хороший проект, который бы устроил всех». Губернатор Николай Цуканов заявил, что «проект небезупречен, но немаловажно решение не застраивать Острова Канта». «На мой взгляд, все проекты неплохие, но само событие, которое сегодня здесь произошло — очень важное событие для развития города Калининграда. Было представлено 19 проектов из 14 стран с разными совершенно мнениями, но во многом эти мнения сходились. Самые лучшие решения, которые есть в этих проектах, найдут своё применение и в генплане, и уже мы увидим многие решения к 18-му году», — добавил позже Цуканов.
 
Члены жюри, комментируя выбор победителя, заодно отметили среди плюсов воссоздание застройки Альтштадта и тот факт, что выбранный проект создаёт «максимальный уют в центре города».
 
Каким вы видите район «Сердце города» в будущем?
Каким вы видите район «Сердце города» в будущем?
«Калининград. „Сердце Города“. Проект развития глазами калининградцев» — итоги социологического опроса, проведённого в июле—августе 2014 года Школой городских трансформаций (НИУ «ИТМО», С.-Петербург) и компанией MLA+ (Нидерланды). Итоги опроса в формате pdf.
 
Авторы проекта-победителя предлагают вскрыть старые улицы Альтштадта, благоустроить улицы, укрепить фундаменты и «вырастить» на них заново исторический квартал. В Новом Альтштадте предлагается на первых этажах разместить коммерцию и малое производство, на верхних — жильё. На острове Кнайпхоф по проекту остаётся зелёная зона, но планировка парка разбивается соответственно планировке старого города, а на отдельных участках с помощью ландшафтных средств воспроизводится рисунок фундаментов утраченных зданий. Кафедральный собор предлагается освободить от «поздних диссонирующих элементов», реставрировать и приспособить под концертный зал. Эстакадный мост в проекте отсутствует, зато есть воссозданные мосты Кёнигсберга (Лавочный, Кузнечный, Зелёный и Потроховый), а также новый мост Эйлера, построенный в подчеркнуто современном стиле. Все семь мостов пешеходные (в редких случаях — для общественного транспорта) и либо ведут на Кнайпхоф, либо расположены поблизости от него. Территорию Альтштадта и Королевской горы предлагается с запада и востока окружить кварталами «нового урбанизма», представляющими собой стеклянные высотки, воссоздающие «планировочную структуру с укрупнением масштаба застройки». По высоте новые дома не должны превышать Дом Советов. Сам Дом Советов сохранён: в нём должны расположиться офисы, а на руинах Королевского замка авторы проекта хотят возвести новое здание в современном стиле, общими очертаниями напоминающее силуэт замка.
 
Как можно использовать Дом Советов?
Как можно использовать Дом Советов?
«Калининград. „Сердце Города“. Проект развития глазами калининградцев» — итоги социологического опроса, проведённого в июле—августе 2014 года Школой городских трансформаций (НИУ «ИТМО», С.-Петербург) и компанией MLA+ (Нидерланды). Итоги опроса в формате pdf.
 
Руководитель творческого коллектива «Студии 44» — заслуженный архитектор Российской Федерации, профессор Санкт-Петербургской академии художеств Никита Явейн. Среди проектов бюро значатся концепция комплексного развития территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна — Новая Голландия» в историческом центре Санкт-Петербурга, музейный комплекс Государственного Эрмитажа в Восточном крыле Главного штаба, реставрация и реконструкция Александровского дворца в Пушкине с созданием музея Николая II.
 
19 сентября 2014 в Калининградской художественной галерее состоялось публичное открытие итоговой выставки проектов открытого международного конкурса на разработку Концепции архитектурно-градостроительного развития территорий исторического центра Калининграда «Королевская гора и её окружение». Планируемые сроки работы выставки — 19 сентября — 7 ноября 2014.
 
Границы реального и исторического центров: ментальные карты калининградцев.
Границы реального и исторического центров: ментальные карты калининградцев. Кликабельно.
«Калининград. „Сердце Города“. Проект развития глазами калининградцев» — итоги социологического опроса, проведённого в июле—августе 2014 года Школой городских трансформаций (НИУ «ИТМО», С.-Петербург) и компанией MLA+ (Нидерланды). Итоги опроса в формате pdf.
 
С чем ассоциируется Калининград...
С чем ассоциируется Калининград...
«Калининград. „Сердце Города“. Проект развития глазами калининградцев» — итоги социологического опроса, проведённого в июле—августе 2014 года Школой городских трансформаций (НИУ «ИТМО», С.-Петербург) и компанией MLA+ (Нидерланды). Итоги опроса в формате pdf.
 
Символы Калининграда.
Символы Калининграда.
«Калининград. „Сердце Города“. Проект развития глазами калининградцев» — итоги социологического опроса, проведённого в июле—августе 2014 года Школой городских трансформаций (НИУ «ИТМО», С.-Петербург) и компанией MLA+ (Нидерланды). Итоги опроса в формате pdf.
 
Характеристики Калининграда.
Характеристики Калининграда.
«Калининград. „Сердце Города“. Проект развития глазами калининградцев» — итоги социологического опроса, проведённого в июле—августе 2014 года Школой городских трансформаций (НИУ «ИТМО», С.-Петербург) и компанией MLA+ (Нидерланды). Итоги опроса в формате pdf.
 

Все участники конкурса, прошедшие отборочный тур и допущенные ко второму (проектно-концептуальному) раунду конкурса по результатам голосования профессиональной части жюри

  1. Сюпре Интернасиональ (Люксембург) /  Cypres International (Luxemburg)
  2. Тревор Скемптон (Великобритания) /  Trevor Skempton (UK)
  3. ЦНИИП ГРАДО и Народный архитектор (Россия) / Central Research Institute of Urban Planning and Narodny architektor (Russia)
  4. ПАД Баум Фрайтаг Лиш & Остервольд Шмидт Томас (Германия) / PAD Baum Freytag Leesch & Osterwold Schmidt (Germany)
  5. Хоумленд групп (Россия) / Homeland group (Russia)
  6. Архитектурная лаборатория «АК и партнеры» (Россия) и Вильмотт & Ассосье (Франция) / AK& Associates, ArchLab (Russia) and WILMOTTE & ASSOCIES (France)
  7. СИК & АУК (Испания) / SIC & AUC (Spain)
  8. Девиллер и Ассосье (Франция) и студия Off-the-grid (Россия) / Devillers et Associes (France) and Off-the-grid studio (Russia)
  9. МАРХИ (Россия) / MARСHI (Russia)
  10. ДжиЭмПи Интернэшнл (Россия-Германия) / Gmp International (Russia-Germany)
  11. Ателье Вилль & Пейзаж (Франция) / atelier VILLES & PAYSAGES (France)
  12. АЛЬТЕР-ПОЛИС Гданьская Градостроительная Мастерская (Польша) / Alter-Polis Gdansk Urban Planners (Poland)
  13. А.И.Студия (Россия) консорциум с португальской компанией Хайплэн / A.I.Studia (Russia) in consortium with Highplan (Portugal) 
  14. Витторио Грасси (Италия) /  Vittorio Grassi (Italy)
  15. Проектная группа А2 (Россия) / Project group A2 (Russia)
  16. Сие (Голландия) / Cie (Netherlands)
  17. Консорциум ООО «Арх Груп» (Россия) и «Ове Аруп энд Партнерз Интернэшнл Лимитед» (Великобритания) / Consortium of Arh Grup LLC (Russia) and Ove Arup&partners International Limited (UK)
  18. ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы» (Россия) / Research and Project Institute of Moscow City Master Plan (Russia)
  19. АСБ «Терра» (Россия) / ASB Terra (Russia)
  20. HOSPER Sweden AB (Sweden) / ХОСПЕР Свиден АБ (Швеция)
  21. МАРХИ, проф. Игорь Тонкой (Россия) / MARCHI, prof. Igor Tonkoy (Russia) 
  22. РЕМ ПРО (Латвия) / REM PRO (Latvia)
  23. Пьетро Базилио Джоржери (Италия) / Pietro Basilio Giorgieri (Italy)
  24. Миас Архитектс (Испания) / Mias Architects (Spain)
  25. Грин Дизайн Сосаети (Россия-Ирландия) / Green Design Society (Russia_Ireland)
  26. Привеледжо Секки Архитектура (Италия) / Privellegio-Secchi Architettura (Italy)
  27. МЛА+ и НИУ ИТМО (Россия) / MLA+ and NIU ITMO (Russia)
  28. Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия) / Architectural Bureau “Studio 44” and Institute of territorial development of St-Petersburg (Russia)
  29. СВЕКО Лиетува (Литва) / SWECO Lietuva (Lithuania)
    • А также по решению оргкомитета конкурса:
  30. Архитектурное бюро НВ (Россия) / Architectural bureau NV (Russia)
  31. Универсал и К (Россия) / Universal i K (Russia)
  32. ЗАО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург» (Россия) / Institute Giprostroymost-Saint-Petersburg JSC (Russia)
 
 

1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия)

 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия)
 
 
Студия 44:
  • Руководитель творческого коллектива — Явейн Никита Игоревич;
  • Григорьев Илья Евгеньевич, Кожин Иван Владиславович, Счастливцева Ксения Олеговна;
  • Визуализация: Андрей Патрикеев.
Институт Территориального Развития:
  • Аврутин Владимир Длорович (зам.генерального директора по градостроительной деятельности), Миронова Елена Юрьевна (главный архитектор), Щеткина Василина Анатольевна, Шелухин Геннадий Сергеевич (ведущий инженер по транспортной инфраструктуре), Баранов Дмитрий Александрович.
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Генеральный план.
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Генеральный план.
 
Из пояснительной записки:
 

РЕПЕРНЫЕ ТОЧКИ

 

1. Непрерывность. Избегая палимпсеста

 
В 1944—1946 годах Кенигсберг был стерт с лица земли. Поверх соскобленного текста был написан новый, отражавший иную модель жизнеустройства.
 
Моделям жизнеустройства свойственно меняться, но еще ни разу попытки переписать историю с чистого листа (тем более градостроительную историю) не приводили к положительным результатам. Утраченное отзывается фантомной болью. Не говоря уже о том, что по-настоящему рачительный хозяин предпочтет дать вторую жизнь старым вещам, а не сбрасывать их за борт с корабля современности.
 
Мы не сносим ни одного советского панельного дома и не взрываем Дом Советов. Они — такие же свидетельства истории, как фундаменты кенигсбергских зданий, погребенные под слоем обломков. После реновации они еще послужат людям.
 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Новый Альтшадт.
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия).
 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Новый Альтшадт.
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия).
 

2. Связность. Синтаксис и морфология

 
Многие города, подвергшиеся разрушениям во время войны, решали для себя вопрос, как восстановить порванную связь времен. Во второй половине XX века идеология восстановления совершила определенную эволюцию. В первые послевоенные годы скрупулезно воссоздавали по исторической иконографии целые кварталы (Варшава, Польша) и даже небольшие города (Сен-Мало, Франция). В 1950-х на смену буквальным историческим реконструкциям пришли стилевые реминисценции (Люблин, Польша; Санкт-Петербург, Россия), иногда весьма искусные, иногда — грубоватые. 1960-е годы ознаменовались по-модернистски вольным обращением со средовыми характеристиками восстанавливаемых кварталов: в них появились здания, чужеродные среде по своему масштабу и образу. Тенденция достигла своего апогея в период с 1970 по 1987 год, и ее самым ярким проявлением стала застройка центра Роттердама, не просто индифферентная к вернакуляру, но словно бравирующая своим несходством с ним. В 1990-х разочарование в модернистской парадигме выдвинуло на первый план средовой подход. На наш взгляд, наиболее убедительным и вдохновляющим примером его практического применения стала масштабная реконструкция кварталов в Восточном Берлине (в районе Потсдамерплатц, Фридрихштрассе и др.), где воспроизводили масштаб и характер исторической застройки, а не ее формальные стилевые признаки.
 
Язык архитектуры не может не обновляться — в противном случае он будет звучать фальшиво.
 
В то же время город как гипертекст нуждается в структурной, смысловой и коммуникативной связности. Эта связность, как и в живой речи, обеспечивается за счет преемственности архитектурного синтаксиса и морфологии — то есть, создания новых форм на базе и в рамках исторической структуры и архитектоники.
 
В нашем предложении стратегия восстановления связности варьируется в зависимости от территории и включает несколько градаций.
 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Новый Альтшадт.
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Новый Альтшадт. Кликабельно.
 

АЛЬТШТАДТ

— зона археологических исследований и самого строгого регламента
 
Вскрытие старых улиц
Старые улицы и площади Альтштадта освобождаются от укрывающего их культурного слоя. Мощение их проезжих частей и тротуаров реставрируется.
 
Погружение в старый квартал
В старых кварталах производятся археологические раскопки, расчистка и реставрация сохранившихся подвалов зданий, усиление фундаментов, а также выемка грунта на внутренних незастроенных территориях до уровня пола самого глубокого подвала («Новый ноль»).
 
Новые площади внутри старых кварталов
На незастроенных территориях внутри кварталов производится мощение и благоустройство. Они превращаются в новые общественные пространства города.
 
Новый дом на старом фундаменте
На стены сохранившихся подвальных и цокольных этажей опираются новые стены зданий. Новый город вырастает на руинах старого.
 
Сохранение существующей зелени
Фрагменты зелени, расположенные на существующих отметках дневной поверхности, сохраняются; перепад уровней оформляется подпорной стенкой.
 
Сохранение осколков
Строительный материал и артефакты, обнаруженные при археологических раскопках, остаются там, где они найдены, и употребляются для мощения площадей, строительства лестниц и элементов благоустройства, а также в качестве декоративных деталей новых зданий.
 
«Новое Средневековье»
В Новом Альтштадте создаются условия для реинкарнации традиционного уклада жизни: малые производства и коммерция — в нижних этажах зданий, жилье — в верхних.
 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Новый Замок
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Новый Замок. Кликабельно.
 

ЛАСТАДИИ И ЗАПАДНЫЙ ФОРШТАДТ (НАБЕРЕЖНАЯ БОЛЬШИХ КРАНОВ)

— восстановление исторической планировочной структуры, регламентация застройки по высоте, силуэту и отделочным материалам
 
Участки в Ластадиях и Западном Форштадте соответствуют историческим пятнам портовых складов — шпайхеров. Возводимые здесь здания своим масштабом, силуэтом и материалами обозначают принадлежность месту.
 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия).
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия).
 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Новый Восточный Форштадт. Новые Ластадии.
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Новый Восточный Форштадт. Новые Ластадии. Кликабельно.
 

ВОСТОЧНЫЙ ФОРШТАДТ (ГАЛЕРЕЙНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ)

— объемно-пространственное решение, модуль, силуэт, габариты и характер застройки апеллируют к историческим прототипам
 
Застройка набережной поддерживает своим выходящим на воду фасадным фронтом здание Биржи, образовывая при этом пространство крытой галереи вдоль реки. Участки равного размера 10 × 15 м выстроены в линию вдоль набережной таким образом, чтобы до воды оставался проход шириной 4 метра. Первый — общественный — этаж полностью занимает отведенное пятно, в то время как вся верхняя часть здания, имея размеры 10 × 20 м, нависает над проходом и опирается на колонны, стоящие вдоль набережной в воде.
 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Новый Ломзе.
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия).
 

ЛОМЗЕ

— планировочная структура и застройка в духе периферийных районов старого Кенигсберга
 
Район Ломзе воспроизводит в переосмысленном виде принципы формирования кварталов периферийных районов Кенигсберга (Россгартен, Трагхайм, Закхайм и собственно Ломзе), которые характеризуются большой площадью квартала, плотным замкнутым уличным фронтом и обширными пустотами внутри. Участки разбиты таким образом, что внутри квартала образуется незастроенная общественная территория — фрагмент сельского ландшафта внутри городской ткани.
 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия).
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия).
 

«НОВЫЙ УРБАНИЗМ»

(кварталы, примыкающие к Альтштадту и Королевской горе с запада и с востока)
— воссоздание планировочной структуры с укрупнением масштаба застройки
 
Новые здания строятся в пятне исторических кварталов по принципу: 1 исторический квартал = 1 современный дом. Новые здания не превышают по высоте Дом Советов.
 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Новый Западный Форштадт. Районы нового урбанизма
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Новый Западный Форштадт. Районы нового урбанизма. Кликабельно.
 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Новый Кнайпхов.
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия).
 

КНАЙПХОФ

— воспроизведение структуры исторических кварталов в планировке парка
 
На острове Кнайпхоф разбивается парк. Дорожки парка трассируются по планировочной сетке некогда существовавших здесь кварталов. На отдельных участках средствами ландшафтной архитектуры воспроизводится рисунок фундаментов утраченных зданий.
 
Здание Кафедрального собора освобождается от поздних диссонирующих элементов, реставрируется и приспосабливается под концертный зал.
 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Новый Кнайпхов. Новый Ломзе
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Новый Кнайпхов. Новый Ломзе. Кликабельно.
 

СЕМЬ МОСТОВ КЕНИГСБЕРГА

 
Знаменитая математическая задача о семи кенигсбергских мостах и ее решение Леонардом Эйлером, положившее начало теории графов и топологии, с нашей точки зрения, заслуживают материализации в городском ландшафте. В нашем предложении планировочный каркас нового ядра города базируется на семи мостах.
 
Так как с развитием транспортной инфраструктуры в городе появилось немало новых мостов, необходимо формально и функционально выделить нашу семерку из этого множества. В нашей трактовке в эту группу входят:
  • два сохранившихся моста — Деревянный и Медовый;
  • четыре воссозданных моста — Лавочный, Кузнечный, Зеленый и Потроховый;
  • вновь возводимый мост между островом Ломзе и Передним Форштадтом. На наш взгляд, этот седьмой мост мог бы иметь подчеркнуто современный дизайн и носить имя Эйлера. (Исторически седьмым считался Высокий мост, находящийся на значительном расстоянии от центра).
Семь мостов предназначены для пешеходного движения и, в отдельных случаях, — для общественного транспорта. Все они либо ведут на остров Кнайпхоф, либо находятся в непосредственной близости от него. Они соединяют части нового центра и расположены внутри его акватории. Через их принадлежность центру как единой пространственной структуре обозначено их собственное единство.
 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Функциональная схема.
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Функциональная схема. Кликабельно.
 

3. Компактность, ориентируемость. Визуальный бассейн ядра города

 
Компактность центрального ядра Кенигсберга предопределена самой его топографией и природным ландшафтом. Старая и Новая Преголя сливаются воедино, обрамляя водными лентами зеленый остров Кнайпхоф. На северном берегу возвышается терраса Королевской горы.
 
Градостроительное значение этого места трудно переоценить. Это ключевое пространство города, его главная площадь, подобная главной водной площади Санкт-Петербурга у Петропавловской крепости и Стрелки Васильевского острова.
 
Мы подчеркиваем уникальность этого ландшафта, разбивая парк на острове Кнайпхоф: зеленый остров с единственной доминантой готического собора в самом сердце города — высшая роскошь, которую только можно себе позволить. Такого нет ни в одном городе мира.
 
Мы формируем застройку каскадом, с нарастанием ее высоты и масштабных характеристик от акватории вглубь материка. За новой камерной застройкой, расположенной по берегам реки, встают стеной микрорайоны советского периода. Рельеф в зонах «Нового урбанизма» плавно повышается от возвращенных на прежнюю отметку улиц Альтштадта («Старый ноль») до отметок существующих городских магистралей («Калининградский ноль»). Таким образом в центре Калининграда образуется своего рода «котловина» с широким раскрытием панорам, длинными перспективами, перекличкой доминант и живописной суперпозицией визуальных связей.
 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Транспортная схема
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Транспортная схема. Кликабельно.
 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия).
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия).
 

4. Многообразия. Средовые контрасты и синергия

 
Архитектурная полифония центра Калининграда строится на многообразии средовых переживаний. Квартал Ломзе выходит на берег Новой Преголи комплексом Выставочного центра: дощатая площадь с деревянными конструкциями — шедами — воспоминание о некогда находившейся здесь Лесной бирже. Набережная Западного Форштадта, как встарь, уставлена большими портальными кранами. Контрапунктом им служат причудливая лента монорельса и гигантская окружность Колеса обозрения — элементов Парка развлечений, расположенного за островерхими кровлями Ластадий.
 
К западу и к востоку от игрушечных домиков Нового Альтштадта высятся стеклянные призмы кварталов «Нового Урбанизма». Но доминирует в городском ландшафте, как и прежде, Королевская гора. Здесь образы истории и современности смешиваются в наиболее насыщенной концентрации. Новый общественно-деловой и развлекательно-культурный комплекс на Королевской горе — мегаструктура, содержащая в себе театр и музей, конференц-центр и магазины, офисы, выставочные залы и медиатеку. Сквозь платформу 15-метровой высоты, наполненную самыми разными функциями, «прорастают» объемы Дома Советов и нового Театра. Театр возводится во дворе Королевского замка, занимает всю его площадь, но не касается исторических стен. Окружающий новое театральное здание цокольный этаж замка накрывается стеклянной кровлей и вмещает Музей истории Калининграда. Внешний слой полупрозрачных фасадов театра выполнен из трубок тонированного стекла, благодаря чему здание будет выглядеть по-разному в разное время суток, при внешней и внутренней подсветке и в ее отсутствие.
 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Ситуационный план
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия). Ситуационный план. Кликабельно.
 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия).
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия).
 
В здании многофункционального комплекса на Королевской горе расположены (с запада на восток):
  • Уровень + 5.000 м Б. С.: вход в Музей истории Калининграда со стороны Ленинского проспекта от остановок всех видов городского транспорта; галереи Музея; технические помещения театра (внутри музейного контура, в бывшем дворе Замка); историческая видовая терраса Королевской горы перед южным фасадом Замка; внутренний дворик с главным входом в музей с востока; мультиплекс, трансформируемый в конференц-центр; фойе конференц-центра с освещением верхним дневным светом; новая видовая терраса с лестницей-спуском на отм. 0.000; вход в комплекс с востока, от остановок трамвая и такси.
  • Уровень + 10.000 м Б. С.: загрузка и служебная часть театра; главный вход в театр со стороны Московского проспекта; фойе театра с видом на Новый Альштадт и укрытые прозрачной кровлей галереи Музея; зрительный зал театра; двухуровневая торговая галерея по северному фасаду комплекса вдоль Московского проспекта; двухуровневый паркинг.
  • Уровень + 17.000 м Б. С.: супермаркет над транспортным «хабом»; рестораны с видом на центр города и реку Преголя; эскалатор для подъема на эксплуатируемую кровлю театра (отм. +40.000 м. Б. С.); офисы театральных работников; офисы сотрудников музея; временная экспозиция Музея и дополнительный вход в Музей; мост-переход над Московским проспектом, ведущий к озеру и зеленой зоне; офисы в бывшем Доме Советов; залы Галереи современного искусства и выход на ее эксплуатируемую кровлю (отм. +25.000); Медиатека с большим лекционным залом.
  • Уровень + 40.000 м Б. С.: эксплуатируемая кровля Театра — видовая площадь размером 60 × 90 м — во время проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года может использоваться как фан-зона с экранами и другим оборудованием.
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия).
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия).
 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия).
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия).
 
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия).
1-я премия — Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга (Россия).
 
 

2-я премия — Devillers et Associes (Франция) + студия Off-the-grid + Wall (Россия)

 
2-я премия — Devillers et Associes (Франция) + студия Off-the-grid + Wall (Россия)
 
 
Руководитель проекта:
  • Кристиан Девиллер, управляющий партнер Devillers et Associes.
Творческий коллектив:
  • Магали Вольквайн (руководитель отдела градостроительства в Devillers et Associes), Эдуард Моро (генеральный директор Off-the-Grid Studio, ведущий градостроитель), Екатерина Гиршина (Off-the-Grid Studio/ Институт ”Стрелка», культуролог), Рубен Аракелян (генеральный директор Wall, архитектор), Евгений Дидоренко (архитектор, градостроитель), Франсуа Лейт (архитектор в Devillers et Associes), Ханс Лефевр (со-основатель 2:pm Architectures, архитектор), Поль Ролланд (со-основатель 2:pm Architectures, архитектор), Иван Соломин (архитектор), Яна Козак (градостроитель), Александр Калюкин (градостроитель), Виктория Калинина (эксперт по транспорту), Алина Стрельченко (графический дизайнер), Джеймс Стюарт (генеральный директор ABC Studios, графический дизайнер), Виссам Диаб (генеральный директор VEO Studios, дизайнер 3d рендеров), Александр Острогорский (редактор).
 
 

3-я премия — Trevor Skempton (Великобритания)

 
3-я премия — Trevor Skempton (Великобритания)
 
 
 

3-я премия — HOSPER Sweden AB (Швеция)

 
3-я премия — HOSPER Sweden AB (Швеция)
 
 
Компании-соавторы:
  • Mandaworks AB Andreas + Jonasson Arkitektkontor AB.
Руководитель проекта:
  • Патрик Верховен.
Творческий коллектив:
  • Мартин Арфальк, Мария Грегорио, Шухань Зань, Карлос Диас, Андрей Диану, Андреас Юнассон, Катя Матссон.

 

Проекты всех конкурсантов смотрите на официальном сайте конкурса.
 
 
Новости по теме: newkaliningrad.ru, interfax-russia.ru, projectbaltia.com

23 сентября 2014, 2:21 1 комментарий

Комментарии

Статья любопытная. Если сами русские восстановят визуальный образ утраченного Кёнигсберга, то исчезнувший многовековой город станет по-настоящему своим. Чужих городов, ставших своими немало - датский Таллин и голландский Гданьск, немецкие Рига, Прага и Берген, польский Львов и русский Харбин, румынские Черновцы. Во всех них еще век назад подавляющее большинство составляли другие народы, но для новых народов они стали своими в той или иной мере. Любопытен Гданьск, в прошлом немецко-голландский вольный город. Поляки его восстановили по картинкам после войны. Когда после войны с фашистами в Норвегии горели деревянные кварталы немецкого Бергена, некоторые норвежцы радовались, но все же восстановили немецкий город Норвегии, и теперь деревянный Берген посещают миллионы туристов. Калининграду-Кенигсбергу тоже надо истиннее выразить себя.

Добавить комментарий

Партнёры
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Алюмдизайн СПб
СОЦГОРОД
АО «Прикампромпроект»
Копировальный центр «Пушкинский»
Джут