|
Конкурс на лучший эскизный проект территории парка им. С. М. Кирова, Ижевск, 2017
Администрация города Ижевска и АО «Летний сад им. М. Горького» выступили с инициативой превращения Парка культуры имени С. М. Кирова в современное общественное пространство.
14 апреля 2017 года начался приём заявок на участие в открытом архитектурном конкурсе на лучший эскизный проект территории парка им. С. М. Кирова в городе Ижевске.
Задачи конкурса
Парк им. С. М. Кирова в Ижевске. Границы проектируемой территории. Красным обозначены границы парка. Желтым закрашена территория парка. Белые включения на схеме — это земля, не относящаяся к парку, находящаяся в частной, республиканской или федеральной собственности; её использование при создании конкурсного проекта нужно исключить.
Парк им. С. М. Кирова в Ижевске. Спутниковая съёмка. Фото: ЯндексКарты
Регламент конкурса
Жюри конкурса
Призовой фонд конкурса
Общий призовой фонд конкурса составляет 600 000 рублей.
По результатам конкурса присуждаются три премии:
Приз дополнительной номинации «За создание комфортной среды с помощью декоративного и ландшафтного освещения ALFRESCO»:
Для участия в номинации необходимо использовать в конкурсном проекте продукцию компании ALFRESCO для решения задачи эффективного освещения территории парка им. С. М. Кирова в Ижевске (см. п. 2.5. Положения Конкурса). В исходную конкурсную документацию добавлен раздел «Номинация ALFRESCO» с материалами о продукции компании. Подробнее о номинации читайте здесь.
Краткая историческая справка*
* Из историко-архитектурного анализа доктора исторических наук, кандидата искусствоведения Е. Ф. Шумилова «Парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова в Ижевске» (2009). Полную текстовую версию исследования см. в конкурсной документации.
6 августа 1933 г. по всему Ижевску был проведён «День индустриализации». Это фактически большой субботник. Все средства от него пошли на строительство парка, что являлось инициативой рабочих «Ижстальзавода». Обком ВКП(б) поддержал эту инициативу и помог организации комитета по содействию строительства парка.
Предварительно было отведено 100 гектаров за Колтомой. Осенью 1933 г. уже начались первые субботники по расчистке. Они будут идти здесь также весной и летом 1934 г.
В сентябре 1933 г. территорию будущего парка по приглашению городских властей осмотрел А. Я. Рабинович, консультант научно-методического центра московского ЦПКИО. 2 октября он подписал «Консультационное заключение по строительству ПКИО в Ижевске». Участок признан хорошим. Нагрузка на него прогнозировалась экспертом до 35 тысяч человек в выходные дни летом и до 15 тысяч в будни. Он рекомендовал закрепить за парком до 80 гектаров, что могло удовлетворить все рекреационные потребности на десятилетие. Проводить конкурс А. Я. Рабинович посчитал нецелесообразным и порекомендовал сразу обратиться в трест «Госзеленстрой».
Таким образом, автором проекта оказался главный архитектор московского треста «Госзеленстрой» А. С. Коробов. Это один и первых и лучших ландшафтных архитекторов в СССР. Среди его работ, например, малые архитектурные формы и праздничное оформление Московского ЦПКИО в 1929—1932 гг. (в составе коллектива под руководством Л. М. Лисицкого, а затем К. С. Мельникова); ПКИО в Сталинграде, Саратове, Минске в 1931—1932 гг. (всё в коллективах под руководством М. П. Коржева или других крупных советских архитекторов). В 1931 г. им была выполнена также схема озеленения Сталинграда, а через восемь лет — изящный «зелёный уголок» у павильона Грузинской ССР на ВСХВ.
Идеологическая, пропагандистская составляющая первого ижевского парка была очень велика. Архитектор выделяет в общей композиции «Площадь ударников», «Площадь Смычки» и «Аллею знатных людей». В проекте А. С. Коробова предусматривался даже «маяк с фигурой В.И. Ленина».
Круговая аллея шириной 22 м являлась самым эффектным композиционным приёмом. Она прорезала главную аллею, создавая динамичную схему, близкую графическим композициям конструктивистов.
Главный вход С. А. Коробов видел на перспективу со стороны пруда. Известно, что проектировался 200-метровый мол. Очевидно, архитектор планировал также создать что-либо симметричное шедевру С. Е. Дудина на противоположном берегу. Вход же со стороны улицы Трактовой (будущей С. М. Кирова) он рассматривал в 1934 г. как второстепенный, хотя и высказался за необходимость подведения туда трамвайной линии.
Градостроительное мышление московского архитектора проявилось в том, что он предложил ещё и создать протяжённый «Береговой парк», который соединил бы в единый зелёный массив центральный Летний сад с колтоминским ПКИО. Этот массив должен был явиться «защитной зоной от дыма заводских труб».
Эскизный вариант проекта, о котором «Ижевская правда» рассказала 3 февраля 1934 г., предусматривал возведение в парке совершенно нереальных, гигантских построек:
Открытие первой очереди ПКИО состоялось 6 августа 1934 г. На открытии побывало 45 тысяч зрителей, то есть примерно треть населения Ижевска. Основная их часть приплывала на пароходах к лодочной пристани, каждые 10-15 минут. Соответственно идея будущего «водного фасада» парка всё ещё оставалась функционально оправданной и актуальной в художественном отношении.
Маленькими шедеврами конструктивизма можно признать несколько фанерных торговых павильонов, фотографии которых были опубликованы 6 августа. Это динамичные двухъярусные объёмы, построенные на контрастах. Вполне возможно, что А. С. Коробов воплотил в этих бесследно исчезнувших в годы войны павильонах какие-либо эскизы тех, с кем он уже работал прежде — Л. М. Лисицкого и К. С. Мельникова.
Временный Зелёный театр был оборудован на две тысячи мест, а капитальный Зелёный театр строился неподалёку от радиостанции с ноября 1938 по май 1939 г. из дерева на кирпичном фундаменте, с открытым партером на три тысячи мест. Снесут театр в 1972 г.
15 июня 1936 г. парк получил имя С. М. Кирова, поэтому ведущая к нему Трактовая улица (бывшая Вятская), на которой уже полным ходом шло строительство трамвайной линии, ровно через месяц будет тоже переименована, став улицей Кирова. Ось её повторялась главной аллеей парка.
Осенью 1936 г. трамвайная линия подошла к восточной грани парка, Здесь же появилось разворотное кольцо. Всё это вызвало необходимость оформления здесь входной группы. Первоначально она была в конструктивистском, асимметричном и динамичном виде, а в 1947 г. была радикально изменена в духе неоклассицизма.
24 июля 1935 г. в парке открылась первая в УАССР парашютная вышка. Имея высоту около 50 метров, она придала силуэту всей парковой зоны своеобразный индустриальный характер. Летом 1936 г. напротив парашютной вышки был выстроен также спортивный павильон. Открытый стадион будет оборудован в 1937 г.
Но и после отбытия 313-й дивизии на фронт в парке до декабря 1943 г. оставалась 18-я запасная стрелковая бригада, готовившая пополнение для действующей армии. Соответственно здесь вырубили часть деревьев, возводили казармы, рыли учебные окопы и т. д. Над бригадой шефствовали предприятия Ижевска.
В 1947 г. была создана инициативная группа по восстановлению ПКИО, которую возглавил секретарь горкома КПСС Г. Соколов. К работам на шефских началах были привлечены все крупные предприятия города.
Ставилась задача не столько восстановления прежнего архитектурного ансамбля, сколько создания нового архитектурного образа. Вместо сурового конструктивизма и «революционной», индустриальной пропаганды утверждался «имперский», римский классицизм, отражающий пафос великой Победы. В данном плане ансамбль обновлённого парка является совершенно особым памятником.
Проектирование нового архитектурного ансамбля ПКИО вели ведущие архитекторы «Удмуртгражданпроекта» Е. П. Беневоленский, В. И. Антощук, В. С. Масевич. Основные планировочные идеи А. С. Коробова были сохранены и органично развиты. Но организация «водного фасада», как главного, уже считалась неактуальной. Акцент был сделан на оформлении восточной грани парка.
Строгая, изящная металлическая ограда из 350 тонн отходов металлургического завода появилась здесь уже в сентябре 1947 года, а в последующие годы была продолжена по всем граням.
Летом 2008 г. ажурные перемычки трёх арок были убраны и снята последняя, сохранившаяся к тому времени скульптура на правом пилоне (копьеметателя). Шедевр послевоенного зодчества Ижевска окончательно утратил свой оригинальный силуэт.
Оригинальный парафраз римской «триумфальной арки» нашёл стилистическое продолжение в изящной беседке ионического ордера на берегу пруда, что ближе к западной грани парка. Архитектурный декор беседки отличался сочной пластикой. Это крупные плоские волюты, большой вынос карниза, резкие канелюры, волнообразные по силуэту устои сидений в интерколумниях, энергичный руст на цокольной части. Бесспорно, беседка с её укрупнёнными формами создавалась в расчёте на восприятие с зеркала пруда. Подчёркивалась также зрительная связь с подобной, но более строгой беседкой «Ореанда» (1935 г.) на откосе Летнего сада.
В 1953 г. решением горисполкома прибрежная, южная часть Колтоминского мыса, которую перед войной предполагалось превратить в парадный вход парка, была отведена пол строительство корпуса швейной фабрики, одной из крупнейших в СССР. Проект главного корпуса в духе неоклассицизма разработал архитектор Б. С. Чичкин. Через два года строительство началось, но уже в качестве оборонного предприятия — ЭМЗ. В ходе последующего его расширения в 1970 е и 1980 е гг. была занята значительная и наиболее выигрышная часть территории парка.
Известно, что в обновлённом ПКИО имени С. М. Кирова статуя этого героя уже имелась. Она упоминается в газетных отчётах. Но фотографии её не сохранилось. Судя по всему, это был просто бюст. Новый, монументальный памятник С. М. Кирову был установлен на высоком постаменте перед главным входом в 1978 г. Однако уже через шесть лет по инициативе первого секретаря обкома КПСС В. К. Марисова памятник почему то передвинули вглубь парка по оси входа.
В 2008 г. в ансамбль ПКИО оказался «врезан» ансамбль зоопарка (главный архитектор проекта И. Казаринова), что привело к ликвидации дуговой аллеи — основной планировочной идеи А. С. Коробова. Впрочем, в предшествовавшие годы эта аллея уже теряла свои очертания, так как зарастала и застраивалась.
Регистрация и дополнительная информация
Для участия в конкурсе необходимо заполнить форму заявки и отправить на адрес электронной почты [email protected].
Регистрация участника (авторского коллектива) конкурса происходит после заполнения заявки на участие. После регистрации участника конкурса ему присваивается статус «Зарегистрированный участник», о чем сообщается по электронной почте, а также присваивается индивидуальный регистрационный номер.
Участники конкурса могут скачать с сайта конкурса все необходимые материалы, в том числе топографическую съемку, фотографии территории и образец конкурсного планшета (будет выложен в ближайшее время).
обновление конкурсной документации от 28.04.17: добавлена фотофиксация и реквизиты для оплаты печати планшетов.
обновление конкурсной документации от 29.05.17: добавлена распланшетовка.
обновление конкурсной документации от 31.05.17: добавлена информация по дополнительной номинации конкурса: «За создание комфортной среды с помощью декоративного и ландшафтного освещения ALFRESCO».
Состав предоставляемых на конкурс материалов и предъявляемые к ним требования
Материалы предоставляются в электронном и печатном виде (обязательное условие). Вся документация конкурса сдается под девизом, который придумывает участник Конкурса. Девиз состоит из шести арабских цифр (пример девиза: 012345). Девиз указывается на каждом листе графических материалов, в правом нижнем углу, в прямоугольнике размером 20×120 мм. Девиз также указывается на первом листе пояснительной записки. На самих планшетах не должно быть авторских плашек и координат. Только шестизначный девиз проекта.
К представляемым конкурсным материалам прилагается запечатанный информационный конверт, на наружной стороне которого в прямоугольнике указанного размера изображается девиз, выбранный участником конкурса. Внутри конверта на листе формата А4 указывается полный список авторского коллектива с указанием фамилии, имени, отчества; контактные данные (телефоны, адреса электронной почты). Конверты с персональными данными участников вскрываются после подписания итогового протокола жюри Конкурса.
В электронную версию проекта входят:
В печатную версию проекта входят:
Состав представляемых на конкурс материалов с показом основных проекций:
Адреса для предоставления электронных и печатных версий материалов:
Контактная информация
Оргкомитет конкурса находится по адресу: 426076, Ижевск, ул. Советская, 16, «Дом архитектора»,
телефоны: +7 (3412) 78-27-22, +7 909 053-99-99,
электронная почта: [email protected],
официальный сайт конкурса: tehne.com.
Информационные партнёры конкурсаПубликации анонса конкурса
Вопросы и ответы (FAQ)
Вопрос: При детальном рассмотрении полученных фотоматериалов с учетом проецирования их местоположения на территорию парка, выявлены расхождения с материалами топографической съемки, полученной также в качестве исходных данных. Судя по фото, некоторые объекты находятся в стадии строительства и отсутствуют на топосъемке. Хотелось бы знать, какие из материалов исходных данных являются приоритетными: фото или топосъемка? (кстати, топосъемка от 2009 года!).
Ответ: Участники самостоятельно определяют необходимость и возможность сохранения существующих и/или строящихся объектов, при этом принятые решения должны быть аргументированы. В конкурсной документации представлены доступные материалы на момент проведения конкурса.
Вопрос: Конкурсная работа должна быть ПРОСТО КРАСИВОЙ, без учета всех объектов, что на сегодняшний день строятся (асфальтовые дорожки, горки, насыпи, домики, пр.) или надо показать все строящиеся объекты обязательно?
Ответ: Смотрите задачи конкурса, «просто красиво» — не полный перечень поставленных задач. Целесообразно использовать строящееся благоустройство, но это не является обязательным условием, при соответствующем обосновании.
Вопрос:
1) Вся северо-западная, северная, северо-восточная и восточная (входная группа) часть подпадает в санитарно-защитную зону различных предприятий, на которой нельзя проектировать ландшафтно-рекреационные зоны и спортивные площадки общего пользования. Получается,что изменять пешеходные пути и проектировать можно только в центральной зоне и на набережной?
2) В автокаде граница территории парка отличается от картинки приложенной отдельным файлом с названием "границы территории парка". Какую границу считать верной для проектирования, можно ли проектировать павильоны вдоль набережной вплотную к воде?
Ответ: Границы участка обозначены в соответствии с правоустанавливающими документами на земельный участок. Территория парка заканчивается на склоне к набережной. В файле «границы-территории-парка.JPG» в конкурсной документации указаны верные границы. Ландшафтно-рекреационные зоны и спортивные площадки следует проектировать в соответствии с нормативами; пешеходные пути можно размещать практически везде.
Вопрос: Если проектировать нужно с отступом от набережной, получается — благоустройство вдоль набережной (например дизайн мощения, освещения, открытые павильоны для отдыха и т.д.) не входит в задание? Она будет отделена от парка, нам просто игнорировать набережную и показать ее как есть? В задании написано «Благоустройство части набережной — установка причала». Это прямое противоречие, как устанавливать причал у набережной, которая не является предметом конкурса?
Ответ: Благоустройство территории, прилегающей к конкурсной, приветствуется, и, отчасти, входит в конкурсное задание.
Вопрос: В парке уже существует ряд павильонов различной функции, хаотично распределенный по территории, нам можно проектировать на их месте, заменяя их и их функцию или все существующее желательно сохранить?
Ответ: Целесообразно использовать строящееся благоустройство, но это не является обязательным условием, при соответствующем обосновании.
14 апреля 2017, 14:46
41 комментарий
|
|
Комментарии
Добавить комментарий