|
Бик О. В. Интерьер православного храма: образы и тенденции развития (конец ХХ — начало ХХI вв.). — Москва, 2019Интерьер православного храма: образы и тенденции развития (конец ХХ — начало ХХI вв.) : Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры : Специальность 05.23.20 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия / О. В. Бик ; Московский архитектурный институт (Государственная академия) ; Научный руководитель доктор искусствоведения, профессор Дмитрий Олегович Швидковский. — На правах рукописи. — Москва, 2019. — 246 с., ил.ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Значимость религиозного зодчества в общемировом архитектурном наследии несомненна, т. к. именно в нем в наибольшей полноте отражается духовное и культурное состояние общества. В архитектурных образах храмов на века остаются запечатленными основные особенности ушедших эпох, эстетические идеалы, духовные стремления и традиции — в них, также, можно прочесть не только религиозные основы, присущие той или иной конфессиональной группе, но и национальные, политические и даже экономические вехи истории общества в целом.
Сегодня в России, по завершении 70-летнего перерыва, церковное строительство вновь является одним из важных направлений в архитектуре. Накопленный за четверть столетия (постсоветского периода) опыт и результаты строительных и восстановительных работ наглядно свидетельствуют о начале нового витка в истории русского православного зодчества, что связано с современными социально-культурными условиями и действием закономерностей научно-технического прогресса. При этом обозначился ряд проблем, характерных для современных условий проектирования, строительства и эксплуатации православных храмов. Также, для зодчих актуальной является проблема вектора дальнейшего развития архитектуры храмов, касающаяся, прежде всего, вопроса сохранения русской православной традиции.
Один из ключевых вопросов — каким быть русскому православному храму XXI века неизбежно затрагивает тему его интерьера — архитектурного пространства, неотделимого от внешнего художественного образа и составляющего его суть.
Проблемы современной практики архитектурного проектирования церковных интерьеров усугубляются некоторыми негативными тенденциями последних лет: «стилизаторство», поверхностная декоративность, подчеркнутая «новизна» образов, имитация ценных изделий и материалов, эстетическая дисгармония, эргономические погрешности в организации и оборудовании пространства, поверхностный формализм — недостаток символической осмысленности художественных форм и, как следствие — отсутствие должного психологического воздействия на молящихся.
Решение проблем реновации интерьеров в старинных зданиях усложняется современными условиями эксплуатации: многолюдностью, духотой, теснотой, плохой слышимостью, а также отсутствием ясных рекомендаций по выбору технических средств, материалов и технологий, меблировки и оборудования, что негативно сказывается на проведении богослужений и совершении таинств — исповеди, причащения детей, крещения и т. д.
Для учета положительных и негативных тенденций в современном церковном строительстве необходимо комплексное исследование новейшего периода храмового зодчества в России, начать которое, по мнению автора, следует с изучения исторических и смысловых основ архитектурного формирования интерьера православного храма — внутренней архитектурно-художественной среды, восприятие которой способствует пониманию вероучения и православной культуры. Подобный исследовательский ракурс позволяет охватить широкий спектр актуальных проблем современного церковного строительства, а также, более глубоко изучить закономерные связи русской православной архитектуры с духовной традицией и затронуть главный вопрос — ее сохранения.
Таким образом, потребности в повышении качества архитектурно-художественного решения интерьера русского православного храма в условиях XXI в. как традиционной системы средств сохранения духовных ценностей и отсутствие комплексного изучения исторических и современных исследований в данной сфере определило актуальность темы.
Теоретическая база исследования:
Из числа фундаментальных научных отечественных исследований (40—80-х ХХ столетия, затрагивающих тему архитектурно-художественного формирования церковного интерьера, были труды С. С. Аверинцева, А. В.Алпатова, Г. И. Вздорнова, Г. К.Вагнера, В. Н.Лазарева, А. В.Иконникова.1 Зарубежные исследования Сергиевского института в Париже Л. А.Успенского, А. Н. Грабара.
____________
1 Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004.
Вздорнов Г. И. О понятиях «школа» и «письма» в живописи Древней Руси // Искусство. — М., 1972. № 6. 91.
Вагнер Г. К. Древнерусский ансамбль как образ мира // Искусство ансамбля. — М.: Стройиздат; 1986.
Лазарев В. Н. Система живописной декорации византийского храма IX—XI веков. — М, 1971.
Иконников А. В. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. — М.: Стройиздат, 1990.
Новая волна исследований относится ко времени политических и идеологических изменений в российском обществе. На первом этапе церковного строительства в 90-е годы ХХ века среди работ выделяются монографии «Об иконографии и тектонике православного храма» (А. С. Щенкова и Т. Н. Вятчаниной), «Литургические толкования и представления о символике храма в Древней Руси» И. Л. Бусевой-Давыдовой2, а также фундаментальные труды А. Л. Баталова, А. М. Лидова, Л. А. Беляева3.
____________
2 Бурсева-Давыдова И. Л. Литургические толкования и представления о символике храма в Древней Руси. — СПб.: Центр восточнохристинской культуры, 1994.
3 Беляев А. Л. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. М.: Открытое общество, 1998.
К концу XX — началу XXI вв. появляются первые работы, относящиеся к классу практических пособий по церковной архитектуре и строительству. В 2000 г. был введен в действие свод правил СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов»4, разработанный архитектурно-художественным центром «Арххрам» (автор М. Ю. Кеслер), в котором в виде нормативного документа были приведены основные рекомендации и расчётные данные. В 2003 г. данная работа была дополнена и издана в виде пособия «Православные храмы», с представленными историческими примерами архитектурно-строительных решений, научными статьями и богословскими размышлениями о символике храма и его интерьера.
____________
4 СП 31-103-99 Здания, сооружения и комплексы православных храмов. — М.: ГУП ЦПП, 2000.
Новый виток строительства в первом десятилетии XXI века становится побудительным мотивом к научным изысканиям в данной сфере. В этот период обретает актуальность изучение текстов графа А. С. Уварова, о. Павла Флоренского, В. О. Шервуда*, касающихся вопросов христианской символики, в т.ч. в богословском понимании.
____________
* В частности, см.:
Прим. TEHNE
В первом десятилетии 2000-х гг. были изданы работы: Е. И. Кириченко «Ветхий и Новый Завет в типах христианского зодчества». И. Е. Путятина «Образ русского храма и эпоха Просвещения»; «Образ храма русского ампира». Исследованию преемственных связей и истоков русской храмовой архитектуры посвящен ряд работ Д. О. Швидковского. Большое значение имеют труды о. Александра (Федорова).
Среди диссертационных исследований, обращенных к тематике церковного интерьера, можно выделить работу И. Л. Ильмуратовой (2000 г.), основанную «на подтверждении теории существования вневременных константных характеристик, лежащих в основе архитектурной композиции церковного интерьера».5 Научные труды, основанные на практическом опыте работы в сфере современного церковного зодчества, были написаны И. П. Канаевым — «Архитектура современных православных малых храмов и часовен: На примере Москвы и Подмосковья»6; М. В. Бердинским — «Приспособление существующих сооружений под православный храм»7; С. В. Борисовым «Объемно-планировочные принципы проектирования православных храмов Подмосковного региона»8.
____________
5 Ильмуратова И. Л. Принципы формообразования интерьера православного храма: автореферат дис. ... кандидата архитектуры: 18.00.01 / Уральская гос. архитектурно-художественная акад. — Новосибирск, 2000. — 24 с.
6 Канаев И. П. Архитектура современных православных малых храмов и часовен: на примере Москвы и Подмосковья: автореферат дис. ... кандидата архитектуры / ЦНИИЭП жилища. — М., 2002. — 157 С.
7 Бердинский М. В. Приспособление существующих сооружений под православный храм: автореферат дис. ... кандидата архитектуры / Московский архитектурный институт — М., 2009. — 169 С.
8 Борисов С. В. Объемно-планировочные принципы проектирования православных храмов Подмосковного региона: автореферат дис. ... кандидата архитектуры / Московский архитектурный институт. — М., 2012. — 112 С.
Градостроительным проблемам размещения современных храмов и тенденциям их стилевого развития посвящены работы: Ю. Э. Саратовской — «Размещение и композиционная роль церковных комплексов в современных градостроительных условиях: На примере Москвы и городов Московской области»9; Н. В. Лайтарь — «Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов».
____________
9 Саратовская Ю. Э. Размещение и композиционная роль церковных комплексов в современных градостроительных условиях: на примере Москвы и городов Московской: автореферат дис. ... кандидата архитектуры / Моск. архитектур. ин-т. — Москва, 2000. — 24 с.
Вопросами изучения внутреннего пространства храма на исторических примерах занимались: Н. Г. Кузнецов — «Влияние внутренних пространств древнерусского храма на композиционно-ритмическую и колористическую организацию росписей: на примере псковских и новгородских храмов XII века».
Среди исследований, косвенно затрагивающих тему храмового интерьера, были написаны диссертации: М. В. Винницкого — «Керамические иконостасы Товарищества М. С. Кузнецова в архитектуре православных храмов конца XIX — начала XX веков»10; Т. Л. Никитиной — «Принципы формирования системы храмовых росписей в русском искусстве 1670—1680-х годов».
____________
10 Винницкий М. В. Керамические иконостасы Товарищества М. С. Кузнецова в архитектуре православных храмов конца XIX — начала XX веков: диссертация ... кандидата архитектуры: 18.00.01. — Екатеринбург, 2002. — 147 с.
Из числа зарубежных работ, посвященных теме современной архитектурной практике в православном зодчестве, выделяется монография руководителя Научно-проектного архитектурного бюро «ЛИЦЕНЗИАРХ» О. С. Слепцова — «Архитектура православного храма. От замысла к воплощению», изданная Украинской академией архитектуры, КНУСА 2012 г..
Одним из новейших отечественных исследований является коллективная монография «Архитектура русского православного храма», изданная под руководством А. С. Щенкова11. В данном труде большое значение уделяется проблемам взаимодействия внешнего облика храма с окружающей городской застройкой, а также затронуты вопросы архитектурной организации внутреннего пространства в исторической практике.
____________
11 Щенков А. С. Архитектура русского православного храма. М. Памятники исторической мысли, 2013.
Проведенный автором историографический анализ показал, что практические проблемы архитектурно-художественного формирования современного интерьера православного храма, а также вопросы оценки качества и полноты проектных решений как отдельное направление проектной деятельности церковного зодчего комплексно не рассматривались, что оставляет возможность для более детальных исследований в данной сфере.
Цель исследования:
Выявление основ православной традиции на каждом этапе эволюционного пути для воплощения их в архитектурно-художественных формах церковного интерьера в современной практике.
В процессе работы решаются следующие задачи исследования:
Объектом исследования являются интерьеры православных храмов конца ХХ — начала XXI в. с учетом опыта предыдущих эпох.
Предмет исследования: архитектурная организация интерьера православного храма (как системы канонических образов, соответствующих сложившейся литургической традиции русского православия) с использованием современных архитектурно-художественных средств в целях улучшения его комфортности и усиления психоэмоционального воздействия на человека.
Границы исследования: Интерьеры в проектируемых/новопостроенных храмах (в т. ч. переоборудованных и приспособленных под храм зданиях), воссозданных старинных (сохранившихся и реконструированных), а также древних (исторических), нуждающихся в технической и эстетической реновации.
Хронологическими границами исследования является постсоветское время в Российской Федерации — от начального этапа архитектурно-строительных и восстановительных (реставрационных) работ в храмах РПЦ (1988 г.) до наших дней. Географические границы исследования — интерьеры храмов в РФ, а также храмов православных поместных Церквей зарубежных стран и других христианских конфессий.
<...>
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ ... 5
ГЛАВА I. Анализ мировой практики формирования интерьеров христианских (православных) храмов и значение их образов
1.1. Формирование церковного интерьера в ранние периоды общехристианской истории (до разделения Церквей 1054 г.). Ветхозаветные прообразы ... 15
1.2. Анализ зарубежного опыта архитектурной организации интерьеров христианских храмов периода «После разделения церквей» (с XI в. по XX в.) ... 40
1.3. Анализ отечественного опыта создания системы образов в интерьере храма. (от Крещения Руси — 988 до 1917 г.) ... 47
1.4. Новаторские тенденции в архитектурно-художественном решении христианских (в т. ч. православных) интерьеров храмов XX в. Конфессиональные и этнокультурные различия ... 62
1.5. Храмовые интерьеры в России постсоветского периода и их типологические особенности ... 71
1.6. Анализ типовых проектов и нормативной базы интерьеров современных православных храмов ... 78
Выводы по главе 1 ... 80
ГЛАВА II. Духовные, смысловые, психоэмоциональные и социальные факторы архитектурно-художественного формирования интерьера православного храма
2.1 . Значение интерьера православного храма как литургического пространства и требования к его архитектурной организации ... 82
2.2. Понятие «Образа» и его роль в зрительном восприятии интерьера православного храма ... 86
2.3. Канонические основы в архитектурной организации православного интерьера ... 94
2.4. Связь храмовой архитектуры и искусства с богослужением, как его обрамления и неотъемлемой части. Сакральные зоны в интерьере и их архитектурно художественная организация ... 96
2.5. Роль архитектурно художественных средств в повышении психоэмоционального воздействия церковного интерьера на молящихся ... 102
2.6. Архитектурно-стилистическое своеобразие интерьера в гармонии с архитектурным объемом и его предметным наполнением ... 108
Выводы по главе 2 ... 110
ГЛАВА III. Основные направления в развитии интерьеров православных храмов конца XX — начала XXI вв.
3.1. Влияние окружающей городской среды (градостроительных факторов) на формирование интерьера православного храма ... 111
3.2. Функциональные, конструктивные и технологические особенности церковных интерьеров постсоветского периода ... 118
3.3. Использование современных строительных и отделочных технологий, их влияние на повышение качества интерьера и выразительности его образов ... 122
3.4. Методика формирования внутреннего пространства современного православного храма ... 128
3.5. Методические рекомендации по оценке качества архитектурно-художественного решения храмового интерьера ... 132
3.6. Современные тенденции и перспективы развития интерьеров православных храмов XXI в. 135
Выводы по главе 3 ... 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ... 141
Основные результаты и выводы исследования ... 141
БИБЛИОГРАФИЯ ... 144
ПРИЛОЖЕНИЕ ... 177
Список иллюстративного материала ... 177
Иллюстративные материалы ... 183
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 15,4 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
26 мая 2020, 0:16
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий