наверх
 

Свидерский В. М. Малые архитектурные формы : Ограды, фонари, вазы, скамьи. — Киев, 1953

Свидерский В. М. Малые архитектурные формы : Ограды, фонари, вазы, скамьи / Под общей редакцией чл.-кор. Академии архитектуры Украинской ССР А. М. Касьянова ; Академия архитектуры Украинской ССР. Институт градостроительства. — Киев : Издательство Академии архитектуры Украинской ССР, 1953.
 

Малые архитектурные формы : Ограды, фонари, вазы, скамьи / В. М. Свидерский ; Под общей редакцией чл.-кор. Академии архитектуры Украинской ССР А. М. Касьянова ; Академия архитектуры Украинской ССР. Институт градостроительства. — Киев : Издательство Академии архитектуры Украинской ССР, 1953.

 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 
В директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951—1955 годы большое внимание уделено вопросам городского благоустройства.
 
В Союзе Советских Социалистических Республик, где все градостроительные мероприятия проникнуты заботой о человеке, архитектура малых форм внешнего благоустройства городов, являющаяся не только декоративным, но и утилитарным фактором создания удобств для населения, воспитывающая у него эстетические вкусы, занимает значительное место в формировании общей архитектуры населенного пункта.
 
До Великой Октябрьской социалистической революции благоустраивались, в основном, лишь центры больших городов. Окраины городов — рабочие кварталы поселки — оставались неблагоустроенными.
 
После Великой Октябрьской социалистической революции большое внимание уделяется улучшению условий жизни трудящихся и на окраинах городов, и в рабочих поселках, которые с каждым годом все больше и больше благоустраиваются: электрифицируются, площади и улицы замащиваются, устраиваются водопровод, канализация и другие элементы благоустройства.
 
Первоочередной задачей в восстанавливаемых городах после Великой Отечественной войны было создание необходимого жилого фонда. Благоустройство восстанавливаемых городов и поселков не всегда поспевало за восстановлением и новым строительством жилых кварталов.
 
Партия и правительство обязали проектные и строительные организации проектировать и сооружать одновременно со зданиями, улицами все элементы их благоустройства.
 
Благоустройству городов благоприятствует широкая инициатива жителей многих городов и поселков, проявляющаяся в массовом участии населения в благоустройстве и озеленении своих предприятий, улиц и кварталов, поддерживаемая и направляемая партийными организациями. Создаваемые Советы содействия, в которые входят представители общественных организаций, руководители предприятий, инженеры, рабочие и домашние хозяйки, способствуют привлечению трудящихся к активному участию в благоустройстве, прививают населению вкус и любовь к этому делу.
 
Строительство парков Победы, озеленение улиц, усадеб, создание ряда малых архитектурных форм превращают наши восстанавливаемые и вновь строящиеся города в здоровые и уютные, нарядные, утопающие в зелени населенные пункты.
 
Победа колхозного строя в нашей стране коренным образом меняет также и облик колхозных сел. Село стало объектом архитектурного творчества.
 
Положение, сформулированное товарищем Сталиным в его гениальном труде «Экономические проблемы социализма в СССР», об уничтожении противоположности между городом и деревней, о выравнивании условий быта в городе и деревне, — ставит перед архитекторами и строителями задачу создания красивых, благоустроенных не только городов, но и колхозных сел.
 
При проектировании мероприятий по благоустройству современных сел необходимо предусматривать и сооружение малых архитектурных форм. Въезды в села, ограды, фонтаны, опоры фонарей уличного освещения, доски почета и тому подобное должны строиться на более высоком техническом и художественном уровне.
 
Малые архитектурные формы — это сооружения и устройства, обладающие несложными, но самостоятельными функциями, дополняющие архитектуру городских зданий, сооружений, парков, площадей и улиц и являющиеся элементами их благоустройства.
 
Место и роль малых архитектурных форм в образовании архитектурных ансамблей весьма различны. Так, от подчиненной роли (при восприятии архитектуры больших сооружений) малые формы (при создании архитектуры улиц со зданиями, стоящими в глубине участка) зачастую переходят к роли главного компонента в общем ансамбле.
 
Иногда малые архитектурные формы приобретают и самостоятельное значение в общем архитектурном замысле (фонтанные композиции с подпорными стенами, гротами, беседками; оформление больших площадей; места захоронения и т. п.).
 
Во всех случаях малая архитектурная форма должна тесно увязываться с окружающей ее архитектурой (улица, площадь), с зеленью (парки и скверы), с водной поверхностью (на набережной). Все малые архитектурные формы должны составлять единое художественное целое и быть увязанными друг с другом. Это требует одновременного решения архитектуры малых форм и архитектуры зданий, правильного выбора мест установки малых архитектурных форм, а также решения степени их подчиненности, поскольку они неразрывно связаны с ритмом, масштабом и озеленением всего архитектурного комплекса в целом.
 
При проектировании малых архитектурных форм следует использовать, кроме опыта советских зодчих, также и лучшие образцы классического наследия. Зодчие русского классицизма и ампира (Воронихин, Захаров, Старов, Росси, Джилярди и др.), прекрасно понимая малую форму, придавали ей большое значение в оформлении архитектуры городских и парковых ансамблей.
 
Критическое использование лучших традиций к архитектуре прошлого должно проводиться с прогрессивных позиций с учетом социалистического характера нашего общественного строя, новых технических возможностей, а также новых национальных особенностей народов Советского Союза, как наций социалистических.
 
Архитектура малых форм должна также базироваться на использовании многовековой практики народного творчества, имевшего большое влияние на ее развитие. Творческое использование народного искусства, его национальных традиций, отвечающих художественным запросам народа и местным условиям, должно итти по линии создания малых архитектурных форм, отвечающих этим запросам, предусматривать органическую увязку декоративных мотивов с архитектурой малых форм, а не тли по линии механического перенесения в их архитектуру этих мотивов.
 
Малые архитектурные формы по своим функциональным признакам делятся на:
  1. Доски почета, газетные витрины.
  2. Ограды.
  3. Фонари уличного освещения.
  4. Фонтаны, питьевые фонтанчики, бассейны, водоразборные колонки, плескательные бассейны.
  5. Лестницы на улицах и в парках, пешеходные мостики, подпорные стенки, бельведеры и т. п.
  6. Вазы, урны, терпиерную зелень.
  7. Устройства для регулирования уличного движения (маркировка переходов; указатели переходов, остановок транспорта и маршрутов; «островки безопасности», павильоны для ожидания городского транспорта, стоянки такси, часы, таблички с наименованием улиц и домов и др.).
  8. Скамьи.
  9. Рекламные устройства на улицах и площадях (рекламные щиты, оформление торцов зданий, световая реклама, объемная реклама, вывески).
  10. Киоски и павильоны (торговые, обслуживания, технические).
  11. Общественные уборные.
  12. В парках культуры и отдыха к малым архитектурным формам также относятся: входы в парки, летние торговые павильоны, беседки, атракционы, оборудование детских площадок и др.
 
Малые архитектурные формы должны удовлетворять художественным требованиям, быть долговечными и экономичными.
 
Для сооружения малых архитектурных форм необходимо прежде всего использовать местные недефицитные строительные материалы. Особенно широко следует применять для изготовления малых форм керамику. Цветистость керамики, ее долговечность и относительно невысокая стоимость благоприятствуют внедрению керамики в производство малых архитектурных форм. Применение керамических блоков ограждений, керамических фонтанов, керамических плиток для покрытия тротуаров, клинкерного борта, орнамента из керамических плиток для облицовки малых архитектурных форм снизит расход дефицитных материалов.
 
На внешнее оформление городов, в том числе на строительство малых архитектурных форм, расходуются значительные средства.
 
XIX съезд партии в директивах по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951 —1955 годы дал указания: «Неуклонно проводить на всех больших и малых участках хозяйственного строительства режим
экономии...» Это обязывает строителей при проектировании и строительстве малых архитектурных форм учитывать необходимость наиболее рационального использования выделенных для этой цели средств.
 
Необходимо сооружение ряда специализированных предприятий по массовому изготовлению малых форм, с использованием наименее дефицитных материалов и новейшей техники.
 
Сооружение (монтаж готовых элементов) малых форм должно производиться одновременно с общим строительством и включаться в график организации работ. Опыт такого строительства (поселок «Строитель» в г. Днепропетровске), проведенного поточно-расчлененным методом, дал исключительно высокие технико-экономические показатели.
 
Все эти мероприятия смогут значительно улучшить архитектуру малых форм и снизить расходы на их сооружение и установку.
 
Отсутствие нормативных положений и правил сооружения и установки малых архитектурных форм часто приводит (в особенности при отсутствии архитектурного контроля) к неправильной трактовке малых форм, непониманию их роли в общем архитектурном ансамбле и непродуманному их расположению. Нехватка опубликованных пособий с описанием лучших образцов приводит зачастую к сооружению малых архитектурных форм, страдающих рядом художественных и конструктивных недостатков.
 
Изданная после Великой Отечественной войны литература по вопросам проектирования и строительства малых архитектурных форм состоит, главным образом, из серии альбомов, выпущенных Комитетом по делам архитектуры при Совете Министров СССР (ограды, фонари, скамьи, вазы, киоски и фонтаны). В этих альбомах приводится ряд удачных примеров решения малых архитектурных форм, но они не рассчитаны на применение местных строительных материалов и увязку с местными условиями.
 
Данный альбом издается как пособие для проектировщиков и строителей. В альбоме помещены эскизные проекты некоторых видов малых архитектурных форм, как опубликованных, так и неопубликованных в печати.
 
Конструкции ряда деталей приведенных малых архитектурных форм (чугунное литье, бетонные детали, керамика и т. д.) показаны схематично и подлежат дополнительной разработке до стадии рабочих чертежей, в которых следует учесть как местные условия и эксплуатационные требования, так и технические условия предприятий, на которых будет производиться их заготовление.
 
Так, должны быть учтены: глубина заложения фундаментов оград, нагрузка на опоры фонарей, способ заделки стальных труб, приемы крепления светильников, устройство фундаментов опор, конструкция цоколей и дверок и т. п.
 
С целью облегчения изготовления шаблонов для чугунного литья на чертежах деталей дана масштабная сетка.
 
Альбом состоят из 4 разделов:
  • 1) ограды;
  • 2) фонари уличного освещения;
  • 3) вазы и урны;
  • 4) скамьи.
 
Устройство красивых фонтанов, ваз и других малых архитектурных форм наряду с правильной планировкой, хорошей архитектурой зданий и обилием зелени сделает наши города еще более красивыми, пребывание жителей на улицах, площадях, бульварах, в садах, скверах, усадебных и заводских дворах не только удобным, но и приятным и тем самым будет благоприятствовать труду и отдыху трудящихся на территории города.
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
Предисловие.. 3
Ограды.. 5
Фонари.. 91
Вазы, урны.. 163
Скамьи.. 187
Перечень проектов малых архитектурных форм.. 211
Литература.. 214
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск, 131 МБ).
 
Книга выкладывается в научных и образовательных целях.
 
 

5 апреля 2014, 12:26 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий