наверх
 
Удмуртская Республика

Требуховский П. Ф. Детский рисунок туземных народов Сибири. — Иркутск, 1926

Детский рисунок туземных народов Сибири : 87 рисунков в тексте / П. Ф. Требуховский ; Этнологическая секция Восточно-Сибирского отдела Государственного Русского географического общества. — Иркутск, 1926  Детский рисунок туземных народов Сибири : 87 рисунков в тексте / П. Ф. Требуховский ; Этнологическая секция Восточно-Сибирского отдела Государственного Русского географического общества. — Иркутск, 1926
 
 
 

Детский рисунок туземных народов Сибири : 87 рисунков в тексте / П. Ф. Требуховский ; Этнологическая секция Восточно-Сибирского отдела Государственного Русского географического общества. — Иркутск, 1926. — 55 с., 87 ил.

 
 
 

I. Современное состояние вопроса о детских рисунках.

 
Если в настоящий момент мы видим большой рост специальной литературы, посвященной рисунку русских детей, основанной на глубокой заинтересованности как представителей отдельных наук, так и школы в целом, то этого мы не наблюдаем еще по отношению к рисунку детей туземных народов Сибири.
 
 
1. И. Кокуева, мальчика-карагасса, 17 л., учен. III-го отд. Схематическое изображение стоянки карагасс (юрты, олени и люди).
1. И. Кокуева, мальчика-карагасса, 17 л., учен. III-го отд. Схематическое изображение стоянки карагасс (юрты, олени и люди).
 
 
До настоящего времени графическое искусство детей этих народностей не привлекло еще к себе необходимого внимания. Нет еще достаточного интереса и как бы не осознана еще вся ценность его. Поэтому и в литературе вопрос этот почти не затронут, имеются только незначительные замечания и попутные указания. Нет и специальных исследований, посвященных анализу рисунка детей туземцев Сибири, подобных работам ак. В. М. Бехтерева, Ф. И. Шмидта, А. В. Бакушинского, Н. Рыбникова, А. Лепилова, А. Е. Флериной, П. Гриневича и др.,1 посвященных исследованию рисунка русских детей. В области изучения рисунка туземных детей только еще намечаются пути и делаются первые попытки; одной из последних является, между прочим, небольшая статья П. П. Хороших,2 напечатанная в „Сибирской Живой Старине“ (В III—IV).
_____________
1 Бехтерев В. М., академ. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПБ. 1910 г.
Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М. 1925 г.
Болдырева Ю. Н. Рисунки ребенка, как материал для его изучения. „Вестн. Псих.“ СПБ, 1913.
Гриневич П. Изобразительное искусство и ручной труд в единой трудовой школе. М. 1924 г.
Киршенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М. 1914. г.
Корнилов К. Н. Очерки психологии раннего детства. М. 1912 г. и методика исследования ребенка раннего возраста М. 1912 г.
Лай. Экспериментальная педагогика М. 1912 г. и эксперим. дидактика. М. 1917 г.
Лепилов К. Рисование и моделирование ребенка дошкольника. ЛИГ 1925 г.
Сухова В. М. Принципы и планы исследования детских рисунков. Сборн. „Детское творчество“.
Сухова В. М. Исследование рисунков детей от 1½ до 4-х лет. Сборн. „Детск. Творч.“.
Флерина Е. А. Детский рисунок. М. 1924 г.
Чада Ф. Педагогическое значение детских рисунков. СПБ 1911 г.
Шмит Ф. И. О психологии рисования. Харьков. 1919.
Шмит Ф. И. Почему и зачем дети рисуют. М. 1924 г.
2 Хороших П. П. Об изучении детских рисунков туземных племен Сибири. Издан. этнол. сек. ВСОРГО 1925.
 
Также не установилось еще и правильное, систематическое собирание их. Только немногие, отдельные научные работники обращают свое внимание на рисунки туземцев Сибири и приступают к их собиранию.
 
В своем исследовании мы пользовались материалом, собранным действительными членами ВСОРГО П. П. Хороших, Б. Э. Петри, и собранием И. Л. Копылова, а также в сравнительных целях и коллекцией рисунков городских русских детей в возрасте от 2½ до 16 лет и графически неграмотных взрослых, собранной нами в количестве до 20 тысяч рисунков и хранящейся в кабинете графических искусств Иркутского Университета.
 
 
2. Анны Коркиной, бурятск. девочки 14 л., из улуса Тогот. Изображено общественное жертвоприношение (тайлага). На дереве повешена шкура животного, принесенного в жертву (зухалэ). Около дерева с чашкой в руках стоит старик, совершающий молитву к духу. На коленях стоят буряты, участники тайлага. Слева находятся чаши, в которых варится жертвенное мясо и посуда для пищи. Тут же изображены играющие дети. В средине, около саней, стоит гость (альчин). У дерева привязана лошадь (морин).
2. Анны Коркиной, бурятск. девочки 14 л., из улуса Тогот. Изображено общественное жертвоприношение (тайлага). На дереве повешена шкура животного, принесенного в жертву (зухалэ). Около дерева с чашкой в руках стоит старик, совершающий молитву к духу. На коленях стоят буряты, участники тайлага. Слева находятся чаши, в которых варится жертвенное мясо и посуда для пищи. Тут же изображены играющие дети. В средине, около саней, стоит гость (альчин). У дерева привязана лошадь (морин).
 
 
Результаты произведенного нами исследования дают возможность провести параллели между рисунками детей-туземцев и рисунками детей-русских и сделать некоторые выводы.
 
 
3. Николая Баканаева, карагасского мальч. 15 л., уч. III отд. Схемат. изображение шамана во время камлания, исполн. цветными карандашами: красным, синим, желтым, зеленым, черным и фиолетовыми чернилами.
3. Николая Баканаева, карагасского мальч. 15 л., уч. III отд. Схемат. изображение шамана во время камлания, исполн. цветными карандашами: красным, синим, желтым, зеленым, черным и фиолетовыми чернилами.
 
 
Целью настоящего изложения ставится: а) указать на ценность детского рисунка туземных народов Сибири, б) обратить внимание на методы его исследования и в) подтвердить действие общего закона эволюции рисунка как первобытного человека, так современного графически неграмотного взрослого и ребенка всех народов.
 
 
4. А. Елбаскина. бурятского мальч. 15 л. с острова Ольхона. Бурятка варит тарасун. Рисунок с натуры
4. А. Елбаскина. бурятского мальч. 15 л. с острова Ольхона. Бурятка варит тарасун. Рисунок с натуры
 
 
Все, исследованные нами, коллекции рисунков туземных детей собраны исключительно по анкетному методу. Большинство из них собрано при содействии туземных школ (рисунки детей школьников). Туземная школа, используя детский рисунок для своих обще-педагогических целей, видимо, не установила еще определенных методов собирания и хранения его. Все школьные рисунки детей недостаточно документированы, сопровождаются только самыми ограниченными сведениями, как то: имя, фамилия и возраст автора, название школы — и только. Но и эти сведения имеются далеко не на всех рисунках. Таких же важных сведений, как причины и условия воспроизведения рисунка, общее развитие, условия домашней жизни здоровье и интересы ребенка — нет.
 
 
5. Анны Анхановой бурятской девочки 10 л., из улуса Бартурки Кудинской степи. Схематическое изображение бурятки в национальном костюме.
5. Анны Анхановой бурятской девочки 10 л., из улуса Бартурки Кудинской степи. Схематическое изображение бурятки в национальном костюме.
 
 
Подобная ограниченность сведений, сопровождающих рисунок, затрудняет исследование и значительно понижает ценность его, а иногда и совершенно уничтожает. Многие рисунки, лишенные каких бы то ни было сведений, представляют собой сорный материал, не годный к использованию. Например, рисунки 57 и 62, представляющие собой, как „схемо-каракули“, для 17-тилетнего возраста чрезвычайное, исключительное явление, не снабжены сведениями: какое имеют их авторы здоровье и умственное развитие — не дефективны ли, что вполне возможно, т. к. у нормально развитых детей таких рисунков в этом возрасте лично нам встречать еще не приходилось. Факт этот остается не освещенным и рисунки эти, в силу этого, нельзя использовать для изучения влияния дефективности на рисунок.
 
 
6. Ив. Мосоркина, мальчика якута 12 л. Таган с чайником на костре (схема).
6. Ив. Мосоркина, мальчика якута 12 л.
Таган с чайником на костре (схема).
 
 
Сбор рисунков русских детей производился нами в дошкольных учреждениях (детдома и сады) и школах 1-й и 2-й ступени при использовании нескольких методов, принятых другими исследователями. Кроме того, нами велось в течение трех лет наблюдение над графическим развитием своего ребенка в условиях естественного самопроявления ребенка.
 
 
7. Кузьмы Семенова, якут, мальч. 14 л. Подвал с земляной насыпью и прикрытием из дерева над дверью.
7. Кузьмы Семенова, якут, мальч. 14 л. Подвал с земляной насыпью и прикрытием из дерева над дверью.
 
 
8. Доржи, бурятск. мальч. 10 л. из Тункинского аймака. Бурят мнет кожи в деревянной кожемялке с помощью ворота (схема).
8. Доржи, бурятск. мальч. 10 л. из Тункинского аймака. Бурят мнет кожи в деревянной кожемялке с помощью ворота (схема).
 
 
9. Матвея Башиева, якут. мал. 17 л., из Баягантайского улуса. Изображено якутское зимнее жилище.
9. Матвея Башиева, якут. мал. 17 л., из Баягантайского улуса. Изображено якутское зимнее жилище.
 
 
10. Ивана Егорова, якут. мал. 17 л. Схематическое изображение якутского строения, видимо, жилища (не указано какого).
10. Ивана Егорова, якут. мал. 17 л. Схематическое изображение якутского строения, видимо, жилища (не указано какого).
 
 
11. Андр. Елбаскина, бурятск. мальч. 15 л. с остр. Ольхоня. Изобр. шестистенная бурятская юрта, покрытая землей.
11. Андр. Елбаскина, бурятск. мальч. 15 л. с остр. Ольхоня. Изобр. шестистенная бурятская юрта, покрытая землей.
 
 
12. Мотвея Додоева, бурятск. мальч. 10 л. с ост. Ольхона. Изображена бурятская трубка с металлическими оправой и чубуком (с натуры).
12. Мотвея Додоева, бурятск. мальч. 10 л. с ост. Ольхона. Изображена бурятская трубка с металлическими оправой и чубуком (с натуры).
 
 
13. Лапсондолмы, монг. девочки 15 л., из Северн. Монголии. Изображена монгольская войлочная юрта с трубой от железной печки, в которую идет дым.
13. Лапсондолмы, монг. девочки 15 л., из Северн. Монголии. Изображена монгольская войлочная юрта с трубой от железной печки, в которую идет дым.
 
 
14. Ив. Мосоркина, мальчика-якута 12 л. Пила (схема).
14. Ив. Мосоркина, мальчика-якута 12 л. Пила (схема).
 
 
При исследовании материал классифицировался по форме, содержанию и возрастным периодам3.
____________
3 По техническим и другим причинам расположить рисунки в соответствии с текстом не вполне представилось возможным. Распределение производилось по признаку общности содержания: человек, жилище, животные, охота и т. д. По тем же причинам вынуждены были отказаться в описании рисунков от объяснительного текста с туземными названиями. Например: конь — „морин“, мальчик — „хубун“ и т. д.
Обложка и рисунки гравированы автором на линолеуме; в зависимости от свойств этого материала (фактуры) некоторые особенности оригиналов сгладились.
 
 
15. Н. Баканаева, мальчика-карагасса 15 л., уч. III отд. Охотник преследует зверя (схема).
15. Н. Баканаева, мальчика-карагасса 15 л., уч. III отд.
Охотник преследует зверя (схема).
 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
I. Современное состояние вопроса ... 3
II. Методы исследования ... 11
III. Эволюция рисунка ... 25
VI. Содержание и форма рисунка ... 36
V. Значение и ценность рисунка ... 45
 

 

 

Примеры страниц

 
Детский рисунок туземных народов Сибири : 87 рисунков в тексте / П. Ф. Требуховский ; Этнологическая секция Восточно-Сибирского отдела Государственного Русского географического общества. — Иркутск, 1926  Детский рисунок туземных народов Сибири : 87 рисунков в тексте / П. Ф. Требуховский ; Этнологическая секция Восточно-Сибирского отдела Государственного Русского географического общества. — Иркутск, 1926
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 26,0 МБ).
 
 

15 сентября 2022, 9:51 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
Дмитрий Петрович Кочуров, юрист
Архитектурное бюро КУБИКА
Архитектурное бюро Шевкунов и Партнеры
СК «Стратегия»
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Архитектурное бюро «РК Проект»