|
Журнал «Архитектура СССР». — Москва, 1933—1992Архитектура СССР : Ежемесячный теоретический, научно-практический журнал : Орган Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и Союза архитекторов СССР. — Москва, 1933—1992
«Архитектура СССР» — иллюстрированный ежемесячный журнал, издававшийся в СССР с 1933 по 1992 год. Печатный орган Союза архитекторов СССР и также Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре. Освещал вопросы архитектуры и градостроительства.
В июле 1933 года вышел первый номер журнала. Журнал издавался ежемесячно до июня 1941 года. С 1942 по 1947 год издавался не периодично (за это время вышло 18 выпусков). С 1948 по 1951 год журнал не издавался. С ноября 1951 года журнал вновь выходил ежемесячно. 1 июня 1992 года вышел приказ Стройиздата о закрытии журнала.
TEHNE планирует собрать на данной странице все выпуски журнала. Отдельные статьи будут выложены в полнотекстовом виде (см. гиперссылки в оглавлениях).
Источники формирования коллекции:
Наши задачи // Архитектура СССР : Ежемесячный журнал : Орган Союза советских архитекторов : № 1, 1933. — Москва, 1933. — С. 1—2.НАШИ ЗАДАЧИ
Союз советских архитекторов приступает к изданию собственного печатного органа в пору, когда вся советская архитектура переживает процесс глубокой внутренней перестройки. Начало этой перестройки было положено историческими решениями партии, — постановлениями прошлогоднего июньского пленума ЦК, принятыми по докладу Л. М. Кагановича, о социалистической реконструкции городов и решением ЦК от 23 апреля 1932 г. о литературно-художественных организациях. Сущность этой перестройки, основное содержание сегодняшнего дня в жизни нашего архитектурного фронта — борьба за полноценную советскую архитектуру, способную ответить гигантским требованиям эпохи и создать произведения, достойные этой эпохи.
Советская архитектура создала на протяжении всего реконструктивного периода немало выдающихся сооружений, многие из которых прочно войдут в архитектурную историю нашего времени как яркие образчики советской архитектурной мысли. Однако, — и это надо признать совершенно отчетливо, — средний уровень нашей архитектурной практики оставался до сих пор весьма низким и находился в резком несоответствии с качественными требованиями социалистического строительства. Это явное отставание нашей архитектуры привело к значительному количеству низкокачественных, штампованых построек, подчас вовсе лишенных какого бы то ни было архитектурного лица.
Самым вредным проявлением отставания нашей архитектуры и служит этот псевдо-архитектурный примитив „домов-коробок“, вытеснивший в очень большом числе случаев даже намеки на творческий подход к архитектурному заданию.
Поэтому первейшей задачей, перед которой оказалась советская архитектура в момент своей творческой перестройки, явилось преодоление этого коробочного штампа, постановка во весь рост проблемы социалистического качества нашей архитектурной продукции, — проблемы идейно-художественного содержания архитектурной работы.
Творческая деятельность Союза советских архитекторов и вся литературно-научная и публицистическая работа его органа — журнала „Архитектура СССР“ — должна проходить под знаком этой борьбы, борьбы за полноценную советскую архитектуру.
Нет никакого сомнения в том, что в значительной мере архитектурный „коробочный“ брак обязан своим обилием ложно понятым требованиям экономии и дешевизны в строительстве. Но не приходится отрицать также и того, что большую роль сыграл здесь и определенный архитектурный „принцип“, — своего рода художественный нигилизм, — диктовавший проектировщикам отказ от всяких элементов художественной выразительности и сводивший все архитектурное задание к сумме „технико-функциональных“ условий.
Низкий уровень художественной культуры в нашей архитектурной практике, в нашей архитектурной школе — вот что явилось прямым следствием подобных установок и вот что требует теперь настойчивого, упорного преодоления, настойчивой борьбы за искусство архитектуры!
На путях этой борьбы советская архитектура должна решительно отвергнуть формалистические рецепты архитектурного творчества и формальный подход к своим задачам. Архитектурному формализму, — во всех его многочисленных разновидностях, — надо противопоставить стремление к глубокому и ясному выражению, — архитектурными средствами, в архитектурных образах, — всего громадного содержания нашей эпохи. Новое социальное содержание, лежащее в основе каждого советского сооружения, должно диктовать архитектору как соответствующую технико-экономическую организацию здания, его планировку и внутреннее устройство, так и его архитектурно-художественное решение.
В борьбе за творческий рост советской архитектуры громадное значение приобретает проблема критического усвоения архитектурного наследства прошлого. Анализ нашей архитектурной практики показывает, что игнорирование или же неправильная постановка этой проблемы явилась одним из факторов, мешавших полнокровному творческому развитию советской архитектуры.
Углубленное изучение и критическое использование культурного наследства на основе указаний Маркса, Ленина и Сталина должно привести к творческому обогащению советской архитектуры, содействовать ее движению вперед, к новому социалистическому содержанию, к новому социалистическому стилю.
Поэтому советская архитектура должна решительно противостоять всяким попыткам, под флагом „проблемы наследства“, вернуть нашу архитектуру на исхоженные дороги буржуазной эклектики, безжизненного реставраторства старых исторических стилей — попыткам привить нашей архитектурной практике вместо живого идейно-содержательного творчества мертвенные имитации старины, бутафорские подделки „под античность“, „под ренессанс“ и т. п. С такого рода пониманием проблемы наследства наш журнал будет вести настойчивую борьбу. Не подражательные стилизации и не эклектическая мешанина из стилей, а глубокое усвоение выработанных старой архитектурой композиционных средств и принципов для выражения совершенно нового социального содержания, для создания полноценных архитектурных образов, — вот какой смысл и какие формы должно иметь использование ценностей прошлого в советском архитектурном творчестве,
Громадное значение для качественного подъема нашей архитектурной практики будет иметь перестройка самых методов работы архитектора и, больше того, — самого типа архитектора: в этом смысле особенно важна ликвидация разрыва между проектированием и строительством. Этот вреднейший разрыв, обрекавший архитектора на кабинетное, бумажное творчество, делал его фактически неответственным за архитектурное качество реального сооружения. Оторванность архитектора-проектировщика от строительства способствовала низкому уровню выполнения строительных работ, плохой отделке здания, низкой культуре деталей. Советский архитектор должен обладать такими правами и обязанностями, которые наделяли бы его ответственностью за архитектуру реального сооружения, а не только за проект. Архитектор должен участвовать во всем процессе строительства — от приступа к проектированию до сдачи готовой постройки. „Архитектор — на леса!“ — таков один из лозунгов, за которые будет бороться наш журнал.
Социалистическое строительство выдвигает перед архитектором ряд совершенно новых ответственнейших заданий и в то же время предоставляет архитектурному творчеству такие возможности и просторы, каких не знала ни одна эпоха архитектурной истории.
Борясь за творческий рост советской архитектуры, за всестороннее развитие ее художественных возможностей, мы в то же время не должны ни в какой степени ослаблять внимание к вопросам технико-конструктивной вооруженности архитектора. Только архитектор, располагающий всеми наиболее высокими достижениями и методами современной строительной техники, в состоянии ответить требованиям, предъявляемым социалистическим строительством, и добиться высокого уровня архитектурного качества своих произведений.
Архитектура капиталистического мира переживает сейчас глубокий внутренний кризис, захвативший все решительно течения и группировки архитектурных сил во всех странах. На фоне резкого свертывания и прекращения строительной деятельности расцветают всяческие реакционные течения, зовущие назад, к реставрации старых „национальных“ стилей. Эти национал-стилизаторские тенденции получают поддержку со стороны фашистских сил. В фашистской Германии эта архитектурная реакция становится частью правительственной программы и сопровождается усиленным внедрением „национального духа“ в архитектуру.
В этих условиях мировой резонанс советского архитектурного творчества приобретает особенно значительное и яркое звучание. Учет этого международного значения советской архитектуры, укрепление ее связей с передовыми революционными течениями архитектурной мысли Запада должны составить одну из важных задач органа Союза советских архитекторов.
Громадные творческие задачи, стоящие перед нашей архитектурой, требуют широкого и активного соревнования отдельных творческих течении советского архитектурного фронта. Это соревнование должно иметь своей целью создание в различных отраслях нашей строительной деятельности таких архитектурных образцов, которые наиболее полно отвечая технико-утилитарным и бытовым требованиям, предъявляемым к тому или иному сооружению, в то же время давали бы архитектурное выражение нашей эпохи. Советская архитектура должна стремиться в своих стилевых исканиях к реалистическим началам, — к ясности, четкости своих образов, их легкой читаемости и доступности массовому восприятию.
Страницы нашего журнала, — органа борьбы за социалистическую архитектуру, — будут посвящены всестороннему освещению и критике творческих исканий, практики, творческого соревнования и обмена опытом отдельных течений, коллективов и мастеров советского архитектурного фронта.
СОДЕРЖАНИЕ № 1—6 „АРХИТЕКТУРА СССР“ за 1933 год
Ансамбль в архитектурном облике Ленинграда. Л. Ильин. V, 9
Архитектура в борьбе за качество. II, 1
Архитектура и проектирование городов. В. Симбирцев. VI, 4
Архитектура и свет. Д. Аркин. V, 16
Архитектура советских фабрик и заводов. И. С. Николаев. II, 9
Архитектура электростанций. И. Антипов. III—IV, 26
Дворец советов. I, 3
Задачи научно-исследовательской работы. VI, 1
Наши задачи. I, 1
Новые типы жилых сооружений для Средней Азии. V, 22
Новые типы жилищных сооружений Киргизии. V, 22
Перестройка архитектурной и планировочной работы в Москве. V, 1
Планировка жилых кварталов соцгорода. Арх. П. Н. Блохин. V, 4
Планировка Ленинграда. Д. Аранович, V, 12
Подготовка архитектурных кадров. III—IV, 1
Реконструкция ул. Горького. Акад. А. В. Щусев. I, 11
ПРАКТИКА
Архитектура жилья. М. О. Барщ и Г. А. 3ундблат. VI, 15
Архитектурное оформление магистрали Москва—Донбасс. М. Я. Гинзбург. III—IV, 44
Аэропорт в Москве. I, 20
Большое Запорожье. Г. Орлов. III—IV, 33
Две площади в Новой Горловке. А. Э. VI, 22
Дом культуры в Нальчике. Г. Гольц. С. Кожин, И. Соболев и М. Парусников. III—IV, 42
Зеленый театр в Московском парке культуры и отдыха. Арх. Л. Чериковер. III—IV, 40
Клуб завода „Серп и молот“. Арх. И. Милинис. I, 16
Мебель и оборудование. Н. Ганин. II, 21
Перепланировка театра-сада „Эрмитаж“ в Москве. В. Леонидов. II, 15
Проект застройки квартала по Б. Грузинской ул. в Москве. VI, 23
Схема перепланировки Харькова. Проф. А. Л. Эйнгорн. VI, 12
Реконструкция ул. Новая Дмитровка в Москве. К. Алабян и В. Симбирцев. III—IV, 38
Санаторий в Барвихе. Б. М. Иофан. VI, 24
Универмаг и жилой корпус на ул. Дзержинского. Акад. И. А. Фомин. I, 14
Фабрики-кухни Ленинграда. Бригада арх. А. Барутчев, И. Гильтер, О. Меерзон, Я. Рубанчик. II, 18
Центральный стадион СССР в Москве. H. Колли. II, 16
Школьное строительство Ленинграда. В. Пасковский. VI, 20
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Генеральная схема реконструкции Москвы. V, 55
Ново-Мясницкая улица. Б. М. Великовский. V, 57
ТРИБУНА АРХИТЕКТОРА
Как я работаю. Анкета. Статьи: И. В. Жолтовского, Б. М. Иофана, И. А. Фомина, К. С. Мельникова, И. А. Голосова, И. И. П. Ауда, И. Франка, Р. Малле-Стевена, Р. Фишера, В. Буржуа. А. Люрса, Г. Мейера, Г. Шмидта. V, 28; VI, 27
К вопросу о художественном образе в архитектуре. И. Маца. V, 36
От проекта к его реализации. Статьи: И. Черкасского, Я. Загера. П. Голосова, М. Гинзбурга, Г. Бархина. I, 33
О сотрудничестве архитектора со скульптором и художником. Статьи: И. Фомина, Д. Фридмана, В. Фаворского, Б. Королева. II, 32
Творческая дискуссия Союза советских архитекторов. III—IV, 4
В МАСТЕРСКОЙ АРХИТЕКТОРА
Архитектор И. А Голосов. Р. Хигер. I, 22
Мой творческий путь. Илья Голосов. I, 23
Творчество бр. Весниных. Р. Хигер. III— IV, 46
СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И МАТЕРИАЛЫ
Новые конструкции и материалы. Н. Стамо. V, 42
Болезни зданий и их влияние на внешность строений. И. А. Ковельман. V, 43
АРХИТЕКТУРА—СКУЛЬПТУРА—ЖИВОПИСЬ
Выставка скульптуры. А. Бассехес. III—IV, 53
Две выставки. С. Ромов. II, 30
Декоративная ткань и внутреннее оформление зданий. Т. Арманд. VI, 44
Социалистический город в рисунках детей. Б. III—IV, 60
Фрески В. А. Фаворского и Л. А. Бруни А. Бассехес. I, 26
АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО
Архитектурная композиция античного города Н. И. Брунов. II, 25
История одной архитектурной темы (Римский Пантеон и его роль в мировой архитектуре). Н. И. Брунов. VI, 38
Рисунок архитектора. Д. Аркин. I, 28
ЗАПАД
Адольф Лоос. Д. Аркин. VI, 51
Вокзал в Цинцинатти. VI, 47
В поисках спасения. И. Маца. VI, 52
Две международные выставки. Д. А. III—IV. 55
Десять лет новой архитектуры. П. Ф. Крэт. V, 50
„За или против орнамента“. О. Бубнова. II, 35
Из путевого дневника архитектора. Ганнес Мейер. I, 36
Международные выставки. II, 36
Революционный фронт архитекторов Запада. А. У. II, 34
Фашизм и архитектура. А. Урбан. II, 34
Школа им. К. Маркса в Вильжюиф. Л. Муссинак. III—IV, 52
Яромир Крейцар. II, 36
Архитектурный дневник. 1, 39; III—IV, 61
Хроника. I, 39; II, 38; III—IV, 62; V, 60; VI, 54
Архитектура и печать. II, 38; III—IV, 63; VI, 54
СОДЕРЖАНИЕ №№ 1—12 „АРХИТЕКТУРЫ СССР“ за 1934 г.
Архитектура и техника. IV, 1. Всесоюзное совещание советских архитекторов. XI, 1.
Год работы проектных и планировочных мастерских Моссовета.
Статьи:
B. Дедюхина, Н. Колли, К. Мельникова, В. Вольфензона, А. Щусева, H. Ладовского, М. Крюкова, М. Синявского, М. Гинзбурга, А. Мешкова, И. Длугача. IX, 9.
Город социализма и его архитектура. Л. Перчик. I, 3.
За боевую марксистскую критику. XII, 3.
Конкурс форпроектов Дома Наркомтяжпрома в Москве. X, 6.
Ленинские памятники. Б. Терновец. I, 12.
Мыслить в камне, стекле и железе. И. Сельвинский. XI, 6.
Обращение к архитектору. Е. Кригер. I, 8.
О качестве планировочной работы. C. Горный. X, 28.
Планировка пригородной зоны Москвы. В. Бабуров. X, 24.
Предметность, масштабность, реализм. В. Фаворский. XI, 5.
Проблемы национальной архитектуры советского Востока. VIII, 1.
Проблема жилья. М. Шагинян. XI, 4.
Против эклектики. Д. А. II, 7.
Речь о пролетарской архитектуре. А. В. Луначарский. VIII, 4.
Смотр архитектуры. V, 1.
Советские архитекторы готовятся к съезду. X, 1.
Съезд победителей. II, 2.
Съезд советских писателей. IX, 1.
Форум социалистической Москвы. Л. Лисицкий. X, 4.
Эстетические задачи планировки городов. В. и С. Покшишевские. XII, 35.
ПРАКТИКА
Архитектурная реконструкция Киева. М. Холостенко. XII, 19.
Астраханский водный вокзал. Г. Мовчан. X, 40.
Вокзалы водного транспорта. Я. Корнфельд. X, 36.
Дворец культуры Пролетарского района г. Москвы. Я. Корнфельд. I, 28.
Дворец техники в Москве. А. Карра. III, 28.
Дипломные работы Московского архитектурного института. И. Николаев. IV, 42.
Дипломные работы Московского архитектурного института. Б. Коршунов. VI, 32.
Дом на Моховой. Р. Хигер. VI, 20.
Дом ВЭО в Дангауэровке. А. Карра. VIII, 32.
Дом сотрудников московской милиции. IX, 26.
Жилой дом Ленинградского совета Е. Левинсон, И. И. Фомин III, 42.
Жилой дом на Моховой в Москве. VI, 18.
Жилой дом РЖСКТ МББ ж. д. в Москве. Р. Хигер. VII, 41.
Жилищная архитектура среднеазиатского города. В. Лавров, VIII, 40.
Здание Ленинского комвуза. А. Власов. VII, 36.
Здание Народного комиссариата внутренних дел в Москве. X, 32.
Кабардино-Балкарская область строит агрогород. Ф. Ботов. VIII, 36.
Кинотеатр в колхозе. П. Дерид. III, 34.
Ленинский комвуз на Воробьевых горах в Москве. В. Кусаков. VII, 38.
Малые архитектурные формы в городе. И. Ламцов. VII, 50.
Морские вокзалы в Сочи. X, 38.
Новые ленинградские постройки. X, 46.
Новые магистрали Москвы
Мясницкая — Черкизово. Н. Поляков. XII, 30.
Реконструкция Арбатского радиуса. А. Мешков. XII, 33.
Новые ташкентские текстильные фабрики. И. Николаев. XI, 28.
О сцене Центрального театра Красной армии. И. Мальцин. IV, 11.
Планировка Замоскворечья. С. Бабаев. XI, 31.
Проектирование и строительство театров в СССР. Г. Крутиков. III, 8.
Проектирование фасадов Горного института в Москве. В. Кринский и А. Рухлядев.
Проект Радиодома в Москве. Арх. А. Душкин, А. Мордвинов, К. Соломонов. I, 36.
Проект Дома транспортной техники в Москве. В. Владимиров, Г. Луцкий, Ю. Савицкий. I, 40.
Проект Государственного театра в Ашхабаде. И. А. Фомин и М. Минкус. IX, 22.
Проект Большого государственного театра в Минске. Г. Бархин и М. Бархин. XII, 26.
По линии наименьшего сопротивления. IV, 50.
Работы проектной мастерской № 2 Наркомтяжпрома. В. Попов. X, 42.
Реконструкция улицы Горького. С. Чернышев. VIII, 22.
Санаторий-гигант. М. Мержанов. VIII, 28.
Стадион-холм на «Стрелке» Крестовского острова в Ленинграде. А. Богословский. III, 40.
Центральный театр Красной армии. К. Алабян и В. Симбирцев. IV, 3; IX, 18.
Центральный парк культуры и отдыха им. Горького. А. Власов. VII, 44.
Центральная магистраль столицы. А. Бунин. VIII, 25.
Четыре здания. Р. Хигер. I, 16.
Социалистический Харьков
Перепланировка и архитектурная реконструкция Харькова. А. Эйнгорн. II, 38.
Реконструкция театра в Харькове. О. Касьянов. II, 52.
Площадь Дзержинского в Харькове. И. Сосфенов. II, 60.
Социалистический Баку
Дворец книги в Баку. С. Пэн. VI, 52.
Новый Баку. Путевые заметки. И. Сосфенов. VI, 36.
Планировка Баку. В. Семенов-Прозоровский. VI, 46.
Советская Армения
Архитектура советской Армении. Г. Кочар. XI, 8.
Новые горизонты. М. Мазманян. XI, 21.
Розовая столица. Из путевых впечатлений. Н. Соколова. XI, 14.
Строительные материалы Армении. А. Манандян. XI, 25.
АРХИТЕКТУРА ГОРОДСКОЙ ПЛОЩАДИ
Архитектурная композиция площади. А. Бунин и М. Круглова. II, 18.
Площади Москвы.
Статьи: Г. Бархина, Б. Иофана и В. Щуко, С. Чернышева, А. Мешкова, И. Жолтовского, А. Щусева, Б. Кондрашева, Н. Ладовского. II, 10.
ПРОБЛЕМА ТРАНСПОРТА В ГОРОДСКОЙ ПЛАНИРОВКЕ
Внеуличные пересечения в планировке городов. В. Образцов. XI, 38.
Транспорт и архитектура площадей движения. А. Жуковский. XI, 35.
РЕКА В ГОРОДЕ
Мост и город. П. Щусев. II, 26.
Московские набережные. Т. Варенцев и В. Лавров. IV, 15.
Река и город. С. Чернышев. IV, 12.
Строительство набережных. А. Страментов. IV, 17.
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРЬЕРА
Архитектура интерьера. VII, 1.
Интерьеры комбината «Правды». И. Липецкий. VII, 27.
Искания новой архитектуры в области интерьера жилых зданий. Ганс Шмидт. VII, 30.
Осветительные приборы. С. Майзель. VII, 30.
Творческая трибуна.
Статьи: А. Веснина, И. Фомина, Г. Гольца, М. Гинзбурга, С. Кожина, Г. Шмидта, Л. Бумажного. VII, 3.
АРХИТЕКТУРА И МЕБЕЛЬ
Декоративные ткани Германии и Франции. И. Работнова. IX. 50.
Окраска зданий. С. Алексеев. IX, 53.
О новой мебели. Н. Гучев и Н. Попов. IX, 39.
Работы 12-й мастерской. Н. Боров. IX, 45.
АРХИТЕКТУРА РАБОЧЕГО ОТДЫХА
Архитектура и зелень. С. Георгиевский. V, 52.
Зарубежное паркостроение. Л. Л. V, 38.
Композиция и архитектоника парков. А. Карра. V, 42.
Парки культуры и отдыха городов-новостроек. Л. Лунц. V, 20.
Планировка и архитектура парка культуры и отдыха. Д. Аранович. V, 30.
Санаторное строительство в СССР. A. Дунаевский. V, 58.
ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ДВОРЦА СОВЕТОВ
Постановление Совета строительства Дворца Советов.
Проблемы акустики Дворца Советов. С. Лифшиц. V, 74.
Световое оформление Дворца Советов. С. Майзель. V, 68.
Эскизный проект Дворца Советов. III, 1.
ТВОРЧЕСКАЯ ТРИБУНА
Архитектура советского Востока. А. Щусев. VIII, 8.
Проблемы современной архитектуры. М. Гинзбург, В. Веснин, А. Веснин. II, 63.
Уроки майской архитектурной выставки
Творческая дискуссия в Союзе советских архитекторов. VI, 2.
Архитектура и техника
Архитектурные возможности современной индустрии. М. Гинзбург. IV, 30.
Архитектурное освоение новых материалов. К. Мельников. IV, 37.
О материале и стиле. Н. Колли. IV, 34.
Палитра архитектора. И. Леонидов. IV, 32.
Правда материала. А. Буров. IV, 36.
Против фетишизации материала. И. Фомин. IV, 23.
Строительная техника и архитектурные пропорции. Ю. Милонов. IV, 38.
Дискуссии о новых зданиях
Архитектура жилого дома. Р. Хигер. XII, 12.
Большой перелом. Ганнес Мейер. XII, 10.
Дворец правительства СССР Грузии. B. Кокорин. VIII, 11.
Дворец культуры и науки в Верхнеудинске. А. Федоров. VIII, 14.
Дворец культуры в Нальчике. С. Кожин, VIII, 17.
Дворец Советов Кабардино-Балкарии в Нальчике. М. Парусников, И. Соболев. VIII, 18.
Здание университета для Алма-Ата. Н. Селиванов, В. Сергеев, Н. Петров. VIII, 20.
Проект театра в Ташкенте. В. Кокорин. XII, 14.
Дом Наркомвнудела в Москве
Неорганическая архитектура. М. Синявский. XII, 6.
Эклектическая рецептура. В. Веснин. XII, 5.
Дом Наркомлегпрома в Москве
Легкость, стройность, ясность. А. Веснин. XII, 9.
О простоте и богатстве. И. Фомин. XII, 8.
Ошибки замысла. С. Кожин. XII, 9.
Произведение мастера. Н. Колли. XII, 7.
В МАСТЕРСКОЙ АРХИТЕКТОРА
Мастера молодой архитектуры. (А. Власов, И. Леонидов, М. Барщ, М. Синявский). Р. Хигер. IX, 33.
Творчество И. А. Фомина. Д. Аранович. IX, 28.
СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
Диспетчерское управление на стройплощадке. С. Герштейн. VI, 68.
Зашла ли архитектурная акустика в тупик? С. Лившиц. X, 70.
Новое в акустике общественных сооружений. Г. Людвиг. I, 61.
Окно (обзор конструкций). Макс Мюллер. I, 71.
Организация градостроительных работ. Л. Стамо. III, 58.
Передвижение зданий как средство при перепланировке города. Вс. В. Корчагин. VII, 64.
Строительная акустика под ударами т. Лифшица. Г. Людвиг. X, 72.
КУЛЬТУРА ДЕТАЛЕЙ
Качество Строительства и культура отделочных работ. И. Черкасский. V, 4.
Отделка и детали. Б. Блохин. VI, 24.
Скобяные детали. Б. Блохин. III, 54.
Станции метро. В. Дедюхин. V, 14.
АРХИТЕКТУРА — СКУЛЬПТУРА — ЖИВОПИСЬ
Возрождение архитектурной керамики. С. Ромов. VI, 64.
Монументальная керамика в современной архитектуре. 3. Васильева, Вл. Ковальский, А. Траскунов. VI, 67.
АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО
Брунеллески. Г. Гольц и С. Кожин. IV, 63.
Майолика в архитектуре. А. Башкиров. IX, 56.
Основные начала теории архитектуры эпохи Ренессанса. М. Холостенко. XI, 55.
Пиранези как архитектурный мыслитель. А. Сидоров. VIII, 69.
Проблема масштабности в архитектуре. А. Цирес. XII, 44.
Проблема реализма в архитектуре. А. Некрасов. I, 52.
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ
Альберти и архитектурные теории Ренессанса. А. Габричевский. VIII, 51.
Архитектура эпохи Французской революции. Д. Аркин. VIII, 60.
Проблема масштаба в классической греческой архитектуре. Н. Брунов. VIII, 48.
Проблема синтеза в искусстве Ренессанса (станцы Рафаэля). М. Алпатов. VIII, 55.
АРХИТЕКТУРНЫЙ АРХИВ
Архитектурные хранилища Ленинграда. С. Земцов. XII, 59.
Архитектор-декабрист. А. Прибыткова-Фролова. IX, 65.
Башни и замки южной Осетии. С. Бессонов. III, 66.
Из писем старых мастеров
Леоне-Баттиста Альберти к Филиппо Брунеллески. XI, 63.
Леоне-Баттиста Альберти к Матеодо Басти в Римини. XI, 64.
Крепостные архитекторы в Архангельском. С. Бессонов. IX, 67.
Материалы для биографии Гваренги. С. Земцов. III, 62.
Неизвестный проект Гваренги. А. Некрасов. XI, 62.
ЗА РУБЕЖОМ
Андре Люрса о советской архитектуре. VI, 63.
Архитектура Анкары. О. Бубнова. III, 44.
Заметки об американской архитектуре. Д. Аркин. I, 42.
Как я работаю. Ф.-Л. Райт. II, 70.
Колониальная архитектура. Л. Ремпель, Т. Вязниковцева. XI, 42.
Метро на Западе. Путевые заметки. С. Кравец. IV, 52.
Миланская конференция по архитектурному образованию. X. Армен. II, 72.
Несколько слов об архитектуре Турции. Семих-Рюстем. VI, 62.
Новая архитектура Испании. VII, 63.
Новые павильоны Чикагской выставки. IX, 63.
О современной архитектуре Запада. Г. П. Берлаге. VII, 58.
Последние работы Ле-Корбюзье. III, 51.
Сегодняшний день французской архитектуры. А. Люрса. III, 48.
Советский архитектор в Турции. И. Николаев. VI, 56.
Спортивная архитектура Запада. А. Жуковский. XII, 52.
Театр, кино, концертный зал на Западе. Я. Корнфельд. III, 18.
Творчество Г. П. Берлаге. Д. Аркин. VII, 53.
Тоннель Мерсей в Англии. VIII, 76.
АРХИТЕКТУРА И КНИГА. II, 74; III, 70; IV, 72; V, 77; VI, 70; VIII, 79; X, 75; XI, 65.
ПО СТРАНИЦАМ ИНОСТРАННЫХ ЖУРНАЛОВ. I, 76; II, 74; III, 73; IV, 72; V, 77; VI, 71; VII, 72; VIII, 77; IX, 70; X, 76; XI, 67; XII, 62.
ХРОНИКА. I, 78; II, 73; IV, 73; VIII, 77; IX, 71.
СОДЕРЖАНИЕ №№ 1—12 „АРХИТЕКТУРЫ СССР“ за 1935 г.
Архитектура жилого интерьера. А. Урбан, VI, 11.
Архитектура московского метро. Н. Я. Колли. IV, 3.
Великие творческие задачи. V, 2.
Вопросы архитектуры в легкой промышленности. Б. В. Гладков. VI, 7.
Итоги Всесоюзного творческого совещания архитекторов. VII, 1.
За укрепление архитектурных организаций на местах. IV, 1.
К новым победам. I, 1.
Конкурс форпроектов зданий Академии наук в Москве. Р. Xигер. III, 10.
Конструктивизм и функционализм. Н. А. Милютин. VIII, 5.
Лучшие люди социалистической родины. XII, 1.
Московский метрополитен построен. II, 1.
Московский метро построен. III, 1.
«Новая архитектура». И. Л. Маца. IX, 3.
О природе архитектуры. И. Маца. III, 7.
Оргкомитет Союза советских архитекторов Л. М. Кагановичу. III, 4.
Основные вопросы архитектурной светотехники. А. Дамский, V, 72.
План социалистической Москвы. VIII, 1.
Планировка Москвы и мировые центры. Н. Несис. XII, 7.
Планировка промышленных районов. М. П. Макотинский. VII, 27.
Сталинский устав колхозной жизни. III, 6.
Строительству новой Москвы — мощную техническую базу. IX, 1.
Уроки Всесоюзного творческого совещания. VI, 1.
ПРАКТИКА
Государственная библиотека СССР имени Ленина. Я. Корнфельд. II, 68.
Два дома на Садовой. В. Кусаков. XII, 44.
Дворец физкультуры завода им. Авиахима. И. Сосфенов. VII, 35.
Декорация и образ. Г. Зундблат. III, 29.
Дом культуры ЛОСПК в Ленинграде. Е. А. Левинсон. VI, 48.
Жилой дом для инженерно-технических работников. И. 3. Вайнштейн. XII, 38.
Жилой дом в Пименовском переулке в Москве. А. Власов. III, 29.
К вопросу о нормах проектирования театральных сооружений. М. Георгиевский. III, 37.
Конкурс проектов Дворца советов АЗССР (Баку). П. Фридолин. IV, 64.
Культура советского жилья. М. Барщ. I, 20.
Невыразительная архитектура. В. Кусаков. VIII, 19.
Новое здание гостиницы Моссовета. А. И. Некрасов. II, 59.
Новые ленинградские постройки. I, 25.
Новые набережные Москвы. И. А. Француз. VIII, 22.
О доме культуры на проспекте Кирова в Ленинграде. В. Кусаков. VI, 51.
О проекте Центрального дома Аэрофлота. В. Кусаков. I, 23.
Опыт архитектурной реконструкции жилого дома. Д. Д. Булгаков. XII, 42.
Опыт проектирования квартала крупноблочного строительства в Москве. П. Ревякин, А. Зальцман, К. Соколов. III, 31.
Планировка курорта Сочи-Мацеста. H. 3. Несис. IX, 43.
Планировка южного берега Крыма. М. Я. Гинзбург. VI, 39.
Проект застройки Сталиногорска. A. А. Галактионов. IV, 69.
Проект парка культуры и отдыха в Тифлисе. М. Я. Гинзбург. IX, 35.
Проект Центрального физкультурного комбината Средней Азии. B. Калмыков. VI, 43.
Проектирование правительственного центра УССР в Киеве. А. Г. Молокин. IX, 11.
Проспект «Шарикоподшипника». П. Диденко. VI, 37.
Работы 4-й планировочной мастерской Моссовета. Г. Бархин. I, 16.
Реконструкция Ленинграда. XII, 3.
Реконструкция театров Камерного и им. Станиславского в Москве. В. Симбирцев. IX, 29.
Реконструкция центральных улиц Москвы. А. Родин. I, 10.
Центральная площадь, Дом советов и гостиница в Сталинске. В. Кусаков. III, 35.
Центральный дом Аэрофлота. Д. Чечулин. I, 22.
РЕКОНСТРУКЦИЯ МОСКВЫ
Социалистическая Москва. X—XI, 1.
Архитектурное лицо новой Москвы. С. Е. Чернышев. X—XI, 6.
Новая территория
Новый юго-западный район. А. Н. 3аславский. X—XI, 13.
Магистрали, улицы, набережные
Магистраль Всехсвятское — завод им. Сталина. Г. Я. Козелков. X—XI, 17.
Измайлово — площадь Дзержинского. Н. X. Поляков. X—XI, 21.
Площадь и проспект Дворца советов. Б. М. Иофан. X—XI, 25.
Улица Дзержинского — Сретенка — 1-я Мещанская. Г. Б. Бархин. X—XI, 29.
Водная система и набережные Москвы. И. А. Француз. X—XI, 33.
Площади
Реконструкция московских площадей. Д. М. Аранович. X—XI, 37.
Озеленение города
Зелень в Москве. В. И. Долганов. X—XI, 45.
Центральный парк столицы. А. В. Власов. X—XI, 48.
Парк им. Сталина в Измайлове. М. П. Коржев, М. И. Прохорова. X—XI, 50.
Планировка Сокольнического парна А. Я. Карра. X—XI, 54.
Застройка квартала
Квартал в новой Москве. П. И. Гольденберг. X—XI, 59.
Архитектура Москвы
Архитектура революционных лет. Р. Я. Хигер. X—XI, 65.
Архитектурное наследство
Московский кремль. Стены и башни. А. И. Некрасов. X—XI, 69.
Архитектурные памятники Москвы до эпохи классицизма. А. И. Некрасов. X—XI, 77.
Классицизм и ампир в Москве. Д. Е. Аркин. X—XI, 82.
Эпоха модерна в архитектуре Москвы. Л. И. Ремпель, Т. В. Вязниковцева. X—XI, 90.
Как росла старая Москва. П. И. и Б. И. Гольденберг. X—XI, 94.
Хроника. X—XI, 105.
Приложение. Схема реконструкции Москвы.
ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА
Архитектура культурно-бытовой группы на заводе. М. Г. Бархин. II, 55.
Архитектурная организация промышленной территории. А. Э. 3ильберт. II, 41.
Архитектура производственного цеха. В. А. Мыслин. II, 46.
Заметки о промышленной архитектуре. Д. Аранович. VIII, 11.
Из истории промышленной архитектуры. И. С. Николаев. II, 35.
Интерьер промышленных зданий. А. С. Фисенко. II, 51.
КОЛХОЗНАЯ АРХИТЕКТУРА
Большая архитектурная задача. H. Беккер и М. Полищук. I, 4.
Архитектура агрогорода. В. Кокорин. I, 8.
Клуб в колхозе. Р. Xигер. I, 6.
ТРАНСПОРТНАЯ АРХИТЕКТУРА
Архитектура вокзалов. Г. Волошинов. V, 62.
Задачи архитектуры на железнодорожном транспорте. Д. Шермергорн. V, 57.
ПЛАНИРОВКА ГОРОДА
Ансамбль в архитектуре города. Л. А. Ильин. V, 41.
Вопросы архитектурно-планировочного ансамбля. В. Лавров. V, 51.
АРХИТЕКТУРА ШКОЛЬНОГО ЗДАНИЯ
Архитектура московских школ. Д. М. Аранович. XII, 14.
Архитектура школьного здания на Западе. V, 35.
Новые ленинградские школы. В. Твелькмейер. XII, 32.
Новые формы школьного строительства. А. Щелоков. V, 25.
Новые школы Москвы. Я. Корнфельд. V, 27.
Опыт строительства школ на Западе. А. Люрса. V, 38.
АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дипломные проекты отделения промышленного строительства Военно-инженерной академии. М. Г. Бархин. III, 24.
Учебный план архитектурного вуза. М. Сережинкин. III, 22.
ТВОРЧЕСКАЯ ТРИБУНА
Всесоюзное творческое совещание архитекторов в Ленинграде 20—23 мая 1935 г.
Архитектура Украины. Доклад А. Г. Молокина. VII, 14.
Архитектурная практика Москвы. Доклад Н. Я. Колли. VII, 10.
Архитектурные течения Ленинграда. Доклад Г. А. Симонова. VII, 7.
Творческие задачи советской архитектуры. Доклад К. С. Алабяна. VII, 5.
Прения. VII, 16.
В МАСТЕРСКОЙ АРХИТЕКТОРА
Архитектор К. С. Мельников. Р. Xигер. I, 30.
Творческий итог (работа проектной мастерской № 6 Моссовета). Н. Колли. III, 39.
ТВОРЧЕСКИЕ ОТЧЕТЫ
М. Г. Бархин. VII, 39.
А. А. Веснин и В. А. Веснин. IV, 40.
A. В. Власов, IV, 55.
М. Я. Гинзбург. V, 8.
И. А. Голосов. IV, 49.
Г. П. Гольц. V, 17.
Б. М. Иофан. VI, 22.
B. Д. Кокорин. VI, 34.
А. Г. Мордвинов. V, 21.
А. С. Никольский. IV, 52.
Л. В. Руднев. VI, 30.
C. С. Серафимов. V, 13.
A. И. Таманян. V, 3.
Н. А. Троцкий. IV, 59.
B. А. Щуко. VI, 16.
А. В. Щусев. IV, 45.
СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
Белый цемент для отделочных работ. Е. Костырко. III, 50.
Качественная штукатурка и фреска. Б. П. Горбушин. IX, 50.
Некоторые проблемы отделочных материалов в архитектуре. А. Пеганов. III, 47.
Облицовочные материалы. С. Л. Алмазов. I, 66.
АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ
Творческое совещание по вопросам синтеза искусств
Архитектура и живопись. Доклад A. В. Щусева. II, 12.
Архитектура и живопись. Содоклад B. А. Фаворского. II, 13.
Архитектура и скульптура. Доклад В. С. Балихина. II, 16.
Итоги творческого совещания. А. И. Бассехес. II, 3.
Основы синтеза. И. Маца. II, 31.
Проблема синтеза в советской архитектуре. Вступительный доклад Д. Е. Аркина. II, 8.
Проблема синтеза в художественном наследстве. Доклад М. В. Алпатова. II, 21.
Синтез искусств в практике советских архитекторов. В. С. Балихин. VII, 20.
Скульптура и архитектура. Содоклад И. Е. Хвойника. II, 19.
Творческая дискуссия о синтезе искусств. II, 27.
Фресковые росписи харьковского Краснозаводского театра. В. Седляр. I, 35.
ФАРФОР — ФАЯНС — СТЕКЛО
Советская художественная посуда. А. Б. VII, 64.
АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО
Архитектура Ленинграда в фотографиях. VII, 66.
Архитектурно-планировочное наследство Москвы. В. Лавров. I, 44.
Архитектурно-художественный облик Архангельского. С. В. Бессонов. VIII, 44.
Вторая производная золотого сечения. А. Буров. III, 57.
Из истории архитектурных съездов. Н. Соколова. VI, 54.
Индийская архитектура. А. Стрелков. I, 58.
Как развивался круг знаний архитектора. Ю. К. Милонов. XII, 48.
Капелла Пацци. А. Г. Цирес. VIII, 30.
Новейшие открытия в области античной архитектуры. VI, 63.
Новые открытия в Помпее. VI, 61.
О пропорциях в античной и готической архитектуре. Ю. Милонов. III, 52.
Раскопки Геркуланума. И. Бороздин. I, 52.
Улица зодчего Росси в Ленинграде. Н. В. Вейнерт. VII, 44.
АРХИТЕКТУРНЫЙ АРХИВ
Архитектурно-планировочные ансамбли Керчи. В. Шквариков. III, 58.
Из архитектурных коллекций ленинградского музея города. Н. М. Сирвинт. I, 73.
Малоизвестные чертежи Луиджи Руска. Сообщение П. Дульского. I, 72.
Материалы для истории Инженерного замка. С. М. Земцов. IX, 63.
Рисунки С. В. Ноаковского, В. С. Корчагин. VII, 60.
Рисунок архитектора. Д. А. I, 75.
Росси и николаевская Россия. Н. В. Вейнерт. XII, 55.
Трактат Чарльза Камерона «Римские термы». В. Талепоровский. IX, 60.
Эжен Делакруа об архитектуре. Перевод А. Семенова. VIII, 60.
ЗА РУБЕЖОМ
Архитектура Ближнего Востока. Л. И. Ремпель. VII, 51.
Архитектура Соединенных штатов Америни. В. Олтаржевский. IX, 52.
Архитектурная планировка нового Рима. Л. И. Ремпель. II, 74.
Архитектурные выставки. VI, 64.
Новая больница Божон в Париже VIII, 58.
Новое здание Манчестерской библиотеки. Б. Зельцле. VII, 58.
Новый дом Королевского института британских архитекторов. I, 42.
Современная планировка больниц. Стенлей Холл. VIII, 54.
БЛОКНОТ АРХИТЕКТОРА
Статьи: А. Л. Пастернака, В. Б. Вольфенэона, Ю. Ю. Савицкого.
ПИСЬМА С МЕСТ
Архитектура советской Татарии П. Дульский. VIII, 62.
Днепропетровск на путях социалистической реконструкции. Р. Б. Трестлинг. VI, 70.
АРХИТЕКТУРА И КНИГА
I, 77; II, 80; III, 63; VI, 65; VII, 68; IX, 71.
ПО СТРАНИЦАМ ИНОСТРАННЫХ ЖУРНАЛОВ
I, 79; III, 63; V, 77; VI, 66; VII, 70; VIII, 64; IX, 72; XII, 57.
ХРОНИКА
III, 66; IV, 74; V, 79; VI, 71; VII, 71; VIII, 68; IX, 74; X—XI, 105; XII, 61.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вып. 1. Афинский Акрополь. VIII.
31 октября 2024, 21:47
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий