|
Александро-Невский собор, Ижевск, Удмуртская Республика
Александро-Невский собор в Ижевске — памятник архитектуры федерального значения (Указ Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995), находящийся по адресу: Ижевск, ул. Максима Горького, 66.
Регистрационный номер объекта культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: 181210001700006.
Александро-Невский собор расположен в историческом центре столицы Удмуртии, в квартале, ограниченном улицами Горького, Ленина, Красной и Советской.
На данной странице опубликованы паспорт памятника истории и культуры СССР (1980 г.; с приложениями 1978 г.); материалы к проекту реставрации Александро-Невского собора (Архитектурная мастерская С. Макарова, 1989—1991); выборка из материалов проекта границ территории, предмета охраны и зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Собор Александра Невского» (предоставлены Ниной Евгеньевной Степанюк, членом Союза архитекторов России, Союза реставраторов России); паспорт объекта культурного наследия «Александро-Невский собор» (Агентство по государственной охране объектов культурного наследия УР, 2016).
Благодарим Агентство по государственной охране объектов культурного наследия УР, архитектурное бюро «Архитектоника» и Н. Е. Степанюк за предоставленные материалы.
Александро-Невский собор (1823—1929, 1990 — по настоящее время)
Строительство каменного собора во имя Св. Благоверного князя Александра Невского в Ижевском заводе началось по храмозданной грамоте от 28 июля 1816 г. № 2917, выданной преосвященным Гедеоном, епископом Вятским и Слободским.
Строился храм по проекту известного русского архитектора А. Д. Захарова его учеником С. Е. Дудиным на средства Артиллерийского департамента. 15 октября 1823 г. протоиерей Захарий Лятушевич освятил храм в честь Св. Благоверного князя Александра Невского с двумя приделами: в честь Св. Пророка Илии и Св. Великомученицы Екатерины.
В 1830 г. в состав прихода собора входили: Ижевский завод, д. Лудорвай, поч. Кинервай, д. Верхний Якшур, поч. Воскресенский, д. Шудзи, д. Пазели, д. Русская Карлутка, д. Русский Вожой, д. Курегово, д. Якшур (Бодья), д. Шудья, поч. Выжоил, д. Дальний Сентек, д. Пирогово, д. Ягул-Чудзи, поч. Люковский, д. Чушьялово, поч. Кирхнеров, д. Карлутка, поч. Ключи, д. Медведево, д. Люк-Чудзя, д. Шабердино, поч. Кидзядзи, д. Агырман, поч. Старков, д. Вотская Карлутка, поч. Ярушки, д. Люк-Шудзя, д. Ближний Сентек.
В 1871 г. при соборе было открыто церковно-приходское попечительство. Попечительство заботилось о бедных, занималось устройством больниц, школ, различных благотворительных учреждений, содержало богадельню. Благодаря усилиям попечительства в 1871 г. была быстро ликвидирована эпидемия холеры в Ижевском заводе.
Александро-Невский собор являлся главным приходским храмом. К 1893 г. в соборе было 4 престола: главный — во имя Св. Благоверного князя Александра Невского, 2 придельных: во имя Св. Великомученицы Екатерины и в честь Казанской иконы Божьей Матери, в подвальном этаже — во имя Св. Мучеников Власия и Модеста. К нему были приписаны 3 церкви: Николаевская, Свято-Троицкая кладбищенская, и Введенская домовая, 3 часовни: Михайловская, Крествоздвиженская, Преображенская. В 1907 г. была построена приписная Михайло-Архангельская церковь.
По постановлению президиума Удмуртского облисполкома от 26 марта 1929 г. Александро-Невский собор был закрыт. С 1930 по 1990 гг. в переоборудованном здании храма находился детский кинотеатр «Колосс». 12 февраля 1990 г. Совет Министров УАССР возвратил здание верующим.
Паспорт объекта культурного наследия «Александро-Невский собор» (Агентство по государственной охране объектов культурного наследия УР, 2016) (pdf; 1,5 МБ)
Собор Александро-Невский : Паспорт памятника истории и культуры СССР : Удмуртская АССР, г. Ижевск, ул. Горького, 66 / Министерство культуры, Государственная инспекция по охране памятников истории и культуры. — 1980
VI. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
С проектированием и строительством Александро-Невского собора связывают имена нескольких крупных зодчих С. Е. Дудина, А. Д. Захарова, Л. Руска. Первый из них руководил строительством собора.
С. Е. Дудин, ученик А. Д. Захарова, спроектировал собор, который был найден «великолепным», но слишком дорогим для Ижевского завода. На строительство собора была ассигнована сумма втрое меньшая и в качестве образца предложен гарнизонный Андреевский собор в Кронштадте (арх. А. Д. Захаров, сооружение утрачено). Затем, как известно из рапорта военного министра,«статский советник Л. Руска переделал план, составленный на заводе, применив оный по возможности к Кронштадскому собору и сообразно тому составил смету с тем, чтоб план был приноровлен к местному положению назначенной для построения центральной площади».
Собор был закрыт в марте 1929 г. В мае 1930 г. открылся кинотеатр. В октябре 1930 г. ему присвоили наименование «Колосс». В этом же году собор был взят на учет Музейным отделом Главнауки и причислен к памятникам первой категории (архив УдНИИ Министерства культуры УдАСС, д. 169, л. 98).
В 1930 г. разобрана обветшавшая колокольня (деревянная под штукатуркой). В 1938 г. по проекту П. М. Попова проведена реконструкция, разобраны барабан и купол (деревянный под штукатуркой) и взамен сооружена четырехскатная крыша.
VII. ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКА
Александро-Невский собор, окруженный сквером, занимает квартал, заключенный между улицами Советской и Ленина (с севера и юга) и Горького и Красной (с запада и востока). Несмотря на формирование нового центра, эта часть города сохраняет свое значение. Собор на протяжении XIX—XX вв. замыкал с востока предзаводскую площадь, которая раскрывалась к плотине Ижевского Оружейного завода и связывала производственную зону с селитьбой. Соборная колокольня, будучи второй вертикалью по высоте, была на одной оси с башней Главного корпуса завода и подчеркивала главную градостроительную ось Ижевска.
В настоящее время градостроительная роль собора ослаблена разрушением колокольни и застройкой предзаводской площади. Тем не менее собор наряду с башней главного корпуса играет определяющую роль в силуэте города и является ярчайшим сооружением в историческом и архитектурном представлении г. Ижевска. С запада от собора расположены памятники архитектуры: дом Новикова, Дворец культуры Машиностроителей, Денежная кладовая, а к северу от собора сохранился ряд купеческих лавок.
Основной объем постройки — вытянутый прямоугольник. Южный и северный фасады оформлены шестиколонными портиками ионического ордера с чугунными капителями и базами. Западный фасад фланкирован таким же портиком. Апсида полуциркульная сильно выступает вперед.
Центральная часть собора, оборудованная под зрительный зал, имеет балочное деревянное перекрытие. Трапезная двумя рядами круглых устоев разделена на 3 нефа. Центральный неф перекрыт коробовым сводом, боковые из пяти ячеек каждый неф, перекрыты крестовыми сводами.
Центральная цокольная часть колокольни перекрыта также крестовым сводом. Росписи не сохранились. Интерьеры характеризуются лаконизмом и изяществом архитектурных форм.
В целом собор имеет простой ясный облик. Характерное для творческого почерка С. Дудина использование колонн с сильным энтазисом, окон с профилированными наличниками, сандриками и фронтончиками, карнизов с модульонами, нашли яркое воплощение в архитектуре собора в Ижевске.
Собор кирпичный на бутовом ленточном фундаменте оштукатурен внутри и снаружи. Стропила и обрешетка деревянные, кровля железная.
Длина храма по оси 55,80 м.
Ширина по оси боковых портиков 39,40 м.
Высота по кровле центральной части 22,04 м.
Общая оценка общественной, научно-исторической и художественной значимости памятника
Яркий памятник архитектуры русского классицизма. Одно из произведений известного русского архитектора С. Е. Дудина (1779—1825 гг.).
VIII. ОСНОВНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Е. Ф. Шумилов. К вопросу об атрибуции и реконструкции Александро-Невского собора в Ижевске. В кн. Вопросы искусства Удмуртии. Сб. ст. Ижевск, 1976, с. 61—67.
Е. Ф. Шумилов. Первый зодчий Удмуртии. Ижевск, изд. «Удмуртия», 1979.
Учетная карточка. 1980
Краткое описание
Автор С. Е. Дудин. Собор расположен в старом центре города. Основной объем — вытянутый прямоугольник. Крестообразность достигнута постановкой купола (не сохранился) и двух шестиколонных портиков ионического ордера на поперечной оси здания.
Западный фасад фланкирован таким же портиком.
Полуциркульная апсида сильно выступает вперед. Колокольня не сохранилась.
Собор является ярким памятником русского классицизма.
Приложения к паспорту: планы, фото. 1978
Александро-Невский собор. Генплан
Александро-Невский собор. План 1-го этажа
Материалы к проекту реставрации Александро-Невского собора. 1989—1991
Проект реставрации: 1989—1991 гг.
Строительные работы: 1992—1995 гг.
Архитекторы-реставраторы: С. А. Макаров, И. Ю. Лошкарева, В. Федоров, при участии А. Степаненко.
Конструкторы: А. П. Сошин, Н. Кожевников.
Архитектурные исследования: Е. Ф. Шумилов.
ГИП: В. П. Филатов.
Заказчик: Приход Александра-Невского собора г. Ижевска.
Площадь застройки: 928 м².
Общая площадь: 1155 м².
Строительный объем: 14160 м³.
Вместимость: 600 прихожан.
Александро-Невский собор. Западный фасад. Паспорт наружной отделки. Архитектурная мастерская С. Макарова. 1990
Александро-Невский собор. Южный фасад. Архитектурная мастерская С. Макарова. 1990
Александро-Невский собор. Восточный фасад. Архитектурная мастерская С. Макарова. 1990
Александро-Невский собор. План 1-го этажа. Архитектурная мастерская С. Макарова. 1990
Из материалов проекта границ территории, предмета охраны и зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Собор Александра Невского»
Материалы предоставлены Ниной Евгеньевной Степанюк, членом Союза архитекторов России, Союза реставраторов России. Публикуется небольшая выборка из имеющихся материалов.
Местоположение здания
В обособленном квартале исторического центра города Ижевска с отступом от линий застройки ограничивающих улиц: Горького, Ленина, Советская и Красная.
Композиционная значимость: высотная доминанта нагорной части исторического центра.
Габариты, силуэт
Собор — одноэтажное здание эпохи классицизма с цокольным этажом («пещерным» храмом) и пятиярусной колокольней, имеющей два яруса звона.
Собор имеет следующие размеры:
После реконструкции и надстройки колокольни высота колокольни стала составлять 57,20 м.
Габаритные размеры собора после реконструкции 1995 г.:
Объемно-пространственная и планировочная композиция здания
Композиционно-пространственное построение здания (тип здания):
Александро-Невский собор в Ижевске. Южный фасад. 1910-е гг.
Материал фундаментов
Фундаменты бутовые, ленточные, ступенчатые из плит песчаника на известковом растворе.
Ширина по верхнему обрезу — 2,23 м.
Ширина по нижнему обрезу — 2,82 м (4 аршина).
Общая высота фундамента — 1,42—1,45 м (2,5 аршина).
Подошва фундамента устроена уступом под северной стеной на глубине — 3,95 м, под южной на отм. — 4,45 м. Фундамент отделен от стен утолщенным слоем 2—3 см жирного известкового раствора.
Верхний обрез фундамента устраивался на глубине поверхности, т.е. по ее уровню.
Кладка стен цоколя кирпичная с облицовкой (с перевязкой) снаружи тесаными блоками (плитами) песчаника с известковой цементацией зерен толщиной 10—12см, длиной 25—30 см (покрыты известково-зольной черной краской).
Материал конструкций эпохи постройки
Материал стен, системы колонн, системы сводов
Конструктивная схема с несущими продольными и поперечными стенами.
Кладка стен здания выполнена из полнотелого глиняного крупноразмерного кирпича на известково-песчаном растворе М 25:
Размеры глиняного крупноразмерного кирпича: 267×80×130; 300*×80*×140* мм.
Тип кладки:
Толщина стен — 1 м, 1,07 м.
Центральный неф трапезной перекрыт кирпичным цилиндрическим сводом, а боковые нефы и притвор в объеме четверика колокольни перекрыты кирпичными крестовыми сводами.
Материал перекрытий
Перекрытие хоров деревянное с оштукатуренной поверхностью.
В эпоху постройки здание оштукатурено известковой штукатуркой (кроме стен чердака), побелено.
За время существования, проведения ремонтных работ стены многократно окрашивались, оштукатуривались.
Александро-Невский собор в Ижевске. Южный и западный фасады. Конец 19 века
Живописное убранство, декор эпохи создания собора
Иконы авторства В. Албычева в интерьерах собора описаны в «Главной церковной и ризничной описи 1861 года» (ЦГА УАССР. Ф. 6. Оп. 1. Д. 407. Л. 1—41).
Живописное убранство было сосредоточено первоначально только в храмовой части.
В северном полукружии — тайная вечеря (по описи 1881 года): «Выше карниза… в углублении полукружия живописная икона «Тайной вечери Спасителя» имеет вышины 1 аршин 8 1/2 вершков и ширина внизу 3 аршина и 1 вершок».
В своде алтаря — изображение сюжета «Несение И. Христом креста на Голгофу».
В куполе храма — два парящих ангела на голубом фоне.
На парусах изображения апостолов-евангелистов Марка, Матфея, Луки, Иоанна в рост (ЦГА УАССР. Ф. 6. Оп. 1. Д. 406. Опись 1856 г.).
В барабане купола: «тяжелый» (т.е. широкий, далеко выступающий) «карниз, во фризе которого кругом нарисована гирлянда из цветов». Гирлянду образует крупный, волнообразный растительный узор, чрезвычайно характерный для декорации всех построек в стиле русского классицизма.
Расписана была и внутренняя поверхность четырех арок, на которые опирается барабан купола. Там располагалось по восемь (или девять?) квадратных белых кессонов, аналогичных по масштабу и ритму кессонам в своде трапезной. В кессонах арок были изображены ангелы (очевидно, только однотипные головки), а в кессонах трапезной — вернее всего, простой растительный орнаментальный мотив.
Подобная структура декоративного ансамбля православного храма типична для классицизма начала XIX века.
По традиции напротив престола во всё среднее окно алтаря было расположено с самого начала функционирования храма прозрачное живописное изображение на ткани на сюжет «И. Христос молится в Гефсиманском саду». Позже, при обновлении убранства, это изображение было заменено на настоящий витраж из цветных плоских стекол на сюжет «Воскресение И. Христа».
В 1872 году в результате обновления иконостаса и настенных росписей появился новый, сквозной декоративный мотив «плетенки». Это крупный по форме и уже геометрический (а не растительный, как прежде), а также более дробный и сложный по пластике узор.
Иконостасы
Художественную резьба главного иконостаса исполнил московский резчик по дереву Алексей Матвеевич Канцырев. Главный иконостас освящен в честь св. Александра-Невского.
Судя по всему, основная часть канцеровского иконостаса отличалась от первоначального лишь более пышными по узору декоративными накладками и, разумеется, новыми иконами.
Элементы первого иконостаса можно опознать на фотографиях. Это коринфские колонны первого и второго яруса, карнизы, арки, ниши. Общее благородство и лаконичность композиции, характерные для классицизма, еще угадываются на этих фотографиях конца XIX века.
Главный храм, посвященный в честь Благоверного Великого князя Александра Невского, освящен в 1824 году. Южный предел — в честь великомученицы Екатерины, освященный в 1839 г. Северный предел — в честь Казанской Божией Матери, освящен в 1843 году.
Перед всеми иконостасами (по всему краю солеи пред иконостасом) идет железная переплетенная решетка, имеющая десять чугунных призматических столбиков, между коими помещаются звенья решетки; на каждом столбике по медному полому внутри тару; верхние брусья, укрепляющие звенья решетки между столбиками, обложены латунным медным покрытием; по всей решетки трое двери, из коих находящиеся против царских дверей о двух полотнах, а прочие — против пономарских дверей — в одно полотно.
Геометрия и материал решетчатой ограды солеи повторяется в решетчатой ограде хоров.
Малый иконостас (Южный придел), посвященный в честь великомученицы Екатерины.
Фото конца 19 века
Вид со стороны придела колокольни на малые предалтарные иконостасы в южном и северном
нефах трапезной. 1996
Вид со стороны центрального нефа трапезной на предалтарный иконостас южного придела. 1996
2 июня 2019, 17:44
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий