|
М. В. Курочкин. Архитектурное наследие Христорождественской церкви в поселке Шурминского завода Уржумского уезда Вятской губернии
Христорождественская церковь в поселке Шурминского завода Уржумского уезда Вятской губернии. Фото: М. В. Курочкин. 2018
С любезного разрешения автора публикуем статью, посвящённую истории архитектуры зданий Христорождественской церкви в поселке Шурминского завода Уржумского уезда Вятской губернии. Текст и все иллюстрации предоставлены автором — Михаилом Валентиновичем Курочкиным, членом правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России.
Журнальная публикация:
Архитектурное наследие Христорождественской церкви в поселке Шурминского завода Уржумского уезда Вятской губернии / М. В. Курочкин // Научный альманах. — 2018. — № 11-3 (49). — ISSN 2411-7609. — С. 259—262. (журнал в формате pdf)
Аннотация. В статье впервые рассматриваются бесспорные факты, связанные с историей архитектуры зданий приходской Христорождественской церкви в поселке Шурминского завода Уржумского уезда Вятской губернии. Материал адресован органам охраны объектов культурного наследия, архитектуры и градостроительства, научным работникам, архитекторам, градостроителям и всем заинтересованным в сохранении исторических поселений и историко-культурного наследия России.
Ключевые слова: архитектура, история, училище, реконструкция, проект, церковь.
Автор: Курочкин Михаил Валентинович, доцент, Удмуртский государственный университет (Ижевск), член Союза архитекторов России.
Архитектурное наследие Христорождественской церкви в поселке Шурминского завода Уржумского уезда Вятской губернии
История Христорождественской церкви насчитывает более двух веков. Первая деревянная церковь возведена в 1761 г. по благословенной грамоте преосвященного Гавриила епископа Казанского при железоделательном заводе и освященная в честь Рождества Христова.
В 1806 г. дана храмозданная грамота от 14 мая за № 1096 на постройку каменного храма. Здание было возведено по проекту Вятского губернского архитектора Ф. М. Рослякова в 1809 г. приходского типа. Летний храм имеет форму восьмигранника со средними осями в 4 сажени, что составляет площадь 14 квадратных сажени. Зимняя церковь длиною в 10 саженей и шириной в 4 сажени. Общая площадь зимней церкви 49,5 сажени. Суммарная вместительность церкви 1122 человека [1, c. 97].
В 1833—1834 годах церковь была расширена пристройкой на западной стороне, бывшие на ней две временные звонницы были снесены и вместо них поставлена каменная отстоящая в стороне колокольня.
Двухсветный восьмерик «от земли» завершен сомкнутой восьмигранной кровлей с полуглавием, граненой главкой с перехватом на световом граненом фонарике. К высокому храму с востока и запада примыкают равновысокие: пятигранная зауженная апсида и расширенная просторная четырехстолпная трапезная. Массивная и высокая трехъярусная колокольня в стиле барокко отстоит от западного фасада трапезной, но образует с храмом единую продольную осевую композицию.
Дверные проемы трехосевой структуры храма, с юга и севера, подчеркнуты портиками со слегка массивными колоннами на высоких постаментах с филенками. Арочные окна заключены в плоские ниши и обозначены выступами под ними и замковым камнем. Проемы второго света подвышены горизонтальными плоскими выступами. Ось западного сужения трапезной заключена в наличник.
Окна притвора подчеркнуты полуколоннами в простенках. Объединяет все четыре объема ленточный фриз.
Ощущение высоты и вертикальной устремленности основного пространства храма, перекрытого сомкнутым лотковым сводом, усиливается потолками света из узкого колодца. Глубокое пространство алтаря перекрыто полулотковым сводом. Трапезная разделена на три нефа, перекрыта деревянным потолком, опирающимся на выступы в стенах и четыре квадратных столба.
В 1882 г. при осмотре храма Вятским губернским архитектором В. М. Дружининым было установлено, что «стены сильно обветшали и через щели в зимнее время сильно продувает, здание находиться в опасности обрушения на прихожан». Дальнейшая история строительства храма напрямую связана с судьбой В. М. Дружинина.
Творческое наследие В. М. Дружинина условно классифицируется тремя основными группами. К первой и самой значимой следует отнести соборные храмы, с центричной планировочной структурой, возведенные в традициях византийского стиля. К этой типологической группе относится Троицкий собор в городе Уржуме (1890—1900 гг.) и Христорождственская церковь в поселке Шурминского завода (Уржумский уезд, 1893—1899гг.) [2].
Ко второй типологической группе относятся приходские церкви восходящие к русскому зодчеству XVII в., Ярославской школы. Вторую группу представляет: Церковь Петра и Павла в селе Большая Норья (Сарапульского уезда) и Вознесенская церковь в селе Вахрушево-Вознесенское (Слободского уезда).
Третья группа характеризуется сложным стилистическим решением сочетающим в себе черты «византийской» объемной композиции храма с деталями русского стиля. К этой группе относиться целая серия памятников возведенных на территории Вятской губернии. К ней относим Михайло-Архангельскую церковь (1879—1889 гг.) в с. Сосновка (Сосновское), Сарапульского уезда, Троицкую церковь в селе Зыково (Луговское), церковь Иконы Божией Матери Владимирская в селе Пиксур [3]. (1889—1899 гг.).
Рис. 1. План существующего здания Христорождественской церкви в поселке Шурминского завода Уржумского уезда Вятской губернии
Таким образом, основу объемно-пространственной композиции холодного храма Христорождественской церкви в поселке Шурминского завода Уржумского уезда заложены мотивы соборного храма.
Два пересеченных свода с мощным возвышенным световым барабаном под циркульным куполом. Здание расширено в плане до «греческого креста» пониженными диагональными приделами и диагональными основаниями четырех угловых бельведеров. Многоярусные бельведеры завершены ротондой из круглых колонн под аркадой и двойным циркульным куполом (не несут каких-либо световых функций во внутреннее пространство, имеют декоративно-объемный характер внешнего оформления для усиления силуэтного прочтения формы четверика).
Боковые фасады нефов имеют над порталом папертей по три тесно сдвинутых окна в наличниках, которыми вторят круглые окна закомар и арочные проемы светового барабана, приделов и бельведеров. Симметричные фасады нефов подчеркнуты угловыми лопатками с арочными ширинками, пинтрофолиями и рядами карнизов с зубчиками, городками и фризом из колец. Нижний ряд окон в приделах обозначен поясом из архивольтов с замковыми камнями. Плоскости их стен венчает многоступенчатый развитый карниз. Конструкцию развивает серия подпружных арок. Большим, но своеобразным аналогом служит Троицкий собор в Уржуме.
С запада, продолжая фасадную линию, примыкает равная первому свету храма широкая, просторная, сильно вытянутая в длину трапезная на столбах в три нефа. Объем возведен по проекту Вятского губернского архитектора В. М. Дружинина (1882—1887 гг.). Восемь арочных высоких оконных проемов (в том числе и ложные), заключены в плоскую неглубокую общую нишу, в которой конструкцию здания подчеркивают широкие напуски «от карниза». Углы и объемов обозначены широкими огибающими лопатками. Горизонтальное членение решено высоким цоколем и мощным венчающим фризом из набора карнизов. Конструкция основана на серии сомкнутых сводов различной длины.
Зауженный переход соединяет трапезную с колокольней из трех массивных четвериков с широкими выносами по углам с колоннами (1834 г.).
Список источников:
5 мая 2019, 13:58
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий