наверх
 
Удмуртская Республика


М. В. Курочкин, Н. Л. Решетников. Описание города Сарапула. Архитектура улицы Советской

Рис. 5. Улица Вознесенская в Сарапуле. Справа на снимке усадьба купца Ивана Николаевича Михеева. Открытка нач. ХХ в.
Улица Вознесенская в Сарапуле. Справа на снимке усадьба купца Ивана Николаевича Михеева. Открытка нач. ХХ в.
 
 
 
С любезного разрешения авторов публикуем статью, посвящённую архитектуре улицы Советской в городе Сарапуле Удмуртской Республики. Текст и все иллюстрации предоставлены Михаилом Валентиновичем Курочкиным, членом правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России.
 
Журнальная публикация:
Описание города Сарапула. Архитектура улицы Советской / М. В. Курочкин, Н. Л. Решетников // Научный альманах. — 2018. — № 11-3 (49). — ISSN 2411-7609. — С. 165—182. (журнал в формате pdf)
 
 
 
Аннотация. Статья рассказывает о сохранившихся и утраченных памятниках градостроительства и архитектуры Сарапула. Материал подготовлен на основе архивных изысканий и данных натурного экспедиционного обследования, которые проводились авторами на протяжении многих лет. В работе использованы фотографии из фондов Музея истории и культуры Среднего Прикамья.
 
Ключевые слова: архитектура, квартал, усадьба, здание, жилой дом, земельный участок.
 
Авторы:
  • Курочкин Михаил Валентинович, доцент, Удмуртский государственный университет (Ижевск);
  • Решетников Николай Леонидович, ведущий специалист, Музей истории и культуры Среднего Прикамья (Сарапул).
 
 
 

Описание города Сарапула. Архитектура улицы Советской

 
Улица Советская (бывшая Вознесенская) находится в центральной части города Сарапула и является широтной относительно регулярной сетки по Гипподамовой системе. Основана была на месте двух прихотливо изогнутых улиц, идущих на запад от центральной части села Вознесенского (слободы Сарапул). Относительно регулярных планов 1784 г., подписанного И. Лемом, и двух регулярных планов 1794 г. [38] и 1797 г. [39] подписанных Ф. М. Росляковым [40], образованная тогда улица получила трассировку с востока на запад. Улица имеет ориентацию и подъем от центральной площади города по оси Вознесенского собора на запад. Свое историческое название получила по перспективе на Вознесенский собор.
 
Первая регулярная застройка велась по образцовым проектам (не сохранилась). К середине XIX в. улица имеет четкие границы красной линии и закрепленное квартальное межевание участков. Застройка была деревянной за исключением строения на месте дома купца Барабанщикова Г. С. (ул. Советская, 3). Значительный урон застройке был нанесен пожаром 1876 г. Огнем была уничтожена значительная часть строений по четной стороне улицы. В 1870—1900 гг. улица постепенно приобретает знакомый сейчас облик. Определяющим в уплотненной застройке (иногда с примыканием) являются кирпичные здания от улицы Вятской (ныне Раскольникова) до улицы Троицкой (сейчас улица Красноармейская). Далее следует застройка доходными домами и домами городских обывателей. На обеих сторонах улицы здания поставлены с разрывами и не превышают двух этажей (рис. 1).
 
 
Рис. 1. Улица Советская. Слева на снимке здания №№ 1, 3, 5. Снимок 1960-х гг.
Рис. 1. Улица Советская. Слева на снимке здания №№ 1, 3, 5. Снимок 1960-х гг.
 
 
В 1918 г. улица приобретает дошедшее до наших дней название — улица Советская.
 
 
 

Нечетная сторона улицы

 

ул. Советская, 1

бывшая Вятская ул., 44

Усадьба купца Шитова Алексея Трофимовича — почетного гражданина города Сарапула (торговля керосином и хлебом)

 
Усадьба Шитова, по-видимому, построенная во второй половине XIX столетия на угловом участке пересечения улицы Вятской (ныне улица Раскольникова) и улицей Вознесенской (ныне улица Советская). Композиционная структура усадьбы решена в виде «круглой», замкнутой планировки. Комплекс отличается изящным наружным убранством, характерным для переходного периода от классицизма к эклектике. Вытянут в глубину прямоугольного участка, вдоль улицы Советской. Поздние расширения комплекса сильно исказили фасадную часть указанной улице, и в связи с этим была утрачена изначальная композиция жилого дома. К жилому зданию пристроен одноэтажный (надстроенный) вытянутый лабаз. С разрывом от него возведена одноэтажная лавка. Между лавкой и лабаз по красной линии поднята кирпичная ограда с фигурными воротами.
 
Жилой дом — одно из наиболее выразительных зданий города; фиксирует пересечение улиц. Двухэтажный Г-образный в плане объем имеет одинаково симметричные по композиции, декорированные уличные фасады. Основу фасадного решения составляют четкие горизонтальные и вертикальные членения на три части: трехосную среднюю утопленную и фланговые выступающие — в одну ось на первом и сдвоенное «римское окно» на втором этаже. Фасад по улице Советской удлинен двумя пряслами, повторяющими основные детали. Витринные окна первого этажа украшены полуналичниками с сандриками. Ныне окна обрамлены тянутыми наличниками. Окна второго этажа обозначены плоскими наличниками с ушками и сандриками, установленными на массивных тумбах. Двойные «римские окна» украшены тимпанами на пилястрах (рис. 2).
 
 
Рис. 2. Усадьба купца Шитова Алексея Трофимовича — почетного гражданина города Сарапула
Рис. 2. Усадьба купца Шитова Алексея Трофимовича — почетного гражданина города Сарапула
 
 
Лабаз отличается выразительностью крупных членений. Основу композиционного ядра, которого составляет фигурный аттик со слуховым окном. Окна были украшены по аналогии главного жилого здания. Лабаз в советское время был надстроен вторым этажом, и окна получили простые рамочные наличники.
 
 
 
 

ул. Советская, 3

бывшая Вознесенская ул., 7

Дом купца Барабанщикова Григория Степановича

 
Комплекс занимает сильно вытянутый глубину прямоугольный участок и состоит из главного кирпичного дома и службу, в основном возведенных в дереве (утрачены).
 
Кирпичный, побеленный, квадратный в плане двухэтажный объем главного дома перекрыт вальмовой кровлей (рис. 3). Здание возведено в традициях позднего классицизма с чертами ранней эклектики. Стены опоясаны межэтажным поясом и венчающим капризом с зубчиками. Все пять осей по фасадам (уличные и дворовые) обрамлены рамочными наличниками. Окна второго этажа подчеркнуты сандриками с полочками [12] [14] [19] [32].
 
 
Рис. 3. Дом купца Барабанщикова Григория Степановича
Рис. 3. Дом купца Барабанщикова Григория Степановича
 
 
 
 

ул. Советская, 5 

бывшая Вознесенская ул., 9

Дом купца Павла Николаевича Михеева (кожевенно-обувное производство)

 
Комплекс зданий расположен на узком прямоугольном участке, сильно вытянутом в глубину квартала. Северная граница по красной линии улицы ограничена двухэтажным корпусом главного дома (1875—1876 гг.). Остальной периметр застроен складами и службами (1877—1879 гг.).
 
Двухэтажный главный дом (рис. 4) под вальмовой кровлей принадлежит к числу скромных памятников позднего безордерного классицизма. Симметричный уличный фасад в семь окон дополнен поздним расширением на три оси. Западный торец здания завершен высоким брандмайором. Стену членят небольшой цоколь, развитый междуэтажный пояс, а также венчающий карниз. Прямоугольные окна решены в традиционной манере для архитектуры Вятской губернии этого стиля — рамочный наличник завершенный сандриками на кронштейнах.
 
 
Рис. 4. Дом купца Павла Николаевича Михеева
Рис. 4. Дом купца Павла Николаевича Михеева
 
 
 
 

ул. Советская 7

бывшая Вознесенская ул., 11

Усадьба купца Ивана Николаевича Михеева, владельца кожевенно-обувного производства

 
Усадьба купца Михеева Ивана Николаевича (рис. 5) расположена на угловом прямоугольном участке, сильно вытянутом вдоль ул. Советской. Основным ядром усадьбы является главный дом, возведенный на основе одноэтажной лавки Устиньи Ивановны Бодалевой (1868 г.), сильно перестроенной после пожара 1876 г. В дальнейшем здание было реконструировано до квадратного в плане двухэтажного здания. Впоследствии к нему пристроены боковые крылья. Северная граница участка по красной линии улицы Вознесенской постепенно в 1880-х гг. застраивалась разрозненными строениями, впоследствии трактованными как единый двухэтажный корпус (не сохранился), примыкающий к главному дому. Единый облик это здание приобрело к 1890-м гг. Северная часть усадьбы была приспособлена под магазины и лавочные помещения, а также квартиры под найм. Очевидно, в этот период были возведены осиновые служебные сооружения внутри участка (сохранились частично). Южная граница была застроена кирпичными складами на один или два этажа.
 
 
Рис. 5. Улица Вознесенская в Сарапуле. Справа на снимке усадьба купца Ивана Николаевича Михеева. Открытка нач. ХХ в.
Рис. 5. Улица Вознесенская в Сарапуле. Справа на снимке усадьба купца Ивана Николаевича Михеева. Открытка нач. ХХ в.
 
 
Главный дом — некогда поднятый на высокий цоколь Г-образный в плане двухэтажный объем расположен на угловом участке и протяженным фасадом выходит на ул. Советскую. Главный северный фасад здания, обращенный на ул. Советскую, он же более наряден, чем западный. Оба фасада несут следы расширений. В композиционном облике здания читается угловая часть на четыре оси и удлинения объемов вдоль красной линии улиц. Примыкающий объем к угловой части здания по замыслу архитектора симметричен и подчеркнут ленточным аттиком с фигурным подвышением посередине.
 
Поэтажное членение отмечено профилированным пояском, раскрепованным на рустованных лопатках, обозначающих углы и места примыкания капитальных стен или поздних расширений здания. Нарядный венчающий карниз здания северного фасада декорирован кронштейнами, имеющие заостренный кончик и располагающиеся близко друг другу, причем по западному фасаду кронштейны отсутствуют. Акцентирующим завершением фасада служит смещенный от центра фигурный аттик, придавая зданию нарядную строгость (рис. 6).
 
 
Рис. 6. Чертежи жилых строений купца Ивана Николаевича Михеева. Чертежи из фондов Сарапульского архива. Ф. Р-206. Оп. 2. Д. 1409
Рис. 6. Чертежи жилых строений купца Ивана Николаевича Михеева. Чертежи из фондов Сарапульского архива. Ф. Р-206. Оп. 2. Д. 1409
 
 
Окна первого этажа под лучковой перемычкой обрамлены в тянутый наличник. Особую нарядность придают наличники окон второго этажа с изогнутыми подвышениями в сандриках наличников [11] [15] [16] [22] [23].
 
 
 
 

ул. Советская, 13

бывшая Вознесенская ул., 13

Каменный корпус усадьбы Александры Ивановны Зылевой

 
Предположительно корпус входил в единую усадьбу купеческой династии Зылевых. Впоследствии усадьба была разделена. Каменный дом первой половины XIX века по адресу Троицкая, 40, ныне Красноармейская, 66, надстроен в советское время 3-м этажом. Прекрасный образец торговой архитектуры города Сарапула начала XX в.
 
Протяженный прямоугольный в плане одноэтажный объем вытянут вдоль красной линии улицы. Декор здания подчеркнуто объемен (рис. 7). Цоколь здания декорирован горизонтальными нишками и завершен на уровне подоконников широким валом. Пять самостоятельных секций по две оси объединены общим композиционным ритмом архитектурных деталей. Прясла секций разделены плоскими лопатками с ширинками. Посередине высоты здания проходит профильный карниз разорванный проемами. Завершен фасад широким венчающим карнизом, раскрепованным над лопатками, с аркатурным поясом и рядом ступенчатых городков. Проемы под лучковыми перемычками обрамлены скромными наличниками. Центр и фланги акцентированы массивным фигурным, ступенчатым аттиком со слуховыми окнами. Торцовые стены повторяют декор главного фасада, но подвышены брандмауэром и аттиком [7] [17] [36].
 
 
Рис. 7. Каменный корпус усадьбы Александры Ивановны Зылевой
Рис. 7. Каменный корпус усадьбы Александры Ивановны Зылевой
 
 
 
 

ул. Советская, 15

бывшая Вознесенская ул., 15

Дом Михаила Клементьевича Балтина

 
На территории усадьбы в разно время располагались: Колбасная, Вознесенские номера, винно-гастрономический магазин.
 
Усадьба с севера замкнута главным домом с воротами, а по восточной границе участка застроена службами (рис. 8). С южной стороны отделена от огорода крупным деревянным амбаром. В структуру усадебного места входит одноэтажный деревянный флигель (ул. Советская, 15а). Своеобразное по своей внутренней структуре здание главного дома, примыкающее к каменному торговому корпусу купчихи А. И. Зылевой, несет следы поздних расширений. Прямоугольный в плане двухэтажный деревянный объем был расширен полукаменным пристроем и восточный торец здания завершен высоким брандмауэром. Характерный пример городского жилого дома со скромным убранством и ассиметричной композицией фасада. Фасады обшиты калеванным тесом. Окна обрамлены рамочными наличниками, выдержанными в классических традициях с завершенными сандриками на кронштейнах. Венчающее завершение с карнизной доской декорировано глухой резьбой с солярной символикой и пуповинными завитками. Широкий вынос декорирован зубчиками.
 
 
Рис. 8. Дом Михаила Клементьевича Балтина
Рис. 8. Дом Михаила Клементьевича Балтина
 
 
Флигель — характерный пример для своего времени рядового жилого дома с нарядным эклектичным декором. Деревянное, одноэтажное здание на каменном фундаменте, с вальмовой кровлей. Главный элемент декора — наличники, богато украшенные глухой и пропильной резьбой. Высокие сандрики наличников с треугольным подвышением дополнены резными подзорами [3] [5] [26].
 
 
 
 

ул. Советская, 19

бывшая Вознесенская ул., 19

Дом купца Ефима Герасимовича Девятова

 
Дом жилой под вальмовой кровлей — характерный пример безордерного варианта классицизма (рис. 9).
 
 
Рис. 9. Дом купца Ефима Герасимовича Девятова
Рис. 9. Дом купца Ефима Герасимовича Девятова
 
 
Двухэтажный (окна первого этажа заложены) полукаменный, прямоугольный в плане объем выходит торцовым фасадом на красную линию улицы. «Дом-обманка» или «дом-буффонада». Архитектурное решение фасадов строится на сочетании вертикалей и горизонталей, а также тянутых профильных наличников с гладкими плоскостями стен. Широкий междуэтажный пояс образован двумя узкими полочками. Огибающие угловые лопатки второго этажа подчеркивают венчающий тянутый карниз под широким выносом кровли.
 
Сбитый ритм осей проемов подчеркивает расположение капитальных стен внутренней планировки здания и позднее расширение в глубину участка [1] [2] [41].
 
 
 
 

ул. Советская, 21

бывшая Вознесенская ул., 21

Дом чиновника, секретаря уездного суда Михаила Ивановича Иванова

 
Крупный деревянный жилой дом под высокой двухскатной кровлей посадского типа выделяется в застройке улицы (рис. 10). Фасадное убранство сосредоточено на наличниках, трактованных в стиле нарышкинского барокко. Рубленое с остатком двухэтажное здание на четыре оси по главному фасаду, обшитое калеванным тесом симметрично. С востока к основному объему примыкает скатная пониженная веранда. Углы подчеркивают филенчатые лопатки. Невысокие окна первого этажа со ставнями обрамлены в рамочные наличники. Высокие прямоугольные окна второго этажа в барочных мотивах характерных для декоративного убранства резных иконостасов. Подоконный с зубчиками карниз с раскреповкой подчеркнут фигурными фартуками. Эффектные нижние расширения и ушки решены в форме вытянутых с изломом волют. Несколько тяжеловесный и измельченный декор покрывает поверхность полуколонок завершенных капителями с гирляндами. Вальцовая балюстрада подвешена к разомкнутому венчающему карнизу сандрика, подвышенного полуциркульным зубцовым завершением с розалиями в тимпане и вазонами в завершении. Раскрепованные карнизы подчеркнуты акантовыми бутонами.
 
 
Рис. 10. Дом чиновника, секретаря уездного суда Михаила Ивановича Иванова
Рис. 10. Дом чиновника, секретаря уездного суда Михаила Ивановича Иванова
 
 
По оси уличного фасада, в заглубленном тимпане помещено широкое трехчастное окно. Фронтон декорирован резным подзором [33].
 
 
 
 

ул. Советская, 23

бывшая Вознесенская ул., 23

Дом Владимира Сергеевича Кучина

 
Жилой дом расположен в рядовой застройке доходного типа улицы Советской конца XIX — начала XX вв. По аналогии с домами № 21 и № 25 здание возведено на прямоугольном вытянутом в глубину квартала прямоугольном участке и выходит на красную линию улицы торцовым в четыре оси парадным фасадом (рис. 11). Крупный двухэтажный прямоугольный в плане деревянный объем под двухскатной кровлей вытянут в глубину участка. Симметричный фасад усилен примыкающим с запада (по парадному фасаду справа) объемом сеней с лестничной клетью и брандмауэром. Обшитое калеванным тесом здание с огибающим углы шаговым рустом. Несложная резьба украшает оконные наличники с фартуками, ушками и сандриками, повышенными в центре.
 
 
Рис. 11. Дом Владимира Сергеевича Кучина
Рис. 11. Дом Владимира Сергеевича Кучина
 
 
Здание притягательно тем, что сочетает правильные архитектурные пропорции с аккуратно решенным фасадным декором [20].
 
 
 
 

ул. Карла Маркса, 23

ул. Рождественская, 23

Усадьба купца Колчина И. Л., заведующего отделением пароходной компании «У. С. Курбатов» (корьевое и крупяное производство, хлебная торговля)

 
Усадьба Колчина И. Л. закрепляет угловой прямоугольный участок на пересечении улицы Советской с улицей Карла Маркса, играет заметную роль в застройке обывательской части старого Сарапула (рис. 12). Полностью сложившийся к началу ХХ столетия комплекс зданий организует планировочную структуру обширного продолговатого двора. Красный угол участка занимает главный двухэтажный главный дом с воротами (ворота утрачены). Восточную сторону — границу с участком Кучина В. С. закрепляет группа хозяйственных построек, среди которых заметен кирпичный флигель с амбаром. Далее шли деревянные строения навесов и складских помещений (не сохранились). Вдоль красной западной линии участка была возведена ограда, которую прерывает небольшой корпус торговой палатки.
 
 
Рис. 12. Усадьба купца Колчина И. Л., заведующего отделением пароходной компании «У. С. Курбатов»
Рис. 12. Усадьба купца Колчина И. Л., заведующего отделением пароходной компании «У. С. Курбатов»
 
 
Главный дом — двухэтажный прямоугольный в плане объем под вальмовой кровлей, вытянутый вдоль красной линии улицы Советской. Прекрасный образец большого провинциального доходного дома рубежа XIX—XX вв. Нижний этаж кирпичный с проемами под лучковыми перемычками, верхний деревянный, рубленный в обло, зашитый калеванным тесом. Углы здания обозначены огибающим шаговым рустом. Композиция здания усложнена сенями и световыми подвышениями лестничных клетей. Правильное осевое расположение проемов на западном фасаде (5 осей) и несколько сбитое на протяженном северном фасаде (7 осей) подчеркнуто мощными рамочными наличниками. Строгие прямоугольные наличники окон второго этажа, с рамочными фартуками и щипцовыми сандриками, украшены накладными мотивами «морской волны».
 
Флигель с амбаром — сложная по композиции постройка, состоящая из жилого крыла и хозяйственного блока. Прямоугольный в плане двухэтажный объем под скатной кровлей вытянут вдоль восточной границы участка и главным фасадом выходит на парадный двор. Первому низкому хозяйственному этажу жилой части контрастирует высокий второй этаж. Декоративное убранство фасадов решено набором характерных для периода эклектики мотивов: угловые огибающие лопатки, междуэтажный карниз с зубчиками, лежачие ниши и венчающий карниз с городками. Первый этаж хозяйственной части — несколько камер с узкими горизонтальными под лучковой перемычкой проемами (сильно изменены). Межэтажный карниз украшен зубчиками-консолями. Второй этаж отмечен большим загрузочным окном под циркульной перемычкой.
 
Торговая палатка — небольшое сооружение, выходящее торцовым главным фасадом на улицу Карла Маркса. Прямоугольный одноэтажный объем вытянут в глубину участка. На главном фасаде дверной проем под лучковой перемычкой с рамочным наличником, фланкируют который два окна. Уличный и дворовый, обращенный в сторону дома фасады, украшены угловыми лопатками и колончатый карниз с городками. Завершает здание массивный ступенчатый аттик со слуховым окном под циркульной перемычкой. На южном (боковом) фасаде сохранились следы примыкания деревянного сарая [27].
 
 
 

Четная сторона улицы

 

ул. Советская, 2

бывшая Вознесенская ул., 8

Дом купца Николая Федоровича Барабанщикова, впоследствии дом Сарапульского благотворительного общества

 
Наиболее заметая, усадьба в застройке улицы выдержана в формах характерных для провинциальной архитектуры периода ранней эклектики. Комплекс зданий размещен на прямоугольном участке, вытянутом в глубину квартала, доходил до русла речки Юрманки. Застройка участка произведена по принципу круглой планировки замкнутого типа. Красную южную сторону полностью закрывает главный дом, возведенный в (1870—1874 гг.). Пример крупного, рядового, зажиточного двухэтажного дома периода архитектурного смешения стилей с чертами поздней классики. Западную сторону участка занимает серия хозяйственных построек (сохранились частично), среди которых заметен кирпичный амбар с мастерскими. Вдоль северной границы расположен каретный навес (не сохранился). С восточной стороны к главному дому примыкает деревянный хозяйственный блок (не сохранился). В разное время на территории усадьбы располагались: Дом Благотворительного общества, частное женское четырехклассное училище Анны Пельц (открыто 12 июня 1902 г.).
 
Г-образный в плане двухэтажное кирпичное здание главного дома завершено вальмовой кровлей. Главный фасад, на котором сосредоточен весь декор, симметричен по композиции. Этажи разделены рядом горизонтальных филенчатых ниш заключенных между тянутыми карнизами. Ряд из девяти ритмически расставленных прямоугольных проёмов второго этажа подчинен трехчастной композиции первого этажа. Два фланга на три оси подчеркивают мощный центральный арочный проем. Завершают проемы первого этажа сложные лепные композиции, составленные из картушей с маскаронами и ренессансных акантов. Проемы второго этажа в обрамлены тянутыми наличниками, которые подчеркнуты сандриками.
 
 
Рис. 13. Дом купца Николая Федоровича Барабанщикова. Главный дом
Рис. 13. Дом купца Николая Федоровича Барабанщикова. Главный дом
 
 
Кирпичный амбар с мастерскими — характерный пример хозяйственной постройки Сарапула второй половины XIX столетия (рис. 14). Прямоугольный вытянутый одноэтажный объем под скатной кровлей подвышен вторым светом полуэтажа. Здание декорировано архитектурными деталями периода эклектики: лежачие нишки, лопатки с ширинками, карнизы с зубчиками и т.д. Проемы с лучковыми перемычками обрамлены полуналичниками с сандриками. Здание венчает фигурный аттик (не сохранился) [24] [37].
 
 
Рис. 14. Дом купца Николая Федоровича Барабанщикова. Кирпичный амбар с мастерскими
Рис. 14. Дом купца Николая Федоровича Барабанщикова. Кирпичный амбар с мастерскими
 
 
 
 

ул. Советская, 4

бывшая Вознесенская ул., 10

Усадьба купца Николая Васильевича Смагина

 
Усадьба расположена в центре города, занимает прямоугольный участок, вытянутый в глубину квартала. Оба здания выходящих главными торцовыми фасадами на красную линию улицы разделены проездом во двор и соединены каменными воротами на один пролет.
 
Главный дом (кон. 1890-х гг.) — кирпичное двухэтажное здание с подвалом, побеленное в два цвета (рис. 15). Отличается соразмерностью пропорций и сдержанностью декора. Прямоугольный в плане объем вытянут в глубину участка и покрыт вальмовой кровлей. Композиция главного фасада симметрична.
 
 
Рис. 15. Усадьба купца Николая Васильевича Смагина
Рис. 15. Усадьба купца Николая Васильевича Смагина
 
 
Фасады дома обходит широкий междуэтажный пояс и венчающий двухрядный карниз с городками. Расстановке пяти основных осей первого этажа соответствует ритм пяти оконных проемов второго этажа. Дверной проем лестничной клети ведущей на второй (жилой) этаж решен тройной осью входного тамбура и окном (справа от входа) гардеробной. Клеть магазина на три оси отмечена широким дверным проемом (проем заложен до ширины окна). Высокие проемы украшены наличниками, выдержанными в классическом духе. Обрамления завершены прямыми строгими сандриками, которые опираются на консоли.
 
Справа от дома со стороны улицы расположена вытянутая в глубину участка кирпичная лавка (кон. 1890-х гг.). Главный торцовый фасад (на один проем) прямоугольного объема под скатной кровлей оформлен в духе мотивов соседнего жилого дома. Здание завершено фигурным щипцом, в центре которого помещено круглое окно [18].
 
 
 
 

ул. Советская, 6 

бывшая Вознесенская ул., 12

Усадьба купца Ивана Николаевича Зылева

 
Усадьба Зылева И. Н. по аналогии «круглого» жилого и хозяйственного блока возведена по периметру участка (рис. 16). Играет заметную роль в застройке улицы. Южную, парадную часть участка, по красной линии улицы занимает главный дом (конец 1890-х гг.) и каменная торговая лавка (конец 1890-х гг.) на один этаж (утрачена), между которыми украшали усадьбу широкие арочные ворота (утрачены). Западную границу обозначили хозяйственные постройки (не сохранились), примыкающие к каменной палатке. Серия построек примыкает к кирпичному главному зданию и замыкает усадьбу по восточной границе участка. В разное время на торговых площадях располагалась оптовая хлебная торговля Зылева И. Н., магазин общества потребителей и магазин фирмы «Зингер».
 
 
Рис. 16. Усадьба купца Ивана Николаевича Зылева. Снимок нач. ХХ в.
Рис. 16. Усадьба купца Ивана Николаевича Зылева. Снимок нач. ХХ в.
 
 
Главное здание является ярким примером жилой застройки Сарапула периода ранней эклектики (рис. 17). Его Г-образный в плане двухэтажный объем, усложненный поздними пристроями, завершен вальмовой кровлей. Симметричный уличный фасад (в пять осей) слегка нарушен, выделенной рустованными лопатками частью (на две оси). В композиции здания преобладают горизонтальные членения, подчеркивающие протяженность фасада. Они представлены низким цоколем, межэтажным поясом с лежачими нишками под окнами, рустом и венчающим карнизом с городками. Окна первого этажа дверной проем (заложен до уровня подоконника) в центральной части обозначены тянутыми наличниками. Окна второго этажа украшены наличниками с ушками и сандриками с полуциркульным подвышением.
 
 
Рис. 17. Усадьба купца Ивана Николаевича Зылева. Главный дом
Рис. 17. Усадьба купца Ивана Николаевича Зылева. Главный дом
 
 
Торговая лавка — хороший образец торгового здания достаточно крупных размеров, отделенного (с запада) от главного дома дворовым проездом и соединенного с ним арочными воротами; примыкающего (с востока) к усадьбе М. Е. Постниковой. Одноэтажное квадратное в плане здание с вальмовой кровлей с четырьмя крупными окнами и дверью посередине. Невысокий раскрепованный цоколь оштукатурен. Фасадный декор идентично повторяет архитектурные детали первого этажа главного здания. Над кровлей поднимается фигурный аттик и угловые тумбы. Частью архитектурного комплекса усадьбы являются массивные ворота на два пролета. Их проемы имеют лучковые перемычки, над которыми массивные фронтонные завершения [6] [28] [34].
 
 
 
 

ул. Советская, 8

бывшая Вознесенская ул., 14

Усадьба М. Е. Постниковой

 
Усадебное место по адресу Вознесенская, 14 принадлежало Лалетину Григорию Федоровичу — владельцу конного завода в Сарапульском уезде. В разное время на первом этаже размещались: винный магазин А. А. Сведомского, магазин фирмы «Зингер», магазин мужского, дамского и детского белья, колбасная М. К. Балтина. Впоследствии усадьба принадлежала М. Е. Постниковой, владелице собственной типографии, в основном здании располагался ресторан Александрова. Типография Постниковой перешла во владение Н. Е. Ончукову — издателю и редактору Сарапульской газеты «Прикамская жизнь».
 
В годы гражданской войны здесь располагался штаб Красной армии, в 1930-е годы в основном здании находились банк Сарапульского общества взаимного кредита, акционерное транспортное общество потребительского кооператива «Покотранс», клуб Совторгслужащих, в кирпичном флигеле работала колбасная Центрального рабочего кооператива, а затем кондитерский магазин № 21. Сейчас в усадьбе расположен Военный комиссариат Удмуртской Республики по городу Сарапул, Сарапульскому и Каракулинскому районам.
 
Усадьба Постниковых возведена по принципу «круглого» жилого и хозяйственного блока. Играет видную роль в застройке улицы Вознесенской и доминирует в окружающей застройке. Южную, парадную часть участка, по красной линии улицы занимает главный дом и каменная палатка. Западную границу обозначили хозяйственные постройки (частично сохранились) примыкающие к двухэтажной каменной палатке. Северную, удаленную часть усадьбы занимает каретный деревянный навес (не сохранился). Хозяйственный флигель примыкает к кирпичному главному дому и замыкает усадьбу по восточной границе участка. Художественное и композиционное решение комплекса является ярким примером жилой застройки Сарапула переходного периода от направлений эклектики к стилю модерн. Прекрасный образец городской усадьбы нач. ХХ века.
 
Главный дом — крупное двухэтажное с полуподвалом здание, вытянутое вдоль красной линии улицы (рис. 18). Прямоугольник двухэтажного объема, завершенного вальмовой кровлей осложнен симметричными ризалитами на флагах и дворовыми объемами. Силуэт здания оживляют два высоких ступенчатых аттика по центрам ризалитов и кованая решетка между ними (утрачена).
 
 
Рис. 18. Усадьба М. Е. Постниковой
Рис. 18. Усадьба М. Е. Постниковой
 
 
Легкую асимметрию его композиции придает объем междуэтажной лестницей на правом фланге. Рустованный первый этаж оживлен полуналичниками проемов под лучковыми перемычками с замковым камнем. Этажи разделяет ступенчатый карниз, образующий вместе с подоконной полочкой широкий пояс. Пояс является частью плоскостного декора наличников окон второго этажа. Проемы второго обрамлены фигурными плоскими рамочными наличниками с ушами, серьгами, фартуками и подвышенными сандриками. Центральный проем акцентирован кованой балконной коробкой на ажурных консолях (утрачен). Арочные проемы ризалитов второго этажа собраны единым архивольтом по принципу Венецианских окон. Углы усложнены огибающими пилястрами; в первом этаже они рустованы, во втором усложнены каннелюрами до середины высоты, полочками, зубчиками и карнизом. Завершает фасады полоса фриза под выносом венчающего карниза, раскрепованная над пилястрами.
 
Торговая палатка — двухэтажная кирпичная постройка, которая является неотъемлемой частью архитектурного комплекса усадьбы. Прямоугольный объем завершен вальмовой кровлей. Художественное решение обоих фасадов (уличного трехосного и дворового в пять осей) идентично мотивам главного дома.
 
Хозяйственный флигель — низкое протяженное двухэтажное каменное здание, вытянутое вдоль восточной границы участка. Художественная выразительность здания достигнута разницей декора этажей и чередованием ритма проемов (одиночные и попарно). Живописность фасада первого этажа придают декоративные элементы: лежачие ниши, пояс со ступенчатым архивольтом и межэтажный карниз с городками. На середине высоты проемов через простенки проходит рельефный карниз с зубчиками. Архитектурный декор второго этажа выдержан в скромных формах позднего классицизма. Проемы под лучковыми перемычками обрамлены рамочными наличниками. Наличники украшены сандриками на кронштейнах. Венчающий карниз набран городками под широким выносом ступенчатой полочкой.
 
 
 
 

ул. Советская, 10

ул. Советская, 12

Усадьба лесопромышленника Павла Матвеевича Кузьмина

 
Усадьба Кузьмина занимала обширный угловой участок на пересечении улицы Советской с улицей Красноармейской (рис. 19). Усадьба была трактована по композиционной схеме характерной для эпохи классицизма: главный дом с воротами и два фланкирующих флигеля. Здания фасадами выходили на ул. Советскую. Западная граница участка, красной линии улицы Красноармейской была преимущественно застроена службами из дерева: амбарами, конюшней, дровяником и баней. Северная граница была застроена каретными навесами. Восточная граница в 1890гг. была застроена каменными зданиями флигеля и складами. За весь период своего существования усадьба претерпела незначительные изменения и сохраняла достаточно скромный внешний облик. Хозяевами предполагалась полная реконструкция усадьбы и возведение кирпичных зданий.
 
 
Рис. 19. Усадьба лесопромышленника Павла Матвеевича Кузьмина. Западный флигель. Снимок 20-х годов ХХ в.
Рис. 19. Усадьба лесопромышленника Павла Матвеевича Кузьмина. Западный флигель. Снимок 20-х годов ХХ в.
 
 
Главный дом (не сохранился) — прямоугольная в плане деревянная на два этажа постройка, вытянутая вдоль красной линии (рис. 20). Традиционный посадский пятистенок, обшитый калеванным тесом, перекрыт вальмовой кровлей. Внутренняя планировочная структура отразилась на внешнем облике главного (южного) фасада и группировке пяти осей оконных проемов. Стены декорированы огибающими угловым шаговым рустом и наличниками с накладной резьбой.
 
 
Рис. 20. Усадьба лесопромышленника Павла Матвеевича Кузьмина. Главный дом
Рис. 20. Усадьба лесопромышленника Павла Матвеевича Кузьмина. Главный дом
 
 
Западный флигель (не сохранился) — вытянутый в глубину участка прямоугольный двухэтажный объем под вальмовой кровлей. Художественное решение уличного на три оси (центральная ось первого этажа служит входом в торговое помещение) фасада идентично декоративной пластики экстерьеров главного здания.
 
Восточный флигель — скромное по масштабу каменное здание, выходит торцовым, на три оси, фасадом на улицу (рис. 21). Воспринимается, как продолжение соседей усадьбы М. Е. Постниковой.
 
 
Рис. 21. Усадьба лесопромышленника Павла Матвеевича Кузьмина. Восточный флигель
Рис. 21. Усадьба лесопромышленника Павла Матвеевича Кузьмина. Восточный флигель
 
 
Прямоугольный в плане двухэтажный объем под односкатной кровлей сильно вытянут в глубину участка. Нижний этаж декорирован горизонтальными досками, разомкнутой тягой проходящей на половине высоты проемов переходящей в полуналичники. Окна под лучковыми перемычками второго этажа оформлены изящными наличниками с рустованными пилястрами и сандриками с лепными вставками. Завершены сандрики раскрепованным карнизом. Вертикальное членение решено, низким цоколем, аркатурным городчатым межэтажным и венчающим карнизами и вытянутым лучковым аттиком.
 
Планировка здания однокамерная с разделением на помещения легкими перегородками.
 
 
 
 

ул. Советская, 14

бывшая Троицкая ул., 38

Дом Тихановского

 
Усадьба занимает обширный угловой участок на пересечении улицы Советской и улицы Красноармейской. В комплекс входят два жилых здания — главный дом и жилой флигель, возведенный на северной границе участка.
 
Прямоугольный в плане двухэтажный объем главного дома (конец XIX в.) под вальмовой кровлей вытянулся вдоль улицы Карла Маркса и выходит парадным торцовым фасадом в пять осей на красную линию улицы Советской (рис. 22). По красной линии улицы Карла Маркса к дому примыкают пониженные, но также двухэтажные рубленые сени. Со стороны дворовой части архитектурный объем развит лестничной клетью на столбах обшитой тесом. Фасады обшиты калеванным тесом, а их углы закреплены филенчатыми лопатками. Окна первого этажа обрамлены простыми рамочными наличниками. Окна второго этажа подчеркнуты наличниками с узкими фартуками и сандриками украшенными накладной резьбой. Завершены фасады широким поясом.
 
 
Рис 22. Дом Тихановского
Рис 22. Дом Тихановского
 
 
Жилой флигель (начало ХХ в.) возведен в глубине участка и занимает видное место в застройке усадьбы. Прямоугольный двухэтажный объем покрыт двухскатной кровлей и выходит торцовым фасадом в четыре оси в парадную часть двора. Несмотря на то, что здание лишено декора, в нем привлекательны правильные и рациональные пропорции [13] [21].
 
 
 
 

ул. Советская, 18

бывшая Вознесенская ул., 24

Дом мещанина Ивана Петрович Короткова (столярная мастерская)

 
Дом утрачен, сохранился каменный флигель.
 
Театр кинематографа «Макс-Линдер» возведен крестьянином Мостовинской волости с. Чекалки Александром Васильевичем Мастрюковым, «при нем оказалось: помещение кинематографа в первом этаже каменного здания, а второй этаж предназначенный для жилья остается пока невыделанным». Интересный пример провинциального кинотеатра начала ХХ в. в духе эклектики.
 
Кирпичный двухэтажный прямоугольный в плане объем завершен вальмовой кровлей и вытянут в глубину участка (рис. 23). Торцовый фасад обращен к улице и побелен по кирпичной кладке. Фасады украшены пластичным декором. В первом этаже стены расчленены рустованными лопатками. Углы второго этажа огибают лопатки с ширинками. На главном фасаде композиционно подчеркнут второй, парадный, этаж. Стены прорезают окна под лучковой перемычкой с замковым камням и наличником. Окна второго этажа украшены наличниками с ушками и сандриками с полуциркульным подвышением. Венчает здание наборный, на два шага, карниз с городками. Междуэтажный пояс украшен подоконными нишами. Нижний этаж разделен на три прясла рустованными пилястрами.
 
 
Рис. 23. Дом мещанина Ивана Петрович Короткова
Рис. 23. Дом мещанина Ивана Петрович Короткова
 
 
В кинематографическом театре имеется два входа с улицы в комнату для ожидания сеанса. Из комнаты для ожидания сеанса в зал идут два входа и кроме того имеются запасные выходы во двор усадьбы. Зрительный зал шириною 4,56 сажени и длиною 12,1 сажени, высота у экрана 8 аршин, а в противоположном конце 6,5 аршин. Аппаратная камера с бетонным полом и потолком [29].
 
 
 
 

ул. Советская, 20

бывшая Вознесенская ул., 26

Дом мещанки Елизаветы Ионовны Мельниковой

 
Двухэтажный жилой дом с полуподвалом выходит фасадом на красную линию улицы. Часть окон первого этажа на боковых фасадах заложена. Варьирование приемов безордерной архитектуры эпохи классицизма позволяет отнести это здание к числу интересных построек города (рис. 24).
 
 
Рис. 24. Дом мещанки Елизаветы Ионовны Мельниковой
Рис. 24. Дом мещанки Елизаветы Ионовны Мельниковой
 
 
Художественная выразительность фасадов достигнута сочетанием оформления окон и гладких плоскостей стен с угловыми плоскими огибающими лопатками. Рамочные наличники окон и два узких пояска, ограничивая междуэтажное пространство, подчеркивают пропорции фасадов. Нарядность зданию придает простой тянутый карниз под выносом вальмовой кровли [35].
 
 
 
 

ул. Советская 22

бывшая Вознесенская ул., 28

Дом лесопромышленника Николая Агафоновича Лябова

 
Дом Лябова Н. А. — характерный для конца XIX — начала ХХ вв. жилой дом с нарядным эклектичным декором (рис. 25).
 
 
Рис. 25. Дом лесопромышленника Николая Агафоновича Лябова
Рис. 25. Дом лесопромышленника Николая Агафоновича Лябова
 
 
Прямоугольный в плане двухэтажный объем вытянут вдоль красной линии улицы и завершен высокой вальмовой кровлей. Побеленная кирпичная кладка первого этажа контрастируют с рублеными стенами второго. Уличный на пять осей главный фасад симметричен. Проемы с лучковыми перемычками первого этажа подчеркнуты тянутыми рамочными наличниками. Главный элемент декора — наличники второго этажа, щедро украшенные глухой и пропильной резьбой, которые эффектно выделяется на фоне венцов бревен. Высокие сандрики наличников с треугольным подвышением на плечиках дополнены резными навершиями. Широкий вынос кровли украшен резным подзором [25].
 
 
 
 

ул. Советская, 24

бывшая Вознесенская ул., 30

Дом чиновника Андрея Григорьевича Завадского

 
Одно из самых любопытных зданий в застройке улицы — «дом-обманка» или «дом-буффонада». Рубленый из бревен с остатком, прямоугольный в плане двухэтажный объем покрыт по дранке штукатуркой с лепниной и трактован во внешнем облике, как кирпичное строение. Исполнение сложных и достаточно расходных работ можно обосновать стремлением к внешнему экономическому фарсу относительно своих экономических возможностей (рис. 26).
 
 
Рис. 26. Дом чиновника Андрея Григорьевича Завадского
Рис. 26. Дом чиновника Андрея Григорьевича Завадского
 
 
Вытянутое в глубину участка здание, под двухскатной кровлей, торцовым фасадом в три оси выходит на красную линию улицы. Главный фасад разделен на три прясла. Перерубы трактованы, как рустованные безордерные пилястры, завершенные мощными арочными консолями. Прямоугольные проемы обрамляют простые рамочные наличники. Завершает фасад, широкий ленточный фриз, решенный в духе неклассического римского ордера. Вертикальные «брусы» в пряслах оформлены фронтальным и двумя профильными маскаронами. Завершает пояс лепной карниз, заимствованный из коринфского ордера (рис. 27). Плоские модульоны декорируют широкий вынос кровли [4] [8] [9] [10].
 
 
Рис. 27. Дом чиновника Андрея Григорьевича Завадского
Рис. 27. Дом чиновника Андрея Григорьевича Завадского
 
 
 
 

ул. Советская, 26

бывшая Вознесенская ул., 32

Дом крестьянина Павла Николаевича Мещерякова (торговля щетиной, шерстью и рыбой)

 
Усадьба возведена в традициях характерных для обывательской части города Сарапула. На прямоугольном участке, вытянутом в глубину квартала возведен главный дом (утрачен) с сенью, к которому примыкают хозяйственные постройки. Флигель — единственная постройка, сохранившаяся на территории усадьбы (рис. 28).
 
 
Рис. 28. Дом крестьянина Павла Николаевича Мещерякова
Рис. 28. Дом крестьянина Павла Николаевича Мещерякова
 
 
В декоре кирпичного здания использованы мотивы русского стиля. Прямоугольный, вытянутый вдоль западной границы участка, одноэтажный с подвалами объем, главным фасадом обращен во двор. Пять осей под лучковыми перемычками, выявлены кирпичной кладкой и украшены рамочными наличниками с архивольтами. Углы главного фасада подчеркнуты филенчатыми лопатками. Стены завершены городчатым поясом с широким выносом. Крупный фигурный аттик со слуховым окном фланкирован тумбами с кованой металлической решеткой (решетка утрачена).
 
 
 
 

ул. Советская 28

бывшая Вознесенская ул., 34

Дом мещанки Мельниковой

 
Главный дом — качественный пример здания возведенного в духе неоклассицизма с чертами кирпичного стиля.
 
Кирпичное двухэтажное, квадратное в плане строение выходит на улицу фасадом в пять осей окон. Скромный декор ограничен невысоким цоколем, междуэтажным широким поясом и несложным карнизом под широким выносом вальмовой кровли. Нечетные проемы верхнего этажа выделены сандриками с боковыми консольками (рис. 29).
 
 
Рис. 29. Дом мещанки Мельниковой
Рис. 29. Дом мещанки Мельниковой
 
 
Флигель — квадратный в плане двухэтажный объем возведен внутри участка. Горизонтальное членение представлено междуэтажным пояском с язычками и выложенным из кирпича карнизом с рядом городков. Огибают углы плоские без декора лопатки. Три оси окон по фасадам обрамлены рельефными наличниками [30] [31].
 
 
 

Список используемых источников

  1. Ерошкина З. А. На реке [Текст] : [повесть] / З. Ерошкина ; [вступительная статья Т. Б. Пегановой]. — Сарапул : [б. и.], 2007. — 424 с. : ил. ; 24 см. — (Память Сарапула : культурный проект ; [кн. 3]). — Библиография: с. 421. — 1500 экз. — ISBN 978-5-901304-21-1
  2. Ерошкина З. А. На реке [Текст] : повесть / З. А. Ерошкина. — Молотов: Молотовское книжное издательство, 1956. — 345 с. — Автобиографическая повесть о жизни и быте населения г. Сарапула нач. XX в.
  3. Кама, 1913, № 54.
  4. Кама, 1917, № 80.
  5. Кама, 1917, № 135.
  6. Кама, 1917, № 182.
  7. Прикамский край, 1906, № 101.
  8. Прикамская жизнь, 1909, № 95. 
  9. Прикамская жизнь, 1909, № 190. 
  10. Прикамская жизнь, 1909, № 202. 
  11. Прикамская жизнь, 1910, № 7.
  12. Прикамская жизнь, 1910, № 197.
  13. Прикамская жизнь, 1911, № 185.
  14. Прикамская жизнь, 1911, № 188.
  15. Прикамская жизнь, 1912, № 191.
  16. Прикамская жизнь, 1912, № 206.
  17. Прикамская жизнь, 1913, № 216.
  18. Прикамская жизнь, 1915, № 1.
  19. Прикамская жизнь, 1915, № 36.
  20. Прикамская жизнь, 1915, № 38.
  21. Прикамская жизнь, 1915, № 62.
  22. Прикамская жизнь, 1915, № 82.
  23. Прикамская жизнь, 1915, № 186.
  24. Российское телеграфное агентство, 1904, № 109.
  25. Российское телеграфное агентство, 1904, № 232.
  26. Российское телеграфное агентство, 1904, № 253.
  27. Сарапульский листок объявлений, 1897, № 96.
  28. Сарапульский листок объявлений, 1899, № 20. 
  29. Сарапульский листок объявлений, 1899, № 44.
  30. Сарапульский листок объявлений, 1899, № 1.
  31. Сарапульский листок объявлений, 1900, № 3.
  32. Сарапульский листок объявлений, 1900, № 11.
  33. Сарапульский листок объявлений, 1900, № 21.
  34. Сарапульский листок объявлений, 1900, № 48. 
  35. Сарапульский листок объявлений, 1900, № 60.
  36. Сарапульский листок объявлений, 1901, № 96.
     
    Архивные источники
  37. ГАКО. Ф. 205. Оп. 2. Ед. хр. 2369. Дело по канцелярии Директора Народных училищ Вятской губернии об открытии госпожой Пельц в городе Сарапуле частного четырехклассного женского училища. 1902 г.
  38. ГАКО. Ф. 1405. Оп. 1. Ед. хр. 49. План города Сарапула. Архитектор И. Лем. 1784 г.
  39. ГАКО. Ф. 1405. Оп. 1. Ед. хр. 50. План города Сарапула. Архитектор Ф. М. Росляков. 1794 г.
  40. ГАКО. Ф. 1405. Оп. 1. Ед. хр. 51. План города Сарапула. Архитектор Ф. М. Росляков. 1794 г.
  41. ЦГА УР. Ф. 236. Оп. 1. Ед. хр. 172. Материалы Всероссийской переписи населения. Подворная опись. 1897 г.
 

11 февраля 2019, 14:11 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
УралДомСтрой
Архитектурное бюро КУБИКА
Компания «Уралэнерго»
Архитектурное бюро Шевкунов и Партнеры
Фототех-Поволжье
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Компания «Мир Ворот»
Архитектурное бюро «РК Проект»
Джут