наверх
 

В. Г. Стори. Мотивы отделки комнат. Выпуск 1-й. 1915

Мотивы отделки комнат : Новые эскизы гостиных, столовых, кабинетов, будуаров, спален, вестибюлей, плафонов и др. деталей : [Выпуски] I—II / Вл. Стори. — Петроград : Книгоиздательство М. Г. Стракуна, 1915  Мотивы отделки комнат : Новые эскизы гостиных, столовых, кабинетов, будуаров, спален, вестибюлей, плафонов и др. деталей : [Выпуски] I—II / Вл. Стори. — Петроград : Книгоиздательство М. Г. Стракуна, 1915
 
 

Мотивы отделки комнат : Новые эскизы гостиных, столовых, кабинетов, будуаров, спален, вестибюлей, плафонов и др. деталей : [Выпуски] I—II / Вл. Стори. — Петроград : Книгоиздательство М. Г. Стракуна, [1915]. — [16] с., 54 л. ил.

 

[Выпуск] I. — [1915]. — [10] с., 26, [1] л. ил.

 
 
 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.

 
Многочисленные запросы и многолетняя личная практика указывали мне на существенный пробел в отечественной популярной литературе такого труда, который бы мог служить некоторым подспорьем при разработке внутренней отделки жилищ.
 
Имеющиеся в большом количестве архитектурные альбомы в большинстве случаев обслуживают лишь внешнюю — фасадную сторону зданий и планировку комнат.
 
В имеющихся в продаже иностранных альбомах отчасти можно найти и мотивы внутренних отделок, но, не говоря уже о цене таких альбомов, в большинстве случаев очень высокой, эти мотивы не вполне подходят к нашим обычным требованиям и жизненным условиям. Между тем, потребность к изящному постоянно увеличивается среди широких масс, но за недостатком хотя бы элементарного правильно поставленного эстетического развития — эта потребность удовлетворяется крайне безграмотно с архитектурной точки зрения.
 
Кроме того, к сожалению, большинство полагает, что задачи архитектора не идут дальше выработки плана и фасада, почему мы так часто встречаем полное убожество во внутренней отделке при богатой и стильной внешности дома.
 
Со временем, по мере развития культуры, когда искусство перестанет быть привилегией избранных, а сделается такой же необходимой частью образования, как арифметика и языки — тогда, конечно, общество поймет, что архитектура не кончается на фасаде, что наоборот, архитектура имеет громадное общественное значение, влияет на наше настроение, украшает нашу жизнь, дает нам минуты истинного счастья.
 
Вот почему мы и должны стремиться украшать свое жилище архитектурно не только снаружи, но и внутри.
 
Архитектурная обработка комнат придает им характер порядка, благородства и уюта, лишает их того пошиба пошлости, который мы часто наблюдаем даже в богатых домах, где дорогая обстановка в стиле «Булль» с художественной инкрустацией мирно уживается рядом с зеркалом из Апраксина рынка.
 
Вот борьбе такой несообразности и посвящается настоящий альбом.
 
Он, главным образом, должен служить пособием не для г.г. архитекторов, которые располагают кроме собственных знаний массой чудных дорогих изданий, недоступных широкой публике ни по своей цене, ни по своей громоздкости; альбом должен именно обслуживать массу, которая другой раз и хотела бы сделать что-нибудь красивое, да не знает как это сделать.
 
Льщу себя надеждой, что мой скромный опыт облегчит им эту задачу, даст им новые мысли, откроет новые возможности.
 
Никакой богатой художественной отделки в настоящем альбоме нет; здесь все приноровлено к среднему обывателю.
 
Поэтому и материал для отделок взят наиболее доступный и часто встречающийся, напр., вагонная обшивка, филенки, штукатурные тяги (без лепки), обои и в редких случаях — материя. Полы тоже в большинстве простые досчатые, а не паркетные.
 
Переходя в частности к отделке комнат специального назначения попытаемся дать общие характерные признаки для каждой комнаты.
 
Вестибюль, или сени, если в каменном доме должен быть отштукатурен и окрашен масляной краской в светлых тонах; при большой поверхности стен, последние могут быть разбиты пилястрами с тягами и поясками; или же другой мотив — все стены выложить цветным изразцом.
 
В деревянных зданиях вестибюль практично обшить вагонкой.
 
Часто вестибюль (в особняках) служит и прихожей, в таком случае в нем должно быть поставлено большое зеркало, вешалка, один-два стула или банкетка; на полу ковер.
 
Приемная, должна быть обставлена весьма скромно. Общий тон обой спокойный, не слишком светлый, напр., каштановый, зеленый. Стол посередине с журналами и газетами, чтобы посетитель мог развлечься в ожидании приема, зеркало на стене, и несколько совершенно одинаковых стульев — вот и все, что должно быть в приемной. На столе может быть пара гравюр, но отнюдь не семейные портреты.
 
Гостиная, если она не является в то же время и приемной, уже должна быть обставлена с большим уютом и даже роскошью, так как она служит первым этапом в интимные внутренние аппартаменты и должна носить характер всей домашней обстановки и указывать весь домашний уклад.
 
В альбоме можно найти несколько мотивов такой отделки.
 
При ограниченных средствах полезно разделять гостиную от столовой или кабинета аркой с раздвижной портьерой. Такая комбинация позволяет пользоваться обеими комнатами, как одним обширным залом для приема гостей, семейных танцовальных вечеров и проч.
 
Кабинет красивее всего выдерживать в темных тонах, коричневых или зеленых.
 
Столовая, наоборот, должна быть одной из самых светлых комнат, так как в ней в большинстве случаев протекает вся жизнь семьи; поэтому, если столовая обшита тесом его лучше всего слегка проолифить с примесью светлых красок (напр., светло-палев.; светло-зелен. и т. д.). а затем покрыть светлым лаком. Раскладку, карнизы, наличники можно держать в более темных тонах. Такой способ окраски вообще приятен тем, что он сохраняет вид дерева, вся отделка приобретает известную легкость. Очень удобно, если возможно, по месту, устраивать в столовой ниши или световые фонари, где приятно располагаются диванчики и кушетки.
 
Спальня, тоже одна из светлых комнат. Лучше всего окрасить все Риполином в светло-палевый (сливочный) цвет или же чисто-белый. Ничего лишнего в спальне не должно быть.
 
Детская — пример устройства которой приведен на одной из таблиц, должна отличаться простотой убранства, изяществом и удобством расположения. Практичнее всего стены окрасить масляной краской, что вполне гигиенично и позволяет держать ее всегда в чистоте.
 
Ванная — лучше всего если комната облицована хотя бы частью изразцом.
 
Кухня должна быть достаточно светлая и просторная и отнюдь не служить спальней для прислуг. Даже при незначительности места, всегда можно разместить две постели для прислуг в особой комнатке, как показано на таблице или даже, в крайнем случае приспособив для этого ванную комнату.
 
Давая здесь беглый обзор главнейших требований, которым должны удовлетворять современные жилища, я далек от мысли считать настоящий альбом исчерпывающим, он должен служить лишь канвой, по которой можно вышивать какой угодно узор.
 
Мой архитектурный кабинет принимает на себя детальную разработку полной внутренней отделки зданий в разных стилях.
 
Считаю своим нравственным долгом принести мою искреннюю признательность моему сотруднику Студ. Полит. Инст. Петра Великого Г. И. Иоаннисиани, перу которого принадлежит и обложка настоящего альбома.
 
По примеру прошлых моих изданий, я с благодарностью приму всякое указание, относящееся до настоящего альбома.
 
Вл. Стори.
 
 
 

ТЕМЫ ТАБЛИЦ.

 

I. Вестибюль.

 
Мотив обработки вестибюля в богатом особняке или доходном доме. Пол плитный серо-зеленого тона с красным суконным ковром. Стены окрашены матовой краской бледно-сливочного тона с вставками из красной материи. Налево в нише вешалка для платья тех же тонов, в глубине виден камин.
 
 
Вестибюль
 

 

 

II. Спальня.

 
Стены оклеены обоями или окрашены матовой масляной краской бледно-терракотового тона с коричневыми тонкими полосками; под штукатурным тянутым карнизом — фриз по трафарету темно-коричневого или даже черного цвета. Направо видна часть зеркального шкафа для платья и белья. Под окнами в нишах полки для книг.
 
 
Спальня
 

 

 

III. Гостиная.

 
Панель и фриз под карнизом точно также, как и дверь с наличником светлого дуба с филенками мореного дуба; общий тон обой — бледно-сиреневый. Камин изразцовый зеленого тона. Ковер серо-стального тона с бледно-зеленой каймой. Плафон цвета сливок.
 
 
Гостиная
 

 

 

IV. Спальня в мезонине.

 
Мотив простой отделки спальни; в нише под окном диванчик; в стене шкаф с полками, задергивающийся занавеской. Панель стен обшита вагонкой и окрашена масляной краской под дуб или серо-зеленого тона; верхняя часть стен и плафон более светлых тонов — (напр. розовато-палевого).
 
 
Спальня в мезонине
 

 

 

V. Кабинет.

 
На рисунке виден уголок кабинета с изразцовым сине-кубового тона камином-печью и угольным дубовым диваном. Стены обтянуты обоями или полосатой материей темно-красного цвета; потолок обшит вагонкой между балками под дуб. Ковер во всю комнату серо-синего тона. На первом плане видна часть дубового стола для журналов и газет.
 
 
Кабинет
 

 

 

VI. Будуар и Спальня.

 
Настоящий мотив может быть применен в семейном доме для комнаты молодого человека или девицы, т. к. сохраняя место дает возможность в одном помещении размером около 7×8 арш. совместить три комнаты: переднюю с зеркальным шкафом и платяными шкафами, устроенными в толще переборки, отделяющей собственно спальню-альков от чистой половины комнаты-приемной или будуара-кабинета. Стены могут быть отделаны материей в рамках из досок или просто обоями. Такое же расположение весьма удобно для отдельных номеров в гостиницах.
 
 
Будуар и Спальня
 

 

 

VII. Гостиная.

 
Мотив обработки стены гостиной или приемной. Вдоль стен обитых бледно-розовой материей идет панель светлого дуба или ореха с филенчатыми вставками из птичьего глаза.
 
Под плафоном бледно-сливочного тона идет фриз из белых веночков по золотому полю. Камин белый мраморный с золотом. Ковер серо-зеленый с красноватой каймой.
 
 
Гостиная
 

 

 

VIII. Прихожая или Halle.

 
С лестницей на верх, отделенной аркой с вешалкой для платья; на ближайшем простенке вделано зеркало, под ним ниша для туалетных принадлежностей. Плафон может быть штукатуренный с такими же тягами или же в деревянных рамах — штукатуренные поля.
 
Приведенная на чертеже обработка окон, дверей и плафона может быть применена и ко всякой другой комнате.
 
 
Прихожая или Halle
 

 

 

IX. Часть среднего зала или Halle.

 
Лестница дубовая, вдали видна арка со стеклянным трельяжем-ширмой.
 
 
Часть среднего зала или Halle
 

 

 

X. Прихожая.

 
Мотив отделки прихожей; стены на высоту трех аршин обшиты вагонкой, окрашенной под дуб; в углу скамейка с полочкой фанированная, налево зеркало с корзиной для цветов на полу; в глубине видна приоткрытая дверь, сделанная за под лицо с обшивкой; поверх вагонки тяга из доски, на которой привинчены крючья для платья. Верхняя часть стен окрашена в сиреневый тон или оклеена обоями того же цвета.
 
 
Прихожая
 

 

 

XI. Спальня.

 
Мотив обработки спальни; середину короткой стены занимает арка-ниша с двуспальной кроватью и столиками по бокам; у ног кровати имеется выдвижная доска для платья; одна из боковых дверей с зеркалами ведет в ванную комнату и уборную, другая служит для сообщения с остальными служебными помещениями. Стены обтянуты материей светло-сиреневого тона в ореховых рамках.
 
 
Спальня
 

 

 

XII. Зало или Гостиная.

 
Мотив отделки в очень богатом доме. Стены обтянуты золотисто-желтой материей в рамках белого лакированного дерева. Камин белый лепной работы. Пол паркетный — ярко-желтый.
 
 
Зало или Гостиная
 

 

 

XIII. Мотив обработки плафона.

 
Весь потолок обшит вагонкой с тягами из 1½ дюймовых чистых досок, окаймленных 1 дюймовой галтелью; может быть окрашен в два и более тона — светлое поле с более темными тягами и карнизами.
 
 
Мотив обработки плафона
 

 

 

XIV. Мотив обработки стены.

 
Выдержан в том же стиле, как и предыдущая таблица.
 
 
Мотив обработки стены
 

 

 

XV. Мотив плафона.

 
Одинаково пригодный, как для деревянной обработки, так и для штукатурной. Может быть окрашен в несколько тонов.
 
 
Мотив плафона
 

 

 

XVI. Мотив плафона.

 
Более сложный. Весь потолок разбит на кессоны, обшитые вагонкой; все тяги из 2½ дюймовых досок прокалеванных посередине. Карниз и фриз также деревянные. Внизу видна часть дверей.
 
 
Мотив плафона
 

 

 

XVII. Мотив плафона в мезонине.

 
При устройстве жилого помещения в мезонине, под крышей, часто приходиться для выигрыша в высоте, потолок проектировать с наклонными боками. Наиболее дешевая, простая и приличная обработка такого потолка и приведена здесь в виде примера.
 
 
Мотив плафона в мезонине
 

 

 

XVIII. Столовая.

 
Мотив столовой с круглым выступным фонарем, отделенным от столовой аркой. Под окнами идет круговой диван. Такие фонари придают много уюта комнатам, увеличивают полезную площадь пола и дают массу света.
 
 
Столовая
 
Столовая
 

 

 

XIX. Биллиардная.

 
Здесь приведен пример использования чердачного помещения, что особенно удобно в особняках и домах с собственными квартирами. Свет может быть как боковой, так и верхний с потолка.
 
 
Биллиардная
 

 

 

XX. Гостиная.

 
Мотив обработки гостиной или какой-либо другой парадной комнаты.
 
 
Гостиная
 

 

 

XXI. Кабинет или столовая.

 
При ограниченном количестве комнат и невозможности придать большие размеры каждой из них, полезно две комнаты соединять в одну, разделяя их аркой. Такая комбинация, сохраняя характер отдельных комнат дает обилие воздуха и света.
 
 
Кабинет или столовая
 

 

 

XXII. Детская.

 
Пример гигиенического устройства детской. Постели находятся в глубине комнат на некотором возвышении дабы не дуло на них из других комнат. В стенке устроена ниша с умывальником и проведенной горячей и холодной водой. Шкафики, отделяющие постели от чистой половины комнаты устроены для детского роста и снабжены занавесками вместо дверей, на которые дети могут легко наткнуться в темноте или по рассеянности, свойственной их возрасту.
 
 
Детская
 

 

 

XXIII. Мотив вестибюля.

 
Данный мотив пригоден для обработки вестибюля при парадной лестницы и для прихожей, если она имеет характер коридора. Представлена продольная стена, которая при необходимости может быть еще раз повторена в целом или частью. Внизу — план плафона. Вся обработка штукатурная, — лепные лишь капители пилястр.
 
 
Мотив вестибюля
 

 

 

XXIV. Детали вестибюля.

 
Представлена боковая стена с камином, а также более подробный вид зеркала — трюмо и вешалки.
 
 
Детали вестибюля
 

 

 

XXV. Ванная.

 
Комната разделяется аркой на две части; в передней части дверь из спальни и на противоположной стене в нише за драпировкой W. С. В мыльной части за аркой с задергивающейся занавеской находится бассейн-ванная с кранами холодной и теплой воды, в углу душ, налево умывальник, направо скамейка. Пол этой части на три вершка ниже пола передней части, посредине жардиньерка с цветами.
 
 
Ванная
 

 

 

XXVI. Кухня.

 
Мотив простого убранства кухни. Плита облицована матовым красным кирпичем в железной обвязке. Панель вагончатая. У стены шкаф с дровами внизу, а наверху провизия. Над плитой устроен особый медный прут для просушки полотенец.
 
 
Кухня
 

 

 

Фасад дома в русском стиле

 
(Образец из книги Вл. Стори: „Фасады городских домов“, Издания М. Г. Стракуна, в Петрограде).
 
 
 

 

 
2-й выпуск см. здесь.
 
 


 

 
 
 
Издание оцифровано РГБ.
 


 

 
Публикации других книг архитектора Владимира Готлибовича Стори на Технэ:
 
 

3 мая 2020, 23:14 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий