|
Мастера искусства об искусстве : Том 2. Эпоха Возрождения. — Москва, 1966Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В семи томах / Под общей редакцией А. А. Губера, А. А. Федорова-Давыдова, И. Л. Ма́ца, В. Н. Гращенкова. — Москва : Искусство, 1966—1970.
[Предисловие]
В предшествующем, I томе собраны высказывания мастеров искусства об искусстве в средние века. Настоящий, II том посвящен эпохе Возрождения.
Развитие средневековых городов, городского ремесленного производства и международной торговли привело к переменам первостепенной важности. В самой передовой стране того времени, в Италии, возникли первые зачатки новых, капиталистических отношений, а вместе с тем возникла и культура, призванная служить новому обществу. Горожане вели политическую и экономическую борьбу с феодальными привилегиями, так как последние тормозили развитие производства и торговли. Выступали горожане также и против церкви, поскольку она защищала и оправдывала феодальные порядки. Новая культура в самой своей основе была не только антифеодальной, но и антиклерикальной. Авторитет «священного писания», незыблемый в течение всего средневековья, был поколеблен, и деятели нового движения увидели новый авторитет в античности, потому что нашли в ней то, что искали, то есть верность природе и красоту. Вот почему этот великий переворот именуется «Возрождением» или «Ренессансом».
Одной из самых характерных черт культуры Возрождения был ее всеобъемлющий гуманизм. И здесь ведущая роль принадлежит изобразительному искусству, так как именно художники раньше философов, политических мыслителей и естествоиспытателей нащупали новые пути и сформулировали задачи нового мировоззрения. Мастера эпохи Возрождения с первого десятилетия XV века поставили себе ясную цель — изображать человека и природу правдиво. Такому искусству необходим был твердый научный фундамент, и поэтому художники принялись за изучение анатомии и математики, чтобы точно изображать человека и окружающее его пространство. Пропорции человека в картине и в статуе стали определяться не традиционным каноном, а наблюдениями над реальным человеческим телом, которое стали изображать в соответствии с законами анатомии. Пространство — в первую очередь архитектурное — начали строить по законам разработанной самими художниками линейной перспективы. Позднее, во второй половине XV века, она была дополнена перспективой воздушной. И хотя художники по-прежнему пользовались традиционными религиозными сюжетами, самый характер изображения стал совершенно иным: в изобразительном искусстве появились реальные люди. Впервые появился портрет в современном смысле слова, то есть изображение реального человека, исполненное с натуры.
Революционная сила нового искусства заключалась в том, что оно помогало познавать действительность, человека и природу, что оно в художественных образах отвечало на поставленные временем вопросы и что новым основам искусства можно было научиться и научить.
В соответствии с этим и высказывания художников об искусстве приняли совсем иной сравнительно со средневековьем характер. В трактатах об искусстве мастера эпохи Возрождения излагали результаты своих изысканий и делились своим опытом и наблюдениями. Цели исследовательские в таких трудах оказываются неотделимыми от целей дидактических и педагогических. Анонимность средневекового искусства безвозвратно уходит в прошлое, за автором признается теперь исключительное право не только на художественное произведение, но и на научное открытие. Для понимания внутренних художественных процессов эпохи Возрождения письменные документы оказываются не менее важными, чем сами произведения искусства. Они говорят нам, о чем думали и какие цели ставили перед собой мастера того времени, когда искусство достигло невиданного расцвета. Многие из таких документов полностью или в отрывках приводятся в настоящем томе.
Поразительна широта интересов и богатство тем у мастеров эпохи Возрождения: математические обоснования перспективы (у Альберти, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи), совсем новая концепция истории искусств (у Гиберти в XV веке, у Вазари в XVI веке), пейзаж, портрет, выразительные движения, композиция (у Леонардо да Винчи), пропорции (у него же и у Дюрера) и многое другое. Документы говорят вместе с тем и о тех препятствиях, какие приходилось преодолевать художникам, когда они встречались с реакционными силами (допрос инквизиторами Паоло Веронезе). Они говорят также о тесных связях между заказчиками и художниками, о своеобразной общественной организации художественной жизни, например, во Флоренции в XIV и XV веках (см. «Комментарии» Лоренцо Гиберти). Мы можем также установить по этим документам связи между пониманием художниками особенностей своего творчества и распространенными в то время философскими течениями (для середины XV века — Альберти, для начала следующего столетия — Микеланджело, для второй половины XVI века — Ломаццо и Цуккаро).
Все это вместе — и достижения художественного творчества и обоснование его научными методами — придало итальянскому искусству эпохи Возрождения невиданную силу. Влияние его распространилось далеко за пределы Италии. Одним из самых великих художников Возрождения «по ту сторону Альп» был Альбрехт Дюрер, воодушевленный теми же задачами, что и итальянцы, но занявший вполне самостоятельную позицию. Из его трактатов и дневников мы приводим обширные выдержки.
Многое из сказанного мастерами эпохи Возрождения имеет для нас теперь не только исторический интерес. Вера в силу человеческого разума и в неисчерпаемые возможности творческого гения делают для нас актуальными и близкими проблемы и вопросы того времени.
Редколлегия приносит благодарность М. А. Гуковскому, В. Н. Лазареву, В. Ф. Левинсону-Лессингу, ознакомившимся со вторым томом в рукописи и давшим ряд ценных советов и замечаний.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 9
ИТАЛИЯ
ЛЕОН-БАТТИСТА АЛЬБЕРТИ (1404—1472) 15
Три книги о живописи (1436) 18
Предисловие и примечания А. А. Губера и В. Н. Гращенкова, перевод А. Г. Габричевского
ЛОРЕНЦО ГИБЕРТИ (ок. 1381—1455) 59
Комментарии (1445—1455) 63
Предисловие и примечания В. Н. Гращенкова и А. А. Губера, перевод А. А. Губера
ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (ок. 1415/20—1492) 71
Трактат о живописной перспективе (ок. 1482) 74
Предисловие В. П. Гращенкова, перевод А. А. Губера
АНТОНИО АВЕРЛИНО ФИЛАРЕТЕ (ок. 1400—ок. 1469) 81
Трактат об архитектуре (1460—1463) 83
Предисловие, примечания и перевод М. А. Гуковского
ДОМЕНИКО ВЕНЕЦИАНО (ок. 1400—1461) 93
Письмо Пьетро Медичи от 1 апреля 1438 г. 94
Предисловие В. П. Гращенкова, примечания и перевод А. А. Губера
БЕНОЦЦО ГОЦЦОЛИ (ок. 1421—1497) 96
Письмо Пьетро Медичи от 10 июля 1459 г. 98
Письмо Пьетро Медичи от 11 сентября 1459 г. 98
Предисловие В. П. Гращенкова, примечания и перевод А. А. Губера
АНДРЕА МАНТЕНЬЯ (1431—1506) 100
Письмо маркизу Франческо Гонзага от 31 января 1489 г. 103
Письмо маркизу Франческо Гонзага от 15 июня 1489 г. 104
Письмо маркизе Изабелле Гонзага от 13 января 1506 г. 105
Предисловие В. П. Гращенкова, примечания и перевод А. А Губера.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452—1519) 108
Избранные отрывки из литературного наследства: 116
Предшественники 116
Живописец 117
Рельефность 119
Перспектива 124
Фигура 127
Пропорции 129
Одежды 131
Портрет 132
О красоте лиц 133
Историческая композиция 135
Пейзаж 138
Описания 143
Предисловие, примечания и перевод А. А. Губера
РАФАЭЛЬ (1483—1520) 148
Письмо Франческо Франча от 5 сентября 1508 г. 155
Письмо Симоне Чиарла от 1 июля 1514 г. 155
Письмо графу Бальдассаре Кастильоне от 1514 г. 156
Письмо папе Льву X от [1519 г.] 157
Предисловие и примечания А. А. Губера, перевод А. И. Аристовой
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475—1564) 166
Письма: 174
Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи от 2 июля 1496 г. 174
Брату Джовансимоне от 28 апреля 1507 г. 174
Брату Буонаррото от 6 июля 1507 г. 175
Брату Буонаррото от 2 августа 1507 г. 175
Брату Буонаррото от 10 ноября 1507 г. 175
Отцу Лодовико ди Буонаррота Симоне от 27 января 1509 г. 176
Брату Буонаррото от [конца августа 1510 г.] 176
Брату Буонаррото от 24 июля 1512 г. 176
Отцу Лодовико ди Буонаррота Симоне от [3(?) октября 1512 г.] 176
Джованни Франческо Фаттуччи от конца декабря 1523 г. 177
Доменико Буонинсеньи от 20 марта 1517 г. 178
Доменико Буонинсеньи от [июля — августа 1517 г.] 178
Доменико Буонинсеньи от [марта 1518 г.] 179
Берто да Филикайя от [14(?) августа 1518 г.] 179
Пьетро Урбано от 20 апреля 1519 г. 180
Себастьяно дель Пьомбо (?) [от февраля 1520 г.] 181
Джованни Франческо Фаттуччи от [17(?) апреля 1523 г.] 182
Джованни Франческо Фаттуччи от [9/10(?) января 1524 г.] 183
Папе Клименту VII [после 24 ноября 1524 г.] 183
Джованни Франческо Фаттуччи от [17 июня 1526 г.] 184
Джованни Франческо Фаттуччи от [6(?) декабря 1525 г.] 184
Бенедетто Варки от [апреля — июня 1547 г.] 185
Бартоломео Ферратини (?) от [конца 1546 — начала 1547 г.] 186
Племяннику Лионардо от 13 февраля 1557 г. 187
Джорджо Вазари от [1 июля 1557 г.] 188
Джорджо Вазари от [17 августа 1557 г.] 188
Джорджо Вазари от 28 сентября 1555 г. 189
Бартоломео Амманати от [14 января 1559 г.] 189
Кардиналу Родольфо Пио да Карпи (?) от [1560(?) г.] 190
Бенвенуто Челлини от [1552(?) г.] 190
Флорентийскому герцогу Козимо Медичи от 25 апреля 1560 г. 191
Стихотворения 191
Из книги Франсиско де Ольянда «Четыре диалога о живописи» (1548) 194
Из книги Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1568) 198
Из книги Асканио Кондиви «Жизнеописание Микельаньоло Буонарроти» (1553) 199
Предисловие В. И. Гращенкова, примечания В. Н. Гращенкова и В. К. Шилейко, переводы А. Г. Габричевского, В. К. Шилейко, В. А. Грифцова и М. Павликовой
ДЖОРДЖО ВАЗАРИ (1511—1574) 209
Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1568) 211
Введение к трем искусствам рисунка: 211
О скульптуре 211
О живописи 214
Из «Жизнеописания Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского» 218
Предисловие А. А. Губера, перевод А. И. Венедиктова и А. М. Эфроса
БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ (1500—1571) 220
Письмо к Бенедетто Варки от 28 января 1546 г. 223
Трактат о скульптуре (1568) 224
Из автобиографии «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции» (1558—1566) 226
Предисловие и примечания В. Н. Гращенкова, перевод В. К. Шилейко, А. Г. Габричевского и М. Л. Лозинского
ЯКОПО ПОНТОРМО (1494—1557) 230
Письмо к Бенедетто Варки от 18 февраля [1548] 232
Дневник (1554—1556) 235
Предисловие и примечания В. Н. Гращенкова и М. А. Гуковского, перевод В. К. Шилейко и М. А. Гуковского
ТИЦИАН (ок. 1487/90—1576) 237
Письмо дожу Венеции от [января 1515(?)] 239
Письмо маркизу Федериго Гонзага от 14 апреля 1531 г. 239
Письмо испанскому королю Филиппу II от [осени 1554 г.] 240
Из книги Карло Ридольфи «Чудеса искусства» (1648) 240
Из книги Марко Боскини «Богатые сокровища венецианской живописи» (1674 ) 241
Предисловие В. Н. Гращенкова, примечания А. А. Губера, перевод А. А. Губера и В. Н. Лазарева
ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ (1528—1588) 244
Протокол заседания трибунала инквизиции (1573) 246
Из книги Карло Ридольфи «Чудеса искусства» (1648) 249
Предисловие и перевод А. А. Губера, примечания В. Н. Гращенкова
ЯКОПО ТИНТОРЕТТО (1518—1594) 252
Из книги Карло Ридольфи «Чудеса искусства» (1648) 256
Предисловие А. А. Губера, примечания и перевод A. И. Аристовой
ПАОЛО ПИНО (середина XVI в.) 259
Диалог о живописи (1548) 260
Предисловие и примечания А. А. Губера, перевод B. В. Горяинова
ДЖАНПАОЛО ЛОМАЦЦО (1538—1600) 273
Трактат об искусстве живописи (1584) 275
Предисловие, примечания и перевод А. И. Аристовой
ФЕДЕРИГО ЦУККАРО (ок. 1542—1609) 284
Идея скульпторов, живописцев и архитекторов (1607) 286
Письмо великому герцогу Тосканскому от 24 ноября 1581 г. 291
Письмо Лодовику Карраччи от 7 августа [1590-е гг.] 292
Письмо Антонио Киджи от 16 мая [1592(?) г.] 293
Письмо кардиналу Чезарини от 28 июля [1590-е гг.] 295
Предисловие, примечания и перевод А. И. Аристовой и А. А. Губера
ГЕРМАНИЯ
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР (1471—1528) 301
Письма Вилибальду Пиркгеймеру из Венеции от 7 февраля и 8 сентября 1506 г. 308
Письма Якобу Геллеру во Франкфурте-на-Майне из Нюрнберга от 18 марта, 24 августа, 4 ноября 1508 г. и от 26 августа 1509 г. 309
Дневник путешествия в Нидерланды (1521) 313
Наброски к различным разделам «Книги о живописи» (1507—1510) 319
О пропорциях человека 319
О красках 320
Набросок введения к трактату о пропорциях (1512) 321
Руководство к измерению (1525) 326
Из книги III 327
Из книги IV 330
Четыре книги о пропорциях (1528) 333
Из книги III 336
Эстетический экскурс в конце книги III 341
Предисловие, примечания и перевод Ц. Г. Нессельштраус
НИДЕРЛАНДЫ
ЛАМБЕРТ ЛОМБАРД (1506—1566) 353
Письмо Джорджо Вазари из Льежа от 27 апреля 1565 г. 354
Предисловие, примечания и перевод Е. Ю. Фехнер
ДОМИНИК ЛАМПЗОНИУС (1532—1599) 358
Письмо Тициану из Льежа от 13 марта 1567 г. 359
Стихи к «Портретам нескольких знаменитых живописцев Нижней Германии», гравированным Иеронимусом Коком (1572) 360
Предисловие и примечания Е. Ю. Фехнер, перевод Е. Ю. Фехнер и В. М. Минорского
ЛУКАС ДЕ ХЕЕРЕ (1534—1584) 362
Ода в честь Гентского алтаря братьев ван Эйк (после 1568) 363
Сонет в честь картины Гуго ван дер Гуса «Авигея и Давид» 364
Предисловие Е. Ю. Фехнер, перевод В. М. Минорского
КАРЕЛЬ ВАН МАНДЕР (1548—1606) 365
Книга о художниках (1604 ) 366
Основы благородного свободного искусства живописи... 369
Предисловие Е. Ю. Фехнер, перевод В. М. Минорского и Е. Ю. Фехнер
АНГЛИЯ
НИКОЛАС ХИЛЛИАРД (1547—1619) 375
Трактат, касающийся искусства миниатюрной живописи 376
Предисловие, примечания и перевод А. Е. Кроль
Указатель имен художников 384
Список иллюстраций 389
Иллюстрации 399
Примеры страниц
Скачать издание в формате djvu (яндексдиск; 38,4 МБ)
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 41,1 МБ)
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
Все тома издания в библиотеке TEHNE:
Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В семи томах / Под общей редакцией А. А. Губера, А. А. Федорова-Давыдова, И. Л. Ма́ца, В. Н. Гращенкова. — Москва : Искусство, 1966—1970.
18 марта 2023, 12:59
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий