наверх
 

Мастера искусства об искусстве : Том 4. Первая половина XIX века. — Москва, 1967

Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В семи томах. Том 4. Первая половина XIX века / Под редакцией И. Л. Ма́ца и Н. В. Яворской. — 1967  Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В семи томах. Том 4. Первая половина XIX века / Под редакцией И. Л. Ма́ца и Н. В. Яворской. — 1967
 
 
 

Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В семи томах / Под общей редакцией А. А. Губера, А. А. Федорова-Давыдова, И. Л. Ма́ца, В. Н. Гращенкова. — Москва : Искусство, 1966—1970.

  • Том 4. Первая половина XIX века / Под редакцией И. Л. Ма́ца и Н. В. Яворской. — 1967. — 622 с., 65 л. ил.

 
 
 
Настоящий том посвящен высказываниям художников начиная с Великой французской буржуазной революции: представителям классицизма рубежа XVIII—XIX веков, романтикам и реалистам; импрессионисты и близкие к ним художники попадают уже в следующий том. Но так как развитие искусства в разных странах шло неравномерно, придерживаться точно хронологических рамок невозможно. Так, художники, сверстники французских импрессионистов, но своим творчеством тяготевшие к художественным направлениям середины века, даны в этом томе (как, например, Гроттгер, родившийся в 1837 г., или Матейко, родившийся в 1838 г.).
 
Неравномерностью развития искусства и ведущей ролью Франции объясняется то место, какое занимают высказывания французских художников в этом томе — они выразили проблематику искусства своего времени наиболее ярко и полно.
 
Период, наступивший после Великой французской буржуазной революции, выдвинул новые общественные и эстетические идеалы. Это было время разлада художника с действительностью, подлинное искусство по самой своей природе оказалось несовместимым с прозаизмом буржуазного общества. Творчество прогрессивных художников развивалось в XIX веке под влиянием освободительных идей, питаемых революциями, что нашло отражение уже в живописи таких художников, как Давид и Гойя, хотя они работали в XVIII веке.
 
Понимание того, что каждый период истории влечет за собой другие формы искусства, заставляет художников искать новые пути творчества. Отсюда их неминуемая борьба с академизмом — официальным искусством, — который превратил в мертвые схемы каноны классицизма. Отзвуки этой борьбы на всем протяжении девятнадцатого века мы слышим в высказываниях самых разных художников.
 
В противоположность академизму прогрессивные художники (романтики и реалисты), продолжая лучшие традиции XVIII века, стремятся создать более живое искусство, близкое современности, искусство, которое отражало бы все своеобразие индивидуальности и в то же время выражало бы интересы народа. Другими словами, они противопоставляли космополитическим тенденциям академизма искусство национальное.
 
Связь искусства с жизнью становится важнейшей проблемой в искусстве XIX века. Эта тенденция ощутима и тогда, когда художники обращаются к исторической живописи и когда они передают современные сюжеты.
 
Наряду с проблемой изображения человека со всеми его эмоциями перед художниками встала задача изображения его действующим в конкретной обстановке.
 
Все большее стремление к воплощению всего конкретного приводит к тому, что художники стремятся зафиксировать все тончайшие изменения природы. Отсюда особое значение в развитии искусства приобретает пейзажная живопись (Констебль, художники барбизонской школы).
 
С другой стороны, многие художники видят опасность для искусства и вследствие засилия жанризма, анекдотичности, этнографизма. «Жанровая живопись, — говорит Фромантен (разговор с Ванделем), — разрушила великую живопись и совратила даже пейзаж». В этих словах Фромантена слышится тревога за современную живопись.
 
Отстоять величие, большое дыхание, монументальный стиль искусства стремятся самые различные художники на всем протяжении XIX века.
 
Эта тенденция видна не только у романтиков, но и у тех художников, которые продолжают лучшие традиции классицизма, как, например, у Энгра или Торвальдсена, считавших, что искусство становится возвышенным благодаря его морально-этическому воздействию на человека.
 
Не менее важная специфика искусства XIX века — борьба за национальное искусство, становление национальных школ. В этом томе даны высказывания художников самых разных национальностей, вплоть до тех, которые до XIX века не знали светского искусства. Высказывания художников этих стран составители тома не ограничивали вопросами чисто профессионального порядка, так как хотелось показать патриотическое настроение художников, их борьбу за самобытное искусство. Без освещения этих вопросов невозможно понять искусство XIX века таких стран, как Польша, Венгрия, Румыния и другие.
 
В этой книге не представлена Болгария, США, так как материал по художникам этих стран слишком мал, а потому составители решили дать их высказывания в следующем томе.
 
При формировании национальных школ стояла ответственная задача создания национальных кадров, отсюда большое внимание уделено вопросам преподавания искусства. Вслед за французскими романтиками Жерико, Рюдом решительную критику академического преподавания мы найдем и в высказываниях австрийского художника Вальдмюллера. Именно потому, что Вальдмюллер так горячо протестовал против академического преподавания и сам стремился развить индивидуальность ученика, он смог внести свою лепту в развитие других национальных школ искусства, особенно венгерской.
 
Высказывания художников по вопросам искусства, естественно, не равноценны. Некоторые художники являлись не только живописцами, но и писателями, художественными критиками и даже историками искусства, как, например, Делакруа, Фромантен, Моррис и другие. Их литературное наследие чрезвычайно обширно. У других же художников мы находим только отрывочные разрозненные высказывания. Однако и они помогают составить представление о личности художника, понять его творческий путь, проследить за его работой над тем или другим произведением. Наконец, есть художники, у которых вообще нет высказываний в области искусства. Примером тому является Домье. В настоящем издании вряд ли можно пройти мимо этого гениального графика и живописца. Потому составители считали возможным привести высказывания современников, освещающие творческий метод Домье, и подобрать иллюстрации, в которых видно отношение художника к вопросам искусства.
 
Редколлегия приносит благодарность К. Ф. Асаевич, А. П. Барской, В. Н. Березиной, 3. В. Зарецкой, Н. С. Косаревой, А. Е. Кроль, К. В. Мытаревой и В. Н. Прокофьеву, ознакомившимся с четвертым томом в рукописи и давшим ряд ценных советов и замечаний.
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
Предисловие 9
 
ИСПАНИЯ
 
ФРАНСИСКО ГОЙЯ (1746—1828) 15
Письма:
Мартину Сапатеру от 1780 г. 20
Мартину Сапатеру, март 1781 г. 20
Мартину Сапатеру, без даты 20
Бернарду Ириарте, от 7 января 1794 г. 20
Хоакину Ферреру, ок. 1826 г. 20
Высказывания, записанные корреспондентами из Бордо, 1828 г. 21
Заметка к «Капричос» (1799) 21
Предисловие, перевод и примечания К. М. Малицкой
 
ФРАНЦИЯ
 
ЖАК ЛУИ ДАВИД (1748—1825) 25
О конкурсе 1772 года 28
О Рафаэле 29
Письмо художнику Викару от 14 июня 1789 г. 29
Письма и речи революционных лет:
Господам представителям Коммуны Парижа. Мемуар от 25 февраля 1790 г. 30
Доклад о национальном художественном жюри (1793). 31
Речь при поднесении Национальному Конвенту картины «Марат» 16 октября 1793 г. 33
Речь на заседании Конвента о создании памятника Славы французского народа, 7 октября 1793 г. 34
Доклад Конвенту о Музее искусств, 16 января 1794 г. 35
Ответ Давида, президента Конвента, депутации Народного и республиканского общества искусств, 11 января 1794 г. 37
Гражданину Буасси д’Англа, представителю народа, 17 октября 1794 г. 37
Картина «Сабинянки», выставленная гражданином Давидом, членом Национального института, для публичного обозрения в Национальном дворце наук и искусств, 1799 г. 39
Объяснение замысла картины «Леонид при Фермопилах» (1805). 42
Из беседы с дочерью в Салоне 1808 года 42
Письма Антуану Гро:
от 10 ноября 1818 г. 43
от 27 декабря 1819 г. 43
от 22 июня 1820 г. 45
Предисловие, перевод и примечания Е. Ф. Кожиной
 
ПЬЕР ПОЛЬ ПРЮДОН (1758—1823) 49
Письма:
Барону де Журсанво от 1779—1780 гг. 51
Фоконье, 1786—1787 гг. 52
Девожу от 28 марта 1786 г. 52
Фоконье, 1786—1787 гг. 53
Сен-Венсану от 8 мая 1822 г. 54
Размышления о живописи современников (1806) 54
Краткое описание картины, предназначенной для Большого зала судебного трибунала во Дворце правосудия (1806) 55
Предисловие, перевод и примечания Е. Ф. Кожиной
 
ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР (1780—1867) 57
Из дневников и записей 62
Об искусстве и о прекрасном 64
О критике и вкусе 68
О рисунке 70
О цвете и общем эффекте 73
Об изучении античности и старых мастеров 74
О некоторых произведениях искусства и о некоторых художниках 77
Письма:
Жану Форестье от 5 октября 1806 г. 80
Жану Форестье от 23 ноября 1806 г. 80
Жану Форестье от 17 января 1807 г. 81
Жилиберу от 29 августа 1822 г. 81
Маркотту от 21 декабря 1834 г. 82
Жилиберу, 1839 г. 82
Гатто от 17 декабря 1840 г. 83
Шнетцу, 1841 г. 83
Жилиберу, октябрь 1841 г. 83
Предисловие и примечания А. Н. Изергиной, перевод Е. В. Жуковской
 
ФРАНСУА РЮД (1784—1855) 86
Письмо Мойну от 26 февраля 1832 г. 90
Ответ Рюда на просьбу учеников Давида д’Анжера стать их руководителем (1842) 91
Ответ Рюда своим дижонским избирателям. 30 марта 1848 г. 92
Из высказываний Рюда 92
Предисловие и примечания Н. В. Яворской, перевод Д. Г. Аркиной
 
ПЬЕР ЖАН ДАВИД Д’АНЖЕР (1788—1856) 96
Из высказываний 99
Автобиографическая заметка (1837) 106
Предисловие и примечания Н. В. Яворской, перевод Е. Р. Классон
 
ТЕОДОР ЖЕРИКО (1791—1824) 108
Из записной книжки 111
Письма:
Неизвестному от 23 ноября 1816 г. 111
Мюзиньи, 1819 г. 112
Дедрё-Дорси от 12 февраля 1821 г. 113
Орасу Верне от 1 мая 1821 г. 113
Эжену Изабе, без даты 115
Из рукописного трактата «Размышления о состоянии живописи во Франции» 115
О школах живописи и скульптуры и о конкурсе на Римскую премию 117
Воспоминания Монфора 120
Предисловие и примечания Н. В. Яворской, перевод Е. Р. Классон и А. Н. Тихомирова
 
ЭЖЕН ДЕЛАКРУА (1798—1863) 124
Письма:
Феликсу Луве от 10 января 1814 г. 128
Сулье от 30 апреля 1821 г. 129
Пьерре от 1 августа 1825 г. 129
Фредерику Вийо от 29 февраля 1832 г. 129
Пьерре от 29 февраля 1832 г. 130
Оноре Бальзаку [конец 1832 г.] 130
Фредерику Вийо [октябрь 1834 г.] 131
Торе от 2 марта [1837 г.] 132
Пьерре от 21 сентября 1839 г. 132
Пьерре [5 марта 1842 г.] 132
Фредерику Вийо от 14 июня 1842 г. 133
К. Дютийё от 6 февраля 1849 г. 133
Леону Пейсу от 15 июля 1849 г. 134
Мадам Каве от 8 [июня 1855 г.] 134
Периньону от 21 января 1857 г. 135
Огюсту Ламей от 28 февраля 1858 г. 136
Сулье от 29 мая 1858 г. 136
Дютийё от 8 августа 1858 г. 136
Полю Юэ от 13 октября 1858 г. 137
Периньону от 18 апреля 1859 г. 137
Полю Юэ от 27 апреля [1859 г.] 137
Александру Колену от 11 октября 1859 г. 138
Жорж Санд от 12 января 1861 г. 138
Т. Торе от 30 ноября 1861 г. 139
Де Валерну от 22 декабря 1861 г. 141
Ф. Бюрти от 1 марта 1862 г. 141
Из дневника 141
Предисловие и примечания Н. В. Яворской, перевод писем Е. Р. Классон, перевод «Дневника» Т. М. Пахомовой
 
КАМИЛЬ КОРО (1796—1875) 177
Из записной книжки во время пребывания в Италии 180
Письма:
Абелю Осмону, март 1826 г. 181
Дювернею от 27 марта 1828 г. 181
Ахиллу Деларжи от 26 февраля 1833 г. 182
Из записной книжки сороковых годов 182
Письмо Арману Леле, без даты, примерно 1850 г. 183
Из записной книжки 1855 г. 183
Из записей на листке альбома, около 1860 г. 184
Письмо Огену от 6 января 1875 г. 184
Из бесед с Теофилем Сильвестром 184
Из бесед с Робо 185
Из бесед с мадам Авиа 187
Из разговора с неизвестным 188
Из воспоминаний Анри Дюмениля 188
Советы молодым художникам 188
Предисловие и примечания Н. В. Яворской, перевод Е. Р. Классон
 
ПОЛЬ ЮЭ (1803—1869) 190
Заметки об искусстве 191
Предисловие Н. В. Яворской, перевод Е. Р. Классон
 
ОНОРЕ ДОМЬЕ (1808—1879) 194
Письмо художнику Жанрону от 8 октября 1832 г. 198
Высказывания современников:
Бодлер 199
Бюрти 199
Жоффруа-Дешом 199
Банвиль 200
Александр Арсен 200
Предисловие и примечания Н. В. Яворской, перевод Е. Р. Классон
 
ПЬЕР ЭТЬЕН ТЕОДОР РУССО (1812—1867) 203
Письма:
Любителю живописи 205
А. Сансье, [1863 г.] 206
А. Сансье, [1863 г.] 207
Теофилю Готье от 4 февраля 1864 г. 207
Из бесед с А. Сансье 209
Из бесед с учениками 211
Предисловие и примечания Н. В. Яворской, перевод Б. П. Денике, исправленный и дополненный
 
АЛЕКСАНДР ЖОРЖ АНРИ РЕНЬО (1843—1871) 213
Письма:
Эманюэлю де Эссарт, январь 1865 г. 215
Стефану Малларме от 9 октября 1865 г. 215
Отцу от 29 мая 1867 г. 215
А. Дюпарку от 4 февраля 1868 г. 215
Казалису, без даты 216
Отцу, [1868 г.] 216
Отцу, [ноябрь 1868 г.] 217
А. Дюпарку от 5 ноября 1868 г. 218
Мадам де Сенбри от 27 ноября 1868 г. 218
Отцу от 5 ноября 1868 г. 219
Брату от 8 января 1869 г. 219
Отцу, лето 1869 г. 220
Монфору от 15 июня 1870 г. 220
Предисловие и примечания Н. В. Яворской, перевод Е. Р. Классон
 
ЖАН ФРАНСУА МИЛЛЕ (1814—1875) 222
Из автобиографии 225
Заметки об искусстве 227
Письма:
А. Сансье, 1851 г. 229
Т. Торе от 18 февраля 1862 г. 231
Симеону Люсу от 20 мая 1862 г. 232
Симеону Люсу от 29 октября 1862 г. 232
А. Сансье от 30 мая 1863 г. 233
А. Сансье от 29 марта 1865 г. 234
Теодору Руссо от 26 июня 1867 г. 234
Набросок письма к Кастаньяри 235
Предисловие и примечания Н. В. Яворской, перевод Е. Р. Классон
 
ГЮСТАВ КУРБЕ (1819—1877) 238
Письма:
Родителям от 10 марта 1845 г. 242
Родителям, январь 1846 г. 242
Родителям от 15 марта 1846 г. 243
Ф. Вею от 26 ноября 1849 г. 243
А. Брюйа, май 1854 г. 244
Кастаньяри от 17 октября 1868 г. 244
А. Брюйа, март 1873 г. 244
Предисловие к каталогу выставки Курбе 1855 г. 245
Выступление на съезде бельгийских художников в Антверпене осенью 1861 г. 245
Декларативное письмо к молодежи свободной мастерской 25 декабря 1861 г. 246
Открытое письмо министру Ришару. 1870 г. 248
Почему общество не знает и не видит искусства? 250
Из речи на собрании художников 7 апреля 1871 г. 250
Фрагмент автобиографии 251
Воспоминания Александра Шанна 254
Из бесед с художником Монтейлем 254
Из беседы с Кастаньяри 255
Из наставлений Марселю Ординеру, [1870-е гг.] 255
Из бесед с Этьеном Бодри. 1867 г. 256
Предисловие, примечания и перевод А. Н. Тихомирова
 
ЭЖЕН ФРОМАНТЕН (1820—1876) 260
Из книги «Лето в Сахаре и год в Сахеле» 263
Из «Года в Сахеле» 268
Разговор с Ванделем 269
Предисловие и примечания Н. В. Яворской, перевод Е. Р. Классон
 
ЭЖЕН БУДЕН (1824—1808) 279
Из записной книжки 282
Предисловие, примечания и перевод Б. Н. Терновца
 
АНГЛИЯ
 
ТОМАС ЛОУРЕНС (1769—1830) 291
Письма:
Джозефу Фарингтону, 1819 г. 293
Джозефу Фарингтону от 19 февраля 1820 г. 294
Мульвани, ноябрь 1821. 295
Бернету, 1829 г. 295
Предисловие и перевод Е. А. Некрасовой
 
ГЕНРИ ФЮЗЕЛИ (1741—1825) 297
Афоризмы 299
Предисловие и перевод Е. А. Некрасовой
 
УИЛЬЯМ БЛЕЙК (1757—1827) 303
Заметки на полях первого тома «Речей» сэра Джошуа Рейнольдса (1808—1811) 304
Обращение к обществу (ок. 1810) 307
«Описательный каталог картин», выставка 1809 г. 308
Предисловие, перевод и примечания Е. А. Некрасовой
 
ДЖОЗЕФ МАЛЛОРД ТЁРНЕР (1775—1851) 311
Из заключительной лекции по курсу перспективы на тему «Задние планы, введение в архитектуру и пейзаж» 315
Заметки на полях книги М. А. Ши «Элементы искусства» 322
Предисловие, перевод и примечания Е. А. Некрасовой
 
ДЖОН КОНСТЕБЛЬ (1776—1837) 325
Письма:
Дансорну от 29 мая 1802 г. 328
Мисс Бикнелл от 27 мая 1812 г. 329
Жене (миссис Джон Констебль) 329
Фишеру от 7 октября 1822 г. 329
Фишеру от 31 октября 1822 г. 330
Фишеру от 6 декабря 1822 г. 330
Фишеру от 9 мая 1823 г. 330
Фишеру от 23 октября 1823 г. 331
Фишеру от 30 сентября 1823 г. 332
Фишеру от 8 мая 1824 г. 332
Из дневника 1824 г. 333
Фишеру от 17 декабря 1824 г. 333
Лесли, 1831 г. 334
Лесли от 14 января 1832 г. 334
Лесли, начало 1834 г. 335
Лесли, сентябрь 1834 г. 335
Джорджу Констеблю от 8 апреля 1835 г. 335
Джорджу Констеблю от 12 мая 1836 г. 336
Д. Льюкэсу, 1837 г. 336
Записи к лекциям 336
Заметки к лекции по истории пейзажа, прочитанной в Хэмстедском литературно-научном обществе 6 июня 1835 г. 338
Отрывки из первой лекции по истории пейзажа, прочитанной в Королевском институте в Лондоне 26 мая 1836 г. 345
Отрывок из третьей лекции (9 июня) 345
Отрывок из четвертой лекции (16 июня) 346
Отрывки из последней лекции, прочитанной в литературно-учебном обществе Хэмстеда 25 июля 1836 г. 346
Предисловие и примечания И. А. Кузнецовой, перевод А. В. Парнаха, составление М. А. Орловой
 
УИЛЬЯМ ХОЛЬМАН ХАНТ (1827—1910) 350
Из книги «Прерафаэлитизм и прерафаэлитское братство» 352
Предисловие, перевод и примечания Е. А. Некрасовой и А. И. Полторацкого
 
УИЛЬЯМ МОРРИС (1834—1896) 359
Из статей 363
Несколько кратких советов по поводу составления узоров 368
Предисловие и примечания Е. А. Некрасовой, перевод А. И. Полторацкого
 
ГЕРМАНИЯ
 
ИОГАНН ГОТФРИД ШАДОВ (1764—1850) 375
Письмо Беттингеру от 15 сентября 1802 г. 376
Предисловие и примечания М. Я. Либмана, перевод Д. Г. Аркиной
 
ФИЛИПП ОТТО РУНГЕ (1777—1810) 388
Письма:
Матери от 14 августа 1799 г. 391
Отцу, октябрь 1799 г. 391
Даниэлю, февраль 1802 г. 392
Гёте от 3 июля 1806 г. 393
Неизвестному [1807 или 1808 г.] 398
Заметки 399
Густаву Брюкнеру от 23 марта 1808 г. 402
Клинковштрему от 13 июня 1809 г. 403
Гёте от 1 февраля 1810 г. 404
Предисловие и примечания М. Я. Либмана, перевод Д. Г. Аркиной
 
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ (1770—1840) 406
Из афоризмов 409
Об искусстве и душе искусства 409
Высказывания при осмотре собрания картин по большей части еще живых или недавно умерших художников 411
Предисловие и примечания А. Н. Изергиной, перевод В. Д. Метальникова
 
ФРАНЦ ПФОРР (1788—1812) 418
Письмо:
Пассавану от 6 января 1808 г. 419
Предисловие и примечания М. Я. Либмана, перевод Д. Г. Аркиной
 
АЛЬФРЕД РЕТЕЛЬ (1816—1859) 422
Письмо:
Брату. Понедельник, вечером 423
Предисловие М. Я. Либмана, перевод Д. Г. Аркиной
 
АДОЛЬФ МЕНЦЕЛЬ (1815—1905) 425
Письма:
Карлу Генриху Арнольду от 29 декабря 1836 г. 427
Карлу Арнольду от 23 апреля 1847 г. 429
Карлу Генриху Арнольду от 23 марта 1848 г. 429
Карлу Арнольду от 1 июня 1848 г. 433
Карлу Генриху Арнольду от 4 июня 1852 г. 434
Предисловие и примечания М. Я. Либмана, перевод Д. Г. Аркиной
 
АНСЕЛЬМ ФЕЙЕРБАХ (1829—1880) 437
Из книги «Завещание»:
Отцу, осень 1848 г. 438
Декабрь 1849 г. 439
Начало августа 1856 г. 440
Рим 441
Последняя запись 442
Живопись историческая и живопись жанровая 443
Преувеличенная характеристика 444
Искусство и наука 444
О драматическом элементе 444
Предисловие и примечания М. Я. Либмана, перевод Д. Г. Аркиной
 
ВИЛЬГЕЛЬМ БУШ (1832—1908) 446
Письма:
Госпоже Андерсон от 24 марта 1875 г. 447
Делену от 16 января 1886 г. 448
Предисловие и примечания М. Я. Либмана, перевод Д. Г. Аркиной
 
АВСТРИЯ
 
ФЕРДИНАНД ВАЛЬДМЮЛЛЕР (1793—1865) 453
Потребность в более целесообразном преподавании живописи и пластического искусства 455
Из книги «Указания» 458
Докладная записка 462
Предисловие и примечания М. Я. Либмана, перевод Д. Г. Арникой
 
ДАНИЯ
 
БЕРТЕЛЬ ТОРВАЛЬДСЕН (1770—1844) 469
Письма:
Академии от 2 декабря 1793 г. 472
Академии от 5 января 1795 г. 473
Академии от 5 января 1798 г. 473
Советнику юстиции Абильгору 474
Кронпринцу Христиану Фредерику от 24 октября 1800 г. 474
Королю от 8 октября 1813 г. 475
Неизвестному от 10 августа 1820 г. 476
Принцу Христиану, февраль 1827 г. 476
Завещание 477
Предисловие и примечания И. Я. Цагарелли, перевод Н. И. Крымовой
 
ИТАЛИЯ
 
АНТОНИО КАНОВА (1757—1821) 483
Беседы с Наполеоном 485
Письма:
Катрмеру де Кенси, без даты 487
Катрмеру де Кенси от 29 ноября 1806 г. 488
Предисловие, перевод и примечания Е. Л. Херсонской
 
ФИЛИППО ПАЛИЦЦИ (1818—1899 ) 490
Из высказываний 491
Из впечатлений о Международной выставке в Вене в 1873 г. 491
Предисловие, перевод и примечания Е. Л. Херсонской
 
ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ (1823—1901) 493
Из высказываний 495
Предисловие, перевод и примечания Е. Л. Херсонской
 
ДЖОВАННИ ФАТТОРИ (1825—1908) 496
Ученикам 499
Письма:
Неизвестному, без даты 499
Диего Мартелли от 14 июня 1890 г. 500
Плинио Номеллини от 18 января 1891 г. 500
Группе учеников, январь — февраль 1891 г. 501
Примо Леви, февраль 1903 г. 502
Предисловие, перевод и примечания Е. Л. Херсонской
 
СИЛЬВЕСТРО ЛЕГА (1826—1895 ) 504
Письма:
Лодовико Томмази 506
Графине Клементине Россельмини Бандини от 31 марта 1893 г.
Из автобиографии 507
Предисловие. перевод и примечания Е. Л. Херсонской
 
ТЕЛЕМАКО СИНЬОРИНИ (1835—1901) 508
Из высказываний 510
Письма:
Диего Мартелли, июль 1895 г. 512
Фердинанде Мартини от 19 декабря 1872 г. 512
Энрико Чечьони от 18 июня 1873 г. 512
Предисловие, перевод и примечания Е. Л. Херсонской
 
АДРИАНО ЧЕЧЬОНИ (1836—1886) 515
Письма:
Телемако Синьорини от 24 июля 1870 г. 516
Джошуэ Кардуччи от 25 апреля 1880 г. 517
Телемако Синьорини от 29 апреля 1880 г. 518
Из книги «Сочинения и воспоминания» 518
Предисловие, перевод и примечания Е. Л. Херсонской
 
АНТОНИО ФОНТАНЕЗИ (1818—1882) 521
Письма:
Карло Стратта, 1876 г. 522
Брашару 523
Пасквини 523
Из высказываний 523
Предисловие, перевод и примечания Е. Л. Херсонской
 
ВЕНГРИЯ
 
ИШТВАН ФЕРЕНЦИ (1792—1856 ) 527
Письма:
Брату Йожефу Ференци [до октября 1822 г.] 528
Брату Йожефу Ференци, 16 декабря 1845 г. 529
Обращение по поводу подписки на памятник Матьяшу Корвину, 1838 г. 529
Предисловие, перевод и примечания Л. С. Алешиной
 
МИКЛОШ БАРАБАШ (1810—1898) 530
Из воспоминаний 532
Из статьи в газете «Хондерю». 1843 г. 533
Из автобиографии 534
Предисловие, перевод и примечания Л. С. Алешиной
 
МИКЛОШ ИЖО (1831—1875) 535
Письма:
Кальману Сили от 7 июня 1860 г. 536
Обществу вспомоществования художникам от 23 мая 1861 г. 536
Дьерскому Обществу помощи гонведам. Осень 1861 г. 536
Кальману Сили от 10 декабря 1861 г. 536
Барне Терхешу от 8 ноября 1864 г. 536
Палу Альмаши Балогу, 1867 г. 537
Альфреду Хоффманну от 15 января 1869 г. 537
Предисловие, перевод и примечания Л. С. Алешиной
 
ВИКТОР МАДАРАС (1830—1917) 539
Из письма к венгерскому Обществу изобразительных искусств, 1911 г. 540
Беседа с корреспондентом газеты «Pesti Napló» 541
Предисловие, перевод и примечания Л. С. Алешиной
 
МИХАЙ МУНКАЧИ (1844—1900) 542
Письма:
Анталу Лигети от 15 апреля 1865 г. 544
Анталу Лигети от 20 апреля 1865 г. 544
Двоюродным сестрам от 21 ноября 1866 г. 544
Анталу Лигети [март 1867 г.] 545
Анталу Лигети [май 1867 г.] 545
Анталу Лигети от 14 июня 1867 г. 546
Анталу Лигети от 15 марта 1868 г. 546
Двоюродным сестрам от 20 марта 1868 г. 546
Апталу Лигети. [Май 1868 г.] 546
Анталу Лигети от 10 января 1869 г. 547
Анталу Лигети. [Март 1869 г.] 547
Анталу Лигети от 20 апреля 1869 г. 547
Анталу Лигети. [Июль 1869 г.] 548
Дьюле Энгелю. [Ноябрь 1869 г.] 548
Анталу Лигети. [Конец ноября 1869 г.] 548
Анталу Лигети от 7 декабря 1870 г. 549
Анталу Лигети, весна 1871 г. 549
Карою Кишу от 17 февраля 1872 г. 549
Венгерскому Обществу изобразительных искусств об учреждении стипендии для молодых венгерских художников от 27 октября 1882 г. 550
Миклошу Смречаньи, февраль 1884 г. 550
Дирекции венгерского Общества изобразительных искусств от 6 июля 1884 г. 551
Карою Телепи от 3 января 1885 г. 551
Жене от 30 сентября 1885 г. 551
Жене, октябрь 1885 г. 551
Миклошу Смречаньи от 14 июня 1888 г. 552
Миклошу Смречаньи, январь 1890 г. 552
Яношу Сендреи от 25 декабря 1890 г. 552
Миклошу Смречаньи от 5 февраля 1893 г. 553
Жене от 23 июня 1894 г. 553
Жене, ноябрь 1895 г. 553
Миклошу Смречаньи от 26 декабря 1895 г. 554
Из воспоминаний 554
Ответ Мункачи критикам его картины «Забастовка» 554
Предисловие, перевод и примечания Л. С. Алешиной
 
ЧЕХИЯ
 
ЙОЗЕФ МАНЕС (1820—1871) 561
Из статьи «Костюмы Тренчанского края» 562
Письмо графу Бедржиху 563
Предисловие и перевод Е. Б. Георгиевской
 
КАРЕЛ ПУРКИНЬЕ (1834—1868) 564
Письма:
Брату Эмануэлю от 30 июля 1853 г. 565
Отцу, октябрь 1854 г. 566
Отцу от 29 марта 1855 г. 566
Отцу от 22 апреля [1855 г.] 566
Отцу от 3 мая 1855 г. 566
Отцу от 15 мая [185...] 566
Отцу от 4 июня 1855 г. 567
Отцу, без даты 567
Отцу от 30 октября 1865 г. 567
Из статьи «Художественная выставка 1863 г.» 567
Из статьи «Гус у границы» Лессинга 568
Из статьи «Выставка картин 1864 г.» 569
Из статьи «Выставка картин 1866 г.» 569
Из высказываний 569
Предисловие, перевод и примечания Е. Б. Георгиевской
 
ПОЛЬША
 
ПЕТР МИХАЛОВСКИЙ (1800—1855) 573
Письма:
Матери от 21 сентября 1822 г. 576
Матери, 1822 г. 576
Жене, 1833 г. 576
Жене, 1843 г. 576
Жене, 1845 г. 577
Жене, 1846 г. 577
Жене, 1848 г. 577
Предисловие, перевод и примечания Л. Н. Кузнецовой
 
АРТУР ГРОТТГЕР (1837—1867) 373
Письма:
Ванде Монне от 4—5 марта 1866 г. 580
Ванде Монне от 30 июля 1866 г. 580
Ванде Монне от 16 января 1867 г. 581
Ванде Монне от 6 марта 1867 г. 581
Предисловие, перевод и примечания Л. Н. Кузнецовой
 
ЯН МАТЕЙКО (1838—1893) 583
Письма:
Станиславу Гебултовскому от 29 декабря 1858 г. 586
Станиславу Гебултовскому от 7 апреля 1859 г. 586
Станиславу Гебултовскому от 27 мая 1860 г. 586
Станиславу Гебултовскому от 13 марта 1862 г. 586
Станиславу Гебултовскому от 12 июля 1863 г. 586
Жене от 24—25 августа 1871 г. 586
Речи, произнесенные на открытии учебного года краковской Школы изящных искусств 587
Из бесед с Гожковским 22 июня 1878 г. 588
Из воспоминаний Станислава Тарновского 588
Из воспоминаний художника Винцента Водзиновского 588
Из беседы с художником Влодзимежем Тетмайером 689
Предисловие, перевод и примечания Л. Н. Кузнецовой
 
РУМЫНИЯ
 
КОНСТАНТИН ДАНИЭЛЬ РОЗЕНТАЛЬ (1820—1851) 693
Отрывки из писем 694
Предисловие и перевод Н. Е. Элиасберг
 
ТЕОДОР АМАН (1831—1891) 695
Речь Амана 696
Предисловие и перевод Н. Е. Элиасберг
 
Указатель имен художников 698
Список иллюстраций 605
Иллюстрации 623
 

 

 

Примеры страниц

 
Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В семи томах. Том 4. Первая половина XIX века / Под редакцией И. Л. Ма́ца и Н. В. Яворской. — 1967  Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В семи томах. Том 4. Первая половина XIX века / Под редакцией И. Л. Ма́ца и Н. В. Яворской. — 1967
 

 

 
Скачать издание в формате djvu (яндексдиск; 55,3 МБ)
 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 59,8 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

 

 
Все тома издания в библиотеке TEHNE:
 
Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В семи томах / Под общей редакцией А. А. Губера, А. А. Федорова-Давыдова, И. Л. Ма́ца, В. Н. Гращенкова. — Москва : Искусство, 1966—1970.
 

27 апреля 2023, 18:15 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий