|
За большевистский плакат : Задачи изоискусства в связи с решением ЦК ВКП(б) о плакатной литературе : Дискуссия и выступления в институте ЛИЯ. — Москва ; Ленинград, 1932За большевистский плакат : Задачи изоискусства в связи с решением ЦК ВКП(б) о плакатной литературе : Дискуссия и выступления в институте ЛИЯ / Коммунистическая академия, Институт литературы, искусства и языка, Секция пространственных искусств. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ ; ИЗОГИЗ, 1932. — 130 с., ил.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП(б) о плакатной литературе
1. ЦК констатирует недопустимо безобразное отношение к плакатно-картинному делу со стороны различных издательств (Гиз до объединения, ИЗОГИЗ, Сельхозгиз, АХРР, Центросоюз, Гострудиздат и др.), что нашло свое выражение в выпуске значительного процента антисоветских плакатов и картин.
2. ЦК считает совершенно неудовлетворительным контроль со стороны Главлита над картино-плакатной продукцией и отмечает невыполнение Главлитом постановления ЦК от 5 сентября 1930 г. в части систематического руководства специально выделенным уполномоченным.
3. Просить ЦКК—РКИ расследовать вопрос о выпуске идеологически вредных плакатов и картин и привлечь к ответственности конкретных виновников. В связи с объединением в ИЗОГИЗе всего плакатно-картинного дела и вхождением в него ряда издательств просить ЦКК—РКИ ускорить чистку аппарата ИЗОГИЗа.
4. Передать руководство массовой плакатно-картинной продукцией отделу агитации и массовых кампаний ЦК и предложить ему разработать ряд мероприятий, направленных к улучшению постановки картино-плакатной агитации.
Предложить крайкомам, областкомам и ЦК нацкомпартий в тех местах, где практикуется издание плакатов и картин, организовать через агитмассовые отделы проверку состояния плакатно-картинной продукции и передать руководство этим делом агитмассовым отделам.
5. Обязать культпроп ЦК, совместно с отделом агитации и массовых кампаний, и ОГИЗ в 2-декадный срок обеспечить этот участок идеологической работы необходимыми кадрами.
6. Обязать периодическую печать наладить систематическое рецензирование выпускаемой картино-плакатной продукции.
7. Привлечь секцию изобразительных искусств Комакадемии, ЦК Рабис и Главискусство к практическому содействию плакатно-картинному делу. Организовать специальное общество художников-плакатистов для повышения идеологически художественного качества плакатов и картин, а также использовать для политической консультации слушателей институтов красной профессуры.
8. Организовать при ИЗОГИЗе рабочий совет из представителей крупнейших предприятий Москвы, установить порядок предварительного обсуждения издательских планов ИЗОГИЗа на предприятиях с привлечением рабочих и работниц к намечению тем и обсуждению эскизов, а также к просмотру готовой картино-плакатной продукции путем устройства передвижных выставок и т. п.
9. Объединить в ИЗОГИЗе издание всей массовой картино-плакатной продукции.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Выпуская сборник докладов и выступлений о плакате, секция пространственных искусств считает нужным отметить, что настоящий сборник далеко не решает всех вопросов, стоящих перед пролетарским искусством в связи с задачей разработки истории и теории плаката.
Однако первая и основная задача, которую ставила перед собой секция, организуя вечера о плакате, выполнена. Задача эта сводилась к тому, чтобы на конкретном материале плакатной продукции определить, насколько наш плакат достаточно и политически верно выполняет задачи, поставленные партией; чтобы мобилизовать художников на борьбу за политическую грамотность, за активное отношение к действительности, за овладение марксистским мировоззрением. Без этого невозможно начинать борьбу за нужный нам плакат. Только после этого секция могла приступить к систематической разработке конкретных вопросов методологии плаката, его истории и т. д.
Такую работу секция уже развернула.
Необходимо также указать на то, что секция не согласна с рядом положений доклада т. Клуциса «Фотомонтаж как средство агитации и пропаганды», которые показывают, что т. Клуцис не полностью преодолел ошибок, связанных с группой «Октября», в которой он состоял.
Эти ошибки приобретают особенно вредный характер в свете письма тов. Сталина в редакцию «Пролетарская революция».
Указания тов. Сталина требует от фронта пролетарских искусств дать самый жестокий отпор всем отклонениям от ленинизма также и в области искусства, в частности, недавно вышедшему под редакцией П. Новицкого сборнику «Изофронт», в котором, между прочим, помещена статья тов. Клуциса «фотомонтаж как новый вид агитационного искусства». Ряд положений этой статьи сходен с его докладом в секции пространственных искусств Комакадемии, причем выступавшие в прениях товарищи не обратили на это должного внимания.
Секция пространственных искусств
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВОИ. МАЦА
Товарищи! Постановление ЦК ВКП(б) о картино-плакатной продукции ставит перед всем фронтом изоискусства новые задачи. Эти новые задачи нам и нужно обсудить.
Однако, прежде чем к ним перейти, необходимо указать на неправильные рассуждения, которые имеются в связи с этим решением в ряде художественных организаций. Так, представители «левого» искусства из «Октября» утверждают, что постановление ЦК оправдывает их старую линию, линию на массовую продукцию, на полиграфию и т. д. От них не отстают и некоторые ахровцы, тоже утверждающие, что решение ЦК оправдывает их прошлую деятельность, ибо они всегда боролись за содержательное, пропагандистское искусство, за советскую тематику, за политизацию искусства и т. д.
И тем и другим нужно ответить, что постановление ЦК не оправдывает никого: оно ставит перед всеми нами ответственные, серьезные задачи, за выполнение которых необходимо взяться единым фронтом.
Нужно признать, что не только картино-плакатная продукция, о которой говорится в постановлении ЦК, но и вообще все изоискусство, задачи, стоявшие перед ним в связи с социалистическим строительством, в связи с обострением классовой борьбы, выполняло скверно. Поэтому постановление обязывает нас вплотную заняться не только плакатом, заострить внимание не только на массовой картине, но взяться и за изобразительное искусство в целом. Необходимо в ближайшее время добиться максимальной активизации всего изобразительного искусства, чтобы оно стало пропитанным нашими политическими задачами, чтобы оно было социально актуальным, политически заостренным, органически связанным с социалистическим строительством. Станковая картина, панно, фреска, как и плакат, должны служить нашим задачам. Не следует рассматривать дело так, будто изобразительное искусство только средствами плаката и массовой картины должно обслуживать широкие массы и актуальные политические кампании. Есть еще такие люди, которые утверждают, что станковая картина и фреска, в отличие от плаката, являются высоким искусством, недоступным для злободневных задач. Эти утверждения враждебны нам, они насквозь антипролетарские. Все искусство должно служить задачам социалистического строительства.
Какие необходимы условия, чтобы искусство включилось в борьбу за пятилетку, за социализм? Первое — теснейшая повседневная связь с пролетариатом, участие в его борьбе, пропитанность мировоззрением пролетариата. Второе — максимальная выразительность того специфического языка, посредством которого эта идейная насыщенность мировоззрения пролетариата выражается, т. е. вместе с задачей политической актуализации, идейной и тематической реконструкции искусства перед искусством необходимо поставить задачу сознательной учебы, сознательной борьбы за качество. Конечно, мы не должны бороться за какое-то отвлеченное «живописное» качество, за качество буржуазного искусства, но мы будем для пролетарского содержания добиваться нового специфического выражения. Вопрос о качестве — не формальный, а глубоко идеологический, политический, и упирается он в вопросы творческого метода. О творческом методе в области изобразительного искусства мы только недавно начали разговаривать. Сейчас в связи с новыми задачами, которые стоят перед всем изобразительным искусством, перед графикой и полиграфией в частности, общие вопросы творческого метода необходимо конкретизировать в отношении отдельных видов изобразительного искусства. Творческий метод необходимо вырабатывать на основе той действительности, специфическим выражением которой он является, критически используя все возможности наследованных видов искусства, прорабатывая их на свой лад. Это и значит, что вопрос о качестве нельзя рассматривать как формальный вопрос в отрыве от политического содержания искусства, как нельзя вопрос о творческом методе разбирать вне зависимости от актуальных и политических задач искусства.
Но реконструкция искусства, перестройка методов, перевод всего искусства на массовые формы не ограничиваются переработкой только тех видов изоискусства, которые мы наследовали от буржуазии. Необходимо, не фетишизируя ни одного из видов этого искусства (плакат, станковая картина, панно и т. д.), не бояться использовать для целей художественной агитации и пропаганды новые возможности, новые виды, новые формы художественной практики. Необходимо шире использовать, например, художественный труд в типографии, развернуть сотрудничество художника с типографом, с наборщиком и т. д. В этом направлении мы имеем определенные сдвиги, но все же недостаточные. Возможности печати путем поднятия художественной выразительности печатной продукции еще не в достаточной мере нами использованы. Имеются лишь опыты художественно оформить лозунги, которые развешиваются в клубах, учреждениях, на улицах и т. д., которые очень часто вследствие схематичности снижают свое политическое содержание.
Нами совершенно не используется пиротехника. Пиротехника, может и должна быть использована для художественной агитации и пропаганды. Художник здесь может сделать много нового. Парк культуры и отдыха в этом году предполагает развернуть эту работу, необходимо учесть его опыт.
Немалые возможности для этих же целей имеют электричество и светореклама. Светореклама на Западе почти вытесняет другие виды рекламы. У нас же световое оформление праздников или отдельных злободневных лозунгов далеко недостаточное. Световое оформление Дома союзов начинает превращаться в трафарет, оно не привлекает, как в 1924—1925 гг. Уделяя внимание этому делу, мы, конечно, не должны фетишизировать световой плакат или пиротехнику, не должны забывать массовую картину, так как нам необходимо говорить прежде всего массовыми формами, доступными для всего Союза. Свет же, как и электричество и пиротехника, может быть использован только в ограниченном количестве, лишь в некоторых областях.
Таким образом, говоря об изобразительном искусстве, мы должны иметь в виду все его виды, начиная от фрески и кончая плакатом и оформлением лозунга, ко всем им предъявляя требование быть массовым, идейно насыщенным, пропитанным мировоззрением пролетариата. Конечно, было бы ошибочно лозунг, лозунг-плакат, станковую картину, панно, наконец, фреску сваливать в одну кучу. Каждый вид имеет свои особенности, и не говорить о творческом методе каждого из этих видов невозможно. Перед нами возникают вопросы: как передается на плакате, картине, в фреске общее содержание, как оно трансформируется в различных видах, в чем заключается разница между этими видами? Дело здесь не только в одной технике, хотя техника играет большую роль, и не в одной функции и не только в назначении. Между прочим, функции и техника в плакате, живописи или стенживописи выступают и могут выступать в единстве, иногда перерастая друг друга.
Начнем с лозунга. Я имею в виду художественно оформленный лозунг, лозунг не простой надписью, а передающий идею так, что его выразительность повышена. Идея здесь дается в наиболее сгущенной логической форме: в нем нет ничего побочного, ничего лишнего. Лозунг имеет свою динамику, свое развитие. Например, идея необходимости овладеть техникой, отражающая определенное реальное отношение. Сначала она выражалась примерно так: «Дадим социалистической промышленности квалифицированных рабочих» — идея выражалась достаточно подробно. Затем мы имеем более краткое выражение этой же идеи: «Борьба за технику — борьба за социализм». Возьмем для примера другой лозунг, выражающий идею пятилетнего плана. Раньше, когда борьба за выполнение пятилетки в четыре года лишь начиналась, эта идея выражалась довольно сложно: «Выполним пятилетку народного хозяйства в четыре года». Получалась довольно длинная фраза. Сейчас же мы имеем только три знака «5 в 4», и они говорит каждому то же, что сказал бы лозунг в первой формулировке, что может сказать агитатор в получасовой речи.
Почему и как это получается? В чем динамика, развитие этого лозунга? Для того, чтобы выразить определенную идею в наиболее сгущенной формулировке, необходима широкая, массовая социальная проработка данной идеи, необходимо ее органическое врастание в практику, идея должна пройти определенные этапы, чтобы проникнуть в сознание массы. Только в этом случае мы сможем выразить ее самыми минимальными средствами, самым простым языком, как это имеет место в лозунге «Пятилетка в четыре года». Для художественного оформления здесь имеется простая идея в форме максимально проработанного лозунга, переданная в ее текстовой форме без изобразительных моментов. Поэтому по отношению к такому оформлению лозунга об изобразительном искусстве можно говорить только условно. Чтобы еще более уяснить то, что я хочу сказать, возьмем пример из области фрески.
Представим фреску, где выражена та же идея «Пятилетка в четыре года» или «Борьба за технику». К сожалению, таких фресок у нас нет. В чем будет разница между фреской и лозунгом? Конечно, не только, в том, что здесь идея трансформируется в тему, что она передается через определенный сюжет, что эта тема и этот сюжет передаются изобразительными средствами — это лишь одна сторона. Дело прежде всего в том, что данная идея последовательно, постепенно развертывается в фреске, развертывается в конкретных зрительных образах, т. е. здесь идея проявляется через образ, идея снимается в образах. Кроме того, по сравнению с плакатом или лозунгом, здесь мы имеем более длительное воздействие, более длительный процесс восприятия. Формулируя эти общие различия, можно сказать, что лозунг, отчасти и плакат отличаются логической четкостью идеи, агитационной установкой и ударностью; в фреске же мы имеем образное выражение, не агитацию, а пропаганду, имеем определенную длительность восприятия и длительность воздействия.
Переходим к плакатной и картинной агитации. Какие показатели можно установить в этих видах? Сейчас невозможно поставить вопрос исторически, т. е. рассказать о развитии плаката, чем мы обязательно должны заняться, так как это совершенно не изучено. Можно лишь очень кратко констатировать, что плакат являет собой необходимость максимально массового распространения определенной мысли, идеи, связанной в своем зарождении с определенной технической возможностью. Плакат, как известно, начал развиваться в прошлом столетии в тесной связи с живописью. Первоначально он характерен тем, что в нем мы видим ту же картину, лишь с более подробной надписью. Изобразительная сторона картины выполняет задачу — привлечь внимание проходящего, остановить его, чтобы тот прочел текст и только. Таких плакатов имеется масса у французских художников середины прошлого столетия, в них текст и изобразительная часть, связаны еще очень слабо. От этого первоначального плаката развитие идет к ударным формам, к так называемому «англо-американскому» типу плаката, максимально упрощенному и зрительно сгущенному.
Какие задачи выполняет плакат? Его задача — внушить полезность того или другого действия, того или другого предмета, вещи и т. д. В капиталистических условиях он является мощным орудием капиталистической конкуренции, но конкуренции не в узком смысле, не только в торговле, но также орудием конкуренции политических партий. Таким образом, мы пока констатируем, что развитие плаката идет от изобразительной сюжетности к единой изобразительной форме, причем в этом развитии все больше и больше выявляется специфичность плаката, заключающаяся в том, что выразительность или внушительность плаката достигается все более упрощенно изобразительными формами.
Это, конечно, общетеоретическое положение, которое в применении к конкретной плакатной продукции будет иметь различные варианты. Специфика плаката в его развитии проявляется конкретно и по-разному. Однако, если мы говорим о том, что задачей плаката является максимальная зрительная сгущенность, максимальная упрощенность изобразительных форм, чтобы ударным образом захватывать и воздействовать, то это ни в коем случае не означает, что идеальным плакатом для нас является английский или американский плакат. В прошлом году на дискуссии о плакате в клубе КОР выступал Штеренберг, который говорил, что наша плакатная продукция удивительно бездарна, что в ней полное отсутствие силы воздействия, тогда как в любом западно-европейском плакате одно слово, один пример — минимальные средства и вместе о тем налицо максимальная действенность. Такая постановка вопроса в корне неверна. Необходимо подходить к вопросу конкретно. Выступая, я привел пример: все знают зубную пасту «Колодонт». На плакате, рекламирующем «колодонт», изображена смеющаяся красавица, показывающая свои прекрасные зубы, и тубы «колодонта» — больше ничего. Никакой надписи, никакой тематики, никакой сюжетности, и, несмотря на это, для всякого все ясно. В этом плакате как будто достигнут «идеал». Но можем ли мы использовать такую форму, можем ли добиваться того, чтобы наши плакаты были исполнены таким методом? Конечно, нет, потому что нам нужно говорить не о «колодонте», а о коллективизации или механизации сельского хозяйства, выразить же эти идеи, пользуясь «методом колодонта», нельзя. К плакату необходимо подходить весьма конкретно, каждый нужно рассматривать с точки зрения выполнения им конкретной задачи. Плакаты предназначаются для различных целей и даже мест. Одно дело — делать плакат о «Пятилетке в четыре года» и другое дело — на тему «Против мулл, за советскую школу» в Средней Азии — разница огромная (о национальном плакате я скажу несколько позже). Поэтому в самом плакате необходимо установить соответствующую дифференциацию.
Но вернемся к «Колодонту» и вообще к «идеальному» коммерческому плакату. Имеется еще плакат, изображающий пеликана с надписью «Пеликан» — и все. Реклама «Пеликана» для нас, не знающих, что означает «Пеликан» своей роли не выполняет, но там, где он был использован, где каждый школьник знает, что «Пеликан» — это бумажная фабрика, которая производит ему тетрадки, лозунг воздействовал, свою функцию выполнял неплохо. К таким плакатам, как «Колодонт» и «Пеликан», однако, пришли через определенные этапы развития. Более ранняя реклама фирмы «Калодерма» (1909 г.) пользовалась совершенно иным методом. Вместо одной красавицы в плакате того времени были: три красавицы, море, парусная лодка и балкон какого-то роскошного отеля. Таким образом, «идеальный» плакат пришел к своей простоте через определенное развитие.
Можно взять примеры из наших плакатов. Вспомните общеизвестную во всем мире вещь Моора «Помогите!» В нем принцип тот же, что и в развитом западном плакате, — одна фигура, одно слово, а плакат воздействует максимально. В чем дело? Может быть, это заслуга Моора, результат его таланта? Конечно, художник должен владеть своим мастерством, да и не только мастерством, но и идеей, которую он в своем плакате выражает. Но этого недостаточно. Решающим моментом является социальная проработанность идеи. В плакате «Помогите!» имелась такая идея, которая тогда, во время голода, с изображением измученного крестьянина могла воздействовать без всякого подробного объяснения, без сюжетно-тематического раскрытия того, как народ голодает, как люди умирают и т. д. и т. д.
Китай на пути освобождения от империализма. Худ. Дейнека
Китай на пути освобождения от империализма. Худ. Дейнека. Источник: blouinartsalesindex.com
К сожалению, таких сильных, выразительных плакатов мы уже давно не имеем. Плакатная продукция последних годов дает очень мало, а продукция последних месяцев вовсе не дает положительных примеров. В этой продукции довольно ярко выделяется плакат Дейнека «Китай на пути освобождения от империализма». Хороший плакат. Здесь имеется приближение к тому идеальному решению, о котором я говорил. В нем минимум средств и максимум выразительности. Но упрощенность формальных средств, сокращение изобразительных мотивов, сведение их к одной или двум фигурам, не всегда дает положительные результаты. Весьма часто получается как раз обратное. Посмотрим с этой точки зрения на плакат «Ни одного гектара незасеянной земли». Здесь только одна фигура, и все же налицо обратный результат. Это не только потому, что крестьянин, который кричит «Ни одного гектара незасеянной земли», нарисован так, будто обрушивается на что-то — на колхоз, на совхоз, словно собираясь их разогнать, и не потому, что на его лице вместо уверенности большое отчаяние, которое никак не вяжется с текстом. Дело не только в этом, но и в том, что здесь проведен принцип «гуманизации» плакатной агитации. Нельзя передать всякую большевистскую идею с помощью одной человеческой фигуры. Человеческая фигура в некоторых случаях будет или символом, или иллюстрацией к тексту. В данном случае мы имеем желание дать ее как иллюстрацию к тексту. Из этого ничего не выходит, и потому фигура служит больше для того, чтобы привлечь внимание к тексту, оставаясь случайной, и говорит не о том, о чем говорит текст. Агитации, которую художник должен был дать, не получилось.
Ни одного гектара незасеянной земли
Ни одного гектара незасеянной земли. Источник: vagro.blog.bg
Другой пример. Художники, чтобы выразить и подчеркнуть текст, использовали символику, они схематизировали, упростили настолько, что изобразительные средства превратились в декоративные пятна (нередко с мистическим уклоном), в результате вещи превратились в безыдейную самоцель. Я имею в виду альбом АХРа к XVI съезду партии. Конечно, самый факт, что художники решили дать в изобразительной форме решения XVI съезда, — прекрасная и нужная идея, но если этот альбом посмотреть, там ничего о решениях XVI съезда не найти. О них говорят лишь некоторые надписи, все остальное, что дано художниками, имеет в себе все, против чего направлено решение ЦК ВКП(б) о картино-плакатной продукции. В альбоме есть рисунок на тему: «Преданных специалистов и молодых инженеров на командные высоты» — идея борьбы за кадры. Идея прекрасная, она проникла в массы и проводится в жизнь. Но как она изображена? Крайне схематизированный индустриальный фон, а в середине дан красный треугольник. Непонятно, что должен означать этот красный треугольник, очевидно, просто цветовой эффект; возможно, он должен напоминать о треугольниках, которые имеются на заводах, в учреждениях и т. д., но об этом можно говорить с очень большой натяжкой. На фоне этого треугольника изображены молодой специалист и рабочий. Рабочий стоит с молотом и показывает в бесконечность, молодой специалист стоит у руля. Это истрепанная, всем надоевшая символика. Раз командный пост, то обязательно руль, будто ничего другого придумать нельзя. Вдобавок, все дано в чрезвычайно схематической форме и эклектично.
Преданных специалистов и молодых инженеров на командные высоты
Остановимся еще на рисунке «Дадим стране уголь». Люди в нем как будто должны изображать рабочих СССР, но своими позами они больше напоминают египетских рабов, а по оформлению — людей средних веков. Затем нарисованы вагонетки. Одна из них движется, другая же внизу дана перевернувшейся с рассыпанным углем — и это агитация за то, чтобы дать стране больше угля! Плакат агитирует за противоположное. Перед нами — антисоветская вещь. Можно было бы количество подобных плакатов умножить, но касаться их подробно не буду, потому что о конкретной продукции здесь будет ряд выступлений.
На путях выполнения задачи — быть политически насыщенным, четким и ударным — перед плакатом встает ряд затруднений. Кажется, можно было бы сказать, если в плакате требуется ясность, понятность и т. п., — выход простой: нужно писать реалистические плакаты, использовать фотомонтаж, так как в нем все четко, понятно и ясно. Но сказать это недостаточно и неверно, ибо у нас имеются национальные республики — Средняя Азия, Закавказье и т. д., где люди, если им показать фотографию или натуралистическую вещь, не смогут донять, в чем дело, не поймут, что это — человек или корова, так как они веками приучены к восприятию схематизированной формы изображения, к плоскостно-узорной трактовке сюжета и сами дают до схематизма доходящие изображения человеческой фигуры, предметов и т. д. и т. п. Именно таким подходом и характеризуется национальное восточное искусство. Возьмем нашего крестьянина. Он тоже нелегко разберется в фотографии, а сложную композицию его глаз не воспримет совершенно. Зато он легко воспримет свой, «крестьянский» стиль, характеризующийся схематизмом изображения. В тех случаях, когда он воспринимает реалистическую, натуралистическую картину, как показывает опыт, он обращает внимание на детали и начинает говорить о том, что никогда в жизни не бывает так, чтобы косу держали таким образом, никогда в жизни такой собаки не было, и т. д. Обращая внимание на эти детали, он забывает главное, для чего даны картина, плакат и проч. Как же быть с плакатом, с массовой картиной для национальных республик, для русской деревни и т. д.? Если итти по линии наименьшего сопротивления, можно легко дойти до национальной ограниченности, т. е. для Азербайджана давать персидскую миниатюру с революционной надписью, в которой все будет понятно, или стать на путь великодержавного плакатного шовинизма, т. е. для всех областей давать русский плакат. И тот и другой подход будет, конечно, политически вредным. Необходимо поставить вопрос об особом типе плаката для национальной республики, для деревни и т. д. Для создания этих типов нужна огромная творческая работа, сопровождаемая ростом политического и культурного кругозора художников, которые должны знать среду, для которой они работают. Азербайджанских рабочих и крестьян необходимо отучить от пристрастного отношения к персидской миниатюре, потому что персидская миниатюра связана с определенным религиозным миросозерцанием. Для этих целей необходимо широко использовать фотоаппарат (очень скоро фотоаппарат будет в кармане каждого), могущий сослужить для политической, культурной пропаганды, для учебы и т. д. большую службу. Вообще отказываться от натуралистического или реалистического оформления или от использования фотографии только потому, что рабочий привык к персидской миниатюре, не следует. Однако не следует навязывать и голую фотографию. Необходимо найти такие формы, которые способны оторвать от религиозного мировоззрения «своих», персидских миниатюр, приблизить рабочих и крестьян к тому уровню восприятия, который выработался на более высоких ступенях развития экономической, технической и культурной деятельности.
Фотографию и фотомонтаж можно и нужно как можно шире использовать в целях агитации. В № 1-2 «СССР на стройке» за 1931 г. на первой странице помещена фотография, которая на меня подействовала, как образное художественное произведение, захватив мое чувство. Сняты старик — рабочий и пионер, вместе читающие «Правду». Эта фотография захватит всякого; несмотря на то, что в ней нет никаких фокусов, композиций и проч. Не следует думать, что фотография заменит искусство, изо и т. д. Но нужно перестать смотреть на фотографию с художественным высокомерием. То же самое нужно сказать и о фотомонтаже. Фотомонтаж уже имеет значительные достижения, его, как и фото, нужно всячески поддерживать и развивать.
Просматривая плакаты, лубочную и открыточную продукцию, я, товарищи, вынес впечатление, что в этой области работают старые люди, скучные и кислые. Сатира, карикатура, классово здоровый смех, который могут вызвать картина и плакат, в них совершенно отсутствуют. А между тем смех — очень сильное средство и очень хорошо мог бы быть использован в наших целях. Посмотрите буржуазные сатирические журналы, они это средство используют неплохо. Карикатура нами может быть использована не только в политических, но и в культурно-бытовых целях и т. д. Мне непонятно, почему, когда оформляется та или иная идея, нужно обязательно изображать только машину и стоящего возле нее со скучным лицом человека. Нужно изображать человека, остро высмеивающего отсталые формы производства. Такие предметы прошлого, как деревянную, соху, нужно всячески высмеивать, противопоставляя им более современное советское земледелие. Нужно шире использовать смех в борьбе со всем нам чуждым, враждебным.
Можно кончить тем, с чего я начал. Первое и основное требование, которое мы должны предъявить плакату, — это политическая, идейная насыщенность; в нем должно быть содержание, исходящее из нашей действительности в диалектико-материалистической трактовке ее. Второе — максимальная выразительность, что ставит задачу — бороться за качество. Это в свою очередь требует четко поставить вопросы творческого метода.
К разрешению задач, стоящих перед плакатистом, нужно подходить с точки зрения конкретной задачи; необходимо учитывать не только проработанность идеи, не только характер и связь этой идеи с действительностью, но и с точки зрения той среды, для которой плакат предназначается. Деревне нужен один плакат, городу — другой. Донбассу требуется такой, который не нужен Москве. То же самое и с нацреспубликами. Представления об этих типах плакатов у нас пока не имеется. Секция ставит себе задачу теоретического осмысливания этих типов, теоретической разработки и систематизации для этой цели имеющегося материала. Выявление и установление типов, дифференциация плаката и его творческих методов должны лечь в основу нашей дальнейшей работы.
СОДЕРЖАНИЕ
Постановление ЦК ВКП(б) о плакатной литературе.. 3
Предисловие.. 5
Вступительное слово И. Маца.. 7
Выступление Малкина.. 69
Выступление Антонова.. 71
Выступление Л. Варшавского.. 76
Заключительное слово тов. Маца.. 79
Выступление Беккера.. 110
Выступление Елкина.. 114
Выступление Тагирова.. 118
Выступление Жимерикина.. 120
Выступление Сенькина.. 122
Выступление Маца.. 124
Заключительное слово тов. Клуцис.. 128
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 54,6 МБ).
Полные тексты всех докладов с иллюстрациями размещены на портале Технэ. См. гиперссылки в оглавлении.
3 августа 2018, 18:16
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий