наверх
 

Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В 4-х томах : Том IV. — Москва ; Ленинград, 1937

Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В 4-х томах : Том IV. — Москва ; Ленинград, 1937  Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В 4-х томах : Том IV. — Москва ; Ленинград, 1937
 
 

Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В четырех томах / Под общей редакцией Д. Аркина и Б. Терновца. — Москва ; Ленинград : ИЗОГИЗ, 1936—1939.

  • Том IV / Редакция А. Федорова-Давыдова. — 1937. — 569 с., ил.

 
 
Настоящий том содержит высказывания, дневники и другие литературные материалы двадцати пяти лучших русских живописцев и скульпторов, начиная с XV и до конца XIX века.
 
Острые и меткие наблюдения, несмотря на субъективность высказываний, проливают яркий свет на отдельные периоды русского искусства.
 
Книга завершает четырехтомное издание «Мастера искусства об искусстве».
 
 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 
Настоящий IV том «Мастеров искусства об искусстве» посвящен высказываниям русских художников, начиная с XV века и вплоть до конца XIX века. В соответствии с общим планом издания мы выбрали высказывания 25 живописцев и скульпторов. Это — все крупнейшие, ведущие в свое время и широко известные мастера, яркие представители, зачастую главари художественных школ и течений. Исключения были сделаны лишь для периода древнерусского искусства и отчасти XVIII века ввиду крайней бедности имеющегося там материала высказываний художников. Поэтому даны высказывания Епифания Премудрого и Иосифа Волоцкого, менее крупных самих по себе мастеров, но дающих ценнейший материал почти неизвестных нам высказываний древнерусских мастеров по двум огромной важности и интереса художественным периодам, и скульптора А. Иванова, едва ли не первого русского художника-теоретика.
 
Высказывания больших мастеров об искусстве имеют для нас двоякую ценность. Во-первых, как острые и меткие наблюдения специалистов, чьи критические замечания, несмотря на всю их порою субъективность, обогащают наши познания, наше умение воспринимать и анализировать искусство. Никак не заменяя искусствоведческого историко-художественного анализа, они существуют рядом с ним, обладая своим значением, характером и ценностью. Во-вторых, эти высказывания об искусстве вообще или о конкретных его памятниках, выражая вкусы и эстетические убеждения своих авторов, проливают свет на их творчество, на принадлежность художника к тому или иному стилю или течению.
 
В подборе материала настоящего тома мы старались учесть оба эти момента. Естественный недостаток документов, в особенности малая изученность наших художественных архивов, ставил известные, порою суровые пределы нашим пожеланиям. У ряда художников, которых было бы чрезвычайно желательно включить в состав этого тома, не оказывалось, как, например, у Венецианова, сколько-нибудь ценных и интересных высказываний об искусстве. В отношении Тропинина и отчасти Федотова пришлось несколько отступить от правила и дать не строго аутентичный материал. Иначе первые реалисты в живописи, при отсутствии этих трех мастеров, не были бы представлены, чего допустить, конечно, было нельзя. К счастью, записи современниками высказываний Тропинина и Федотова могут считаться почти дословными и во всяком случае не искажающими существа их взглядов, чего нельзя сказать о других воспоминаниях, в частности о воспоминаниях, связанных с Венециановым.
 
С другой стороны, пришлось отказаться от включения иногда чрезвычайно интересных и живых высказываний второстепенных художников, вроде, например, писем Киселева, чтобы не допускать диспропорции и не нарушать характера издания.
 
Несмотря на эти пробелы, нам думается, что сборник высказываний русских художников об искусстве содержит в себе обильный и ценный материал, дающий широкую и интересную картину борьбы и смены художественных мировоззрений. История русского изоискусства, в особенности конца XVIII и XIX веков, наиболее богатая высказываниями художников, выступает в них в своеобразной, но чрезвычайно яркой и выразительной форме, раскрывающей для внимательного читателя многие новые стороны процесса. В непосредственности личных высказываний, в интимности писем, порою чрезвычайно страстных, как письма Репина, полных, как письма А. А. Иванова или Антокольского, душевной боли и напряжения, внутренней борьбы противоречий не находящего самого себя художника-интеллигента, читатель ощущает живых людей, их социальное окружение, их быт, понимание ими не только искусства, но через него и своего места в обществе, видит и сопереживает с ними, как их собеседник, их внутреннюю духовную борьбу, взлеты и падения. Порою самый стиль писаний, их форма и язык дают непосредственное ощущение эпохи. Таковы, например, столь характерный для середины XVII века полемический стиль писаний И. Волоцкого, казенные донесения в Академию ее пенсионеров Лосенко и Козловского, интимно-личный характер писем Щедрина и Иванова, сказывающаяся в них сила патриархальной семейственности в сравнении с явно публицистической установкой писем, например, Крамского. Характерно, что именно в передвижнической и близкой к ней среде мы встречаем статьи об искусстве, написанные самими художниками. Нечего и говорить о значении массы конкретных высказываний и замечаний больших мастеров об искусстве, порою чрезвычайно метких и глубоко интересных самих по себе, в изобилии содержащихся в книге.
 
Расположенный в исторической последовательности материал группируется приблизительно следующим образом. Древнерусское искусство представлено тремя художниками, из которых Епифаний Премудрый относится к периоду становления высокого живописного стиля московской иконописи, связанной с именами Феофана и Рублева, а двое других — Иосиф Волоцкий и Симон Ушаков — ко времени разложении условного иконного стили и внедрении в него западноевропейских влияний.
 
В лице Лосенко, Козловского и Арх. Иванова мы имеем дело со сложением русского академического искусства, с преодолением в нем рококо и барокко и борьбой за идеалы неоклассицизма. Они торжествуют в лице Мартоса и Толстого с тем, чтобы уступить место начинающемуся кризису официального академического искусства, отражающему в эстетической форме кризис феодально-крепостнического строя. Этот кризис представлен тремя художниками: романтическим реставратором официального искусства, блестящим К. Брюлловым, трагической фигурой гениального А. Иванова, еще целиком связанного с академическими традициями «высокого» религиозного и исторического жанра, но уже захваченного реалистической наблюдательностью и интересом к природе, и, наконец, учителем многих художников второй половины XIX века — Чистяковым. Еще более захваченный кризисом академизма, стремящийся совместить его наиболее ценные принципы с буржуазным реализмом, Чистяков в своих высказываниях стремится дать теоретическое обоснование своей замечательной педагогической практики. Высказывания Тропинина, Щедрина и Федотова дают различные варианты первых шагов собственно реалистического искусства, которое далее, с середины XIX века, в меру развития капиталистических отношений и демократических общественных движений будет все больше и больше оттеснять и побеждать дворянский академизм. Учитывая огромное историческое, социальное и художественное значение этого реалистического искусства, его важность для нас, мы уделили ему наибольшее место и внимание как по числу художников, так и по обилию именно реалистических их высказываний. Помимо вышеназванных художников, развитое реалистическое движение в его различных, по преимуществу идейно содержательных и демократических течениях и разветвлениях представлено высказываниями его крупнейших представителей: Антокольского, Крамского, Верещагина, Савицкого, Репина, Сурикова, Ге и Поленова. Высказываниями Остроухова и последнего крупного художника-реалиста Серова, в которых уже сильнее ощущаются те новые узко-эстетические и субъективистические ноты, которые можно было уловить в поздних высказываниях Репина, замыкается круг художников-реалистов. Творчество и высказывания Врубеля обозначают на деле уже резкий разрыв с традициями реализма, хотя и ведутся зачастую во имя нового «реализма» в символико-мистическом его понимании.
 
По большому числу художников материал частично, а иногда и целиком, печатается впервые (сведения об этом см. в примечаниях, помещаемых сразу после документации данного художника). Произведения древнерусских художников даются в специально сделанных переводах; в высказываниях художников XVIII века некоторые особо устаревшие и непонятные нашему читателю слова заменены современными. У остальных авторов сохранен текст подлинника или тех изданий, откуда взяты печатаемые тексты, за исключением отдельных поправок в пунктуации. В подборе и редактировании материалов в части XVIII — начала XIX века ближайшее участие приняла С. И. Великанова. Подбор материалов и составление примечаний произведены А. И. Некрасовым, 3. Зоновой, И. Коваленской, С. Великановой, Е. Хургес, О. Лясковской, С. Гольдштейн, А. Галушкиной и Т. Коваленской.
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
Предисловие  9
 
Епифаний Премудрый (конец XIV—начало XV века)
Письмо Епифания к другу своему Кириллу  15
Примечания А. И. Некрасова  17
 
Иосиф Владимиров (вторая половина XVII века)
Трактат об иконописании  19
Примечания 3. Т. Зоновой  24
 
Ушаков Симон Федорович (1626—1686)
Слово к любителю иконного писания  27
Примечания А. И. Некрасова  29
 
Лосенко Антон Павлович (1737—1773)
Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры в бытность мою в Париже  31
Из рапорта 14 сентября 1767 г.  38
Примечания Н. Н. Коваленской  39
 
Козловский Михаил Иванович (1753—1802)
Журнал пребывающего в Риме императорской Академии художеств пенсионера Михаила Козловского, усмотренные славные вещи великих художников  45
Примечания Н. Н. Коваленской  51
 
Иванов Архип Матвеевич (1749—1826)
Рапорт Архипа Иванова, Михаила Иванова и Ивана Бельченкова из Рима  55
Предисловие из книги «Понятие о совершенном живописце, служащее основанием судить о творениях живописцев, и примечание о портретах»  56
Примечания Н. Н. Коваленской  61
 
Мартос Иван Петрович (1752—1835)
Письмо вице-президенту Академии П. П. Чекалевскому  63
Примечание С. И. Великановой  69
 
Толстой Федор Петрович, граф (1783—1873)
Записка  71
Примечание С. И. Великановой  75
 
Тропинин Василий Андреевич (1776—1857)
Воспоминания о Тропинине «...вой»  79
Примечания Н. Н. Коваленской  85
 
Щедрин Сильвестр Федосеевич (1791—1830)
Письма родителям  87
Письмо неизвестному  89
Письма родителям  —
Письма брату  95
Письмо Н. М. Смирнову  96
Письмо брату  97
Примечания С. И. Великановой  —
 
Брюллов Карл Павлович (1799—1852)
Письмо П. А. Кикину  101
Письмо братьев Брюлловых Обществу поощрения художеств  102
Письмо родителям  103
Письмо П. А. Кикину  —
Письмо Обществу поощрения художеств  104
Письмо П. А. Кикину  109
Письмо Ф. П. Брюллову  —
Письма Обществу поощрения художеств  111
Примечания С. И. Великановой  113
 
Иванов Александр Андреевич (1806—1858)
Письма Обществу поощрения художеств  117
Письмо В. И. Григоровичу  121
Путевые заметки  122
Письмо В. И. Григоровичу  126
Письмо Обществу поощрения художеств  127
Письма отцу  —
Письмо Обществу поощрения художеств  129
Письмо отцу  —
Письмо сестре  —
Письма Обществу поощрения художеств  130
Письма отцу  133
Письмо брату  136
Письмо сестре  137
Письмо отцу  139
Письма В. А. Жуковскому  —
Письмо Ф. В. Чижову  140
Письмо брату  —
Письмо Ф. В. Чижову  141
Письмо сестре  142
Письмо С. П. Шевыреву  143
Письмо Н. В. Гоголю  —
Письмо неизвестному (А. И. Герцену)  —
Письмо А. И. Герцену  144
Письмо брату  145
Письмо неизвестному  146
Письма брату  147
Примечания С. И. Великановой  —
 
Федотов Павел Андреевич (1815—1852)
Записка П. А. Федотова о его жизни  153
К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям  157
Рацея (объяснение картины)  161
Фрагменты об искусстве и действительности  166
Письмо к Н. Ф.  167
О линии и цвете  173
О труде художника  175
О художнике и обществе  176
Примечания Хургес-Тагер  178
 
Чистяков Павел Петрович (1832—1913)
Письмо В. М. Васнецову  183
Письмо В. Д. Поленову  181
Письмо В. В. Осипову  186
Письма В. Е. Савинскому  —
Письмо неизвестному  191
Аристократизм в искусстве  192
Из материалов к проекту реформы Академии  —
Из черновых набросков к проекту реформы преподавания в Академии  194
Примечания Т. М. Коваленской  197
 
Антокольский Марк Матвеевич (1843—1902)
Письмо В. В. Стасову  199
Письмо И. Н. Крамскому  201
Письма В. В. Стасову  203
По поводу книги графа Л. Н. Толстого об искусстве  215
Примечания О. А. Лясковской  228
 
Крамской Иван Николаевич (1837—1887)
Письмо Ф. А. Васильеву  231
Письмо И. Е. Репину  235
Письмо К. А. Савицкому  239
Письма И. Е. Репину  244
Письма В. В. Стасову  247
Письмо В. М. Гаршину  257
Письмо И. Е. Репину  261
Письма А. С. Суворину  264
Письмо В. В. Стасову  273
Судьбы русского искусства  279
Письмо А. С. Суворину  284
Примечания О. А. Лясковской 293
 
Верещагин Василий Васильевич (1842—1904)
Письма В. В. Стасову  299
И. Н. Крамской, к его характеристике  301
О реализме  302
Листки из записной книжки  315
Примечании О. А. Лясковской 326
 
Савицкий Константин Аполлонович (1845—1905)
Письма И. Н. Крамскому  329
Письмо В. В. Стасову  338
Примечания О. А. Лясковской  339
 
Репин Илья Ефимович (1844—1930)
Письмо В. В. Стасову  341
Письмо П. М. Третьякову  345
Письмо П. Ф. Исееву  346
Письмо И. Н. Крамскому  349
Письмо П. М. Третьякову  351
Письмо В. Д. Поленову  353
Письмо П. П. Чистякову  355
Письма к Т. Л. Толстой  357
Письма об искусстве  359
Заметки художника (письма из-за границы)  363
Николай Николаевич Ге и наши претензии к искусству  382
Письма к Т. Л. Толстой  387
В защиту новой Академии художеств  388
Письмо И. С. Остроухову  391
По адресу «Мира искусства»  —
Письмо И. С. Остроухову  396
Мысли об искусстве  —
В аду у Пифона  403
В. А. Серов  404
В. А. Серов (материалы для биографии)  —
Примечания С. Н. Гольдштейн  408
 
Суриков Василий Иванович (1848—1916)
Письма П. П. Чистякову  417
Примечания С. Н. Гольдштейн  433
 
Ге Николай Николаевич (1831—1894)
Письмо ученикам киевской Художественной школы  437
Письма к Т. Л. Толстой  439
Письмо к М. Л. Толстой  446
Об искусство и любителях  449
Примечания С. Н. Гольдштейн  455
 
Поленов Василий Дмитриевич (1844—1927)
Письмо И. Е. Ренину  461
Письма П. Ф. Исееву  463
Письмо П. П. Чистякову  477
Письмо И. Н. Крамскому  479
Письмо В. В. Стасову  481
Письма к Н. В. Поленовой  482
Письмо к А. А. Горяиновой  —
Письмо И. В. Цветаеву  483
Письмо К. А. Коровину  —
Примечании О. А. Лясковской  —
 
Остроухов Илья Семенович (1858—1929)
Из черновых записок  487
Письмо И. Е. Репину  488
Письмо Н. С. Третьякову  —
Черновик письма В. А. Серову  491
О памятнике Скобелеву  493
Из черновых заметок  494
Отрывок из воспоминаний о В. Д. Поленове  496
Примечания А. С. Галушкиной  497
 
Серов Валентин Александрович (1865—1911)
Письма к О. Ф. Трубниковой  499
Письма И. С. Остроухову  501
Письма к О. Ф. Серовой  508
Письма И. С. Остроухову  509
Письма к О. Ф. Серовой  513
Письмо И. С. Остроухову  515
Примечания Т. М. Коваленской  517
 
Врубель Михаил Александрович (1856—1910)
Письмо Екатерине Ге  521
Письма сестре — А. А. Врубель  —
Письмо родителям  526
Письма сестре — А. А. Врубель  529
Примечания Т. М. Коваленской  538
 
Указатель имен  541
Перечень иллюстраций  561
 

 

Примеры страниц

Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В 4-х томах : Том IV. — Москва ; Ленинград, 1937  Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В 4-х томах : Том IV. — Москва ; Ленинград, 1937
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 150 МБ).
 
 
 
Все тома издания в библиотеке Технэ:

 


12 августа 2018, 20:54 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий