наверх
 

Мастера искусства об искусстве : Том 1. Средние века. — Москва, 1966

Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В семи томах / Под общей редакцией А. А. Губера, А. А. Федорова-Давыдова, И. Л. Ма́ца, В. Н. Гращенкова. — Москва : Искусство, 1966—1970. Том 1. Средние века / Под редакцией А. А. Губера и В. В. Павлова. — 1966  Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В семи томах / Под общей редакцией А. А. Губера, А. А. Федорова-Давыдова, И. Л. Ма́ца, В. Н. Гращенкова. — Москва : Искусство, 1966—1970. Том 1. Средние века / Под редакцией А. А. Губера и В. В. Павлова. — 1966
 
 

Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В семи томах / Под общей редакцией А. А. Губера, А. А. Федорова-Давыдова, И. Л. Ма́ца, В. Н. Гращенкова. — Москва : Искусство, 1966—1970.

  • Том 1. Средние века / Под редакцией А. А. Губера и В. В. Павлова. — 1966. — 269 с., 53 л. ил.

 
 
 

[От редакции]

 
Для сборников «Мастера искусства об искусстве» использованы материалы разного рода: письма, речи, статьи, трактаты, мемуары, судебные документы и т. д., — но только те, где содержатся высказывания живописцев, скульпторов и графиков об искусстве. Такие подлинные слова мастеров проливают дополнительный свет на их творчество и служат драгоценным материалом для характеристики художественной жизни разных стран и эпох.
 
Не все художники в одинаковой мере пользовались словом для изложения своих взглядов на искусство. Леонардо да Винчи, Дюрер, Хогарт, Крамской, Репин, например, оставили громадное литературное наследство, тогда как Тициан, Ватто, Генсборо, Шарден — почти ничего. С другой стороны, художники, подчас не сыгравшие заметной роли в искусстве своим творчеством, снискали широкую известность литературными трудами — таковы Ченнино Ченнини, Паоло Пино, Джанпаоло Ломаццо и многие другие. Они вводят нас в круг художественных интересов своего времени и своего общества.
 
Предшествующее издание «Мастеров искусства об искусстве», вышедшее в 1936—1939 годах в четырех томах под редакцией Д. Б. Аркина и Б. Н. Терновца, давно стало библиографической редкостью. Настоящее издание, подготовка к которому началась еще вместе с покойным Д. Е. Аркиным (он скончался в 1957 году), ставит своей целью не только восполнить этот пробел, но включить ряд материалов, не вошедших в предшествующее издание. Дополнительно введены целые разделы по искусству Индии, Китая, Японии, Ближнего и Среднего Востока, документы, освещающие творчество средневековых мастеров Западной Европы и России, а также высказывания многих художников, не представленных ранее (Мартинес, Паломино, Блейк, Лоуренс, русские художники конца 19 — начала 20 века, художники народов СССР и др.). Переводы пересмотрены заново; в некоторых случаях они заменены новыми, либо исправлены. Пояснения к текстам — краткие предисловия к разделам и примечания к переводам — ограничены только самыми необходимыми сведениями. Они ни в какой мере не претендуют на систематическое изложение художественных взглядов всей эпохи или отдельных мастеров. Их задача более скромная и чисто служебная — помочь читателю правильно ориентироваться в тех литературных документах, которые собраны в настоящем издании.
 
Структура всего издания следующая:
  • Том 1 — мастера искусства средних веков.
  • Том 2 — мастера искусства эпохи Возрождения.
  • Том 3 — мастера искусства Западной Европы 17—18 веков.
  • Томы 4 и 5 — мастера искусства 19 — начала 20 века.
  • Томы 6 и 7 — мастера искусства народов СССР (с древнейших времен до 1917 года).
 

 

 

[Предисловие к первому тому]

 
В настоящем томе собраны высказывания мастеров стран Востока и Западной Европы эпохи феодализма. Несмотря на различные исторические судьбы народов, разное культурное наследие и географическое положение, искусство средних веков обладало некоторой общностью содержания и стилистических особенностей.
 
Высказывания средневековых мастеров о своем искусстве не столько отражают личные взгляды, сколько суммируют то, что сложилось и устоялось в среде художников. Такой коллективный опыт фиксировал письменно уже сложившиеся ранее обычаи, технические приемы, иконографические требования. Средневековые мастера придавали громадное значение технике своего искусства, и поэтому как на Востоке, так и на Западе трактаты обобщают опыт, эмпирически накопленный многими поколениями мастеров.
 
Период феодализма не везде укладывается в одинаковые хронологические границы. Средневековое искусство в странах Азии продолжало существовать и тогда, когда в передовых европейских странах, прежде всего — в Италии, начали зарождаться капиталистические отношения, а вместе с ними и культура эпохи Возрождения. Высказывания мастеров этого времени составят следующий том настоящего издания.
 
Собранные в первом томе тексты весьма различны по содержанию и объему. Некоторые из них интересны как живые документы, непосредственно отражающие художественную практику своей эпохи, другие имеют программное значение. Одни приведены полностью, иные в отрывках или с сокращениями. В последнем случае опущенные места обозначены многоточием. В квадратные скобки заключены слова, добавленные переводчиком для пояснения, круглые скобки принадлежат оригиналу. Источники, с которых сделаны переводы, указаны в предисловиях или примечаниях к текстам.
 
Редколлегия приносит благодарность Е. В. Виноградовой, Н. А. Виноградовой, П. А. Гринцеру, М. А. Гуковскому, Н. И. Конраду, B. Н. Лазареву, В. Ф. Левинсону-Лессингу, Г. А. Пугаченковой, C. Н. Соколову, ознакомившимся с первым томом в рукописи и давшим ряд ценных советов и замечаний, а также М. В. Толмачеву, принявшему активное участие в научной подготовке текстов к печати и в подборе иллюстраций.
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
От редакции 11
Предисловие к первому тому 12
 
ИНДИЯ
 
Вступительная статья Т. Грек и С. Тюляева 15
 
«Читралакшана (Характерные черты живописи)» 19
Предисловие, перевод и примечания М. Воробьевой-Десятовской
 
Средневековые индийские мастера о скульптуре 42
Из хиндуистских трактатов 5—16 веков 44
Предисловие, перевод и примечания П. Лобановой
 
КИТАЙ
 
Вступительная статья В. Павлова 59
 
Се Хэ (5 в.) 63
Записи о классификации старой живописи 64
Предисловие, перевод и примечания С. Кочетовой
 
Ван Вэй (699—759) 66
Тайны живописи 66
Предисловие и примечания С. Кочетовой, перевод В. Алексеева
 
Цзин Хао (конец 9 — начало 10 в.) 72
Заметки о правилах работы кистью 73
Предисловие, перевод и примечания С. Кочетовой
 
Го си (1020—1090) 80
Высокое послание лесов и потоков 81
Предисловие, перевод и примечания С. Кочетовой
 
Су Ши (1036—1101) 100
Заметки о передаче души 101
Предисловие, перевод и примечания С. Кочетовой
 
Дун Ци-чан (1555—1636) 103
Око живописи 104
Предисловие, перевод и примечания С. Кочетовой
 
Ши Тао (1630—1717) 111
Беседы о живописи монаха Ку-гуа 112
Предисловие, перевод и примечания С. Кочетовой
 
ЯПОНИЯ
 
Вступительная статья Н. Иваненко 117
 
Нисикава Сукэнобу (1671—1751) 121
Предисловие к сборнику «Япония в картинах» 122
Послесловия к сборнику «Япония в картинах» 122
Предисловие, перевод и примечания Н. Иваненко
 
Сиба Кокан (1738—1818) 133
Беседы о западной живописи 134
Предисловие, перевод и примечания Н. Иваненко
 
Кэйсай Эйсэн (1791—1848) 139
Заметки безымянного старца 140
Предисловие, перевод и примечания Н. Иваненко
 
БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК
 
Вступительная статья Б. Веймарна 143
 
«Устав цеха живописных дел мастеров» (конец 14 — начало 15 в.) 147
Предисловие, перевод и примечания Э. Дарского
 
Султан-Али Мешхеди (1432/1433—1520) 153
Трактат о каллиграфии 156
Предисловие, перевод и примечания Г. Косыговой
 
Дуст-Мухаммад (ум. 1550) 169
Трактат о каллиграфах и художниках 171
Предисловие, перевод и примечания Г. Костыговой
 
Садиг-бек Афшар (1533 — ум. после 1612) 181
Канон изображений 186
Предисловие, перевод и примечания А. Казиева
 
ВИЗАНТИЯ
 
Вступительная статья В. Лазарева 207
 
«Ерминия (Наставление в живописном искусстве)» 209
Составление М. Толмачева, предисловие и примечания В. Лазарева, перевод А. Успенского
 
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
 
Вступительная статья А. Губера 225
 
Пресвитер Теофил (конец 11—начало 12 в.) 227
Сочинение о различных искусствах 231
Предисловие и примечания А. Губера, перевод П. Мелик-Гайказовой
 
Виллар де Оннекур (первая половина 13 в.) 245
Записи на листах «Книги рисунков» 248
Предисловие А. Губера, перевод Д. Аркиной
 
Ченнино Ченнини (род. ок. 1370) 249
Книга об искусстве (Трактат о живописи) 251
Предисловие и перевод А. Губера
 
Указатель имен художников 257
Список иллюстраций 261
 

 

 

Примеры страниц

 
Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В семи томах / Под общей редакцией А. А. Губера, А. А. Федорова-Давыдова, И. Л. Ма́ца, В. Н. Гращенкова. — Москва : Искусство, 1966—1970. Том 1. Средние века / Под редакцией А. А. Губера и В. В. Павлова. — 1966  Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В семи томах / Под общей редакцией А. А. Губера, А. А. Федорова-Давыдова, И. Л. Ма́ца, В. Н. Гращенкова. — Москва : Искусство, 1966—1970. Том 1. Средние века / Под редакцией А. А. Губера и В. В. Павлова. — 1966
 

 

 
Скачать издание в формате djvu (яндексдиск; 33,6 МБ)
 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 35,2 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

 

 
Все тома издания в библиотеке TEHNE:
 
Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В семи томах / Под общей редакцией А. А. Губера, А. А. Федорова-Давыдова, И. Л. Ма́ца, В. Н. Гращенкова. — Москва : Искусство, 1966—1970.
 

26 февраля 2023, 12:39 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий