|
Кацусика Хокусай. Тридцать шесть видов Фудзи: № 21. Большая волна в Канагаве冨嶽三十六景 神奈川沖浪裏Under the Wave off Kanagawa (Kanagawa oki nami ura), from the series Thirty-six Views of Mount Fuji (Fugaku sanjūrokkei)Artist: Katsushika Hokusai (1760–1849)Period: Edo period (1615–1868)Date: ca. 1830–32
The breathtaking composition of this woodblock print, said to have inspired Debussy’s La Mer (The Sea) and Rilke’s Der Berg (The Mountain), ensures its reputation as an icon of world art. Hokusai cleverly played with perspective to make Japan’s grandest mountain appear as a small triangular mound within the hollow of the cresting wave. The artist became famous for his landscapes created using a palette of indigo and imported Prussian blue. (metmuseum.org)
Большая волна в Канагаве
О мощи природы и силе ее стихий повествует также и один из лучших листов серии В морских волнах у Канагава. Большая волна. Его красота в предельной ясности и выразительной силе образа. Линией, цветом, динамикой ритмов передал в гравюре художник грозное движение разбушевавшегося океана, его могучую силу. В огромной синей вздыбившейся волне, нависшей над маленькой лодкой, в кипении белой пены, венчающей ее края, в брызгах, напоминающих то когтистые лапы зверя, то стаю стремительно вылетающих из морской пучины птиц, ощущается грандиозная сила движения тяжелой массы воды, готовой поглотить все живое. Однако непобедимая сила жизни ощущается и в противостоянии ей людей, в своих легких узких челноках устремляющихся навстречу стихии, в бесстрашии моряков перед надвигающейся на них волной, а также и в незыблемом спокойствии вырисовывающейся на горизонте снежной вершины горы Фудзи. Внутренний контраст противоречивых сил в гравюре Хокусая не приобретает трагического оттенка и благодаря общему декоративному строю гравюры, ясности линий и мощи красочных тонов разрешается ощущением совершенной красоты мироздания. (Надежда Виноградова. Кацусика Хокусай)
На гравюре изображена волна, которая высоко вздымается в небо, ей вторят очертания плывущих облаков. Волна, разлетаясь пеной брызг, «выпустила» ужасаюшие когти и готова поглотить маленькие лодочки, отчаянно сопротивляющиеся стихии. На фоне драматических событий сопротивления и борьбы со стихией видна невозмутимо возвышающаяся над гребнем волны гора Фудзи.
Известно, что Хокусай довольно смело использовал западноевропейские художественные приемы и техники. В этой серии гравюр чувствуется его собственная манера изображения приемов западноевропейского искусства. К более ранним произведениям, выполненным в европейской манере, можно отнести такие гравюры, как «Корабль в волнах» и «Море в Канагава в районе Окимотохон». Но в этих произведениях еще нет достаточной силы и энергии, они не производят такого впечатления грандиозности, как гравюра «В морских волнах у Канагава».
Думается, что три корабля, которые изображены на гравюре — это суда «осиокури», которые перевозили свежую рыбу из Идзу и Босо. Тема большой воды, тема Океана, открытая Хокусаем в серии «36 видов Фудзи» и столь мощно прозвучавшая в гравюре «Волна у Канагава», нашла свое продолжение в других сериях, связанных с изображением моря, водопадов, рек. Кроме того, благодаря исследованиям Фукумото Кадзуо, стало известно, что для французского композитора-импрессиониста Дебюсси эта картина послужила толчком к написанию симфонии «Море».
Анимированная версия гравюры, выполненная художником Segawa37 для конкурса the GIFs - Award of GIF creator 2015:
Вверх и вниз по большим волнам в Канагаве
20 января 2023, 14:19
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий