наверх
 
Удмуртская Республика


Сапрыкина Н. С. Советская архитектура Ярославля : Реальность и виртуальность. — Ярославль, 2006

Советская архитектура Ярославля : Реальность и виртуальность / Н. С. Сапрыкина. — Ярославль : Издательство ЯГТУ, 2006 Советская архитектура Ярославля : Реальность и виртуальность / Н. С. Сапрыкина. — Ярославль : Издательство ЯГТУ, 2006
 
 

Советская архитектура Ярославля : Реальность и виртуальность / Н. С. Сапрыкина. — Ярославль : Издательство ЯГТУ, 2006. — 496 с., ил. — ISBN 5-230-206641-1

 
 
В первом обобщающем исследовании советской архитектуры Ярославля дается оценка новейшей истории архитектуры города. Анализируются установки и принципы генеральных планов города, особенности и закономерности преобразования Ярославля, формирования новых градостроительных ансамблей. В контексте времени рассматриваются объемно-пространственные, планировочные и конструктивные решения жилых и общественных зданий, вопросы композиции их фасадов, проектирования архитектурных деталей, применения фактуры и цвета.
 
Наряду с существующими зданиями подробно, с привлечением новых материалов, анализируются утраченные постройки, а также нереализованные проекты и идеи, позволяющие полнее увидеть специфику архитектурных поисков и ориентиров в определенный период времени. Большое внимание уделяется новой типологии зданий, особенностям стилистического развития каждого этапа советской архитектуры. Широко отражена творческая деятельность выдающихся региональных архитекторов Ярославля, а также творчество архитекторов Москвы, Ленинграда, которые участвовали в проектировании и строительстве города, или оказали опосредованное влияние на архитектуру Ярославля.
 
Для архитекторов, искусствоведов, историков, студентов и аспирантов соответствующих специальностей, а также широкого круга читателей.
 
 
Рецензенты: ЗАО Ярославгражданпроект; кафедра музеологии и краеведения ЯрГУ им. П. Г. Демидова; А. Л. Пунин, доктор архитектуры, профессор, зав. кафедрой «История архитектуры» Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; А. Р. Бобович, главный архитектор г. Ярославля.
 
 
В недалеком будущем Ярославлю исполнится тысяча лет. Город получил широкую известность, прежде всего, благодаря множеству памятников архитектуры, построенных в прежние эпохи, сохраненных и дошедших до нашего времени. Среди них большое число замечательных зданий, рожденных трудами зодчих и строителей в XVІ—XIX веках. Перепланировка города по «регулярному» плану 1778 года стала ярким примером сочетания древних, средневековых памятников с классической планировочной и пространственной системой, внедренной в русское градостроительство на рубеже XVIІІ—XIX веков. Не случайно центр Ярославля в 2005 году был включен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия как памятник русской архитектуры и градостроительного искусства.
 
Достаточно хорошо изученные и подробно описанные во многих научных трудах и туристических справочниках памятники этих эпох привлекают в город большое число туристов и являются предметом гордости ярославцев. Но огромное богатство, может быть, косвенно послужило причиной тому, что архитектурные сооружения XX века в основном остаются незамеченными на фоне своих более знаменитых «собратьев». В то же время бурный XX век оставил глубокий след в истории градостроительства и архитектуры Ярославля, до сих пор мало изученный и почти неизвестный как самим ярославцам, так и гостям города. Да и в среде профессиональных архитекторов лишь некоторые здания этого времени заслуженно признаны как действительно значимые произведения зодчества.
 
История застройки Ярославля советского периода во многом отразила достижения и провалы политической, экономической системы нашего государства и духовной культуры советского общества, провозгласивших в своих лозунгах высокие идеалы демократии и свободы личности, но на деле страдающих проявлениями тоталитаризма, глубокими противоречиями между сказанным и сделанным. Архитектура города, как зеркало отразила эти противоречия. Гуманные лозунги «создания города будущего — радостного и гармоничного», забота о сохранении традиций города, «содержащего в себе множество ценностей нашей истории и культуры», провозглашенные в самом начале 20-х годов XX столетия разработчиками первого генерального плана социалистического Ярославля, воплощенные в строительстве Бутусовского поселка — прообраза комплекса застройки города близкого будущего и бережной реставрации пострадавших в гражданской войне выдающихся памятников ярославской архитектуры были дискредитированы массовым сносом только что и с таким трудом отреставрированных храмов. Прекрасные идеи создания архитектурного образа «страны побудившего социализма» обрели свое воплощение в зданиях «сталинского ампира», страдающих показным величием на фоне так и не ликвидированных бараков, в которых ютилось огромное количество горожан. Замечательные планы обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой реализовывались строительством унылых пятиэтажек, созданием, огромных микрорайонов, где серость и скудность архитектурной мысли стали следствием поставленной партией и правительством задачи борьбы с архитектурными излишествами. Все, что происходило в нашей стране, не миновало и Ярославль.
 
Но в этой глубоко противоречивой и во многом драматичной борьбе старого и нового, правдивого и ложного, гуманного и несправедливого ярославские архитекторы старались сделать все от них зависящее, чтобы исторический город не пострадал, чтобы новая архитектура, отражая свое время, сочеталась со старинными постройками, чтобы построенные по меркам типового проектирования новые микрорайоны, насколько это было возможно, отвечали интересам горожан. Не все получилось, были победы и поражения, и все же в результате этой сложной и многогранной деятельности наш город развивался, ширился и рос. Создавались новые здания и целые комплексы. Архитектура промышленных предприятий, возведенных в первые пятилетки, жилые комплексы, подобные поселку резиноасбестового комбината, расположенному на проспекте Шмидта, ныне проспекте Ленина, дворцы культуры, больничные и студенческие городки. 11-й микрорайон в Дзержинском районе, застройка которого велась по получившему известность во всей стране «Ярославскому градостроительному договору», комплекс речного вокзала на Волжской набережной и ансамбль Советской площади, удостоенные Государственных премий РСФСР — эти и другие ансамбли и постройки советского времени достойно представляют архитектуру города, созданную в XX столетии.
 
Она очень близка к нам по времени своего возникновения и, может быть, поэтому еще мачо изучена и не заняла своего достойного места в ряду более известных построек. Поэтому монография Н. С. Сапрыкиной представляет огромный интерес не только как первая попытка оценить то, что появилось в городе в XX веке, но и как серьезное научное исследование, основанное на систематизации собранного автором материала и дающее характеристику архитектурным достижениям и потерям советской архитектуры города. Все это позволяет надеяться, что проведенные автором исследования, изложенные в книге, и данные в ней оценки будут интересны не только специалистам, но и гораздо более широкому кругу читателей, интересующихся историей города, желающих больше узнать о его архитектуре и градостроительстве.
 
Ближайшая история древнего Ярославля, показанная через развитие его архитектуры, безусловно, достойна изучения точно также как и памятники ярославского зодчества, давно и по праву вошедшие в летопись русской архитектуры.
 
Главный архитектор города Ярославля, почетный архитектор России
А. Р. Бобович
 
 
 

Введение

Ярославль — это не только древний город с многочисленными памятниками старины, но и современный крупный промышленный центр, который особенно бурно развивался в советский период времени. Почти на 80 процентов он был отстроен за 75 лет Советской власти, сформировался его новый современный облик, который органично включил и исторические культовые, гражданские постройки разных времен. На его примере мы можем проследить всю историю развития советской архитектуры. Смена стилистических тенденций, новые типы жилых и общественных зданий, сооружений, комплексов, уникальные промышленные предприятия — все это нашло свое отражение в его градостроительной структуре. Архитектурная жизнь Ярославля всегда старалась идти в ногу со временем. Первый генплан города был принят еще до первых генпланов Москвы и Ленинграда, с середины 1920-х годов начали строиться первые жилые комплексы с элементами соцкультбыта, был проведен всесоюзный конкурс на разработку типовых жилых домов, вводились в строй больницы, школы, детсады, появлялись уникальные общественные здания. Активное участие в застройке города принимали выдающиеся архитекторы СССР: Н. В. Баранов, Г. П. Гольц, М. П. Парусников и другие. «Выросли» и сформировались такие яркие региональные архитекторы, как А. В. Федоров, С. В. Капачинский, А. А. Матвеева, К. К. Некрасов и другие, имена которых можно смело поставить в один ряд со многими известными архитекторами тех времен. Ориентируясь на новые «лозунги» и «манифесты» — здания, ставшие новыми образцами для подражания, они часто осмысливали их архитектурную, эстетическую сущность через собственные новые решения. Огромное количество символов Ярославля, без которых мы не мыслим его сегодня, было создано именно в XX веке: дом с аркой на Красной площади, шпиль Вознесенских казарм, клуб «Гигант», вокзал «Ярославль — Главный», благоустроенные Волжская и Которосльная набережные, речной вокзал и театр юного зрителя и многое другое.
 
Дыхание времени, подчас сурового и аскетичного, трудного и яркого, связанного с большими надеждами и стремлениями советского общества, — все это нашло отражение в архитектуре, которая помогает нам сегодня наглядно «прочитать» историю нашего государства, и в частности — нашего города. Многие ценности того времени становятся снова актуальными и сегодня. То, что невозможно было осуществить в реальности в двадцатые, тридцатые, пятидесятые годы прошлого столетия в силу отсутствия технических и инженерных возможностей, на современном этапе в ряде случаев получает материальное воплощение. Прогрессивные мысли, гуманные, но порой утопические идеи, яркие образы и ассоциации подхватываются архитекторами многих стран и становятся ориентирами новых творческих идей. Поэтому все интереснее изучать накопленный опыт многих поколений архитекторов и строителей, постигать сущность творческого кредо советского времени, рассматривать их сквозь призму современного времени.
 
Изучать архитектуру можно не только на примере реально существующих зданий и сооружений, сейчас это еще и сложно, потому что многие из них искажены более поздними переделками. Иногда нереализованный проект более интересен с точки зрения его замысла, стилистической чистоты исполнения и воображения, как бы выглядел наш город, если бы все было построено так, как задумывалось вначале. Поэтому в книге «Советская архитектура Ярославля: Реальность и виртуальность» показаны и проанализированы не только объекты, которые были построены в советский период развития города, но и эскизы, первоначальные варианты их проектных решений, которые не были воплощены в силу каких-либо причин, а также утраченные здания. Восстанавливая картины прошлого, творческие замыслы и предложения, мы можем «увидеть», а точнее, виртуально представить, как могли выглядеть целые участки улиц и проспектов, если бы не произошла декларативная смена стилистики, требующая отказа от ранее принятых установок как в градостроительстве, так и в проектировании зданий и сооружений. Реальность — это то, что мы имеем сейчас, и не факт, что это будет существовать спустя какое-то время. Оно стремительно вносит свои коррективы во многие сооружения советского периода. Многие здания исчезают, другие кардинально изменяются в процессе эксплуатации, что хорошо видно на фотографиях. «Осовремененная» под модные тенденции сегодняшнего дня архитектура «социального реализма» порой теряет свой облик до неузнаваемости. Изменяется пропорциональная зависимость формообразования объема и деталей, пластика, фактура, функционально-планировочное решение и даже градостроительный статус. Все это неизменно приводит к утрате свидетельств хотя и не столь отдаленной истории, но не менее интересной, даже в сравнении с древностью. Самобытность города всегда складывается долгое время, и чем больше разновременных пластов архитектуры, тем индивидуальней и интересней его среда. Никакая заново отстроенная архитектура, даже имитирующая исторический облик сооружения, не может передать энергетики и духа предыдущих эпох. Поэтому так важно, продолжая формировать город сегодня, изменяя и приспосабливая его к требованиям современного дня, не забывать о принципах исторической преемственности, культурном наследии дня «вчерашнего».
 
Книга предназначена не только специалистам в области архитектуры и искусства, но и широкому кругу читателей, желающих больше узнать об истории города, особенностях его развития. Она позволит на примере Ярославля не только изучить новые типологические виды зданий и сооружений советского периода времени, особенности и установки стилистического развития каждого этапа архитектуры, но и увидеть и рассмотреть отличия жилых и общественных зданий, появившихся в разное время, понять, почему именно такая архитектура была предопределена данным периодом, узнать имена наиболее выдающихся архитекторов города. Надеюсь, что осознание значимости своего окружения поможет выработать у будущих архитекторов, искусствоведов, культурологов и историков более бережное отношение к местному наследию, сохранить советскую архитектуру в городе как определенный пласт культуры.
 
Конечно, не все архитектурные творения, проекты и постройки советского времени Ярославля вошли в данное исследование, невозможно в рамках одной книги охватить абсолютно все. Среди большого количества построек и проектов выбраны наиболее характерные и яркие для своего времени, наглядно иллюстрирующие специфику того или иного периода архитектуры, особенности организации проектирования и строительства, наиболее важные в градостроительном плане объекты, формирующие новый облик города.
 
 

Preface

Yaroslavl is not just an ancient city with a great number of historical monuments, but a big modem industrial center, which was developed especially rapidly in the Soviet times. About 80 percent of its buildings were built within 75 years of the Soviet era, it is then that its modem image was formed and included historical, cultural, civil buildings of different times. We can learn the whole history of the development of Soviet architecture in Yaroslavl. Change of stylistic tendencies, new types of residential and public buildings, complexes, unique industrial enterprises - all of these was reflected in the structure of the city. Yaroslavl’s architecture always tried to keep up with the times. The first General plan of the city was accepted earlier than general plans in Moscow and Leningrad, first residential complexes with elements of social and cultural infrastmcture started to appear since midtwenties, All-USSR competition was organised to develop a typical residential building. Hospitals, schools, kindergartens were built, unique public buildings appeared. Active part in building and construction of the city was taken by outstanding USSR architects: N. V. Baranov, G. P. Golts, M. P. Parusnikov and others. Such bright local architects as A. V. Fedorov, S. V. Kapachinsky, A. A. Matveeva “grew up” at those years, and their names can be brought into one line with many famous architects of the time. Looking at new “slogans” and “manifests” - buildings, that became new models of architecture, new architects changed the architectural and esthetic nature of those buildings introducing their own new decisions. A great number of symbols of Yaroslavl appeared particularly in the twentieth century, and we cannot imagine the city without those symbols today - the building with an arch in the Red Square, Vosnesensky Military Quarters, “Gigant” Cultural Centre, Yaroslavl - Glavny railway station, Volga and Kotorosl embankments, River station, Children’s Theatre and many others.
 
The architecture of the Soviet era reflected the time itself, hard and ascetic, severe and bright, connected with great expectations of the soviet society. And it helps us today to read and visualize the history of our state in general and our city in particular. Many values of that time become relevant today. What was impossible to bring into life in the twenties, thirties or fifties due to the lack of technical or engineering opportunities can be introduced in the modem situation. Progressive thoughts, human but sometimes utopian ideas, bright images and associations are taken up by architects from different countries and become guiding points for new creative ideas. That is why it is becoming more and more interesting to study the experience of many generations of architects and builders, to comprehend the essence of creative thinking of the Soviet times, and to look at it in the prospect of modem approach. One can study architecture not just by studying existing buildings and constructions. Even that is not easy as most of the buildings were distorted by later alterations. Sometimes a project that has not been implemented is more interesting in the context of its idea, stylistic clearness of its application and imagination of the author as to how our city would look like if everything had been built according to plans. That is why in the book “Soviet Architecture of Yaroslavl: Reality and Virtuality” we showed and analyzed not only buildings that had been built in the Soviet era of the city development, but also drafts, first variants of projects that had not been used for some reasons, and also buildings that had been destroyed. Reconstructing pictures of the past, creative ideas and proposals, we can “see” or rather virtually imagine how whole parts of streets and constructions of the Soviet period. Many buildings disappear; others cardinally change while being used, and we can see it in the photographs. The social realism architecture being modernized according to the fashion tendencies of today sometimes loses its image dramatically. Proportional relation of structural morphology, avenues could look like if the declarative change of stylistics which required refusal from accepted rules both in urban construction and in planning had not been forced into application.
 
The situation we have at present will not necessarily remain in the near future. Time rapidly makes alterations to many capacity and details, as well as plastics and texture, functional planning concept, and even town-planning status change noticeably. It leads to the loss of historical evidences of the not very distant but nevertheless very interesting past. It takes a long time for the originality of the city to develop. And the larger variety of architectural plies is the more individual and interesting the city environment could be. No newly built architecture, even imitating the historical image of the construction, could transfer energy and spirit of former epochs. That is why it is so important to remember the principles of historical continuance and the cultural heritage even of “yesterday”.
 
The book is addressed not just to the specialists in architecture and art, but to a wider number of readers willing to know more about the history of the city, particulars of its development. It will help, on the example of Yaroslavl, not only to study new typological features of buildings and constructions of the Soviet period of time, particulars and basics of stylistic development of each stage, but to see and study in detail differences in residential and public buildings of different times, to understand why this type of architecture was determined by this very period, and to get to know the names of the most prominent architects of the city. I hope that understanding of the greatness of the environment will help future architects, specialists in culture and art to develop a more careful attitude to the local heritage, and will let preserve the Soviet architecture in the city as a specific ply of the cultural heritage.
 
Naturally, not all architectural ideas, projects, constructions of the Soviet times in Yaroslavl were described in this large number of buildings and projects we chose the most representative and bright for their time, which illustrate specific characters of one or another period of architecture, features of building and construction organization, and the most important buildings in the city structure, which research. It is impossible to cover everything form a new image of the city.
 
 
 

Содержание

Введение.. 4
 
Архитектура Ярославля. 1917—1934 гг.
Первый генеральный план социалистического Ярославля — «Новый Ярославль» .. 9
Архитектура жилища в Ярославле 1924—1934 гг... 27
Общественные здания Ярославля 1924—1934 гг. 64
 
Архитектура Ярославля. 1934—1941 гг.
Новый генеральный план реконструкции и развития Ярославля (1936 г.) —
«Большой Ярославль» .. 111
Жилищное строительство Ярославля 1930-х годов ... 128
Общественные здания Ярославля 1930-х годов ... 170
 
Архитектура Ярославля. 1941—54 гг.
Развитие города в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное десятилетие . 187
Архитектура жилища послевоенного десятилетия . 199
Общественные здания послевоенного десятилетия .242
 
Архитектура Ярославля. 1955—1970 гг.
Генплан развития, новые микрорайоны Ярославля .289
Архитектура жилых зданий середины 1950—1960-х годов ... 308
Архитектура общественных зданий середины 1950—1960-х годов .. 316
 
Архитектура Ярославля. 1970—1991 гг.
Новые тенденции в градостроительстве Ярославля .. 343
Жилищное строительство 1970—1980-х годов ...363
Общественные здания 1970—1980-х годов ...397
 
Заключение ..467
Проекты и постройки ..469
Указатель имен .474
Список литературы и архивных материалов .. 476
Список иллюстраций .. 481
 
 

Примеры страниц

Советская архитектура Ярославля : Реальность и виртуальность / Н. С. Сапрыкина. — Ярославль : Издательство ЯГТУ, 2006 Советская архитектура Ярославля : Реальность и виртуальность / Н. С. Сапрыкина. — Ярославль : Издательство ЯГТУ, 2006
 
Советская архитектура Ярославля : Реальность и виртуальность / Н. С. Сапрыкина. — Ярославль : Издательство ЯГТУ, 2006 Советская архитектура Ярославля : Реальность и виртуальность / Н. С. Сапрыкина. — Ярославль : Издательство ЯГТУ, 2006
 
 
 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 34,6 МБ).
 
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу 42@tehne.com.
 
 
АО «Прикампромпроект»

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке АО «Прикампромпроект».

АО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 

1 сентября 2016, 19:31 0 комментариев

Добавить комментарий

Партнёры
Алюмдизайн СПб
СОЦГОРОД
АО «Прикампромпроект»
Pine House Corporation
Копировальный центр «Пушкинский»
Компания «Вентана»
Джут