наверх
 
Удмуртская Республика

Пермиловская А. Б. Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера. — Екатеринбург ; Архангельск ; Ярославль, 2013

Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера / А. Б. Пермиловская. 2013
 
 
 

Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера / А. Б. Пермиловская ; Российская академия наук, Уральское отделение; Институт экологических проблем Севера Архангельского научного центра; Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского. — Екатеринбург : УрО РАН ; Архангельск : ОАО «ИПП «Правда Севера» ; Ярославль : ЯГПУ имени К. Д. Ушинского, 2013. — 608 с., ил. — ISBN 978-5-7691-2303-0

 
 
 
Монография продолжает серию изданий А. Б. Пермиловской о культуре Русского Севера и посвящена уникальной деревянной архитектуре. Русский Север — «страна зодчих», исторически сложившийся заповедник народного зодчества, которое по праву считается вершиной русской деревянной архитектуры. Народная архитектура — это жилые, хозяйственные, производственные, торговые, инженерные, оборонные, культовые строения, поселения, созданные в большинстве случаев неизвестными мастерами на основе народных архитектурно-строительных традиций, отражающих ментальность русского крестьянства, где определяющее место принадлежит народному православию и мифопоэтическому мировоззрению.
 
Автором впервые проведено комплексное культурологическое исследование народной архитектуры Русского Севера как отражения культурных смыслов жизни уникального российского региона, сформировано и обосновано понятие «Русский Север — особая территория наследия». Исследование осуществлено в культурологическом ракурсе проявления в ней русского хронотопа — культурного ландшафта северной деревни. В монографии обоснована модель смыслополагания народной архитектуры, для выявления культурного кода Русского Севера (народного деревянного зодчества) предложена метафора «Как мера и красота скажут».
 
Издание содержит богатый иллюстративный материал, обмеры. Книга предназначена специалистам: культурологам, архитекторам, искусствоведам, этнологам, историкам, преподавателям гуманитарных дисциплин вузов, может использоваться как учебное пособие для аспирантов и студентов, а также для широкого круга читателей, интересующихся культурой Русского Севера. Работа адресована и англоязычным читателям — часть материала переведена на английский язык.
 

 

Анна Борисовна Пермиловская, доктор культурологии, главный научный сотрудник Учреждения Российской академии наук «Институт экологических проблем Севера УрО РАН». Длительное время работала в музее деревянного зодчества «Малые Корелы», входила в научную группу его создателей. С 2002 г. — в ИЭПС УрО РАН. Руководитель (25) и участник (8) — 33 экспедиций по Русскому Северу, выступала с докладами на 92 конференциях в России и 18 зарубежных конференциях, организовала и провела 7 российских и международных конференций. Автор 150 научных статей по народной архитектуре, традиционной культуре, музеям под открытым небом, культурному ландшафту в российских и зарубежных (20) изданиях, в том числе 5 монографий: «Северный дом». Петрозаводск, 2000; «Крестьянский дом в культуре Русского Севера». Архангельск, 2005; «Русский Север как особая территория наследия». Архангельск; Екатеринбург, 2010; «Русское деревянное зодчество. Произведения народных мастеров и вековые традиции». Москва, 2012 (в соавт. с А. Б. Боде, Н. П. Крадиным и др.); «Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера». Екатеринбург; Архангельск; Ярославль; 2013; фильма «Музей „Малые Корелы“», 2007. Исследования получили поддержку 7 грантов. Прошла 10 стажировок по теме «Изучение и сохранение памятников народной архитектуры в музеях под открытым небом и "in situ"» в Западной Европе. С 1993 г. принимает участие в работе Европейской ассоциации музеев под открытым небом. Член Международной ассоциации сельскохозяйственных музеев, редколлегии двух научных журналов музеев под открытым небом: «Rocznik Muzeum Wsi Mazowieckiej w Sierpcu»; «Zeszyty Naukowe MBL-РЕ» (Польша), Ассоциации этнографов и антропологов России, Ассоциации колокольного искусства России, Российского культурологического общества, ученого совета музея «Малые Корелы», лауреат премии им. М. В. Ломоносова (2005).
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
Актуальность темы исследования обусловлена значимыми для современного общества задачами изучения, сохранения и развития культуры русского народа. Изучение особых, региональных аспектов истории национальной культуры в условиях многополярности мира и в контексте процесса глобализации помогает понять целостность и сущность сложных историко-культурных и социальных особенностей российской современности, в которой памятники народного зодчества являются уникальными и, к сожалению, немногочисленными артефактами, с помощью которых осуществляются культурная преемственность и национальная идентификация. В связи с тем, что формирование культурного пространства России проходило под влиянием различных национально-культурных традиций и сопровождалось развитием региональных культур, осмысление опыта Русского Севера может дать ключ к пониманию исторического развития России, связанного с духовным и хозяйственным освоением огромных таежных и арктических пространств Евразии вплоть до Сибири и Дальнего Востока.
 
Для культурологического дискурса современного отечественного гуманитарного знания особенно актуальны системное определение сущностных признаков и выявление концептов русской культуры. Данная работа призвана внести вклад в раскрытие содержания и значения народного деревянного зодчества Русского Севера как базисной составляющей национальной культуры. Русский Север в истории и современном опыте отечественной культуры — хранитель памятников древней народной культуры, которые создавались на протяжении нескольких столетий в условиях стабильности, патриархального образа жизни и непрерывности художественных традиций. До настоящего времени мы обнаруживаем здесь многие неизвестные памятники прошлого. Широкий срез традиционной народной архитектуры с привлечением большого числа новых артефактов имеет большое значение не только для познания культуры северной провинции, но и для характеристики общерусского культурного и художественного процесса.
 
Структура понятия «Русский Север» как определенной территории и историко-культурной общности сформировалась в результате русской колонизации из новгородских и ростово-суздальских земель и ассимиляции коренного финно-угорского населения. «Русский Север» — это термин, обладающий высокой степенью универсальности и теоретичности для обозначения особого, символического русского пространства, обозначающего, кроме прочего, и государственные границы России. В связи с этим понятие «Русский Север» сохраняет свою актуальность с XIX — начала XX века, когда в науке и искусстве осуществляется его «открытие», до наших дней.
 
В кругу концептов отечественной культуры «Русский Север» уже около двух столетий — это устойчивое словосочетание для носителя российского менталитета, понятие, отражающее важные для отечественной культуры смыслы. Русский Север сыграл выдающуюся роль в становлении национального самосознания и занимает одно из важнейших мест на культурной карте России. Как особый регион российского культурного наследия по своей значимости он соотносим с уникальными явлениями национальной и мировой культуры.
 
<...>
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
ОТ АВТОРА.. 8
ВВЕДЕНИЕ.. 16
 
ГЛАВА I. Культурные смыслы народной архитектуры в контексте ландшафта Русского Севера.. 42
Русский Север как особая территория наследия.. 44
Региональные особенности сельского поселения в культурном ландшафте Русского Севера.. 73
 
ГЛАВА II. Сакральные смыслы народной архитектуры Русского Севера.. 98
Семантика строительной обрядности и плотницкое мастерство Русского Севера.. 100
Культовое зодчество Русского Севера как отражение традиционной картины мира крестьян: храм, часовня, крест.. 133
 
ГЛАВА III. Повседневные смыслы народной архитектуры Русского Севера.. 206
Социокультурные характеристики крестьянского дома.. 208
Типологические и архитектурно-художественные особенности северного дома.. 231
Семиотика повседневной культуры в контексте народной архитектуры Русского Севера.. 262
Символика декора и архитектурно-конструктивные особенности крестьянского дома.. 303
 
ГЛАВА IV. Сельский мир — модель смыслополагания народной архитектуры Русского Севера.. 348
Сельское историческое поселение как специфический историко-культурный феномен Архангельской области.. 350
Село Кимжа Мезенского района — репрезентативный объект культурного ландшафта Русского Севера XIX — начала XX века.. 404
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 472
ПРИМЕЧАНИЯ.. 482
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ.. 501
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ: архивы и музеи, в фондах которых изучались материалы по деревянному зодчеству.. 503
БИБЛИОГРАФИЯ.. 507
БИБЛИОГРАФИЯ НАУЧНЫХ РАБОТ А. Б. ПЕРМИЛОВСКОЙ.. 536
 
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Таблица экспедиционных обследованных поселений, памятников и артефактов народного зодчества А. Б. Пермиловской в период с 1981 по 2010 год.. 546
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. Список информантов.. 572
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. Рекомендации по сохранению сельских культурных ландшафтов Архангельской области.. 576
 
SUMMARY.. 582
 
ОБ АВТОРЕ.. 588
ПУБЛИКАЦИИ ОБ АВТОРЕ.. 592
 
ОПУБЛИКОВАННЫЕ РЕЦЕНЗИИ НА МОНОГРАФИИ А. Б. ПЕРМИЛОВСКОЙ
Щученко В. А. Новая книга о культуре Русского Севера Рецензия на книгу: Пермиловская А. Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX — начало XX вв.). — Архангельск: Правда Севера, 2005. — 312 с.: 290 ил. Опубликовано: Культурологические исследования в Сибири. — Омск, 2006. — № 3 (20). — С. 107—109.. 593
Кулешов А. Е. Рецензия на книгу: Пермиловская А. Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX — начало XX вв.). — Архангельск: Правда Севера, 2005. Опубликовано: Живая старина. — М., 2008. — № 3 (59). — С. 64—65.. 595
Гамаюнова Н. Рецензия на книгу: Пермиловская А. Б. Русский Север как особая территория наследия. — Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера»; Екатеринбург: УрО РАН, 2010. — 552 с.: 673 ил. Опубликовано: Литературная газета. — М., 2011. — 10 мая [№ 19 (6321)].. 598
Линник Ю. В. Русский Север как духовная ценность. Рецензия на книгу: Пермиловская А. Б. Русский Север как особая территория наследия. — Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера»; Екатеринбург: УрО РАН, 2010. Опубликовано: Призма: альм. — Петрозаводск: Полимусейон, 2011. — С. 12—15.. 600
 
CONTENTS.. 606
 

 

Примеры страниц

 
Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера / А. Б. Пермиловская. 2013
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 23,0 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу 42@tehne.com.
 

6 апреля 2021, 11:35 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий


Партнёры
Архитектурное бюро КУБИКА
Фототех-Поволжье
ООО «АС-Проект»